Этап формирования коммуниктивных умений и навыков технологии коррекции звукопроизношения
Этап формирования коммуниктивных умений и навыков технологии коррекции звукопроизношения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Помоги Жене составить предложения
Помоги Жанне составить предложения
Помоги жаворонку исправить предложения Ёжик поймал Женю. Лужок выбежал на детей. Сапожки починили сапожника. Под желудями лежали дубы. Лыжня идёт по лыжнику. Флажок держит Жанну. Жора ест джем с пирожком. От одежды промок дождь. Пятый этаж живёт на Жене.
Закончи предложение подходящим словом Жа-жа-жа, жа-жа-жа — есть иголки у … Жу-жу-жу, жу-жу-жу — рыбу мы дадим … Жок-жок-жок, жок-жок-жок — развевается … Жок-жок-жок, жок-жок-жок — очень вкусный … Жди-жди-жди, жди-жди-жди — осенью идут … Жан-жан-жан, жан-жан-жан — мама жарит …
Отгадай предложение Ж е н я н а д е л п и д ж а к
Отгадай предложение Ж а н н а в и д е л а ж и р а ф а
Какое время года наступило? Что произошло с деревьями? Какая погода на улице? Какие птицы улетают на юг? Где растёт старый дуб? Как он выглядит? Кто пришёл осенью в лес? Чем занимается в лесу художник?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
автор презентации учитель-дефектолог Левина Е.В.
автор презентации учитель-дефектолог Левина Е.В.
«Неважная погода, холодно», - сказал жук. И жалобно добавил: «Давай я к тебе жить пойду Я жужжалки петь умею». И зажужжал: автор презентации учитель-дефектолог Левина Е.В.
«Я на желуде сижу и на Женю я гляжу, все гляжу и гляжу и жужжу, жужжу, жужжу. автор презентации учитель-дефектолог Левина Е.В.
автор презентации учитель-дефектолог Левина Е.В.
автор презентации учитель-дефектолог Левина Е.В.
Жук http://leyla.ucoz.ru/publ/animashki/nasekomye_bocekler/53 Дуб http://abc-color.com/color/trees/001/oak-tree/oak-tree-picture-color-ru.shtml Женя http://www.liveinternet.ru/users/3555787/post178489081/ Фон http://www.ukrashenieokon.jalokno.ru/view/fon/skazki/142.htm Желуди http://clipart.peirceinternet.com/plants.html http://clipart.peirceinternet.com/plants.html http://clipart.peirceinternet.com/plants.html автор презентации учитель-дефектолог Левина Е.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила игры Сейчас на слайде будет появляться Лунтик. Он очень любит играть в прятки. Он будет прятаться в разные места, а ты будешь составлять предложения о том, куда он спрятался
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чистоговорки РЫ - РЫ—РЫ— нас кусают комары. РА—РА—РА — рама, рак, гора, нора. РУ—РУ—РУ — зададим мы комару. РЫ—РЫ—РЫ— рыси, рыбы, комары. РА—РА—РА — мы убили комара. РУ—РУ—РУ — ручка, руки, кенгуру. РО—РО—РО — угодил комар в ведро. РО—РО—РО — Рома, роза, рот, перо.
АР—АР—АР — в небе красный шар. OP — OP — OP — шар летит во двор. УР—УР—УР — распугает шар всех кур. ИР—ИР—ИР — облетел наш шар весь мир. Чистоговорки
Изменяй предложения по образцу. Я рою норку (мы роем норку; ты; вы; он; она; они). Я собираю ручки и карандаши в коробку. Я нюхаю розы и ромашки. Я ем гороховый суп и пирог. Я собираю красные помидоры на огороде. Я рублю дрова острым топором.
Придумай предложение по картинке Кроты вырыли норы.
Придумай предложение по картинке Рыбак ловит рыбу.
Придумай предложение по картинке Рома рубит дрова.
Папа рубит дрова.
Придумай предложение по картинке Вороны сидят на
Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. Егор, Егор, укажи свой двор! — А вот мой двор, голубой забор. Рано утром два барана Барабанят в барабаны.
— Как бы мне пошла корона! — Громко каркает ворона.
Изменяй предложения по образцу. Я ем ватрушки на завтрак (мы едим ватрушки на завтрак; ты; вы; он; она; они). Я еду утром на трамвае. Я убираю квартиру. Я еду с другом в аэропорт.
Изменяй предложения по образцу. Я выучил сорок скороговорок. Я фотографирую друга фотоаппаратом. Я разбил термометр. Я заворачиваю подарок в красивую бумагу.
Назови профессию, придумай предложение Продавец продает молочные продукты.
Назови профессию, придумай предложение Фотограф фотографирует воробья фотоаппаратом.
Закрепление звука в связной речи Ворона на воротах, Сорока на пороге, Воробей на дороге.
Расскажи, какие бывают трубы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГО ФА КОРЫ ВО ПЕ НО КОРО БАРА БА
Большой – маленький
Помоги поросенку найти лишний предмет
Почтальон Воробей разносил телеграммы. Посчитай тех, кто получил телеграммы. Кого больше, кого меньше? Посчитай в обратном порядке.
ЗАМЕНИ ЗВУК М АК М УКА К ОТ К ОЗЫ Н ОГА Х ОБОТ СЫ Н БО К СО К МИ Г ПА С СО Н Р АК Р ОГА Р ОТ Р УКА Р ОБОТ Р ОЗЫ СЫ Р БО Р СО Р МИ Р ПА Р СО Р
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чего не стало?
Чего не стало?
Чего не стало?
Чего не стало?
Чего не стало?
Чего не стало?
Чего не стало?
Чего не стало?
Чего не стало? Произнеси слова по слогам
Четвертый - лишний
Четвертый - лишний
Посчитай!
Закончи предложения
Измени слова Х УДО Б АС Г АЙКА Ш АРЫ Т АЙНИК Ч УДО Ч АС Ч АЙКА Ч АРЫ Ч АЙНИК
Измени слова МЕ Л ВРА Г ПЛА Н КУЛИ К ГРА ММ МЕ Ч ВРА Ч ПЛА Ч КУЛИ Ч ГРА Ч
Помоги составить предложения
Помоги составить предложения
Скажи правильно Почта принесла почтальона. Задача решила ученика. Овечки пасут чабана. Черника собирала внучку в лесу. Мы взяли на чемодан дачу с вещами. Бабочка ловит девочку сачком. Рыбка поймала Вовочку на удочку.
Рассказ по картинкам Миша живёт в деревне у бабушки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.
Рассказ по картинкам Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.
Рассказ по картинкам Вечером Миша с бабушкой и дедушкой садятся около печки и пьют чай
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использованные ресурсы: Фон: http://www.remontpozitif.ru/publ/dizajn_detskoj_komnaty/shtory_dlja_detskoj_komnaty_8_variantov_shtor/56-1-0-330 Мама мышка: http://www.artsides.ru/?ItemID=2485&ItemName=%CC%EB%E5%EA%EE%EF%E8%F2%E0%FE%F9%E5%E5 Мышонок: http://masterica.citylive.ru/EMBROIDE/osnova/stroch/203.html Кот: http://www.nowa.cc/showthread.php?t=277668&page=2 Использованная литература: Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для родителей, логопедов, воспитателей – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2000.- 128с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Маша и Наташа шьют котенку Пушку шубку.
Пушок недоволен, он шипит: -Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шуба подходит!
Использованные ресурсы: Маша и Наташа: http://www.grafmania.net/photoshop/png_clipart/119022detki-3.-klipart.html Пушок: http://koteiko.ru/news/1-0-12 Стол: http://www.stulmag.ru/catalog_37.html Шв. Машинка: http://club.season.ru/index.php?showtopic=6395 Шкура: http://rus.on24.delfi.ee/home_h/textile_c/rugs/12000 Фон: http://www.remontpozitif.ru/publ/dizajn_detskoj_komnaty/shtory_dlja_detskoj_komnaty_ variantov_shtor/56-1-0-330 Шубка: http://shuba.dolxix.com/news/belaya-shubka/ Использованная литература: Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для родителей, логопедов, воспитателей – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2000.- 128с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика
Изолированное произношение
Р - расчёска - наши зубы Нам причёсывают губы.
Тигр идёт в магазин «Шагай» вместе с тигром и на каждой ступеньке произноси по одному слогу: РА, РА ... . (Аналогично прорабатываются слоги РЫ, РО, РУ.) «Шагай» и повторяй по два слога на ступеньку. Р А Р О Р У Р Ы Р Э Э Р Ы Р У Р О Р А Р
Тигр играет в мяч. РА-РА, РА-РА-РА. РЫ-РЫ , РЫ-РЫ-РЫ. РО-РО, РО-РО-РО. РУ-РУ, РУ-РУ-РУ УР-УР, УР-УР-УР ОР-ОР, ОР-ОР-ОР ЫР-ЫР, ЫР-ЫР-ЫР АР-АР, АР-АР-АР
Прочитай слоги, найди слова с этими слогами Р Р Р Р
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой первый звук?
Что общего между звуками С и Ш? согласные глухие при произнесении участвуют губы и язык
Чем отличаются звуки С и Ш? наверху струйка воздуха широкая и тёплая внизу за зубами струйка воздуха тонкая и холодная Ш С губы кончик языка струйка воздуха
Расшифруйте слоги. а, о, у, у, и, ы, е, е, о, ё, ла, ла, ло, ли, ка, ко, ка, па, пу, лё, ти
Сравните слова и составьте предложения. басня – башня каска – кашка крыса – крыша шутки – сутки уши – усы мишка - миска
Закончи слово, добавив слоги СА или ША ли ... , ка ... , ко ... , су ... , Ми ... , кры ... , кры ... , колё ... , колба ... , но ... , ро ...
Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков в словах. Кто ведёт поезд? Что светит днём? Как называется человек, который пасёт стадо? Чем покрыто тело кошки, собаки? Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? Как называются маленькие крапинки на лице? Как называется дорога, по которой едут машины?
Проверь себя! ма ш ини с т с олны ш ко па с тух ш ер с тью с у ш ки с ме ш ной ве с ну ш ки ш оссе
Выучите скороговорку! Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.
Посмотри и запомни!
Что изменилось?
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 17 «Непоседы»
(МАОУ детский сад №17 «Непоседы»)
Конспект
Занятия на тему:
«Звук и буква А»
Подготовила и провела:
учитель-логопед: Кузнецова И.А.
Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- познакомить детей со звуком [а], его характеристикой.
- дать понятие о местонахождении звука в слове;
- познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;
- повторить чем отличается звука от буквы;
- учить выделять звук из ряда гласных звуков;
- закрепить знания детей о осени, деревьях осенью;
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое внимание,
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: картинка с изображением деревьев, листья деревьев настоящие (гербарий). Символ звука [а] – красный большой круг, красные ленточки разной длинны, карточка с буквой А. Индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Костылевой «200 занимательных упражнений с буквами и звуками» для детей 5-6 лет, Рабочая тетрадь автор Нищева, красный и простой карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, названия каких деревьев вы знаете?
- Молодцы ребята!
Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас давайте выполним упражнения для губ и язычка. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.
- «Улыбка» – «трубочка», «Качели», «Часики», «Лопаточка», «Иголочка», «Лошадка», «Грибочек».
- Молодцы. Отложите зеркала в сторону.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Ася. Она приготовила для вас задание:
Послушайте и назовите первый звук в словах:
Логопед показывает картинки: арбуз, автобус, аист, ананас, акула.
- Правильно, во всех словах слышится звук [а].
Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.
- Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].
2. Уточнение артикуляции звука.
- Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.
- Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.
3. Задания из тетради Костылевой стр. 5.
Ребята, я вам сейчас буду читать стихотворение, а вы как услышите слово со звуком [а] хлопните в ладоши.
4. Игра «Длинный – короткий»
Л.: У меня есть две ленточки: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.
5. Пальчиковая гимнастика.
- Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
6. Работа на раздаточном материале по Костылевой.
- Ребята, Ася принесла для вас еще одно интересное задания. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].
- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].
7. Знакомство с буквой А.
- Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук[а] на письме обозначается буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
- Найдите букву А на своем листочке в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и выполните штриховку простым карандашом. А в левом углу раскрасьте кружок в красный цвет, ведь вы теперь знаете что звук [а] обозначается красным цветом. Запомните это!
- Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.
- Давайте попробуем выложить букву А из мозаики.
- А теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.
8. А теперь ребята нужно посмотреть на картинки, назвать их, определить место звука в слове и раскрасить нужный кружок красным цветом. (задания по Костылевой стр 5).
9. И последнее задание, которое Ася просит вас выполнит. (задание по тетради Нищевой стр 1.).
Ася просит помочь ей обвести кленовый лист по контуру оранжевым карандашом, а потом раскрасить его. Затем обвести дубовый листочек желтым карандашем.
III. Итог занятия.
- Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Ася)
- Назовите первый звук в имени куклы А – а – аси (звук [а])
- Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].
- А с какой буквой мы познакомились?
- Каким цветом обозначается звук [а]?
- Что мы с вами сегодня делали на занятии?
- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
- Давайте попрощаемся с куклой Асей.
- Наше занятие окончено.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 17 «Непоседы»
(МАОУ детский сад №17 «Непоседы»)
Конспект
Занятия на тему:
«Звук и буква И»
Подготовила и провела:
учитель-логопед: Кузнецова И.А.
Цель: уточнить произношение звука «и».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- познакомить детей со звуком [и], его характеристикой.
- дать понятие о местонахождении звука в слове;
- познакомить с буквой И, закрепить ее зрительный образ;
- повторить чем отличается звука от буквы;
- учить выделять звук из ряда гласных звуков;
- закрепить знания детей о притяжательных прилагательных.
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое внимание,
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
- развивать ассоциативное мышление
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Ход занятия
Организационный момент.
Игра «Назови гласный звук в слове» Мак, бак, сад, дуб, сок, дам, сам, жук, тук, рак, стул, стол, сом, лось, шар…
Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика.
– Улыбка
— Трубочка
— Окошко
— Чередование «Улыбка»-«Трубочка»- «Окошко»
2. Знакомство со звуком «И»
Ира с Игорем играли,
Все игрушки разбросали.
– Какой звук вы слышали чаще всего?
— С этим звуком мы сегодня познакомимся поближе.
Выставляется сюжетная картинка «Ослик».
Родственник лошадки — ослик,
Носит длинный, тонкий хвостик,
А ещё — большие ушки,
Украшение макушки.
Песенку всегда поет: и-и-и
Спойте песенку ослика.
Улыбнемся широко,
Песню мы споем легко,
Голосок звучит игриво,
«И» выводит он красиво.
Губки, зубки не мешают,
Песню «И» не нарушают.
Видите, как долго мы тянули этот звук, значит этот звук гласный.
Логопед знакомит детей с фотографией (символом Ткаченко звука «и»).
— Почему фотография звука «и» « прямоугольник»?
3. Игра «Что говорит Игорь?» (считывание по беззвучной артикуляции звукосочетаний «ау», «уа», оуи, ио…)
4. Работа над интонационной выразительностью речи.
Игра «Тихо-громко» Звук «И» имеет голос, умеет петь.
Произнести звук с постепенным ослаблением голоса на плавном выдохе.
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Будь внимательным»
-Выделение звука [и] из ряда гласных: о, а, и, у, о, и, э, о, и…
-Выделение звука [и] из ряда слогов: их, ам, ук, по, ни, фо,..
-Выделение звука [и] из состава слова: колготки, юбка, кофта, куртки, ива, бинт
6.Определение места звука в словах: кит, ива, петухи
7. Физминутка «Индюк» Ходит по двору индюк.
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша
С боку на бок, чуть дыша.
Важно крыльями трясёт,
Индюшат к себе зовёт.
А они гуськом бегут
От отца не отстают.
8. Игра «Один-много» (обратить внимание на позицию звука «И») Утюг, сапог, паук, чулок, замок, комок, носок
9.Игра «Чьи уши» (заячьи, медвежьи, волчьи, беличьи)
10.Игра «Найди пару» на развитие ассоциативного мышления. (иголка, нитка, книги, лист, гвозди, клещи, брюки, пиджак, руки, перчатки, елки, шишки). Составь предложение и выложи его схему с каждой парой картинок.
11. Пальчиковая гимнастика Покажи из пальцев раннее изученные буквы.
12. Письмо
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 17 «Непоседы»
(МАОУ детский сад №17 «Непоседы»)
Конспект
открытой ООД
по обучению грамоте в подготовительной группе
«Гласные звуки и буквы»
Подготовила и провела:
учитель-логопед: Кузнецова И.А.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Психологический тренинг:
Очень много знать нам нужно,
Будем мы работать дружно.
Слушать, говорить, читать,
Буквы правильно писать,
И друг другу помогать.
2. Подготовительный этап.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нужно быть готовым к различным испытаниям.
- Упражнения для губ ( улыбка, трубочка,…).
- Упражнения с шариками для выработки длительного плавного выдоха.
- Пальчиковая гимнастика с гибким карандашом.
- Нужно уметь слушать и правильно повторять:
ау | ио | ыа |
| иоу | уаы | иоу |
3. Сообщение темы занятия.
Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные: от слова глас-голос).
Сегодня мы отправимся в гости к гласным звукам, а сопровождать нас будет Красная шапочка.
4. Работа с гласными звуками.
- Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
- Пропевание звуков А, О, У, Ы, И по очереди.
- Игра «Поймай звук» с флажками.
- Отбор картинок, в названии которых первый звук – гласный.
(Работа с корзинками и предметными картинками).
Затем дети проговаривают свои слова, выделяя первый звук.
5. Работа со звуками и буквами.
Отправляемся дальше с Красной шапочкой. Она приведёт нас к буквам. Звуки и буквы тесно связаны:
Звуки – слышим и произносим.
Буквы – видим и читаем.
Посмотрите, что сделала Красная Шапочка. Она покрасила все буквы в красный цвет.
- Узнавание гласных букв среди предложенных.
- Угадывание букв с закрытыми глазами.
Буквы мы узнали и правильно назвали.
А теперь Красная Шапочка приведёт нас к домику, где живут гласные буквы.
- Работа с пособием «Проведи дорожку».
Гласные буквы живут в домике и уже готовы к встрече с нами.
Каждая буква приготовила для вас интересные игры и задания.
6. Физминутка.
Буква А зовёт нас на зарядку:
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Головой качаем,
Плечи поднимаем.
Руки мы сгибаем,
Дружно приседаем,
На носочки встанем – солнышко достанем.
7. Чтение слогов, слов с изученными буквами.
Буква У приглашает собрать урожай (яблоки, слоги, слова).
- Игра «Собери урожай» (развитие мелкой моторики).
- Чтение карточек со слогами:
Ми ку ар ос лы шо ин пы
- Чтение слов с объяснением значения:
Кит, пи-ла, ма-ки, ли-мон, шар.
- Чтение многозначных слов и объяснение их значения:
лук, ко-са, кран
8. Отдых, релаксация.
Буква О предлагает отдохнуть. Закройте глаза и послушайте шум ручейка (Аудиозапсь)
9. Работа с рукописными буквами.
Буква И приготовила для вас игрушки – картинки.
- Запись первых (строчных) букв слов по картинкам.
- Работа с игровизорами – узнавание заглавных букв и обведение маркером.
10. Игра с мячом.
Буква Ы зовёт поиграть в мяч и образовать слова, в конце которых слышится звук Ы:
слон – слоны стол - столы блин – блины | шалун - шалуны угол – углы орёл – орлы | узел - узлы лёд - льды лоб - лбы |
11. Дифференциация гласных в словах.
Пока мы играли в мяч, Красная шапочка нашла цветок, на котором написано слово. Но из этого слова выпала гласная буква: какая?
Давайте вставим букву в это слово и посмотрим, что получится.
Дети записывают получившиеся слова и обозначают гласную букву.
Мы разгадали загадку этого необычного цветка и пришла пора прощаться с гласными буквами.
Давайте пропоём: «До свидания, гласные А, О, У, Ы, И!»
Чтобы вернуться домой, мы построим дорожку:
- Работа с пособием «Лепестки» (Пространственная ориентировка).
12. Итог занятия.
Где мы сегодня побывали?
Понравилось ли вам в гостях у гласных?
Оценка деятельности детей, поощрения.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 17 «Непоседы»
(МАОУ детский сад №17 «Непоседы»)
Конспект
открытой ООД
по обучению грамоте в старшей группе
«Гласные звуки и буквы»
Подготовила и провела:
учитель-логопед: Кузнецова И.А.
Цель: Закрепление произношения гласных звуков.
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
- продолжать формировать умение различать гласные звуки-буквы {А}; {О},{У},{И}
- продолжать формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.
2) Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать фонематическое восприятие;
- продолжать развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать воображение, слуховое восприятие, память, внимание.
3) Коррекционно – воспитательные:
-воспитывать мотивацию к обучению;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
Оборудование: ПК, ленточка красного цвета на каждого ребёнка; предметные и сюжетные картинки; «Сказочный сундучок»; осенние листочки из цветного картона; буквы, карандаши красного цвета.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- Наглядный (пособия, картинки, презентация);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент);
- Практический (выполнение заданий, упражнений).
План:
Этап: | Цель: | Время: |
| Собрать внимание детей. Подвести к теме занятия. | 2 мин. |
| Продолжать тренировать детей в умении выделять первый звук в слове. | 5 мин. |
| Закреплять умение детей различать понятия «звук»-«буква» | 1 мин. |
| Снять усталость и напряжение. | 1 мин. |
| Продолжать закреплять в памяти детей графический образ букв. | 3 мин. |
| Продолжать формировать у детей навык звуко-буквенного анализа. | 4 мин. |
| Закреплять умение детей выделять заданный звук в начале, середине, конце слова. | 7 мин. |
| Продолжать тренировать детей в навыке согласования слов в предложении. | 9 мин |
| Оценить деятельность детей. | 1 мин. |
Итого: 25 минут
- Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.
Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну гласных звуков.( на слайде картинка Замка Гласных звуков). А чтобы нам в ней не потеряться мы прикрепим какой-нибудь отличительный знак.
Какого цвета гласные звуки?
Дети: Красные.
Логопед: Я предлагаю одеть на руку красивые красные ленточки. Почему мы выбрали именно красные?
Дети: Потому, что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.
Логопед: Ребята, а что мы знаем о гласных звуках?
Дети: Гласные звуки-те звуки, при произнесении которых во рту нет преграды и воздух проходит свободно.
Логопед: Совершенно верно. И так, мы отправляемся в Страну гласных звуков. Все готовы? Давайте возьмемся за руки и в путь…
- Дидактическая игра «Собери листья»
На слайде картинка осеннего леса
Логопед: Вот мы и оказались в сказочном лесу. Послушайте и скажите какие вы слышите звуки?
(Звучит музыка «Шум леса»)
Дети: пение птиц журчание воды, шум ветра, голоса животных и т. д
Логопед: Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу!
А почему столько листьев на земле? Какое сейчас время года?
Дети: Сейчас осень. Осенью листья опадают. Бывает листопад.
Логопед: Какие необычные листочки на полянке. Давайте их соберем!
(Дети собирают листья с картинками на звуки А О У И.
Логопед: у каждого из вас листочек с картинкой. Определите, с какого звука начинается слово. (апельсин со звука А и т.д.)
- Упражнение «Что на дереве?»
На слайде схема «Звук-Буква»
Логопед: Ребята, какое не обычное дерево стоит! Что мы видим на дереве?
Дети: Мы видим гласные буквы.
Логопед: Чем отличается буква от звука?
Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву – мы видим, читаем и пишем.
- Физ.минутка
На слайдах картинки из фонетической ритмики Мухиной.
Логопед: Ребята, давайте споем песенки гласных звуков.
(дети совместно с логопедом выполняют упражнения)
- Д\и «Почини букву»
Логопед: А теперь присядем за столы. В конвертах у вас лежат листочки. Доставайте. Что на них изображено?
Дети: Сломанные буквы
Логопед: Это недописанные буквы. Возьмите ручки и допишите буквы. Ручку какого цвета мы возьмем? И почему?
Дети: Красного. Потому что это гласные буквы.
Логопед: Прочтите по порядку. Проверьте у соседа по парте. Какие буквы у вас получились? Поднимите руку у кого правильно, без ошибок. Молодцы!
- Д\и «Помоги мальчику»
Слайд с аукающим мальчиком на доске.
Логопед: Ребята, посмотрите, в нашем сказочном лесу заблудился мальчик. Как он зовёт? Что кричит?
Дети:- АУ.
Логопед: -Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [А] Какой ІІ звук? [У].
Какие это звуки? (Гласные) Какие буквы нужны, чтобы обозначить эти звуки на письме? (А;У).Положите свои буквы на край стола.
На слайде слово АУ.
Логопед: А кто теперь нам встретился на пути? (малыш). Как плачет малыш?
Дети: УА.
Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [У] Какой ІІ звук? [А].
Какие это звуки? (Гласные)
Дети выкладывают за столами, на слайде УА.
Логопед: Кто нам бежит на встречу? (ослик).
Логопед:- Как кричит ослик?
Дети: ИА.
Логопед: - Сколько звуков мы услышали? (2). Какой І звук? [И] Какой ІІ звук? [А].
Звукобуквенный анализ «ИА» выполняют все дети.
- Д\и «Поезд»
Логопед: Ребята, слышите? Что это гудит вдалеке? (звук гудка паровоза)
Дети: поезд.
На слайде поезд с тремя вагонами.
Логопед: Поезд по пути растерял картинки из своих вагонов. Давайте поможем ему их разложить по местам. В первом вагончике поедут картинки, где только один гласный звук. Во втором вагоне поедут картинки где 2 гласных звука. В третьем вагоне-где три гласных звука.
Дети поочерёдно называют картинки на слайде, и определяют их в нужный вагон.
- Д\и «Почини предложение»
Логопед: Наш паровозик отправился домой, и нам с вами тоже пора. Но сначала помогите Ветерку собрать фразу из слов.
Дерево упало с листочка - Листочек упал с дерева.
Елка висит на шишке – Шишка висит на елке.
Берёза дует на ветер – Ветер дует на берёзу.
- Итог.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось оно вам? В какой стране мы побывали?
Дети: Стране Гласных звуков.
Логопед: Совершенно верно. Всем спасибо! Все молодцы!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 17 «Непоседы»
(МАОУ детский сад №17 «Непоседы»)
Конспект
Занятия на тему:
«Автоматизация звука Ж
в слогах и словах»
Подготовила и провела:
учитель-логопед: Кузнецова И.А.
Вид: Произношение
Тема: Автоматизация звука Ж в слогах и словах.
Цель: продолжать учить правильно произносить звук Ж в слогах и в словах.
План:
Этап | Цель | Время |
1. Орг. момент | Собрать внимание ребёнка, настроить на тему занятия. | 1 мин. |
2. Сообщение темы занятия | Уточнить артикуляцию звука [Ж]. | 3 мин. |
3. Игра «Поймай звук» | Продолжать развивать способность выделять на слух звук [Ж] из слогоряда. Воспитывать слуховое внимание. | 4 мин. |
4. Произношение звука Ж в слогах. | Закреплять умение правильно и чётко произносить звук [Ж] в слогах. | 5 мин. |
5. Игра «Заменялки» | Продолжать тренировать ребёнка в произношении звука [Ж] в словах; учить образовывать на слух новое слово путём замены звука на заданный. | 7 мин. |
6.Игра «Что изменилось» | Учить ребёнка навыку падежного управления. Развивать зрительное внимание. | 4 мин. |
7.Д\и «Эхо» | Продолжать формировать навык правильного произношения звука [Ж] в словах. Развивать просодическую организацию речи. | 4 мин. |
8. Итог | Закреплять в памяти детей основную тему занятия. | 1 мин. |
Ход занятия.
- Орг. Момент.
Изобразить летающих, спящих, обиженных жуков. Сегодня к нам в гости пришёл один из них. Его зовут Жужик.
- Сообщение темы занятия:
Как жужжат жуки? (ж-ж-ж). Сегодня будем слушать и произносить звук Ж.
Как мы его произносим? (губы округлены, зубы сближены. Язык спрятался на верхними зубами. Кончик языка упирается в верхние зубы, а сам язык напоминает чашечку. Голосок поёт).
- Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук»
Поднимай весёлую рожицу каждый раз когда услышишь как жужжит жук.
Звуковая цепочка: а, у, л, ж, м, ш, о, ж, а, ш, ж, у, ж, ш, ж, м, о, ж, у, ш, а, ж.
- Произношение звука [Ж] в слогах. (мячик, тетрадь логопеда)
Игра «С кем бы подружиться?»
У бросаю тебе звук Ж и звук А. Что получится? (жа)
Ж и О. Получится…..(жо)
Ж и У. Получится….(жу)
Ж и И. Получится…(жи)
А теперь давай вспомним песенки, которые мы с тобой пели на предыдущих занятиях. Споём их Жужику. Будем нажимать на кнопочки. (тетрадь логопеда)
5. Игра «Заменялки»
Замени в словах, которые я назову, первый звук на звук Ж, чтобы получилось новое слово.
Лук-жук пакет-жакет
Дать-жать бетон-жетон
Баба-жаба билет-жилет
Печь-жечь пучёк-жучёк
Мало-жало вилка-жилка
Месть-жесть болеть-жалеть
- Игра «Что изменилось»
Жужик принёс с собой картинки. Посмотри на картинки и назови, что ты видишь. (жасмин, жучок, баклажан, ежевика)
Запомни, какая картинка за какой идёт. А теперь, закрой глаза. (ребёнок закрывает глаза, а мы переставляем картинки местами) Что изменилось?
- Игра «Эхо»
Я говорю слово громко, а ты его повторяешь тихо.
Жаба, жатва, жалость, жёлудь, жемчуг, жёлтый, жидкий, жуткий, пижама, ожог, гляжу, вяжу, жалоба, кинжал, ножовка, жужжать, желе, саженец, бежевый, живопись, неуклюжий.
- Итог.
Жуку Жужику у нас очень понравилось. Но он хочет проверить, какой ты внимательный, и просит тебя спеть песенку жука. (ж-ж-ж)
Хвалим ребёнка, дарим приз за хорошую работу.
Оборудование:
- Зеркало
- Предметные картинки ( жук, жасмин, жучок, баклажан, ежевика)
- Тетрадь логопеда
Лексический материал:
- Цепочка звуков ( а, у, л, ж, м, ш, о, ж, а, ш, ж, у, ж, ш, ж, м, о, ж, у, ш, а, ж).
- Слоги ( жа, жо,жу)
- Цепочки слогов ( жа-жа-жа, жо-жо-жо, жу-жу-жу, жи-жи-жи, жа-жу-жо, жо-жу-жи, жи-жа-жо, ажа-ажа-ажа, ожа-ожа-ожа, ужа-ужа-ужа, ожо-ожо-ожо, ужу-ужу-ужу, ижи-ижи-ижи)
- Существительные
Лук, жук, пакет, жакет, бетон, жетон, баба, жаба, билет, жилет, пучёк, жучёк, жало, вилка, жилка, месть, жесть, жасмин, жучок, баклажан, ежевика, жаба, жатва, жалость, жёлудь, жемчуг, жёлтый, жидкий, жуткий, пижама, ожог, гляжу, вяжу, жалоба, кинжал, ножовка, жужжать, желе, саженец, бежевый, живопись, неуклюжий.
- Глаголы
Дать, жать, печь, жечь, болеть, жалеть, гляжу, вяжу, жужжать.
- Прилагательные
Желтый, жидкий, жуткий, бежевый, неуклюжий.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 17 «Непоседы»
(МАОУ детский сад №17 «Непоседы»)
Конспект
Занятия на тему
«Путешествие звука Р»»
Подготовила и провела:
учитель-логопед: Кузнецова И.А.
Вид: Произношение.
Тема: Звук Р
Цель: Учить правильно произносить звук Р изолированно, в слогах, словах.
План:
Этап | Цель | Время |
1. Орг. момент | Собрать внимание ребёнка. Подвести к теме занятия. | 1 мин. |
2. Произношение изолированного звука Р. | Закреплять умение ребёнка правильно произносить изолированный звук Р. | 3 мин. |
3. Развитие фонематического восприятия. | Продолжать учить ребёнка выделять из слогоряда заданный слог со звуком Р. | 4 мин. |
4. Произношение звука Р в слогах. | Продолжать закреплять у ребёнка умение правильно произносить звук Р в слогах и слоговых сочетаниях. | 5 мин. |
5.Произношение звука Р в словах | Продолжать учить правильно произносить звук Р в конце слов типа: «шар», «кефир» | 5 мин. |
6. Определение позиции звука Р в слове | Учить ребёнка определять позицию звука Р в слове: в начале слова; в конце слова. | 3 мин. |
7. Итог | Закрепить в памяти ребёнка тему занятия. | 1 мин. |
Тема: «Звук Р»
Путешествие звука Р.
Этап: | Ответы ребёнка: |
Здравствуй, Маша! Давай мы с тобой сейчас поиграем. Раз, два, три повернись, и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как он рычит? А теперь, изобрази, как мурлычет ласковая кошечка. А сейчас послушай сказку.. Жил-был на свете звук Р.И не было у него друзей… | Здравствуйте! Давайте! Р-р-р-р-р.. Мур-р-р-р, Мур-р-р-р.. |
Вокруг звука Р рычали звери. Как они рычали? Падали камни… Грохотал гром.. Никак не мог с этими звуками подружиться звук Р. Стало ему грустно… Пролетала мимо сорока, и рассказала звуку Р, что в детском саду все звуки живут дружно, и все дети умеют их произносить. Обрадовался звук Р.. И отправился в дорогу. | Р-р-р-р-р…(раскатисто)
Р,р,р..(отрывисто) Р-р-р…(с усилением и ослаблением голоса) Р-р-р( с грустью) Р-р-р(радостно) |
Идёт звук Р по долам, по горам. А навстречу ему волшебница! «Давай, говорит, будем с тобой песни петь! Ты будешь моим эхо. Я пою громко, а ты, наоборот… РА-РА-РА РО-РО-РО РУ-РУ-РУ РЫ-РЫ-РЫ АР-АР-АР ОР-ОР-ОР УР-УР-УР ЫР-ЫР-ЫР | Тихо. РА-РА-РА РО-РО-РО РУ-РУ-РУ РЫ-РЫ-РЫ АР-АР-АР ОР-ОР-ОР УР-УР-УР ЫР-ЫР-ЫР |
Идёт звук Р дальше, и тут из под земли вылезает КРОТ. «Давай поиграем! Я буду произносить слова, а ты, если услышишь в слове звук Р будешь поднимать вверх эту весёлую рожицу». РАК, ЛАК, РУКА, РОГА, ХОБОТ, РОБОТ, ШАЛЬ, ШАР, МАК, РАК, КОСА, РОСА, МЕЛ, МИР. | Ребёнок поднимает вверх весёлую рожицу, когда услышит слово со звуком Р. |
Ой! Посмотри соре, кто встретился на пути звуку Р.Кто это? Правильно. Рысь принесла нам картинки. Давай поможем звуку Р, и назовём, что на них нарисовано. | Рысь. В тетради для автоматизвции звуков ребёнок называет картинки. |
Продолжает свой путь звук Р…А тут на пути у него появился… Верно. «Не пущу-говорит-дальше, пока не поиграешь со мной в игру Я буду называть слова, а ты будешь искать, где спрятался звук Р: в начале или в конце слова. Роза, ковёр, ромашка, пуль, рак, шар, ручей, пар, ветер, радуга, сыр, рысь, топор, рыба. | Дракон! |
Ты помнишь, какой звук сегодня вместе с нами путешествовал? Все испытания он на своём пути выдержал. Давай вспомним, кто встретился ему на пути? Верно. А ты помнишь, как рысь рычит?? Молодец! | Звук Р Рысь, Дракон, крот Р-р-р-р.. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 17 «Непоседы»
(МАОУ детский сад №17 «Непоседы»)
Конспект
Занятия на тему
«Дифференциация звуков С-Ш».
Подготовила и провела:
учитель-логопед: Кузнецова И.А.
Вид: Произношение
Тема: Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.
Цель: продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах, в словах и в предложении.
План:
Этап | Цель | Время |
1. Орг. момент | Собрать внимание ребёнка, настроить на тему занятия. | 1 мин. |
2. Сообщение темы занятия | Уточнить артикуляцию звука [Ш]. | 3 мин. |
3. Игра «Поймай словечко» | Продолжать развивать способность выделять на слух слова со звуком [Ш] из словоряда. Воспитывать слуховое внимание. | 3 мин. |
4. Произношение звука Ш в слогах. | Закреплять умение правильно и чётко произносить звук [Ш] в прямых, обратных слогах, и в слогах со стечением. | 4 мин. |
5.Произношение звука Ш в словах. | Продолжать тренировать ребёнка в произношении звука [Ш] в словах по тетради логопеда. | 7 мин. |
6.Игра «Чего не стало» | Учить ребёнка навыку падежного управления и употреблению слов в Р.п. ед.ч. | 3 мин. |
7.Д\и «4-й лишний» | Учить ребёнка навыку исключения определённого предмета из ряда предложенных. | 2 мин. |
8. Произношение звука Ш в предложении. 9. Итог | Продолжать учить ребёнка правильно произносить звук [Ш] в предложении; учить самостоятельно находить и исправлять грамматические ошибки Закреплять в памяти детей основную тему занятия. | 5 мин. 1 мин. |
Ход урока:
1.Орг. момент:
Изобразить ушастого зайчишку, важного петушка, шуршащую мышку.
2.Сообщение темы занятия:
Мышка шуршит: Шух-шух-шух.
Какой звук ты недавно проходил и услышал в шуршании мышки? ( Звук Ш)
А как мы его произносим? (губы округлены, зубы сближены. Язык спрятался на верхними зубами. Кончик языка упирается в верхние зубы, а сам язык напоминает чашечку. Голосок спит.)
3.Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук»
Посмотри на картинку. Эту девочку зовут Даша. Послушай, какая она. Когда в словах ты услышишь звук Ш- хлопни в ладоши.
Слова: красивая, послушная, милая, хорошая, добродушная, весёлая, умная, шаловливая.
4. Произношение звука Ш в слогах.
Давай с тобой изобразим как шепчутся мышки между собой:
Ша-ша-ша- шепчет одна Аш-аш-аш-шепчутся мыши
Шо-шо-шо- шепчет другая Ош-ош-ош- слышен шёпот
Шу-шу-шу- отвечает им третья Уш-уш-уш- мышка шепчет
Ша-шо-ша- снова шепчет первая Шта-шту-шты- слышится
Ша-шу-шо- говорит другая Шво-швы-шву- говорит мышка
Шо-ша-шу- прошептала третья Шку-шка-шко-всё вместе
5. Произношение звука Ш в словах. Падежное управление
Ты уже знаком с Дашей. Давай покажем ей наши картинки и назовём их.
(называние картинок по тетради логопеда)
Даша тоже пришла к нам не с пустыми руками, и принесла свои картинки. Поможем ей их назвать:
Ландыши, вишни, шмель, камыши.
Даша предлагает поиграть: ты отвернёшся, а потом скажешь, чего не стало.
( ландышей, вишен, шмеля, камышей).
6. Выделение 4 лишнего.
Посмотри на картинки. Что на них изображено? (шапка, шарф, шкаф, шуба)
Как ты думаешь, что здесь лишнее? (шкаф)
7. Произношение звука Ш в предложении.
Мышка ловит кошку.- Правильно я сказала?
А как надо сказать? (Кошка ловит мышку)
Шапка носит Наташу.
8. Итог.
Хвалим ребёнка, дарим приз за хорошую работу.
Оборудование:
- Зеркало
- Предметные картинки (ландыши, вишни, шмель, камыши, шапка, шарф, шкаф, шуба)
- Тетрадь логопеда.
Лексический материал:
- Цепочки слогов
Ша-ша-ш Аш-аш-аш
Шо-шо-шо Ош-ош-ош
Шу-шу-шу Уш-уш-уш
Ша-шо-ша Шта-шту-шты
Ша-шу-шо Шво-швы-шву
Шо-ша-шу Шку-шка-шко
- Прилагательные
красивая, послушная, милая, хорошая, добродушная, весёлая, умная, шаловливая.
- Существительные
ландыши, вишни, шмель, камыши, шапка, шарф, шкаф, шуба, шалун, шалфей, шампунь, кашалот, капюшон, шумовка, шутка, мишутка, ошибка, шевелюра, шелест, шелуха, шест, эшелон, колышек, кашель, пешеход, машина, шина, шоколад.
- Глаголы
Шептать, вешать, шалить, шагать, шутить, шевелить.
- Прилагательные
Шальной, тушёный, изношенный, смешной.