Классное руководство
Тренинговые занятия «Школа толерантности »
Классный час "Что такое зависть?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovye_zanyatiya_shkola_tolerantnosti_.docx | 16.97 КБ |
kl_ch_chto_takoe_zavist.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
10-11 классы Тренинговые занятия «Школа толерантности »
Приемы индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками
Прием «Обнаружение противоречий»
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак –монада, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формирования толерантного сознания учащихся. В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... Учитель может попросить ребенка продолжить этот ряд. В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.
Упражнение «Таблица антиподов» Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость.
Прием «Коррекция позиций».
Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице - активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с другом я добр, а с предателем... Учитель предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.
Упражнение «Обрати минусы в плюсы». Классный руководитель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.
Приём «Акцент на лучшее»
Вновь обращение к образу монады. Тёмное пятно – на светлом фоне и светлое пятно на тёмном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».
Упражнение «Камушек в ботинке». У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение «Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
Прием «Поиск толерантной позиции»
Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим: Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя. Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством. Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.
Упражнение «Превращение монады». Классный руководитель просит представить себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Ребенок вместе с учителем пытается сделать рисунок монады для каждой из четырех позиций. Анализ рисунков.
Прием «Ломка стереотипов»
На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.
Упражнение «Идеальный образ себя». Учитель просит ребенка нарисовать свою многоцветную монаду, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка. Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку. В заключение хочется сказать, что педагогических приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема «Что же такое зaвисть?»
Цель:
Рaзвить способности коммуникативного общения, сформировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.
Сценарий классного часа.
1. Классный час нaчинается с просмотра видеороликa «Окно»
У: Как вы думаете, о чём этот сюжет?
Идёт обсуждение увиденного.
Учитель поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы.
У: Так о чём сегодня наш разговор? (Дети высказывают свои предположения)
Верно! О зависти.
2. Далее комментируются цитаты известных людей.
Невыносимой мукою томим
Тот, кто во всем завидует другим.
Всю жизнь тоской и злобою дыша,
Затянута узлом его душа
Джами
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные .
Спиноза Бенедикт
Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным.
Менандр
Если не хочешь страдать, не будь завистливым.
Кей Кавус
Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим
Рассел Бертран
3. У: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. Чему можно завидовать?
Предполагаемые ответы
- чужим успехам
- чужим деньгам
- новой квартире
- машине
- новым вещам
- чьей-то внешности
- хорошим оценкам
У: Ребята, мы с вами уже о многом поговорили, и я попрошу каждого из вас дать своё определение «Что же такое зависть?»
А сейчас послушайте, что говорит об этом А. Розембаум
Песня «Зависть».
У: И в Библии упоминается это чувство.
Одна из христианских заповедей гласит: «не завидуй».
4. У: Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки. Какие?
На экране :
1) Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)
2) Подлость. Свою вину переложить на чужие плечи.
3) Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)
4) Убийство (самое страшное, что может произойти)
5. У: Как уберечь себя от зависти?
Притча о зависти.
Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.
Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:
- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?
Тогда старый мастер сказал: ………..
У: Что ответил мастер ученикам, как вы думаете?
Дети говорят свои версии.
- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот подарок?
- Конечно тому, кто его дарит!
- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.
Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.
6. Итоги
Не пускайте зависть в душу…
Счастье каждому дано…
Не завидуйте чужому…
Ведь не ваше все равно…
Старайтесь жить без злобы и без зависти
И не искать причины для обид
Вы улыбнитесь… просто так… для радости-
Улыбка никому не навредит!
Используемые источники:
Селевко Г.К. Управляй собой. – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005. – Серия «Самосовершенствование личности».