Коррекционная педагогика
Мои публикации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль дыхательной гимнастики | 17.71 КБ |
Выявление признаков РАС | 307.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии детей раннего возраста.
Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Хорошая речь – это яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков.
Только 60% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем дошкольном возрасте.
Речь младших дошкольников характеризуется стремлением к звукоподражанию, к освоению образцов чужой речи; интенсивным пополнение словаря, способностью слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.
Примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:
1-2 года - усваиваются такие звуки:
А, О, Э, П, Б, М.
2-3 года - звуки:
И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й и их мягкие варианты.
3-5 лет - звуки:
С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним.
Для успешного становления речи ребенка, необходимо осуществлять работу по следующим направлениям:
Развитие дыхания;
Развитие артикуляции;
Развитие фонематического слуха.
Сегодня я остановлюсь более подробно на речевом дыхании. Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:
1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
4. не поднимать плечи;
5. не надувать щеки при выдохе;
6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики. Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение. Чтобы развить у ребенка речевое дыхание, надо научить его дуть. Подуйте в лицо ребенку, а в ответ пусть он подует на вас. Понаблюдайте с малышом за ветром, послушайте, как он гудит, покажите, как качаются деревья, когда дует сильный ветер.
Необходимо помнить о том, что дыхательную гимнастику проводят в проветренном помещении, желательно до еды. Упражнения можно выполнять в различных позах: лежа на спине, сидя или стоя. Рекомендуется проводить гимнастику плавно, ритмично, обращать внимание ребенка на продолжительность вдоха и выдоха. При выполнении упражнений дыхательной гимнастики нужно следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, не напрягал плечи, шею. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку.
Предлагаю вам некоторые игры и упражнения (также представленные в презентации) для развития правильного речевого дыхания у детей:
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
«Пузырь»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.
Учите малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох.
В этом вам помогут: дудочки, свистульки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные игрушки, одуванчики, легкое перышко…
Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.
Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.
Чтобы избежать головокружений делайте не более 3 – 5 упражнений подряд.
Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.
Таким образом, благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевое дыхание в раннем возрасте, многие дети могут научаться говорить правильно и чисто без помощи логопеда.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое аутизм? Аутизм – это пожизненное нарушение развития , которое влияет на коммуникацию и отношение с другими людьми. Влияет на восприятие и понимание окружающего мира.
Виды тестов на аутизм: Скрининговые (M-CHAT , CARS, ASSQ), Диагностические (ADOS, ADI-R, ABC), Оценка контрольных показателей заболевания (ATEC). Тесты на аутизм требуются для выявления признаков заболевания у детей, подростков и взрослых. Они предназначены для объективной самодиагностики и определения необходимости обращения к специалисту .
Короткий диагностический тест для родителей 1. Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону , что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному? ДА_НЕТ 2. Указывает ли ребенок на что-то , чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету? ДА_НЕТ 3. Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечкуукладывает куклу спать, не просто катает машинку туда- сюда, а везет в грузовике кубики на стройку). ДА_НЕТ
Ответ на три вопроса отрицательный Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. НЕТ Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм . ДА
Ключ = Инструкция по интерпретации M-ЧАТ Ребенок не проходит тест при двух или более несовпадающих ответах на критические вопросы (аутизм?) Ребенок не проходит тест при трех несовпадающих ответах на любые вопросы. (аутизм?) Ответы Да/ Нет преобразуются в прошел/ не прошел . Ниже перечислены ответы соответствующие коду «не прошел» по каждому вопросу M-CHAT = подозрение на аутизм. Жирный заглавный шрифт относится к критическим вопросам.
веб-сайте http://mchatscreen.com
1. Нравится ли Вашему ребенка играть в игры, когда его раскачивают на колесе? ДА НЕТ 2. Проявляет ли ребенок интерес к другим детям? ДА НЕТ 3. Любит ли Ваш ребенок лазить, карабкаться, забираться на предметы и вверх по лестнице? ДА НЕТ 4. Любит ли Ваш ребенок играть в прятки? ДА НЕТ 5. Нравится ли ребенку играть «понарошку», как будто он говори по телефону, заботится о кукле или повторяет какое-то другое поведение? ДА НЕТ 6. Использует ли Ваш ребенок указательный палец, чтобы указать или попросить что-либо? ДА НЕТ 7. Использует ли Ваш ребенок указательный палец, чтобы указать или проявить интерес к чему-либо? ДА НЕТ
8. Проверяет ли Ваш ребенок реакцию на Вашем лице, если сталкивается с чем-то незнакомым? ДА НЕТ 9. Приносит ли иногда Ваш ребенок что-нибудь показать вам (родителям)? ДА НЕТ 10. Смотрит ли ребенок Вам в глаза в течение 1-2сек? ДА НЕТ 11. Кажется ли Вам, что Ваш ребенок чрезмерно чувствителен к шуму? (На пример, затыкает уши?) ДА НЕТ 12. Отвечает ли Ваш ребенок улыбкой, когда видит Ваше лицо или в ответ на Вашу улыбку? ДА НЕТ 13. Подражает ли Ваш ребенок Вам? (Например, если Вы сгримасничаете, будет ли Ваш ребенок эмитировать Ваше лицо?) ДА НЕТ 14. Отзывается ли ребенок на имя, когда завете его ДА НЕТ 15. Если указываете на игрушку, на другой стороне комнаты, посмотрит ребенок на неё? ДА НЕТ 16. Умеет ли Ваш ребенок ходить? ДА НЕТ
17. Проверяет ли Ваш ребенок реакцию на Вашем лице, если сталкивается с чем-то незнакомым? ДА НЕТ 18. Любит ли Ваш ребенок производить необычные движения пальцами близко к его/её лицу? ДА НЕТ 19. Пытается ли Ваш ребенок привлечь Ваше внимания к тому, чем он/она занимается? ДА НЕТ 20. Казалось ли Вам, что Ваш ребенок глухой? ДА НЕТ 21. Понимает ребенок, о чем говорят окружающие? ДА НЕТ 22. Смотрит ли иногда Ваш ребенок в никуда, бродит ли без цели? ДА НЕТ 23. Проверяет ли Ваш ребенок реакцию на Вашем лице, если сталкивается с чем-то незнакомым? ДА НЕТ
Шкала оценки А. В. С. ( аутистическое поведение)57 вопросов Инструкция: обведите в кружок цифры к тем утверждениям, которые по Вашему мнению, наилучшим образом описывают ребенка. При этом не учитывайте номинальное значение каждой цифры. Восприятие Контакт Поведение Речь/язык Прочее 1. Вертится\ крутится длительные периоды времени 4 2. Осваивает простое задание, но быстро “забывает” его 2 3. Не обращает внимание на предпринимаемые попытки со стороны окружающих людей наладить контакт или другое влияние с их стороны 4 4. Не сразу реагирует на простые призывы к действию – сядь, подойди сюда, встань и т.д. 1 5. Не использует игрушки по их прямому предназначению (крутит колесом машинки, но не водит ее по полу и т.д.) 2 6. Плохо развитая способность визуального выделения в процессе обучения (фиксирует внимание на отдельных деталях предмета, размере, цвете или расположении предмета 2
Инструкция: обведите в кружок цифры к тем утверждениям, которые по Вашему мнению, наилучшим образом описывают ребенка. При этом не учитывайте номинальное значение каждой цифры. Восприятие Контакт Поведение Речь/язык Прочее 7. Не улыбается при встрече или в ответ на улыбку 2 8. Неправильное использование личных местоимений (например, говорит “ты” вместо “я”) 3 9. Требует\хочет иметь у себя определенные предметы 3 10. Впечатление, что ребенок плохо слышит\ подозрение на снижение слуха 3 11. Речь однотонная и неритмичная 4 12. Качается всем телом длительные периоды времени 4 13. Не протягивает ручки (или не протягивал в грудном возрасте), когда человек наклоняется над ним \ней 2 14. Явно выраженное сопротивление вносимым изменениям в заведенный порядок или окружающую среду 3
Инструкция: обведите в кружок цифры к тем утверждениям, которые по Вашему мнению, наилучшим образом описывают ребенка. При этом не учитывайте номинальное значение каждой цифры. Восприятие Контакт Поведение Речь/язык Прочее 15. Не реогирует на свое имя, если оно произносится в ряду других (например, Йохан, Бенгт , Мария) 2 16. Частые неожиданные всплески активности – бегает по кругу, крутится вокруг своей оси, ходит на цыпочках, машет руками 4 17. Не реагирует на смену выражения лица\эмоции других людей 3 18. Редко использует слова “Я” или “Да” 2 19. Обладает особыми “талантами”, что, казалось бы, противоречит подозрениям на умственную отсталость 4 20. Не откликается на простые призывы к действию, содержащие предлоги (например, “положи мячик на ящик” или “положи мячик в ящик” 1 21. Иногда не проявляет видимой реакции на очень сильные и неожиданные звуки (впечатление, что ребенок глухой) 3
Инструкция: обведите в кружок цифры к тем утверждениям, которые по Вашему мнению, наилучшим образом описывают ребенка. При этом не учитывайте номинальное значение каждой цифры. Восприятие Контакт Поведение Речь/язык Прочее 22. Машет руками 4 23. Резкие всплески ярости и\или частые менее значительные приступы, связанные с изменением настроения 3 24. Избегает контакта глаз 4 25. Оказывает сопротивление при физическом прикосновении, не любит, когда его\ее носят на руках 4 26. Синяки, уколы, раны и т.п. иногда не вызывают видимой болевой реакции у ребенка 3 27. Тело сковано и одервенело (или было в грудном возрасте), при физическом контакте 3 28. Обнимая ребенка, создается впечатление, что держишь в руках “размазню” 2 29. Использует жесты для получения желаемого предмета 2 30. Ходит на цыпочках 2
Инструкция: обведите в кружок цифры к тем утверждениям, которые по Вашему мнению, наилучшим образом описывают ребенка. При этом не учитывайте номинальное значение каждой цифры. Восприятие Контакт Поведение Речь/язык Прочее 31.Наносит поврежедния другим – бьет, кусается, пинается 2 32. Повторяет одни и те же фразы вновь и вновь 3 33. Не подражает другим детям во время игр 3 34. Часто может не мигая смотреть на яркий, направленный в глаза свет 3 35. Наносит поврежедения себе, ударяясь головой об стену\стол или кусая свою руку и т.д. 2 36. Не может ждать, пока его просьба будет удовлетворена, требует немедленного исполнения пожеланий 2 37. Не может выделить более 5 названных предметов 1 38. Не имеет друзей 4 39. Закрывает уши руками при одновременном звучании разных звуков 4
Инструкция: обведите в кружок цифры к тем утверждениям, которые по Вашему мнению, наилучшим образом описывают ребенка. При этом не учитывайте номинальное значение каждой цифры. Восприятие Контакт Поведение Речь/язык Прочее 40. Часто крутит, вертит и стучит по предметам 4 41. Сложности при обучении навыкам посещения туалета 1 42. Спонтанно использует от 0 до 5 слов в день для выражения пожеланий или потребностей 2 43. Часто испытывает чувство страха или неуверенности 3 44. Косит глазами, хмурит брови или закрывает ладошкой глаза в обычном дневном свете 3 45. Не одевается без помощи других 1 46. Повторяет звуки и слова вновь и вновь 3 47. Смотрит “сквозь” людей 4 48. Как эхо повторяет вопросы и высказывания других людей 4 49. Часто производит впечатление человека не воспринимающего окружение, равнодушен к опасным ситуациям 2
Инструкция: обведите в кружок цифры к тем утверждениям, которые по Вашему мнению, наилучшим образом описывают ребенка Восприятие Контакт Поведение Речь/язык Прочее 50. Предпочитает уделять время и внимание “неодушевленным предметам” 4 51. Хочет понюхать, потрогать или \и поласкать разные предметы в своем окружении 3 52. Кажется, что часто не обращает внимание на “новых” людей в своем окружении 3 53. “Застревает” в выполнении сложных ритуалов 4 54. Быстро ломает и бьет игрушки и предметы утвари, если ребенка не остановишь 2 55. Отставание в развитии фиксируется при или до достижения 30 месяцев 1 56. Использует не менее 15, но не более 30 спонтанных фраз и выражений с целью контакта 3 57. Застывшим взглядом смотрит прямо перед собой длительное время 4
Инструкция: обведите в кружок цифры к тем утверждениям, которые по Вашему мнению, наилучшим образом описывают ребенка Восприятие Контакт Поведение Речь/язык Прочее Подсчитанное количество баллов: Возможное количество баллов: 26 38 38 31 25 Процентное соотношение в каждой категории (подсчитанных по отношению к возможным) Общая сумма баллов \ 158 Более 70 баллов – аутизм ?
Методы аппаратной диагностики аутизма Электроэнцефалография – ЭЭГ , исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем Реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока эхоэнцефалография – ЭхоЭГ , измерение внутричерепного давления, выявление новообразований Магнитно-резонансная томография – МРТ , нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека Компьютерная томография – КТ , сканирование и послойное изображение структур мозга Ультразвуковое исследование – УЗИ , диагностика брюшной полости, поверхностно расположенных органов и сосудов кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия ), – исследование состояния вегетативной нервной системы Электрокардиограмма – ЭКГ , исследование сердца, отражающее функциональное состояние миокарда.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ = ТЕЛЕЛОГОПЕДИЯ Онлайн консультации по диагностике речевого развития детей с рождения до 7 лет. Цель: Определить в более раннем возрасте «группу риска» по речевым проблемам и своевременно начать профилактические мероприятия. Задача консультации : Помочь родителям сориентироваться в направлениях получения ранней помощи ребенку в разных системах поддержки (медицинской, социальной защиты, образовательной). Помочь родителям, что и как надо делать в домашних условиях для развития ребёнка. Методика: На основе заранее присланных медицинских документов, заполненной анкеты и видеоролика о ребёнке в домашних условиях (не менее, чем за 10 дней), мы вместе с родителями определяем время онлайн консультации. В обозначенное время , проводится онлайн консультация в течение 1 часа. Через 10 дней после проведенной консультации, на e-mail родителей высылается заключение. Стоимость первичной консультации 6000 руб. Подробности на https://arkhipovaef.ru/advice-for-parents /
Литература Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. Донецк: «Лебедь», 1999. – 112 с. Книга посвящена истории, определению и проблемам диагностики аутизма. Во II части рассматриваются психологические аспекты аутизма и методы психологического обследования и коррекции. III часть посвящена проблемам обучения аутичных детей. IV часть - для родителей. 2. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. –– СПб .: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга , 1997 . –254 с. В пособии представлены современные клинические, психологические и педагогические представления по диагностике и коррекционному обучению детей с ранним детским аутизмом (РДА). Приводятся работы отечественных авторов и обзоры зарубежных публикаций по данной проблеме . Рассматриваются особенности обучения детей с РДА и виды терапии в разных странах. 3. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", - 2004. 80 с. В пособии представлены современные теоретические аспекты аутизма, принципы организации работы с аутичными детьми и возможные варианты рабочей документации.
4. Каган В.Е., Исаев Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей — Л.: 1976. В книге даны клинические особенности аутизма, сравнительные характеристики, обследование, лечение. 5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. — М., 1988. В книге обобщен опыт научной и практической работы по медико-психолого-педагогической диагностике раннего детского аутизма у детей первых лет жизни. Предложенные авторами методы обследования помогут выявить у детей нарушения в развитии интеллектуальной, эмоциональной и других сфер и, возможно, раньше начать коррекционную работу. Книга рассчитана на широкий круг специалистов, сталкивающихся в своей работе с аутичными детьми. 6. Методика "глобального чтения" Б.Д. Корсунской, адаптированная к индивидуальным возможностям детей с ООП - применяется для обучения чтению и письму с РАС. 7. Использование методики Сесиль Лупан. Данная методика предлагает пропевать буквы, а в работе с аутичными детьми этот метод является наиболее актуальным. 8. Альтернативная коммуникация Штягинова Е А 9. PECS – технологии Андре Бонди и Л.Фрост
«Особенности развития сенсорных систем ребенка с РАС. Метод коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей, имеющих расстройства аутистического спектра» На вебинаре вы узнаете о том: Как функционируют сенсорные системы у детей с РАС. Как ребёнок с аутизмом воспринимает внешний мир. О том, как возник метод коррекции развития сенсорных систем у детей с РАС. О других существующих методах по развитию сенсорики . Вебинар пройдет Пятница, 12 апреля 2019 года в 14:00 по МСК Ведущий вебинара Руководитель Центра реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир», Член Правления и представитель в Российской Федерации Международной Ассоциации « Autism Europe », член Экспертного Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Член Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ. Игорь Леонидович Шпицберг
Спасибо за внимание!