ТИКО - Конструирование
ТИКО -Моделирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Капелька»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Тема: «Поможем Звездочету»
Воспитатель: Байер Анжелика Владимировна
Пгт Пойковский 2021г.
Цель:
Формирование математических знаний, умений в конструктивно – модельной деятельности детей.
Задачи:
1.Закрепить счетные умения (до 6), знание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал), умение соотносить цифры с количеством.
2. Учить детей конструировать ракету из конструктора ТИКО.
3. Развивать у детей внимание, познавательные интересы, творческие способности, усидчивость, воображение, мелкую и общую моторику. Совершенствовать навыки работы с конструктором.
4. Воспитывать доброжелательность, ответственность, умение и желание оказывать помощь персонажам.
5.Учить детей оценивать свою работу и работу других детей.
Материалы к занятию:
Демонстративный: 6 карточек с шишками, 6 – с грибами; цифры от 0 до 6, корзинка, теремок из геометрических фигур, игрушка Звездочета, презентация, образец сконструированной ракеты.
Раздаточный: детали конструктора ТИКО на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их!
(Дети рассказывают стихотворение).
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Ребята, кто-то принес нам вот такую коробку. Скажите, какого она цвета?
Предположительные ответы детей: Коробка синего цвета.
Воспитатель: Какой формы?
Предположительные ответы детей: Коробка прямоугольной формы.
Воспитатель: Какого размера коробка?
Предположительные ответы детей: Коробка большого размера!
Воспитатель: что же там может быть? (Предположения детей)
Воспитатель: хотите узнать, что там? Давайте посмотрим!
(Воспитатель открывает коробку)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Предположительные ответы детей: ещё одна коробочка!
Воспитатель: Скажите, какого цвета эта коробочка?
Предположительные ответы детей: Коробочка красного цвета.
Воспитатель: Какой формы?
Предположительные ответы детей: Коробочка квадратной формы.
Воспитатель: Какого размера коробка?
Предположительные ответы детей: Коробочка маленького размера!
Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, что же там внутри!
Воспитатель: Ребята, это письмо! Написал нам его Звездочет, он просит о помощи, но для этого нам с вами надо отправиться в страну «Математика»!
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие?
Предполагаемые ответы детей: да!
Воспитатель: как вы думаете, кто живет в этой стране?
Предполагаемые ответы детей: Цифры, геометрические фигуры, сказочные герои.
Воспитатель: для чего нам нужны цифры? Геометрические фигуры?
Предполагаемые ответы детей: Цифры нужны для счёта, из геометрических фигур можно что-нибудь построить, смастерить, выложить и т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята! В путешествие мы с вами отправимся на поезде! Занимайте места. (На ковре обозначены места).
Воспитатель: отправляемся в путь!
(На экране появляется видео движение поезда; звуковое сопровождение).
Воспитатель: вот и наша остановка. (Слайд с изображением остановки).
Детей встречает Буратино:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть в стране «Математика».
Я слышал, вы очень хорошо знаете цифры. А я вот считать не умею. Рядом с моим домом есть лес, в котором живут белочки. Я принес им шишки и грибы, но не знаю, хватит ли всем. Помогите мне их сосчитать.
(На доске расположено 6 белочек, под ними 5 шишек и 6 грибов. Рядом на столе цифры от 1 до 6).
Воспитатель: Ребята, как нам узнать, сколько белочек?
Предполагаемые ответы детей: их нужно посчитать!
Воспитатель: Давайте посчитаем сколько белочек. (Считают)
Предполагаемые ответы детей: 6 белочек.
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько грибов принёс Буратино? (Считают).
Предполагаемые ответы детей: Буратино принёс 6 грибов.
Воспитатель: Какую цифру нужно поставить? (6)
Воспитатель: Ребенок, ставит нужную цифру. (Выставляется на доску нужная цифра)
Воспитатель: Сколько шишек принес Буратино? Давайте посчитаем. (Считают)
Предполагаемые ответы детей: Буратино принес 5 шишек.
Воспитатель: Дети, сколько шишек принёс Буратино?
Предполагаемые ответы детей: Буратино принес 5 шишек.
Воспитатель: Сергей, ставит рядом нужную цифру. (Выставляется на доску нужная цифра)
Воспитатель: Аня, скажи, какую цифру взял Сергей? (5)
Воспитатель: Демид, что обозначает цифра 5?
Предполагаемые ответы детей: Цифра 5 обозначает 5 шишек.
Воспитатель: что можно сказать о количестве шишек?
Предполагаемые ответы детей: на одну шишку меньше.
Воспитатель: что можно сказать о количестве грибов?
Предполагаемые ответы детей: на один гриб больше.
Воспитатель: Какое число больше 5 или 6? На сколько?
Предполагаемые ответы детей: Число 6 больше 5, на один.
Воспитатель: Какое число меньше? На сколько?
Предполагаемые ответы детей: Число 5 меньше 6, на один.
Воспитатель: ой, я еще в корзине нашла шишку! (выставляется на доску)
Воспитатель: сколько стало шишек?
Предполагаемые ответы детей: стало 6 шишек.
Воспитатель: как получили 6 шишек?
Предполагаемые ответы детей: прибавили к пяти одну.
Воспитатель: сколько стало шишек и грибов?
Предполагаемые ответы детей: Поровну.
(Буратино благодарит детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Нам пора отправляться дальше!
Воспитатель: посмотрите, что это там?
(Появляется замок).
Воспитатель: посмотрите, какой необычный замок.
Воспитатель:Из чего он построен?
Предполагаемые ответы детей: Он построен из геометрических фигур.
Воспитатель: Назовите эти геометрические фигуры.
Предполагаемые ответы детей: Квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник.
Воспитатель: Скажите, чем отличается:
- круг от квадрата?
- квадрат от прямоугольника?
- круг от овала?
- треугольник от квадрата?
Воспитатель: Молодцы! Вам интересно, кто же в нем живет?
(Появляется Незнайка).
Здравствуйте ребята! Спасибо, что пришли ко мне на помощь! Мы с друзьями хотим оправиться в космос, но не знаем, как нам это можно сделать. Помогите нам!
Воспитатель: Ребята, скажите, на чём можно отправиться в космос?
Предполагаемые ответы детей: на ракете!
Воспитатель: Верно. Как мы можем помочь Незнайке и его друзьям?
Предполагаемые ответы детей: построить им ракету!
Воспитатель: верно ребята! Я предлагаю вам сконструировать ракету из конструктора ТИКО. (Слайд с изображение готовой ракеты из конструктора ТИКО).
Воспитатель: Скажите, ракета плоскостная или объемная?
Предполагаемые ответы детей: Объемная ракета.
Воспитатель: В конструкторе ТИКО находится много пластмассовых деталей разного цвета, формы и величины. Детали конструктора соединяются между собой шарнирной сцепкой (Показывает сцепку)
Воспитатель: Скажите, как называются основные части ракеты?
Предполагаемые ответы детей: Носовая часть, корпус, сопло.
Воспитатель: В нашем конструкторе есть такие детали как квадраты с круглым отверстием. Для чего они нам пригодятся сегодня?
Предполагаемые ответы детей: это будет иллюминатор в нашей ракете.
Воспитатель: верно! Ребята, Звездочет предлагает нам немного отдохнуть! Давайте разомнемся!
Физминутка
Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим.
Самым дружным будет наш,
Развеселый экипаж!
Ждет нас новая ракета,
Для прогулок по планетам.
На какую захотим –
На такую полетим.
Но в игре один секрет,
Опоздавшим места нет!
Воспитатель: Ребята, скажите, кто создает ракеты?
Предполагаемые ответы детей: Инженер - конструктор.
Воспитатель: сегодня каждый из вас станет инженер-конструктором, сделает свою ракету. Проходите на свои места. (Воспитатель предлагает пройти к столам, где лежат коробки с ТИКО конструктором и схемами – помогалочками)
Воспитатель: Давайте перед работой мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ракета».
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимать, разжимать ладони)
Космонавт летит в ракете. (Приставить ладони к голове)
Сверху видит он (Приставить пальцы козырьком к глазам)
Поля, (Провести горизонтальные лини руками в воздухе)
Реки,
Горы
И моря.
Видит он весь шар земной, (Подвигать плавно кистями рук «волны»)
Шар земной – наш дом родной. (Развести руки в стороны)
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами конструкторы и построим ракеты для Незнайки и его друзей!
Воспитатель: сейчас я вам расскажу и покажу, как мы будем конструировать наши ракеты. Корпус мы делаем из деталей квадратной и прямоугольной формы, а также из деталей квадратной формы с круглым отверстием. Для этого нам необходимо соединить детали со всех сторон между собой. (Воспитатель показывает детям изготовление корпуса ракеты).
Воспитатель: Корпус готов!
Воспитатель: займёмся носовой частью. Скрепляем детали треугольной формы в виде конуса. (Воспитатель показывает детям изготовление носовой части ракеты).
Воспитатель: после чего необходимо скрепить носовую часть ракеты с корпусом.
Воспитатель: В нижнюю часть корпуса мы добавляем детали треугольной формы. Далее нам снова необходимо добавить детали треугольной формы, которые точно так же соединяем между собой.
Воспитатель: Ракета готова!
Воспитатель: можете приступать к работе.
(Дети конструируют ракеты; воспитатель оказывает помощь нуждающимся).
Практическая часть.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо постарались! Звездочет, тебе нравятся ракеты, которые сконструировали дети? (Незнайка рассматривает работы детей)
Воспитатель: Ребята, а вам понравились?
Предполагаемые ответы детей: да!
Воспитатель: у нас получилось много красивых ракет, теперь все наши герои могут отправиться в космос.
Итог занятия.
-Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали? Где помогали?
-Как мы помогли Незнайке?
-Что вам показалось трудным?
-Чему научились?
Воспитатель: теперь пора возвращаться домой. Занимайте свои места в поезде.
(На экране появляется видео движение поезда; звуковое сопровождение).
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Капелька»
Мастер – класс для педагогов
Тема: «Знакомство с конструкторами «ТИКО»
Воспитатель: Байер А. В.
Пойковский
2020 год.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО- моделированию.
Задачи:
- знакомство педагогов с конструктором «ТИКО»
- обучение участников мастер-класса навыкам применения конструктора «ТИКО»
- формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности с детьми конструктора «ТИКО»
Материалы и оборудование:
Мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, схемы и технологические карты по работе с конструктором «ТИКО», конструктор «ТИКО»
Планируемый результат:
∙ информирование педагогического сообщества о системе работы по «ТИКО» - конструированию для детей дошкольного возраста;
∙ сформированность представлений педагогов о возможности работы «ТИКО»- конструктором.
Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:
∙ теоретическую,
∙ практическую,
∙ заключительную.
Ход мастер-класса:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации.
Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно- педагогической поддержки ребенка.
Совершенно недавно в моей педагогической деятельности произошло знакомство с трансформируемым игровым конструктором «Тико». Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.
Задачи конструкторов «ТИКО»:
Образовательная:
• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», или «двери». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную или совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
С этим конструктором можно не только играть, но и обучаться. Развиваться с конструктором «ТИКО» могут дети любого возраста. Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 12 наборов, рассчитанных для детей дошкольного и школьного возраста. Каждый набор имеет методичку для работы с конструктором.
Разработчики ТИКО предлагают объединить для второй младшей группы конструкторы «Малыш» и «Фантазер». Вместе с ними мы научим детей фантазировать, выучим названия цветов, геометрических фигур, научимся считать и конструировать много игровых поделок.
Для детей средней группы к «Фантазеру» добавляются еще «Арифметика», «Геометрия» и «Азбука». С этими конструкторами начнем собирать геометрические тела и их развертки. Конструктор «Арифметика» идеально подходит для подготовки детей к школе и для школьного обучения курса математики, с ним мы обучаем детей счету, составлению примеров и задач. Набор «АЗБУКА» поможет в изучении букв, обучении чтению и развитию словотворчества! С набором "АЗБУКА" Вы сможете составлять любые слова на заданную тему. Можно составлять кроссворды.
Для детей старшей группы к конструкторам «Фантазер», «Арифметика», «Геометрия» добавляются «Грамматика», «Архимед» и «Шары». Теперь вы сможете собрать мячи различного размера – от теннисного мяча до футбольного. Набор «Архимед» - это новейшая разработка Трансформируемого Игрового Конструктора для Обучения (ТИКО)! Единственный набор, в составе которого трапеции и параллелограммы, что существенно расширяет возможности для игры и обучения. Он позволит Вам сконструировать различные фигуры обтекаемой формы – космические корабли, звездолеты, летающие тарелки, самолеты, автомобили будущего.
Для детей подготовительной группы ко всем известным конструкторам добавляется «Школьник», который поможет Вам собрать множество геометрических и игровых фигур большого размера.
Также имеются наборы «Английский язык» Вместе с конструктором «ТИКО» изучение английского языка для самых юных лингвистов будет легким, забавным и веселым. В набор входят различные обучающие элементы, которые позволят ребенку быстро выучить английский алфавит и научиться читать на иностранном языке. Конструктор будет способствовать развитию языковых навыков, логического мышления и памяти у ребенка.
Набор «Пингвин» предлагаем собрать объемного пингвина или другие фигуры на плоскости и в 3D. В набор вложена листовка с примерами сборки фигур на плоскости и объемных конструкций. Все фигуры набора "Пингвин" подобраны по цвету.
А также новинка в ТИКО конструкторе – колеса. Теперь при конструировании можно не только экономить время на сборке колес, но и придумывать новые вращающиеся конструкции.
В каждый набор входят различные геометрические фигуры (многоугольники), которые отличаются не только по форме, но и по цвету:
Этот конструктор позволяет ребенку наглядно видеть процесс перехода фигуры из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Также ТИКО позволяет нам вместе с детьми конструировать плоскостные и объемные фигуры, отрабатывать основные приемы конструирования, такие как:
- конструирование по полной схеме
- конструирование по контурной схеме
- конструирование с помощью слухового диктанта
- конструирование по образцу
- конструирование по технологической карте
- конструирование по собственному представлению.
А сейчас нас ждёт практическая часть мастер- класса. Мы будем конструировать плоскостные и объёмные фигуры, используя основные приёмы конструирования.
- Практическая часть.
А. «Собрать из ТИКО-деталей дом!»
На столе разложены ТИКО-детали маленького размера для сборки дома. Работа выполняется по схеме.
В. «Собрать из ТИКО-деталей цветную дорожку!»
Необходимо найти в контейнере все фигуры определенного цвета и собрать из них дорожку.
С. «Собрать из ТИКО-деталей как можно больше объёмных геометрических фигур!» Контейнер с плоскими фигурами. Собрать фигуру
D. «Собрать фигуру по словесной инструкции»
Цветок. Детали: шестиугольник – 1, треугольник остроугольный – 1, ромб – 2, треугольник равносторонний маленький – 5.
Задание: 1. К шестиугольнику снизу прикрепите остроугольный треугольник. 2. К треугольнику слева и справа прикрепите по одному ромбу. 3. К каждой стороне шестиугольника прикрепите по равностороннему треугольнику.
- Заключительная часть:
И на прощание я предлагаю собрать чемодан в дорогу.
Упражнение «Чемодан в дорогу»
Я узнала что…
Я убедилась в том что…
Мне было интересно…
Мне не понравилось…
Для меня было новое…
Все участники мастер –класса получают бланк с незаконченным предложением. Закончив предложение, кладут бланк в «чемодан» .
- Благодарю всех за работу!
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Мастер-класс подошёл к концу. Вы вернетесь к своим детям. Возник ли у вас интерес к использованию конструирование конструктором ТИКО в рамках учебно-воспитательного процесса? Что вы узнали полезного для себя на этом мастер-классе? Что вам хочется отметить особо?
Пригодилась ли вам практическая часть нашего мастер-класса?
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!