Программа для работы с одарёнными детьми по технологии
В программе отражены аспекты работы с творчески одарёнными учащимися в течение учебного года: подготовка творческих проектов к олимпиаде, конкурсу творческих проектов, текущих проектов. Кроме того развитие способностей учащихся через изготовление предметов декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty.docx | 42.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад
ПРОГРАММА РАБОТЫ
с одаренными обучающимися
по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ»
Учитель: Газизова Энже Маратовна
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.
В нашем образовательном учреждении имеется широкий диапазон включенности обучающихся в творческую деятельность, обеспечивая их благополучное развитие. Система дополнительного образования позволяет развить интересы обучающихся в различных областях.
Обязательным условием формирования у обучающихся чувства успешности является обеспечение их участия в различных конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференция, проектной и исследовательской деятельности.
Образовательная область «Технология» является одним из предметов учебного плана, где созданы благоприятные условий для самореализации одаренных обучающихся и талантливой молодежи для проявления творческих и интеллектуальных способностей.
Цель программы: Создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых обучающихся.
Задачи программы:
- создать условия для самореализации одарённых обучающихся.
- способствовать проявлению одаренности в различных видах творческих занятий через оптимальное сочетание урочной, внеурочной, групповой и индивидуальной деятельности;
- внедрять инновационные педагогические технологии для обучения обучающихся с высоким уровнем одаренности;
- расширить возможности для участия способных и одарённых обучающихся в предметных олимпиадах разного уровня, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Концептуальные основы
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одаренные обучающиеся:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных обучающихся:
1. Обучающиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Обучающиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Обучающиеся с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Обучающиеся с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы выявления одаренных обучающихся на уроках технологии
Комплексность, системность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса каждого одаренного обучающегося.
Методы выявления «потенциальной» одаренности:
- знакомство с психодиагностическим обследованием в рамках психологического сопровождения развития обучающегося, осуществляемое психологической службой школы;
- собеседование с классным руководителем и с учителями, работающими в данном классе;
- применение инновационных технологий в условиях групповой и индивидуальной работы с обучающимися.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными обучающимися на уроках технологии:
- применение на уроках технологии системно – деятельностного, индивидуально - дифференцированного подходов;
- насыщенность учебного материала заданиями различного уровня, предоставление возможности выбора творческих заданий;
- поощрение признания своих творческих и интеллектуальных способностей;
- оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
- установка на ценность и полезность в дальнейшей жизни познавательной деятельности при изучении технологии;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития творческой личности.
Основные мероприятия программы
- Выявление одаренных и талантливых обучающихся.
1.1 Создание системы учета одаренных обучающихся через:
- анализ творческих способностей и практических умений;
- диагностику потенциальных возможностей;
- создание банка данных по талантливым и одаренным обучающимся;
- Создание условий для самореализации одаренных и талантливых обучающихся для проявления творческих и интеллектуальных способностей:
- создание для обучающегося ситуации успеха на уроках технологии и во внеурочной деятельности (кружок, индивидуальные занятия) через индивидуальный подход;
- организация научно-исследовательской и проектной деятельности;
- организация и участие в предметных олимпиадах;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, научно-практических конференциях, выставках разного уровня, в конкурсах в Интернет-пространстве, в предметных неделях по технологии.
- Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей:
- использование для повышения престижа творческих достижений обучающихся ресурсы СМИ, а также школьный сайт;
- поощрение участия в различных мероприятиях грамотами и дипломами;
4. Педагогическая поддержка одаренных обучающихся:
- повышение профессионального мастерства учителя через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов, самообразование;
- использование новых педагогических технологий;
- организация исследовательской работы обучающихся.
Ожидаемые результаты
- повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательной области «Технология»;
- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью;
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- ежегодное участие большего количества обучающихся в конкурсах, научно – исследовательских конференциях, в олимпиадах разного уровня.
Методическое обеспечение работы с одаренными учащимися
- Информационное обеспечение
Положения:
- о проведении предметных олимпиад;
- о проведении мероприятий в рамках предметной недели;
- о научно – практической конференции;
- о конкурсах, выставках и т.п.
2. Программное обеспечение
- рабочие программы по предмету «Технология», программы индивидуальных и дополнительных занятий, кружков индивидуально-групповых занятий и т.п.
- наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации).
Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися
Форма | Задачи |
|
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. Практическая работа с использованием творческого потенциала, креативного мышления, пространственного воображения. |
|
|
|
|
|
|
Организация проектно-исследовательской работы учащихся на уроках технологии
Подготовительный этап:
| Формы: Урок. Внеурочная работа. Индивидуальные и групповые занятия |
Творческий этап:
| Формы: Урок. Внеурочная работа. Мероприятия в предметных неделе или декаде. Олимпиады разных уровней. Научно – практические конференции. |
Развивающий этап:
| Формы: Урок. Внеурочная работа. Мероприятия в предметных неделе или декаде. Олимпиады разных уровней. Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению творческих изделий. |
Исследовательский этап:
| Формы: Урок. Внеурочная работа. Мероприятия в предметных неделе или декаде. Олимпиады разных уровней. Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению практических изделий. |
Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного обучающегося. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного обучающегося шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализированность личности |
|
|
Удовлетворенность обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе |
|
|
Конкуренто способность одаренных обучающихся |
|
|
План работы с одаренными детьми на уроках технологии и ИЗО и во
внеурочное время
Цель работы: развитие у учащихся интереса к проектной дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.
Задачи:
- выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках технологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Направления работы:
- диагностика - изучение личности учащихся;
- работа со способными и одаренными учащимися на уроках технологии;
- внеклассная работа.
Методы работы:
- анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных источников;
- творческие работы;
- проективный метод;
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- организация временных групп;
- свободное самообразование;
- проведение предметных недель;
- олимпиады;
Содержание работы с одаренными детьми
- Диагностика учащихся - методика оценки общей одаренности
- Работа со способными и одаренными учащимися на уроках технологии - разработан широкий спектр заданий (тестов), позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности:
- задания на развитие творческого мышления - выполнение творческих работ учащихся;
- задания на составление проектов - создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности.
- Внеклассная работа с учащимися - создание временных групп (группы по подготовке к олимпиадам) с учетом интересов учащихся.
Критерии эффективности:
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
- Отсутствие неуспевающих по предмету.
- Учащиеся становятся участниками олимпиад по технологии и участниками в различных Интернет-проектах (конкурсах) по технологии.
№ п\п | Мероприятия | Направление и форма работы | Сроки |
1 | Диагностика одаренных детей по технологии | анкетирование, опрос; собеседование | сентябрь |
2 | Составление плана работы для учета желаний ребенка | Развивающая беседа с учеником и его родителями | сентябрь |
3 | Организация индивидуальной работы с одаренным ребенком | Разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка. Составление графика индивидуальных занятий | В течение года |
4 | Работа со способными и одаренными учащимися на уроках технологии:
| Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; | В течение года |
5 | Организация временных групп школьников с учетом интересов учащихся:
| Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий, Индивидуально - групповые занятия | Сентябрь-февраль. По плану организаторов |
группы по участию в различных Интернет- проектах (конкурсах): Например, «Алые паруса. Проект для одарённых детей». Веб-адрес сайта: http://ap.nsportal.ru/ap/ | Консультация учителя, выполнение проектов, Индивидуально - групповые занятия | В течение года | |
| Консультация учителя, выполнение проектов, Индивидуально - групповые занятия | В течение года | |
| Консультация учителя, выполнение проектов, Индивидуально - групповые занятия | В течение года | |
6 | Свободное самообразование учащихся | Консультация учителя, свободное самообразование; | В течение года |
7 | Подготовка учащегося к участию в конкурсах проектов различного уровня и в конкурсах различного уровня | Консультация учителя, подготовка проекта, презентация проекта, защита проекта | В течение года. По плану организаторов |
8 | Подготовка учащегося к участию в дистанционных конкурсах разного уровня | Индивидуальная работа | В течение года |
9 | Создание и пополнение портфолио | Сбор и систематизация информации | В течение года |
10 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Сбор и систематизация информации | В течение года |
11 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | сентябрь | |
12 | Публикации творческих и проектных работ учащихся по технологии на школьном сайте и в сети Интернет | Сбор и систематизация информации | В течение года |
13 | Подведение итогов | Анализ работы | В конце учебного года |
Список литературы для педагога
1. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба (альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2009.
2. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000. 4. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.
3. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002.
4. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
5. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.
6. Резьба по дереву. /Сост.Березнёв А.В., Березнёва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000.
Список литературы для обучающихся
- Технология 6-й класс / Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцева и др. – Москва: Просвещение, 2023. – 272 с.
- Технология 5-й класс / Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцева и др. – Москва: Просвещение, 2023. – 274 с.
- Технология: Обслуживающий труд. 7 класс / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макуцкая и др. – Москва: Дрофа, 2015. – 254 с.
- Технология: Обслуживающий труд. 8 класс / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макуцкая и др. – Москва: Дрофа, 2014. – 253 с.
- Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 2010.