Раннее развитие
Представлен материал по раннему развитию и воспитанию детей раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
План проведения единого методического дня
«До трех – самое время» по книге Масару Ибука
- Краткий обзор предыдущего круглого стола «После трех уже поздно»
- Выступление на тему важности и уникальности периода раннего детства.
- Дискуссия на тему кто является главным воспитателем и учителем детей раннего возраста: педагог или родитель? (Подвести к мысли, что родители главные воспитатели своих детей и полноценные участники образовательных отношений, педагог – главный помощник родителей).
- Уклад ДОО включает и дополняет уклад конкретной семьи.
- Воспитание ребенка до трех лет – это очень важно (приоритет воспитания над обучением, детский сад дополняет и обогащает семейное воспитание).
Сценарий проведения
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать на едином методической дне, тема которого «До трех – самое время!»
Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.
Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!
(Эдуард Асадов)
И мы сегодня решили поговорить о воспитании и развитии детей раннего возраста. Проведенный в прошлом году методический день на тему « После трех уже поздно» вызвал живой интерес. Именно поэтому мы снова возвращаемся к этой теме с убеждением «До трех – самое время!».
Еще до недавнего времени сопровождением детей раннего возраста занималась система здравоохранения. Ведь бытовало мнение о том, что забота о маленьком ребенке сводится в основном к удовлетворению его физиологических потребностей и лечению в случае болезни, то есть акцент делался только на физическую составляющую. В последнее время внимание государственной политики обращено на раннее развитие детей и помощь семьям, имеющих детей. Пришло понимание, что заботиться нужно не только о физиологическом росте, равноценную позицию занимает интеллектуальное, духовно-нравственное развитие малыша, то есть всестороннее гармоничное развитие.
Ранний возраст - уникальный период развития ребенка. Вы согласны со мной? Давайте порассуждаем, в чем уникальность этого периода?
(обсуждение)
Действительно, неоспорим тот факт, что маленькие дети обладают неограниченным потенциалом развития. Маленький ребенок воспринимает намного больше, чем взрослые могут себе представить.
Давайте рассмотрим первый период – от рождения. В это время для того, чтобы ребенок что-то усвоил, нужно постоянно и упорно повторять одно и то же. Первый период – самый важный. Масару Ибука – автор книг о раннем развитии детей назвал его «возраст образов».
В этом возрасте мозг ребенка воспринимает информацию несколько иначе, чем мозг взрослого человека. Вот пример: в 3–4 месяца (некоторые чуть позднее) дети начинают отличать лицо мамы от других лиц и плачут, когда видят незнакомца. На первый взгляд это не очень сложная задача, но если сравнить с компьютерами, справиться с ней могут только высокотехнологичные устройства. Маленький же ребенок делает это мгновенно. При этом он не анализирует черты лица, он запоминает лицо целиком, когда видит его часто. Такое запоминание автор называет распознаванием образов: эта способность очень хорошо развита у самых маленьких детей.
Раньше эту способность считали врожденной, но теперь мы видим, что она формируется в возрасте образов. Поэтому так важно воспитание и развитие ребенка именно в этот период.
Что мы понимаем под ранним развитием? (ответы участников семинара).
Вывод: Таким образом, мы предполагаем, что раннее развитие - это всестороннее развитие ребенка. Л.С. Выготский говорил, что обучение ведет за собой развитие. Однако, в период раннего детства актуальным становится утверждение: воспитание ведет за собой развитие. Но вот вопрос: кто, чему и как должен учить ребенка в это время?
Первый стол отвечает на вопрос «Кто?» второй стол «Чему?» и третий соответственно «Как?».
Выступление первой группы.
Обобщение: Учитывая, что воспитание в этом возрасте основывается на использовании способности ребенка распознавать разные образы, это обязательно должна быть мать. Возраст от рождения до года или двух лет – это период активного развития, ребенок в это время постоянно находится с мамой. Чтобы задействовать его способность распознавать образы, необходимо постоянно, терпеливо и много повторять с ним одно и то
же. А кто еще может сделать это, кроме матери, которая любит малыша и всегда находится рядом? Сейчас всё чаще современные родители стремятся, как можно раньше выйти на работу, хотя бы на неполный рабочий день в связи с финансовой необходимостью или для того, чтобы выйти за рамки пространства дома, квартиры. Поэтому помощником в воспитании детей раннего возраста могут стать педагоги – профессионалы своего дела. Детский сад в данном случае не возьмет на себя роль мамы и не заменит её, а станет помощником и проводником в мир знаний.
Выступление 2 группы «что». Главное, на что необходимо обратить внимание: удивительные способности ребенка в этом возрасте нужны не только для того, чтобы сделать из него гения в английском или музыке. Самое главное – научить его основным правилам жизни в обществе, воспитать полноценную личность, человека, который думает не только о себе, но и о людях вокруг.
Выступление 3 группы.
Способности ребенка не определены при рождении, младенец – это чистый лист, который можно развивать с нуля. Играя учиться и играть учась – в этом и заключается особенность познания мира детьми раннего возраста. А знания, полученные таким образом, навсегда остаются с ребенком.
Теперь мы знаем, кто, чему и как будет учить и развивать наших малыше. Давайте попробуем «воспитать», «развить» нашего малыша, наполнив его содержанием. У вас на столах лежат пазлы с утверждениями способов воспитания детей раннего возраста. Предлагаем вам посовещаться и подтвердить, либо опровергнуть их, развернуто обосновав своё мнение. Регламент обсуждения – 5 минут.
Утверждения:
1 Определенная доля строгости в воспитании ребенка до трех лет не навредит ребенку.
2 Если каждый день ругать ребенка, он может к этому привыкнуть.
3 Чрезмерная опека сделает ребенка слабохарактерным.
4 Работают мышцы – работает и мозг
5 Маленький ребенок еще не умеет говорить, но уже понимает, о чем говорят взрослые.
6 Каждое «агу-агу» ребенка не должно остаться без ответа
7 Если у матери нет авторитета в глазах ребенка, он вырастет
эгоистичным.
8 Нужно давать ребенку действовать по своему желанию, но
внимательно следить за его действиями.
9 Правильно воспитанный старший ребенок положительно влияет на младших.
10 Ссоры родителей плохо сказываются даже на физическом
здоровье ребенка.
11 Самое важное в воспитании ребенка до трех лет -последовательное поведение родителей
12 Важно, чтобы ребенок на собственном опыте понял, почему что-то делать нельзя
13 Первые слова, которым нужно научить ребенка, – «спасибо» и
«извините»
14 У детей, которые много ползают, хорошо развиваются речевые способности
15 Услышанное и увиденное в раннем детстве позже способствует развитию способностей ребенка
Посмотрите, какой гармонично развитый ребенок у нас получился совместными усилиями.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание – это модель образа жизни, усвоенная в младенчестве. Так пусть эта модель будет моделью счастливого, успешного, любящего жизнь человека. А воспитать его таким мы можем только объединив усилия семьи и детского сада, начав как можно раньше.
Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранний возраст – уникальный период для развития ребенка Ведущие новообразования: хватание развитие понимания речи самостоятельная ходьба овладение речью предметная деятельность
Раннее развитие – это всестороннее развитие ребенка Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Духовно-нравственное развитие Интеллектуальное развитие Развитие эмоциональной сферы
КТО? ЧЕМУ? КАК?
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия» Единый методический день для педагогов ДОО «До трёх – самое время» (по книге Масару Ибука )
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
городской округ Пыть-Ях
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
П Р И К А З
[Дата документа] [Номер документа]
О проведении мероприятия
«До трех – самое время»
в рамках реализации
национального проекта
«Демография»
В соответствии с планом работы управления по образованию администрации г. Пыть-Ях, в рамках реализации национального проекта «Демография», в целях обобщения методического опыта педагогов города
П Р И К А З Ы В А Ю:
- Провести мероприятие «До трех – самое время» на базе муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка — детский сад «Фантазия» 30.11.2021 года с 10.00 часов с применением дистанционных образовательных технологий.
- Утвердить план проведения единого методического дня (приложение).
- Отделу общего образования (Казаковой О.А.) обеспечить участие в мероприятии родителей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, состоящих на очереди в дошкольные образовательные учреждения.
- Директору муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка — детский сад «Фантазия» (Дидик С.К.) создать условия для проведения мероприятий.
- Руководителям дошкольных образовательных учреждений обеспечить участие педагогических работников в мероприятии.
- Ответственность за исполнение приказа возложить на начальника отдела общего образования управления по образованию Егорову Е.А.
- Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель начальника управления | ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [Номер сертификата 1] Владелец [Владелец сертификата 1] Действителен с [ДатаС 1] по [ДатаПо 1] | Калимуллина А.Р. |
Приложение
Программа проведения мероприятия «До трех – самое время»
№ п/п | Содержание |
Краткий обзор предыдущего круглого стола «После трех уже поздно» | |
Выступление на тему важности и уникальности периода раннего детства. | |
Дискуссия на тему кто является главным воспитателем и учителем детей раннего возраста: педагог или родитель? (Подвести к мысли, что родители главные воспитатели своих детей и полноценные участники образовательных отношений, педагог – главный помощник родителей). | |
Воспитание ребенка до трех лет – это очень важно (приоритет воспитания над обучением, детский сад дополняет и обогащает семейное воспитание). | |
Подведение итогов |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «После трёх уже поздно»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для активизации внимания и настроя на эффективную командную работу предлагаем поиграть в игру «Словесный ком»
Игра «Словесный ком»
(Правила игры: ведущий называет слово, например ДЕТИ. Команды по очереди должны повторить слово предыдущей команды и добавить своё, подходящее по смыслу, чтобы в итоге получилось предложение).
Ведущий: по результатам игры стало понятно, что у нас сейчас, несмотря на расстояние, единая, сплоченная команда, готовая эффективно работать.
Сегодня мы будем говорить о детях и тема нашей встречи «После трёх уже поздно».
Кто будет спорить с тем, что дети – цветы жизни. Они всегда украшают нашу жизнь и наполняют ее смыслом. Сегодня мы будем рассматривать ребенка, как цветок.
Итак, посажено семя. Оно даст начало новой жизни. (на слайде картинка «семя» и ребенок в животике у мамы). Какие условия нужны, чтобы ребенок родился здоровым?
Работа в группах (конверт 1) .
- Перед вами на столе конверты. Откройте конверт № 1 и выберите из предложенных моделей инфографики те, которые, на ваш взгляд, наиболее важны в этот период развития ребенка (правильное питание, ЗОЖ, позитивное эмоциональное состояние мамы, эмоциональная связь с мамой и папой). Наклейте их в нужное поле вокруг цветка, выделенное красным цветом.
Действительно, правильное питание и ЗОЖ мамы будут способствовать хорошему физическому развитию ребенка. Позитивное эмоциональное состояние мамы будет основой устойчивой психики ребенка и здоровой нервной системы. Эмоциональная связь с родителями через поглаживание, пение песен, разговоры будет способствовать формированию детско-родительской привязанности и станет предпосылкой для формирования будущей ведущей деятельности младенца – эмоциональное общение с мамой (на слайде инфографика необходимых условий).
2. Появился первый росток. Возраст 0 – 1 год. (на слайде картинка пророщенного зерна и младенца).
Ведущими новообразованиями этого возраста являются хватание, ходьба, первое слово. Какие условия необходимы для развития этих новообразований на данном этапе?
Работа в группах (конверт 2)
Выберите из предложенных моделей инфографики те, которые, на ваш взгляд, наиболее важны в период от рождения до 1 года. Наклейте их в нужное поле вокруг цветка, выделенное коричневым цветом (чаще брать ребенка на руки; занимайтесь с ребенком каждый день, даже один час занятий приводит к удивительным результатам; не сюсюкайте - разговаривайте с ребенком на «взрослом» языке; не ссорьтесь при ребенке - ребенок остро чувствует тревогу и негатив; ребенку необходимо общение с отцом - ничто не должно мешать папе общаться с ребенком; развивайте тактильные ощущения). Обобщение: (на слайде инфографика необходимых условий)
Вот уже росток показался из земли, появились первые листочки. Возраст 1 – 3 года. (на слайде картинка ростка и малыша). Ведущими новообразованиями этого возраста являются самостоятельная ходьба, овладение прямой походкой, овладение речью и предметная деятельность. Именно эта деятельность становится ведущей на этом этапе развития ребенка. Внутри этой деятельности развиваются основные психические процессы: восприятие, память, внимание, речь, мышление. Формируются эмоционально-волевые качества. Какие условия необходимы для развития всех качеств личности ребенка на данном этапе? Что будет способствовать их развитию?
Работа в группах (конверт 3).
Выберите из предложенных моделей инфографики наиболее важные условия, способствующие развитию детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Наклейте их в нужное поле вокруг цветка, выделенное зелёным цветом.
(поощряйте общение ребенка с другими детьми - это стимулирует ум ребенка, развивает чувство соревновательности, общительность и желание быть первым; не запрещайте ребенку ссориться - ссоры развивают навыки общения; побуждайте интерес ребенка к чему-либо - создайте для этого необходимые условия; не считайте детские фантазии глупыми - детское воображение развивает творческие способности; заучивайте стихи - это тренирует память; окружайте ребенка лучшим - ставьте классическую музыку, показывайте и рассказывайте о произведениях искусства, читайте хорошую литературу; не ограничивайте ребенка в творчестве - все, что делает ребенок руками, развивает его интеллект и творческие задатки; способствуйте нестандартному мышлению ребенка - стандарты воспитывают стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости; развивайте тактильные ощущения - предлагайте ребенку разные предметы: жесткие и мягкие, тяжелые и легкие; играйте с ребенком по ролям - это прямое и свободное самовыражение в отношениях с другими членами группы; доверяйте своему ребенку – ведь никакие материальные блага не принесут в семью мир и счастье, если между людьми не будет элементарного доверия. (на слайде инфографика необходимых условий)
Период от 3до 7(8) лет – дошкольный возраст (слайд распустившийся цветок). Довольно долгое время именно этому периоду детства были посвящены исследования педагогов и психологов, ведь основную категорию детей, посещающих дошкольные образовательные организации, составляли дети от 3 до 7 лет. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются произвольность всех психических процессов и поведения. Ведущей деятельностью становится игра. Именно в ней ребенок учится общаться и познавать окружающий мир. Именно в игре происходит развитие всех психических процессов и эмоционально-волевых качеств личности ребенка. Какие условия необходимо создать для всестороннего развития ребенка на этом этапе?
Работа в группах (конверт 4)
Выберите из предложенных моделей инфографики наиболее важные условия, способствующие развитию детей в возрасте от 3 до 7(8) лет. Наклейте их в нужное поле вокруг цветка, выделенное желтым цветом.
(уважайте ребенка, только уважая самого ребенка, вы научите его уважать других; показывайте ему свою любовь – ребенок должен чувствовать, что его любят, даже тогда, когда наказывают; учите оптимизму - неудача - это опыт, который необходим для достижения будущих целей; развивайте красноречие – это искусство убеждения; приучайте к самостоятельности - чем больше ребенок делает самостоятельно, тем увереннее он себя чувствует; развивайте фантазию и воображение - это способствует творческому и интеллектуальному развитию; учите ценить время - это необходимое качество успешного человека; приучайте к ответственности - ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия; учите ставить цель и достигать её - ведь достижение цели есть результат активной деятельности, а неудача - это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно).
Обратите внимание на цветок. В дошкольном возрасте он уже цветет. Но было бы это возможно без специально созданных благоприятных условий на ранних этапах развития?
Каждый этап развития ребенка, как цветка, мы условно обозначили цветом. Какой этап, на ваш взгляд, является фундаментальным, базовым для развития способностей и талантов ребенка? Обсудите ваш ответ с участниками своей группы, ответ покажите карточкой такого цвета, который соответствует цвету на шкале соответствующего периода развития ребенка.
Ответы участников.
О важности раннего развития говорит в своей удивительно доброй книге Масару Ибука «После трёх уже поздно». В которой он утверждает, что маленькие дети обладают способностью научиться, чему угодно. Мы привычно считаем, что о детях знаем всё, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много времени вопросу о том, чему учить детей старше трёх лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга завершено на 70 – 80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трёхлетнего возраста? Раннее развитие не предполагает насильственное обучение грудных детей фактами и цифрами. Главное введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребёнком изо дня в день, может распознать это «вовремя». Исследования физиологического мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребёнка – это его личный опыт познания в первые три года, т. е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один – дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Это годы с рождения и до трёхлетнего возраста.
«Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, могут только погубить талант и вызвать сопротивление» - считает Масару Ибука.
Только зная и понимая важность этого периода в жизни малыша, можно помочь родителям воспитать здорового, любознательного, успешного и счастливого ребенка. Не об этом ли мечтает каждый из нас?
Если вы поддерживаете позицию автора и считаете, что раннему развитию ребенка необходимо уделять особое внимание, как в семье, так и в детском саду, то покажите поднятый вверх палец. А если ваша позиция не совпадает с позицией автора, то покажите палец опущенный вниз.
По страницам книги Масару Ибука мы подготовили Памятку «После трех уже поздно», в которой дани советы по воспитанию детей раннего возраста». Мы надеемся, что эти добрые советы помогут вам и родителям ваших воспитанников воспитать малышей успешными и счастливыми.
ИНФОГРАФИКА
1 КОНВЕРТ. ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
(правильное питание, ЗОЖ, позитивное эмоциональное состояние мамы, поглаживание животика, пение песен, слушание классической музыки, разговоры/беседы, курение, алкоголь,фастфуд)
2 КОНВЕРТ ПЕРИОД ОТ 0 ДО 1 ГОДА
(чаще брать ребенка на руки; занимайтесь с ребенком каждый день; не сюсюкайте ; не ссорьтесь при ребенке; общение с отцом; развивайте тактильные ощущения)
3 КОНВЕРТ ПЕРИОД ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ
(поощряйте общение ребенка с другими детьми; не запрещайте ребенку ссориться; похвалой и наказанием пользуйтесь аккуратно; побуждайте интерес ребенка к чему-либо; не навязывайте ребенку свое «хорошо» и «плохо»; повторяйте пройденный материал; не считайте детские фантазии глупыми; заучивайте стихи; окружайте ребенка лучшим; не ограничивайте ребенка в творчестве; способствуйте нестандартному мышлению ребенка; не покупайте ребенку все, что он просит; развивайте тактильные ощущения; предлагайте ребенку игрушки из деталей; занимайтесь с ребенком лепкой, вырезанием, складыванием фигур; играйте с ребенком по ролям; ходите с ребенком; не ждите от ребенка результата; не насилуйте волю малыша; доверяйте своему ребенку. Обобщение: (на слайде инфографика необходимых условий)
4 КОНВЕРТ ПЕРИОД ОТ 3ДО 7 (8) ЛЕТ
(уважайте ребенка, показывайте ему свою любовь; учите оптимизму; развивайте красноречие; приучайте к самостоятельности; развивайте фантазию и воображение; учите ценить время; приучайте к ответственности; учите ставить цель и достигать её).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пренатальный период
Пренатальный период Правильное питание ЗОЖ Позитивное эмоциональное состояние мамы Поглаживание животика мамы Пение песен Слушание классической музыки Разговоры с будущим ребенком
Возраст 0 – 1 год Ведущие новообразования: х ватание х одьба п ервое слово
Возраст 0 – 1 год Чаще берите ребенка на руки Занимайтесь с ребенком каждый день Не «сюсюкайте» Не ссорьтесь при ребенке Ребенку необходимо общение с отцом Развивайте тактильные ощущения Побуждайте ребенка к движению
Возраст 1 – 3 года Ведущие новообразования: с амостоятельная ходьба о владение прямой походкой о владение речью п редметная деятельность
Возраст 1 – 3 года Поощряйте общение ребенка с другими детьми Не навязывайте ребенку своё «хорошо» и «плохо» Не запрещайте ребенку ссориться Побуждайте интерес ребенка к чему-либо Не считайте детские фантазии глупостями Заучивайте стихи Окружайте ребенка лучшим Не ограничивайте ребенка в творчестве Способствуйте нестандартному мышлению Развивайте тактильные ощущения Играйте с ребенком по ролям Доверяйте своему ребенку
Возраст 3 – 7(8) лет Ведущие новообразования: п роизвольность всех психических процессов и поведения
Возраст 3 – 7(8) лет Уважайте ребенка, показывайте ему свою любовь Учите оптимизму Развивайте красноречие п риучайте к самостоятельности р азвивайте фантазию и воображение у чите ценить время п риучайте к ответственности у чите ставить цель и достигать её
Возраст 3 – 7(8) лет
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия» Единый методический день для педагогов ДОО «После трёх уже поздно» (по книге Масару Ибука )