Самообразование
Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов.
Чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23-24_netraditsionnye_metody_i_priemy_v_korrektsionnoy_rabote.docx | 21.63 КБ |
plan_samoobrazovaniya_na_2022-23_uchebnyy_god.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы учителя-логопеда по самообразованию:
«Нетрадиционные методы и оборудования в коррекционной работе с дошкольниками»
Павлова Галина Николаевна
учитель-логопед
Цель: Осуществление коррекционно-логопедической работы с применением нетрадиционных методов.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме самообразования.
2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
3. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.
Планируемая работа на 2023-24 учебный год | ||
1 | Изучение новинок логопедической литературы | В течение года |
2 | Психолого-педагогические основы использования нетрадиционных методов в ДОУ | Ноябрь |
3 | Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных методов в дошкольном возрасте | Сентябрь |
4 | Подготовить теоретический материал по теме самообразования. | Май |
5 | Подготовить буклет по теме: «Нетрадиционные методы работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников» | Октябрь |
6 | Подготовить фотоматериал: «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала» | Март |
7 | Систематизировать развивающие игры, упражнения с использованием нетрадиционных методов в помощь логопеду. | Август |
8 | Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно-логопедической работе. | Июнь |
9 | Подготовить материал к проведению мастер-класса для учителей-логопедов города по теме: «Использование нетрадиционных методов и форм в логопедической работе» | Октябрь |
10 | Разработать перспективный план на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи воспитанников. | Декабрь |
11 |
| Май |
12 | Участие в работе методического объединения учителей-логопедов города по теме «Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической работе» | Апрель |
13 | Изучать опыт работы логопедов через интернет-ресурсы. | В течение года |
14 | Распространение опыта работы: добавление разработок на личную страницу сайта. | В течение года |
Обоснование выбранной темы:
Тема внедрения нетрадиционных методов и оборудования в образовательную сферу в дошкольные учреждения не теряет своей актуальности. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. У многих детей с нарушениями развития речи чаще всего проявляются такие симптомы, как неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, низкое развитие мелкой моторики рук, нарушение координации движений, сопутствующие движения во время разговора (непроизвольные движения руками, постукивание ногой по стулу и др.), более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи и т.д.
У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы и оборудования.
В педагогике используются такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия, как:
- фитотерапия – лечение лекарственными растениями. Особенно рекомендуется при различных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
- имаготерапия – театрализация. Включает в себя куклотерапию и сказкотерапию.
- мелотерапия – воздействие музыки на человека в лечебных целях.
- хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
- ароматерапия – лечение фитокомпозициями ароматов цветов и растений.
- литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
- пескотерапия - игра с песком как способ развития ребенка.
В своей работе я использую песочную терапию.
Для каждого ребенка игры с песком являются естественной и доступной формой деятельности. Но для некоторых категорий детей песочная терапия в детском саду противопоказана. Это дети с эпилепсией, с аллергическими заболеваниями, с болезнями кожи или легких, гиперактивные дети.
В качестве альтернативы песочной терапии на своих занятиях я использую фасоль, манную крупу, горох и гречку.
Нетрадиционное оборудование в детском саду можно создавать из любых подручных средств, которые казались уже бесполезными и устаревшими: мелкие игрушки из «Киндер-сюрприза», пробки от соков, разноцветные веревки и пр.
К нетрадиционному оборудованию предъявляются следующие требования: безопасность в эксплуатации, соблюдение гигиенических требований (обработка различными способами), эстетическая привлекательность, универсальность и простота использования.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что реализация разработанной нами системы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей.
Данная работа не является исчерпывающей. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов об использовании эффективных нетрадиционных технологий речевого развития детей дошкольного возраста
Информационные ресурсы:
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ», 1998
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону: «Феникс», 2001
- Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–
на-Дону: Изд. РГПУ, 1997
- Трохимчук Л.В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994
Коноваленко, В. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Изд-во ГНОМ, 2018. – 32 с.
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Сказка» г.Когалым
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПАВЛОВОЙ Г.Н.
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Развитие речедвигательной координации детей
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Ф.И.О. педагога — Павлова Галина Николаевна
2. Образование — высшее
3. Тема самообразования: «Развитие речедвигательной координации детей»
4. Сроки реализации 01.09.2022г. -31.05.2023г.
Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации
Задачи:
- изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
- разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
- апробировать данную модель на практике
Актуальность.
Дети с речевой патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация движений ,двигательная память ,слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.
Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях:
- от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
- от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным ,чистым, тонким целенаправленным движениям) ;
- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.
Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:
- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;
- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.
Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:
- способность к точному анализу движений;
- деятельность анализаторов;
- сложность двигательного анализатора;
- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;
- возраст;
- общий уровень подготовленности ребёнка.
В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:
- применение и быстрая смена различных исходных положений;
- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений;
- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;
- выполнение согласованных действий несколькими участниками;
- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;
- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.
Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:
- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;
- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;
- выполнение кинезиологических упражнений;
- су-джок терапия;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с прищепками;
- упражнения с различными предметами;
- проведение малоподвижных и подвижных игр.
Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.
Раздел плана | Сроки | Формы работы |
Работа с детьми | 2022-2023г. | пальчиковая гимнастика |
ежедневно | артикуляционная гимнастика | |
дыхательная гимнастика | ||
кинезиологические упражнения | ||
логоритмика, фоноритмика | ||
упражнения на координацию | ||
элементы су-джок терапии | ||
игры с прищепками, камнями, фигурками | ||
самомассаж лица, шеи, ладоней, поду- шечек и фаланг пальцев | ||
дидактические и настольные игры | ||
Работа с родителями | Сентябрь 2022г. | Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой речи». |
Октябрь 2022г. | Практикум для детей и родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» | |
Ноябрь 2022г. | Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с исполь- зованием игровых упражнений» | |
Декабрь 2022г. | Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей» | |
Январь 2023г. | Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук». | |
Март 2023г. | Совместное занятие детей и родителей «Мяч и речь» | |
Апрель 2023г. | Консультация на тему: «Леворукость у детей» | |
Май 2023 | Итоговое выпускное занятие « Скоро в школу!» | |
Работа с педагогическими работниками ДОУ | Январь 2023г. | Презентация игровой технологии для развития речи и мелкой моторики у детей: «Кинезиодорожки». |
Февраль 2023г. | Консультация на тему «Леворукость у детей» (стендовая) | |
Апрель 2023г. | Практикум: «Игры с мячом в логопедической коррекции» | |
Май 2023г. | Консультация на тему «Влияние движений пальцев на развитие речи» |