Доклад "Проблема сохранности детского контингента в дополнительном образовании и пути ее решения"
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Доклад
«Проблема сохранности детского
контингента ДДТ и пути ее решения»
Подготовила: педагог доп/образования
Власова Е. Ф.
п. Комсомольский
2016 г.
Одной из проблем в работе учреждений дополнительного образования детей, является проблема сохранности детского контингента. Поэтому, задача педагогов домов детского творчества состоит в том, чтобы сформировать стабильный состав обучающихся и не допустить его расформированности на протяжении всего курса обучения, по годам.
Эта проблема охватывает и наше учреждение. Для решения этой проблемы, учреждение ставит следующие цели работы:
1. Сохранение гарантий в доступности и бесплатности дополнительного образования.
2. Повышение эффективности дополнительного образования детей, в создании условий для их саморазвития, успешной социализации и профессиональном самоопределении, организация активной жизнедеятельности детей;
3. Обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском объединении;
4. Снижение детской преступности через отвлечение детей с улиц;
5. Популяризация здорового образа жизни.
В нашем учреждении создаются условия для свободного выбора ребенком форм активного проведения досуга. Происходит формирование и расширение системы досугово - развивающей и развлекательной деятельности, как пространства для творческой самореализации ребенка. Дети приобщаются к различным видам общественно полезной деятельности. Организуются масса мероприятий, где происходит максимальная занятость каждого ребенка. Что позволяет ему по собственной инициативе найти устойчивое место в жизни, т.е. обрести призвание, свою индивидуальность, никем другим не заменимую должность в мире.
Наше учреждение работает по таким направлениям как: художественное, естественнонаучное, туристско-краеведческое, научно-техническое, социально-педагогическое.
Независимо от направления, основным показателем работы детских объединений является постоянное посещение детей и наполняемость групп, проведение учреждением разного рода мероприятий, участие воспитанников ДДТ в массовых воспитательных мероприятиях различного уровня, участие детей в различных выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах. Итоги работы детских объединений туристко - краеведческой, естественнонаучной направленностей подводятся на отчетных занятиях, выставках, акциях, конференциях, участие в слетах и т.п.
Что бы найти пути решения проблемы сохранности детского контингента педагогам необходимо выполнять следующие условия:
- увеличить охват учащихся старшего и среднего школьного возраста;
- обеспечить сохранность контингента детей на протяжении нескольких лет;
- проводить рекламные кампании в начале в середине и конце учебного года;
- объявления в газетах;
- настенные рекламы;
- объявления на сайте учреждения и на других сайтах;
- прямые контакты с родителями, с классными руководителями и зам. директора по УВР школ, мастер-классы на родительских собраниях;
- разрабатывать новые образовательные программы.
Хотелось бы сказать несколько слов о работе моего объединения. В нашем объединении, за два месяца работы мы провели «Праздник осени», готовимся к мероприятию «День матери», участвовали в школьных выставках, планируем принять участие в интернет конкурсе: «Познание и творчество» и др. Готовимся к мероприятию по защите окружающей среды, к конкурсу «Защитим лес», «Наши зимующие птицы», планируем принять участие в акции для волонтеров. Мои дети являются участниками воспитательных бесед по пожарной безопасности, по правилам дорожного движения. Много бесед проводим внутри объединения. Организуем мастер- классы, где познаем новые техники с различными материалами. Например, на осенних каникулах мы мастерили заколку из соломки. Данная работа может быть использована в качестве подарка, сувенира к выставке. Чтобы сохранить интерес и желание детей посещать занятия, приходится сочетать разные виды досуга: как общие праздники, так и «посиделки» в творческом объединении за чашкой чая, экскурсии, конкурсы. Опрос воспитанников показывает, что наиболее востребованными являются игровые, состязательные формы работы. Возрастает не только интерес, но и количество обучающихся – приходят новенькие, возвращаются когда-то посещавшие занятия ребята.
Как наиболее запомнившиеся мероприятия дети отмечают: Осенний праздник, Новогодний праздник, «День Земли», участие в акциях и другие мероприятия в объединении.
Можно охватить большее количество конкурсов, но все упирается в денежные средства. Не все дети имеют возможность платно участвовать в мероприятиях, поскольку в школе так же требуется участие в платных олимпиадах и других мероприятиях дистанционного характера.
Я, как педагог, нахожусь в постоянном творческом поиске: как разнообразить занятия, как заинтересовать и научить ребенка, чтобы каждую минуту он был поглощен полезным делом. И в этом плане работа проводится большая. И в процессе работы выявляются проблемы. Во-первых, обучающиеся – дети сложные, современные – их не удивить тем, чем можно было удивить их старших товарищей. Во-вторых, педагоги могут и хотят работать так, чтобы ребята хотели заниматься и достигать новых вершин. Но устаревшая материально-техническая база, нехватка собственных площадей и финансирования не позволяют раскрыть потенциал педагогов и обучающихся полностью. В таких непростых условиях мы пытаемся увлечь ребят и сохранить контингент. Наши педагоги, не отступают перед трудностями, делают большую работу. Делают потому, что сохранение здоровья и благополучия наших детей - физического, нравственного, социального – одна из основных задач в нашей работе.
Хотелось бы сказать несколько слов о работе наших педагогов по профессиональному развитию.
1. Педагоги и руководители ДДТ особое внимание уделяют повышению своей квалификации. На данный момент всеми педагогами пройдены курсы повышения квалификации в ИПКРО.
2. В текущем учебном году успешно прошли аттестацию педагоги: Цаплина Т. А., Зотова Н. В., Павлинов Ю. М.
3. Для повышения уровня педагогического мастерства в течение учебного года проводятся с педагогами обучающие семинары, семинары-тренинги.
4. Педагоги Дома детского творчества постоянно совершенствуют свои образовательные программы.
5. В течение учебного года педагоги делают отчеты о работе по самообразованию
6. В целях организации методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров и внедрения эффективных методов обучения в каждой учебной четверти проводятся методические советы.