Методическая работа

Щелыканцева Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области

Доклад

«Тимбилдинг как технология формирования детского коллектива»

                                                              Подготовила  учитель начальных классов

Щелыканцева Е.В.  

                                                                                     

Кочуново,

2020

Тимбилдинг как технология формирования детского коллектива

         Что дает детский коллектив ребенку? Воспитательный и развивающий потенциалы детского коллектива огромны. К сожалению, в настоящее время, коллективизм как явление постепенно уходит из образовательных учреждений, уступая свои позиции индивидуализму и личному успеху. Каждый отдельный ребенок в школе испытывает массу трудностей, среди них - сложные отношения со сверстниками.

(Слайд 2)

В связи с чем становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми школьного возраста. Здесь на помощь педагогу может прийти тимбилдинг – технология командообразования, благодаря которой дети сближаются и эффективно выстраивают общение между собой в коллективе.

(Слайд 3)

  • С помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем.
  • детский тимбилдинг - это активный отдых, мероприятие (игра) способствующее развитию способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды.
  • С помощью модулирования  ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы.
  • Руководство опытного педагога  направляет общение в необходимое русло. Ребенок при этом обретает те драгоценные качества, какие в дальнейшем ему пригодятся для будущей взрослой жизни.
  • Ребенок в процессе игры становится целеустремленнее, увереннее и предсказуемее и самое главное, он на практике с юного возраста осваивает и учится владеть в совершенстве искусством общения, нарабатывает определенные человеческие и деловые качества.

(Слайд 4)

Классификация видов тимбилдинга

  • спортивные тимбилдинги (направлены на физическую активность участников)
  •   логико-психологические тимбилдинги (направлены на интеллектуальную активность участников)
  •   творческие тимбилдинги (направлены на эмоциональную активность участников).

(Слайд 5-13)

Таким образом, детский тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.

«Ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров»

                                                                                                       Платон

Литература

  1. Голицина Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. 2.
  2. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 2005.

3. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М., Центр педагогического образования, 2007.

4. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой.

5.  Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2008.



Предварительный просмотр:

Администрация Бутурлинского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

                                                                   

                                                     

                                                        Подготовила: учитель 1 кв. категории

                                                                      Щелыканцева Е.В.

Кочуново

2019                                                                  

Цели: распространение опыта работы учителя на уроках литературного чтения по работе со сказками

Обоснование темы

Как найти себя в огромном мире?
Как узнать хрустальный свой родник?
Руки распахнуть как можно шире,
Чтобы солнца луч в меня проник?
Сто вопросов, мыслей, откровений.
Сто минуток нежной тишины,
Путешествий, трепетных волнений,
Кто же, кто же в этом мире ты?!

       Человек всегда осознанно или неосознанно стремится созидать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, ребёнок, непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений — это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста детей.

Одной из основных задач урока литературного чтения является формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Ведущим методом обучения литературному чтению становится анализ художественного произведения, в процессе которого младшие школьники овладевают творческими читательскими умениями.

Развитию творческого воображения способствуют такие виды творческих работ, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, инсценирование, составление рассказа о герое, сочинение сказки.

Вашему вниманию будет представлен мой опыт работы по литературному чтению – сочинение сказок.

Тема – сочинение сказок.

Вы знаете много сказок.

Про Красную Шапочку вы уже прочитали. С приключениями Колобка познакомились. Знаете про Снежную Королеву и Дюймовочку.

- Я научу вас самих сочинять сказки? Хотите?

- Чтобы узнать по каким правилам, законам строятся сказки, ученые стали изучать фольклор: баллады, былины, сказки.

Один известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп считал, что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него зависит тот или иной поступок героя.

Вспомним сказку “Гуси- лебеди”.

  • Кто был основным действующим персонажем?
  • Какие основные действия происходили в сказке. С чего началась сказка? (Родители уехали) Они отлучились – 1-й кубик – “отлучка”.
  • Много сказок начинается с этого действия.
  • Что они наказывали детям (не уходить…). Запрет
  • А что же дети? Нарушение запрета
  • Алёнушка стала искать братца. Назовем условно отъезд героя. Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения.
  • Что делала Алёнушка, чтобы найти братца. (Спрашивала у печки, яблони, речки) эти волшебные персонажи ставили условия. Ученый назвал их дарителями. Дарители испытывали героя. Испытание героя,
  • Что случилось дальше? Кто же помог детям? Воспользовалась девочка дарами? Волшебные дары
  • Благодаря волшебным дарам Враг побежден,
  • Гуси-лебеди улетели ни с чем. герой спасается от преследования,
  • возвращение героя,
  • счастливый конец).

Мы построили домик-сказку. Так можно построить новую сказку самим.

Итак, сейчас ваша группа сочинит сказку, используя все или несколько кубиков нашего домика. Порядок может быть разным. Но хочу заметить, что сюжет вашей сказки будет зависеть от того, какие кубики вы возьмете.

Вы сочините сказку про Колобка. Герой вам знаком, но сказка будет новой.

Это будет уже какая сказка? (авторская)

Начало сказки послушайте: “Жили-были дед и баба. Испекла как-то баба колобок и положила на окошко, а сама ушла. И запретила она колобку с окошка спрыгивать”.

1 кубик – отлучка

2 – запрет

3 – нарушение закона

4 – отъезд героя

5 – даритель испытывает героя

6 – волшебные дары

7 – враг побежден

8 – герой спасается от преследования

9 – возвращение героя

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/514117/img1.gif 

Чтение собственной сказки

Рефлексия:

Вы сегодня хорошо поработали. Какое открытие сделали вы для себя на уроке?

1 группа – сказка «Колобок»

2 группа – сказка «Красная Шапочка»

3 группа – сказка « Волк и семеро козлят»

1.отлучка

2. запрет

3.нарушение запрета

4. отъезд героя

5.испытание героя

6.волшебные дары

7.враг побеждён

8.спасение героя

9.возвращение героя

СКАЗКА



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА    БУТУРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

МБОУ КОЧУНОВСКАЯ ООШ

Доклад

«Формирование благоприятного эмоционально – психологического климата в классе как один из факторов успешного обучения младших школьников»

                                   Подготовила: Щелыканцева Е. В.-

                                                     учитель начальных классов

                                                                      высшей квалификационной категории

Кочуново

2022

             “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец,  какая  бабочка у  меня в руках:  мертвая  или  живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Психологический комфорт в классе – важное условие эффективности обучения и воспитания.

      Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие  всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя  комфортно.

     Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

«Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…»

Отличительной особенностью педагогического подхода в классе является направленность на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для активной творческой самореализации каждого ребенка. Творцом, так же как интеллектуалом не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение (учителя, родители) для реализации потенциала, который присущ каждому из нас. Мы не раз наблюдали за тем, как раскрываются дети, приходя в нашу школу. А значит им комфортно, а значит - здоровье сберегаем. От хорошего настроения детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

    Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога.

   Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога,  ребенка и  родителя.

 Это взаимодействие происходит на разных уровнях.

  1. На уровне самого ребенка, когда ребенку  важно создать гармонию физического, психического и нравственного здоровья. Тогда у него появляется возможность самореализоваться,  самоорганизоваться, самоопределиться.
  2. На уровне межличностных отношений в образовательном пространстве. В воспитательном пространстве вокруг детей организуется взаимопомощь важных для него взрослых (родителей, учителей), сотрудничество с этими взрослыми, построение доверительных доброжелательных отношений. Всё это является условием сохранения  и  укрепления  здоровья  воспитанников.
  3. На уровне организации различных видов деятельности.  Педагоги создают такую воспитательную систему в образовательном учреждении, которая формирует у всех участников образовательной среды навыки, позволяющие сохранить и укрепить СВОЕ и ДЕТСКОЕ здоровье. У всех участников этой образовательной среды создается положительная эмоциональная атмосфера.

         Здоровье - необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно. Правильно организованная учебная деятельность и внеурочная работа в оптимальных условиях при благоприятном эмоциональном фоне и поддержке родителей обеспечивает желаемый результат. Главный принцип – не ребенок для школы, а школа для ребенка. Мы используем различные оздоровительные мероприятия в учебном процессе и во внеклассной работе:

  • Игровые оздоровительные технологии;
  • Веселые физминутки на уроках;
  • Корригирующая гимнастика;
  • Предметные недели;
  • Конкурсы рисунков и поделок;
  • Участие в театрализованных постановках;
  • Экскурсии и походы на свежем воздухе;
  • Классные часы, праздники, соревнования, КВН  по здоровьесбережению.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью их внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. При этом творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения.

      Реализация творческих задач достигается использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения (дискуссия, работа в группах, проектная работа, КВН-ы, викторины, олимпиады, конкурсы разных уровней).

  Очень важно, чтобы  учитель видел, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учетом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные знания, умения и навыки. «Цена обучения для здоровья» - вот тот критерий, который служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий.

 Для осуществления  целей и задач  в работе по здоровьесбережению  считаем необходимым:

•сотрудничество с медицинскими работниками с целью изучения состояния физического здоровья учащихся;

•сотрудничество с родителями учащихся;

     •организация и проведение внеклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;

•сотрудничество с психологом школы;

            Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем. Начинать урок энергично.

      Начало урока. Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу — важная задача педагога. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность. К сожалению, этот замечательный прием недостаточно освещен в психологической литературе.

Вот примеры некоторых приёмов:

 Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

Точечный массаж лица.

- Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).

Волшебные точки

hello_html_45c3c5a7.png

«Паутинка-разминка» или блиц-опрос или как еще называют такой прием - «Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)

- Записываем в тетради: 19 января. Классная работа. Тема.

Памятка учителю.
 – Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
 – Не навреди! Ищи в детях хорошее.
 – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
 – Не приписывай успех себе, а вину ученику.
 – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
 – На уроке создавай ситуацию успеха.
 – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
 – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
 – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
 – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
 – Оценивай поступок, а не личность.
 – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Физминутки. Физминутки, которые различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения. Они делятся на: оздоровительные, физкультурно – спортивные, двигательно – речевые, креативные.

 Дни и уроки здоровья. Темы уроков подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

 Экскурсии, поездки. Живой интерес вызывают у ребят  экскурсии, поездки, походы, прогулки (2слайда).

  Классные часы по здоровьесбережению.  (беседы по ППБ, ПДД)

 Праздники. Согласитесь, любой праздник в нашей жизни – это радость, позитив, хорошее настроение, добро, всплеск эмоций, поэтому для обучающихся они необходимы. Все праздники благоприятно отражаются на   атмосфере в классе.

          В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается. Доброжелательность, позитив, уместный юмор, такт – это правильно, но не всегда достаточно. Нужно углубиться в проблемы детей и их эмоциональное состояние.

 Анкетирование детей и родителей помогает построить систему работы, не допускать конфликтов и корректировать взаимоотношения. Сегодня очень часто родители просят нас учителей посодействовать в оказании психологической помощи своему ребенку, потому что не в силах самостоятельно помочь детям в трудной жизненной ситуации. Мы, учителя, всегда содействуем в оказании помощи сотрудничества со школьным психологом.

        Работе с семьей отводится огромное место. Родители – это те союзники, без которых обучение и воспитание не будет успешным.  Родители принимают активное участие во всех классных делах.

  Всем понятно, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. В задачу учителя начальных классов входит умение пробудить скрытые в каждом ребёнке продуктивные силы, тягу к гармонии, красоте и здоровью.

        В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно «как дома».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области

Доклад

«Использование элементов театрализации на уроках в начальной школе»

                                                             Подготовила:  учитель начальных классов

высшей кв. категории

Щелыканцева Е.В.  

                                                                                     

Кочуново, 2024

Слайд 2

В соответствии с реализацией образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности.

Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Все это развивается у ребенка эффективнее, если применять нетрадиционные формы организации учебного процесса. 

 Слайд 3

Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в движении, ведущей роли наглядно-образного мышления, необходимо обратить внимание на использование   театрализации на уроках в начальной школе.

Слайд 4

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Театрализация — отличный способ повысить интерес учеников к изучаемой теме. Причём использовать её элементы можно на любых предметах.
Приёмы театрализации на уроке:
     Слайд 5   *  Ролевое прочтение текста
Самый простой приём, который не требует предварительной подготовки. Хорошо, если ученики при чтении постараются голосом и интонациями передать характер персонажа и его состояние.

Слайд 6 *  Персонификация
Реальный исторический персонаж или выдуманный герой участвует в уроке как помощник учителя. Отдельный вариант этого приёма — использование игрушки-персонажа на уроках.
Слайд 7 *  Сценически-игровые упражнения
Написать монолог или диалог от имени персонажа. Такую форму можно использовать на уроках не только гуманитарного, но и естественно-научного цикла: попросить учеников включить воображение и написать монолог от имени воды, воздуха, дорожного знака.
Слайд 8 * «Кто я?»
Ученик в образе персонажа рассказывает о нём. Одноклассники угадывают, кто он. Для большего интереса можно использовать костюм или характерные атрибуты персонажа. Но можно обойтись совсем без них и ограничиться лишь интонацией, мимикой и подобными средствами выразительности. Этот приём, как и предыдущий, можно использовать практически на любых уроках, если не ограничивать фантазию ребят.
Слайд 9 *  Разыгрывание сценки
Небольшое представление по заранее составленному и отрепетированному сценарию. Сценка будет восприниматься лучше, если использовать подходящий реквизит и элементы костюмов.

Слайд 10 Во время работы над инсценированием школьники учатся:
*  выделять основную сюжетную линию произведения, определять её завязку, кульминацию и развязку;
*  видеть движущую силу действия: столкновение, борьбу, вражду, ссору;
*  определять главных и второстепенных лиц, осознавать их взаимоотношения, представлять, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера;
*  понимать значение речи действующего лица как его основной характеристики;
* осознавать главную мысль рассказа и отношение автора к изображённым им событиям и лицам.

Слайд 11. * Кукольный театр.

Ребята самостоятельно изучают характер героев, манеры поведения, изготавливают дома куклы (это могут быть как сшитые, так и выполненные из бумаги куклы), которые могут выполнять хотя бы одно движение. А затем на уроке разыгрываются сценки из произведения.

Так же развивается способность перевоплощения в своего героя и, конечно, речь.

Нельзя забывать о том, что к заданию «Кукольный театр» можно отнести и изображение на листе обстановки и места, где происходит действие. При выполнении такой задачи у ребят развивается наглядно-действенное мышление.

Слайд 12 * Пантомима

Задание: «Изобразите прочитанное стихотворение в технике пантомимы». Учитывая, что поэтические произведения, изучаемые в начальной школе, представляют собой лирику – любовь к родине, восхищение природой можно попробовать изобразить «берёзу» или показать «волнение», «радость».

При таких заданиях у учащихся развивается и фантазия, и образность мышления..

 Слайд 13 Использование элементов театрализации на уроках в начальной школе является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей. Такие уроки учат ребенка думать, творить, работать в коллективе отстаивать свои убеждения, развивают у учащихся интерес к творчеству.

       Учителю помогают более творчески подойти к планированию всех этапов урока, разбудить природную любознательность детей и стимулировать их познавательную активность.

Литература :

  1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4  класс. – М.: Баласс, 2004.
  2. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. 
  3. Колчеев, Ю. В. Театрализованные игры в школе./ Ю.В. Колчеев, Н. И.  Колчеева. – М.: Школьная пресса, 2003.
  4. Косинец, Е. И. Театральная педагогика в современной школе./ Е. И. Косинец, Т.А. Климова, А.Б.  Никитина //  Газета «Искусство» ИД «Первое сентября». – 2012.  – №8.
  5. Чинкина, Н.Ш. Театрализованно-игровая деятельность младших школьников./ Н.Ш. Чинкина, М.Р.  Багманов // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №7.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского района Нижегородской области

Выступление на ШМО на тему:

«Методические основы профориентации во внеклассной работе младших школьников»

 

                                                 

2022

«Методические основы профориентации во внеклассной работе младших школьников»

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего

окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают

изо дня в день.  

           Приходя в первый класс,  ребенок чаще всего имеет смутные представления о роде деятельности своих родителей. Школа должна с первых дней помогать ему в овладении знаниями по миру специальностей, приучать к трудовым навыкам, работе над собой, к самообслуживанию. Формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду, развитие интереса к профессиям, создание условий для получения первоначального представления  о различных видах трудовой деятельности  - в решении этих и других воспитательных задач как нельзя лучше, на мой взгляд, помогает  внеурочная деятельность.

Система профориентационной работы в начальной школе  включает в себя:

  • непрерывную профориентационную работу на всех уроках в начальной школе;
  • внеклассные мероприятия: экскурсии на предприятия (согласно изучаемым темам на уроках технологии и окружающего мира), классные часы по профориентации;
  • конкурсы рисунков, сочинений-рассуждений по профориентации ;
  • анкетирование обучающихся с целью выявления их профессиональных интересов и корректировки тематики внеклассных профориентационных мероприятий (1 раз в год);
  • вовлечение и посещение обучающимися кружков и внеурочной деятельности на базе ОУ;
  • научно-практические конференции для обучающихся 3-4 классов  (1 раз в год);

Таким образом, следует создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

 

Тематика классных часов по профориентации

Класс

Наименование темы

1 класс

Что такое профессия. Какие бывают профессии.

Мы идем в магазин.

Мама, папа на работе.

Я знаю пять профессий.

2 класс

О профессиях разных, нужных и важных.

Труд на радость себе и людям.

Город мастеров.

Кем я хочу стать.

3 класс

Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись!

Где работать мне тогда?

Любимое дело – мое счастливое будущее.

Парад профессий!

4 класс

«Типология профессий»

Человек – человек (медицина, образование, бытовое обслуживание)

Человек – искусство (музыка, живопись, литература, драматургия)

Человек – природа (животноводство, растениеводство)

Человек- техника.

Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность

Обучающимся следует  пробовать свои силы и возможности в кружках различной направленности с целью выявления своих склонностей и способностей.

1. Духовно-нравственное направление – кружок «Родной край»:

  • экскурсии в школьный  музей, где проводилась работа по изучению и сохранение фольклора, обрядов, обычаев народов России, истории села.
  • участие в областном конкурсе исследовательских работ  

    «Юный фермер»;

2. Общеинтеллектуальное направление –  кружок «Читоград»:

  • учащиеся начальной школы в рамках кружка посетили занятие «Библиотечный час». И. С. Стрекалова  познакомила ребят  с профессией библиотекаря.

  3.  Общекультурное направление -  «Гармония»

  • постановка сценок, спектаклей, сказок; выступление перед учащимися начальной школы и на родительском собрании;
  • помощь родителей в изготовлении декораций, костюмов, афиш и программок, в подборе музыкального сопровождения;
  • 4. Социальное направление - кружок «Азбука нравственности»: создаются условия для максимальной социальной адаптации:
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • выполнение проектов «Профессии моих родителей», «Моя родословная» - исследование с родителями  национальных, сословных, профессиональных корней  своего рода.

  Внеурочная деятельность воспитывает у обучающихся трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

        Занятия по внеурочной деятельности - прекрасная возможность для творчества и фантазии ребят по профориентации.  Работая в группах, в парах и индивидуально обучающиеся готовят проекты, участвуют в конкурсах рисунков, в спортивных соревнованиях, в научно-практической конференции младших школьников.

         Таким образом, занятия во внеурочной деятельности дают обучающимся большие возможности для развития интереса к миру профессий.

В решении задач модернизации российского образования очень важно развитие склонностей, способностей, интересов, профессионального самоопределения детей, которое должно в полной мере осуществляться на протяжении всего обучения ребенка в школе. Поэтому необходима преемственность в работе по профессиональной ориентации школьника, взаимодействие педагогов начальной школы и учителей среднего и старшего звена.



Предварительный просмотр:

МБОУ Кочуновская ООШ

Доклад

Тема: «Взаимодействие семьи и школы:

проблемы и перспективы»

  Выполнила: учитель начальных классов

Щелыканцева Е.В.

Кочуново, 2023

                                         

Школа-семья как основа формирования воспитательного пространства

           Работа с семьёй важнейший компонент учебно – воспитательного процесса школы.

      Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют её психологический климат. В нём и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя.

 

       Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса  на том или ином возрастном этапе играет семья.

      К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребёнка, что отзывается усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определённая часть подростков отдаляется от родителей.

         

               Важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.

              Важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

            Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение  взаимопонимания.

Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы её возможностей и ответственности.

                  Работа с семьёй – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.

            Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

  • Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
  • Консультативная – совместный психолого – педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
  • Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

     Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

  • в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
  • в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

     Важная задача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями.

     Рассмотрим некоторые формы психолого – педагогического просвещения родителей..

Вначале остановимся на одной из самых распространённых в любой школе форм взаимодействия с семьёй – родительском собрании.

      Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания – диспуты, итоговые (четвертные и т.д.)

     Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей. Конференции могут быть научно – практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовят выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности. Тема конференции всегда конкретна, например: «Праздники в семье и семейный досуг».

     Практикум – это форма выработки у родителей педагогический умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой – либо конфликтной ситуации. Которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей. родителей и школы и т.д.

     Открытые уроки – обычно проводятся для того. чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

     Педагогическая дискуссия – одна из более интересных форм повышения педагогической культуры. Её особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.     Ролевые игры – это коллективная творческая деятельность по изучению сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребёнок приехал из школы» и т.д. Методика ролевой игры предусматривает следующие действия: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить  возможные позиции и варианты поведения участников игры.

     Индивидуальные тематические консультации. Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителей. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

     Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Посещение семей учащихся, проведение так называемых «домашних собраний» - не такое уж лёгкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы.

     Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

     Родительский комитет. Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей.

Большая роль в организации оптимального взаимодействия педагогов с родителями принадлежит школьному педагогу – психологу. Он обладает соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут провести диагностирование учащихся, консультирование педагога и родителей по поводу форм взаимодействия с ребёнком.

     Учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.

Литература

  1. Голицина Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. 2.
  2. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 2005.

3. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М., Центр педагогического образования, 2007.

4. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой.

5.  Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: ТЦ Сфера, 2008.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского района Нижегородской области

Доклад

«Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками воспитательного процесса»

Составила: классный руководитель

                                                         Щелыканцева Е.В.

Кочуново

      «Школа должна любить ребёнка, тогда он полюбит школу»

                                                                                      В.А. Сухомлинский

         Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспертментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду' чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики»              (Амонашвили Ш.А.)

Идеи гуманно-личностной педагогики

  • Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
  • Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
  • Гуманно-личностный образовательный  процесс строится на понимании  целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

Особенности образовательного процесса «Школа жизни»

Первая особенность состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя.

Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.

Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения.

Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.

Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.

Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".

Целевые ориентации

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

• Облагораживание души и сердца ребенка.

• Развитие и становление познавательных сил ребенка.

• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

• Идеал воспитания - самовоспитание.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.

Особенности методики

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания:

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

- резервы семейной педагогики;

- учебная деятельность: приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Основные установки учителя гуманного педагогического процесса

Руководящие принципы учителя

  • принцип очеловечивания среды вокруг ребенка,
  • принцип уважения личности ребенка,
  • принцип терпения в становлении ребенка.

Заповеди учителю

  • верить в безграничность ребенка,
  • верить в свои педагогические способности,
  • верить в силу гуманного подхода к ребенку.

Основные правила учителя

  • Устанавливайте с каждым ребенком

личные, доверительные взаимоотношения,

 вызывайте доверие и искренность ребенка

к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

  •  Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
  •   Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
  •   Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
  •  Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок. открыток, составление альбомов и пр.), участвуйте в них.
  •        Проявляйте живой интерес к жизни ребенка,

к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам,

неудачам, к его личностным переживаниям;

при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.

  •   Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

Оценивание деятельности детей

Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка.

 Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Заключение

Гуманистический климат школы - важный и самый трудный для реализации. Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии.

С. Френе отмечает, что необходимо "понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам".



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского района Нижегородской области

Доклад

«Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС»

                                                               Продготовила: Щелыканцева Е.В.

                                                                             учитель начальных классов

Кочуново

                   Дети  младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах.  Успех исследования во многом зависит от его организации.  Организуя  учебно-исследовательскую деятельность  младших школьников,  необходимо следовать  методологии.  Поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка,  исследовательская  работа  должна выполняться им добровольно  и быть обеспечена  необходимым  оборудованием,  средствами и материалами.

 В начальной школе действенным  средством  сохранения интереса  к исследованиям  становится творческое проектирование.  Что же такое  проект  и  исследование?  В чем их сходство и различие?

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.  Исследовательский  метод  обучения  предполагает  организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие  исследования  от  проекта  состоит в том, что исследование  не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути,  -  процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким  образом, как отмечает  А.И. Савенков, «проектирование и исследование  -  изначально  принципиально разные  по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование  -  бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности.  Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких  недель, месяцев).

 Проект -  более  широкое  понятие  -  это  совокупность  определенных действий, документов,  предварительных текстов,  замысел для создания реального объекта, предмета,  создание разного рода теоретического продукта.  Это всегда творческая деятельность.  В основе  метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков  учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов) Таким образом,  исследование  -  это в  большей степени  научная  деятельность,  а  проект  -  это  в большей  степени  творческая деятельность. Причем, проект  может быть формой  оформления результатов  исследования.

         В  основе  и  метода  проектов, и  метода  исследований  лежат:

  • развитие  познавательных  умений и навыков учащихся
  • умение  ориентироваться в  информационном  пространстве
  • умение самостоятельно конструировать свои знания
  • умение интегрировать знания из различных областей наук
  • умение критически мыслить.

             Проект - это "пять П":

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Различают: исследовательские  проекты, творческие, приключенческо-игровые, информационные, практико-ориентированные  проекты. Рассмотрим  особенности каждого из них.

Исследовательские проекты имеют четкую  продуманную структуру,  которая практически совпадает со структурой  реального научного исследования: актуальность темы;  проблема, предмет и объект исследования;  цель, гипотеза  и вытекающие из них задачи исследования;  методы исследования:  наблюдение, опыты,  эксперименты;  обсуждение результатов,  выводы и рекомендации.  Исследовательские проекты  -  одна из наиболее  распространенных форм  данного вида деятельности. Это  практические  и  лабораторные работы, доклады,  выступления,  дневники наблюдения  и  т.д.
       
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры  совместной деятельности  учащихся  -  она только намечается  и  далее  развивается  в соответствии  с  требованиями  к  форме  и  жанру конечного  результата.  Это может быть  стенная  газета,  сценарий праздника,  театрализации, видеофильм,  плакат,  школьный журнал  интересных дел  и  т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

        Приключенческо-игровые проекты  требуют большой подготовительной работы.  Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

        Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
           
Информационные проекты  направлены на сбор информации  о  каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее  анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
       
Практикоориентированные проекты  отличает  четко обозначенный  с  самого начала  характер  результата деятельности  его участников.  Этот результат  обязательно должен  быть ориентирован на социальные интересы  самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.  Целесообразно  проводить поэтапные  обсуждения, позволяющие  координировать  совместную деятельность участников.

     Методы  исследования  и  проектов  предоставляют ребенку  уникальную возможность  реализовать свои фантазии  и  соединить их с мечтой о взрослости.  Идет реальная  игра, в которой главным условием  является необходимость  перевоплощения  во  взрослого  человека  для  реализации  детских задумок  (как взрослый,  ребенок  планирует работу, выполняет  ее,  доказывает  ее  правильность  и  нужность,  но в основе  лежит детская тема).  Педагог выступает  в  роли  скрытого или явного координатора  деятельности ребенка.

              Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
               
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
  Работать над проектом  или  исследованием способны  дети  разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта.  Кому-то по силам реализация
индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное  -  помочь  ребенку поверить в свои силы.  И эта задача падает на плечи взрослых.

    Использование  методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

     Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

     Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной  какими-либо внешними установками.  В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.

Результатом образования на выходе из начальной школы является:

  • Умение работать с информацией;
  • Умение решать творческие задачи;
  • Контроль и оценка деятельности;
  • Учебное сотрудничество.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского района Нижегородской области

 Тема самообразования: «Создание основы для формирования социальной активности младших школьников»

Выполнила:

                                                                классный руководитель 2, 4 класса

                                                                  Щелыканцева Елена Владимировна

                              Педагогический стаж: 33 года

                                           

                             

Кочуново

2023

Теоретическую основу развития социальной адаптации составляют:

1. Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.

2. Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.

3. Теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.

4. Теоретическое содержание понятия “сензитивность” (Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое применительно к младшему школьному возрасту означает, что в течение этого периода у ребенка активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.

Основываясь на этих фундаментальных теоретических положениях, педагог определяет главную цель – создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистичного взгляда на жизнь.

Основные задачи развития социальной адаптации младших школьников:

  - формировать представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;

 - дать ребенку представление о собственном  внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни;

 - побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;

 - формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности;

 - способствовать разнообразному самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.

Инновационная деятельность

                Успешному процессу воспитания учащихся способствует личностно-ориентированный подход, под которым понимается ориентация на развитие личности, позволяющая посредством опоры, системы взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самоопределения личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности. Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности, подготовить к самостоятельной жизни в социуме активно используются следующие воспитательные технологии:

1. Исследовательский метод;

2. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, обучающих игр;

3. Информационные технологии.

Поисково-исследовательская технология позволяет включать в содержание воспитания чувства, переживания школьников. Данная методика оценивает не только знания, но также и умения исследовательского характера: найти и проанализировать материал из различных источников, сформулировать, отстоять свою точку зрения, подготовить собственные предложения по решению конкретной проблемной ситуации. Исследовательский метод способствует широкому использованию различных нетрадиционных форм: экскурсии, путешествия, семинарские занятия, конференции, ролевые игры.

Одним из направлений совершенствования воспитания является информатизация. Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности – социально востребованные задачи. Применение электронных материалов в воспитательной работе способствует развитию информационной компетентности учеников, позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем. Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий  появляются неограниченные возможности для всестороннего развития личности.

Работа с семьей, детскими общественными организациями, социумом

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складываются взаимоотношения взрослых в этом процессе. И родители, и классный руководитель – воспитатели одних и тех же детей. Результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками.

В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели, воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Каждые отец и мать желают видеть своих детей успешными, готовы поддерживать начинания педагога. Чтобы лучше узнать ребёнка, классный руководитель обращается к родителям. Это помогает узнать индивидуальные особенности ребёнка, его поведение.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка. Поэтому приходится проявлять терпение и искать другие пути решения этой проблемы.

Мы живём в сельской местности. Я знаю всех родителей в классе и стараюсь соблюдать законы классного руководителя:

  • Не поучать, а советовать
  • Не критиковать, а размышлять
  • Не навредить

Среди моих родителей очень много единомышленников. Они видят результат моей работы и помогают мне в решении многих проблем.

Я считаю, что самая действенная форма работы с родителями – это хорошо спланированная совместная деятельность, общение. И среди основных направлений выделяю следующие:

 - Психолого-педагогическое просвещение родителей;

 - Привлечение родителей к образовательно-воспитательному процессу;

 - Диагностическая деятельность;

 - Индивидуально-коррекционная работа;

  - Родительский лекторий;

 - Индивидуальные беседы;

 - Участие родителей во внеклассных мероприятиях: соревнованиях, праздниках, походах, экскурсиях;

 - Деятельность родительского комитета;

- Родительские собрания (не менее 4 раз в год).

Очень эффективной формой работы с родителями я считаю родительский всеобуч, где я не читаю лекций и наставлений, а мы вместе обсуждаем вопросы воспитания и проблемы.        

В классе создан родительский комитет, активный. Он – моя опора и поддержка.

Также активная совместная работа ведется и с детскими общественными организациями. Вывод: Осуществляется тесное взаимодействие классного руководителя как с родителями, так и с детской общественной организацией на основе сотрудничества.

Ожидаемые результаты

Деятельность классного руководителя многогранна и загнать её в  определённые рамки невозможно. Нельзя забывать и о детской инициативе. Ведь классный руководитель лишь направляет и корректирует работу, опираясь, в первую очередь, на те идеи, что рождаются в детских головах. В этом и заключается моя педагогическая роль  как классного - социального организатора». В конце учебного года я провожу анкетирование по итогам прошедших дел. Я предлагаю сформировать все проведённые дела по следующим группам:

- Это понравилось, надо ещё;

- Это не понравилось, больше не надо;

- Это не понравилось, но надо; (в эту группу попадают дела не очень интересные: уборка мусора, субботники).

         Но дети понимают необходимость этой работы, понимают, что их труд важен не только для окружающих, но и, в первую очередь, для них самих. Операции «Обелиск», «Ветеран», «Забота» - всё это важно, это память.

Ожидаемые результаты социального развития и воспитания учащихся при выходе из начальной школы:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Список использованной литературы

1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 2005.

2. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М., 2004.

3. Безруких М.М., Макеева А.Г. и др. Все цвета, кроме черного. – М., 2003.

4. Гаджиева Н.М. и др. Основы самосовершенствования. Тренинг – М., 1998.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2003.

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1999.

7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках. - М., 2000.

8. Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2008.- 160 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

9. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей. – М., 2002.

10. Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы. (Под ред. Романовой О.Л.). – М., 1999.

11. Практическая психология образования. (Под ред. Дубровиной И.В.) – М., 1997.

12. Родионов В.А. Я и все-все-все. – Ярославль, 2002.

13. Родари Дж. Уроки фантазии. – М., 2003.

14. Роджерс К. и др. Свобода учиться. – М., 2002.

15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.

16. Смит Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2003.

17. Учимся общаться с ребенком. ( Под ред. Петровского В.А.) – М., 1993.

18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1999.