Кружкок "Пластилиновое чудо"
Программа кружка "Пластилиновое чудо" и перспективное планирование. Цель кружка: развитие ручной умелости старших дошкольников посредством пластилинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок по пластинографии | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пластилин в руках - волшебный, все что хочешь сотворим,
И для старой доброй сказки дверь в наш мир приотворим!
Мы рисуем пластилином разноцветные картины
И фантазий самолёт отправляется в полёт!
Пояснительная записка
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Большие возможности для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет пластилинография. Этот вид деятельности интересен и доступен детям.
Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На кистях рук располагается множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ним. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Слабую руку дошкольников можно и необходимо развивать. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, воображение, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
Любое занятие требует от детей усидчивости, терпения, развивает навыки выполнения действий по заданному образцу, что способствует развитию фантазии и самостоятельности, прививает вкус к творчеству. Дети на играх-занятиях учатся экономно и рационально расходовать материалы.
Систематические занятия с ребенком – гарантия его всестороннего развития
Настоящая программа описывает курс по пластилинографии. Она разработана на основе современных методических пособий.
Цель: Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать умение детей поддерживать беседу, свободно общаться с взрослыми и детьми;
3. Развивать творческое воображение, внимание, память, фантазию, мелкую моторику.
Образовательные:
1. Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Пробуждать интерес к лепке, формировать навыки работы с пластилином, помочь освоить новые приёмы работы с ним.
3. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
4. Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Воспитательные:
- Совершенствовать трудовые умения ребенка, аккуратность, умение бережно использовать материал;
Принципы реализации программы:
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Социально-коммуникативное – самостоятельное изготовление сюрпризов и подарков, разучивание стихов для пальчиковых упражнений, рассказывание о своих поделках, бережное отношение к материалам и инструментам
Познание – знакомство с цветами спектра, знакомство с различными геометрическими фигурами, расширение представлений о фактуре предмета.
Художественное-эстетическое – создание предметных и сюжетных композиций, прослушивание музыкальных произведений.
Методы работы по программе:
1. Наглядные: (рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение.)
2. Словесные: (чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.)
3. Практические: (индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.)
При выполнении поделок при помощи пластилина для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций:
1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.
2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приемы лепки:
• раскатывание;
• скатывание
• заглаживание
• сплющивание
• прощипывание;
• оттягивание.
3. Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках.
4.Оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию ребёнка
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа кружка по пластилинографии «Пластилиновое чудо» рассчитана на 1 год занятий детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Кружок посещают дети по запросам родителей. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Поэтому в кружковой работе занято 8 детей.
Занятия проводятся с октября по май. Предполагается проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня продолжительностью 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 30.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.
Предполагаемый результат:
- Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира.
- Развитие у детей свободного общения, умения поддерживать беседу и обогащение речи.
- Овладение различными приемами работы с пластилином и развитие мелкой моторики.
- Формирование умения самостоятельно создавать картины при помощи пластилина.
Работа с родителями:
-анкетирование родителей;
-помощь в приобретении материалов;
-привлечение родителей к совместной работе с детьми (изготовление поделок)
Формы подведения итогов реализации программы:
• Составление фотоальбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Список литературы:
1. Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей», «Пластилинография 2» Москва, "Скрипторий 2003"
2. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы» Москва, "Скрипторий 2003" 2008 г
3. А. С. Галанова, С. Н. Корнилова, С. Н. Куликова "Занятие с дошкольником по изобразительному искусству" Москва, 2002 г
4. И. А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации". Москва, "Карапуз-дидактика", Творческий центр "СФЕРА", 2007 г.
5. Г. С. Швайко "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная группа". Москва, гуманитарный издательский центр "Владос", 2002 г.
Материалы для занятий:
- Пластилин (разных цветов). Пластиковые дощечки для выполнения работ. Стеки.
- Картон (однотонный и цветной), желательно плотный. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.
- Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и др.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | |
1. | Незабудки | 2 занятия |
2. | Бабочки | 2 занятия |
3. | Дары осени | 2 занятия |
4. | Осеннее дерево | 2 занятия |
5. | "Грибы-грибочки выросли в лесочке" | 2занятия |
6. | Петушок и его семья | 2 занятия |
7 | Разные коты | 2 занятия |
8. | Коллективная работа «В Царстве Деда Мороза» | 2 занятия |
9. | Птички на ветке | 2 занятия |
10. | В жаркой, жаркой Африке | 2занятия |
11. | Рыбка | 2занятия |
12. | Водный мир | 2занятие |
13. | Сувенир | 2 занятия |
14. | Рамка для фото | 2занятие |
15. | Первоцветы | 2 занятия |
Итого 30 занятий |
Перспективный план работы кружка «Пластилиновое чудо»
Месяц | Тема | Цели: |
Сентябрь | Подбор литературы, планирование, приобретение оборудования и материалов Организация кружка Диагностика. | |
Октябрь | Незабудки Бабочки | 1.Учить изображать объект природы, передавая сходство с реальным образом. 2.Отрабатывать навыки: раскатывание комочков между ладонями прямыми движениями рук, делить стекой на части готовую форму 3.Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики 4.Стимулировать активную работу пальцев |
Дары осени | 1. Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. 2. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. 3. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». 4. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. | |
Ноябрь | Осеннее дерево "Грибы-грибочки выросли в лесочке" | . 1.Продолжать развивать познавательный интерес к живой природе. 2.Учить отражать в работе природные особенности дерева: форму веток, цвет листьев. 3.Продолжать осваивать операции: преобразование шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу воображаемого объекта 4.Развивать глазомер, цветовосприятие |
Декабрь | Петушок и его семья | 1. Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках. 2. Учить лепить объект из отдельных деталей. 3. Развивать координацию рук, мелкую моторику. 4. Развивать формовосприятие. |
Коллективная работа «В Царстве Деда Мороза» | 1. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. 2. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла. | |
Январь | Разные коты | 1. Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». 2. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного. 3. Развивать мелкую моторику рук. |
Птички на ветке | 1. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. 2. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. 3. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. | |
Февраль | В жаркой, жаркой Африке
| 1. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. 2. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. 3. Развивать мелкую моторику рук. |
Рыбка | 1. Развивать у детей творческое воображение. 2. Развивать умение передавать особенности её строения и, характерные детали. 3. Закрепить способы работы в технике «Пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. | |
Март | Водный мир | 1. Познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях, приспособленности к жизни в водной среде. 2. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения. 3. Способствовать развитию формообразующих движений руки в работе с пластилином. |
Сувенир | 1.Освоение приемов создания пластин в технике миллефиори 2.. Оформление поверхности пластиковой тарелки пластинами. | |
Апрель | Рамка для фото | . 1.Обучение приёму «скатывания» кругообразными движениями. Стимулирование активной работы пальчиков. 2.Развитие пространственного восприятия. 3.Внесение дополнений: разноцветные камушки, ракушки |
Первоцветы | 1.Дать представление о первоцветах. 2.Закрепить навыки раскатывания, сплющивания, обработки стекой. 3.Развивать умение составлять композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. | |
Май | Оформление фотоальбома и выставки детских работ за период обучения. Подведение итогов, отчёт, оформление буклета. |