Проекты
Проекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"В гостях у сказки" | 603.15 КБ |
"Театрализованная деятельность в группе раннего возраста" | 231.3 КБ |
"Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста" | 547.95 КБ |
"Мир цифр вокруг нас" | 99.94 КБ |
"Мы - здоровые ребята!" | 86.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 37 «Дружная семейка»
Проект
«Мир цифр вокруг нас»
Автор:
Белова Надежда Александровна
Аннотация
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения, по моему мнению, состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей и решении каких-либо задач.
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. С введением ФГОС ДО, мы должны использовать проектную деятельность, как один из способов формирования познавательного интереса у дошкольников.
Поэтому необходимость использования метода проектов делает эту проблему в настоящее время актуальной.
Актуальность
показать значимость математики в жизни человека. С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о цифрах и фигурах. У дошкольников недостаточно сформировано умение соотносить реальное количество предметов с цифрой. Я считаю, что проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в НОД. Данный проект направлен на привитие интереса к математике, так как она является «Царицей наук».
Паспорт проекта
Название проекта | «Мир цифр вокруг нас» |
Вид | Исследовательско-творческий |
Разработчики проекта | Белова Надежда Александровна – воспитатель |
Цель проекта | Повышение у детей интереса к математике посредством исследовательской деятельности по изучению цифр, во взаимосвязи с окружающим миром, с предметами ближайшего окружения. |
Задачи | Развить познавательный интерес у детей по изучению математики. Формирование поисковой деятельности по изучению математики. Ненавязчивое вовлечение родителей воспитанников в работу по проекту. Выявление одаренных детей. |
Сроки и этапы реализации | Среднесрочный (октябрь-ноябрь 2023г.) Iэтап: подготовительный (сентябрь) IIэтап: основной (октябрь) IIIэтап: заключительный (ноябрь) |
Исполнители | Воспитанники групп общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет, родители воспитанников, воспитатели групп |
Ожидаемые и конечные результаты проекта | - знания и представления детей о цифрах и геометрических фигурах обобщатся и упорядочатся; - дети станут более активными, самостоятельными, творческими; - родители проявят интерес к воспитательно-образовательному процессу. |
План
Содержание работы воспитателя (педагога) | Содержание работы с детьми | Взаимодействие с родителями | |
1 этап | Изучение соответствующей методической литературы, ознакомление в сети интернет с документацией и новых поправках по ФГОС. Оформление и подготовка дидактического материала. Организация дружественной, творческой и увлекательной атмосферы. Создание среды. | Обобщение знаний и преставлений по математике (Количество и счет). Выявление реального уровня развития по данной области | Знакомство родителей с требованиями ФГОС на групповом родительском собрании. Мотивирование родителей к совместной работе и деятельности с детьми. Знакомство родителей с нормами развития ребёнка по математике в возрасте 3-4 г. |
2 этап | Вовлечение детей в игру. Развитие творческих и познавательных способностей у детей. Создание интерактивной игры по развитию математических способностей у детей. Обучение счету во время игр. | Игры по формированию математических представлений по блоку «Количество и счет» Изучение небольших четверостиший про цифры. | Создание альбома совместно с родителями на тему «Мир цифр вокруг нас». Конкурс рисунков и поделок «Веселая математика » |
3 этап | Закрепление изученного материала. Создание фотоальбомов и презентаций. Публикация материалов в блоге. | Проведение итогового занятия по математике. | Раздача памяток и рекомендаций по ФЭМП у детей 3-4 г. |
Конечный результат
В результате работы над проектом «Мир цифр вокруг нас» с воспитанниками групп среднего дошкольного возраста, ребята упорядочили и обобщили свои знания и представления о цифрах, стали более самостоятельными, активными и творческими. Познакомились с цифрами (от 1 до 5) во взаимосвязи с окружающим нас миром, со стихами, сказками, в которых присутствуют числа. Продолжена работа, начатая в младшей группе. Дети закрепляют понятия «один», «много», упражняются в сравнении групп предметов.
Родители, как главные партнеры ДОУ, проявили интерес и творческую активность к воспитательно-образовательному процессу. Для них были разработаны памятки и рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4лет. Планируется выставка рисунков «Веселая математика».
Работая в группе, дети сотрудничали не только с родителями и педагогом, но и со сверстниками, тем самым они обучали друг друга, находя свои методы и приемы объяснения материала.
Была создана картотека дидактических игр и ситуаций по математике.
Составляется интерактивная игра «Соотнеси» в среде Power Point»
Совместно с родителями и детьми оформляется фотоальбом «Мир цифр вокруг нас».
Приложение 1
Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям в младшей группе.
«Что изменилось» может быть проведена с несколькими задачами.
Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга.
Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет.
Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.
Усложнение этой игры может пойти и по линии изменения порядка расстановки играющих. В этом случае нужно будет вспомнить, как дети стояли, и отгадать, какие изменения произошли. Это задание требует развития зрительной памяти. Можно менять позу детей. Игра будет проходить более эмоционально. «Магазин». Ребенок в «кассе» получает «чек» — карточку с нарисованными кружочками, пересчитывает кружочки и идет к «продавцу», которому говорит: «У меня четыре кружочка, я могу купить четыре игрушки»,— и, выбрав игрушки, расплачивается за них карточкой.
В игре «Будем считать» дети, наряду с закреплением счета, учатся соотносить число кружков с предметами. Играющие получают по три карты с различными числовыми изображениями и кладут их рядом на стол.
На каждой карте одинаковое число кружков, но они по-разному расположены. Если играющие подберут именно такое расположение кружков, как у ведущего, то получают маленькую «закрывашку» и кладут ее на свою большую карту. Игра продолжается до тех пор, пока у ведущего не останется ни одной карточки.
«Кто скорее соберет» способствует закреплению знаний предметов в возрастающем или убывающем порядке.
«Какая игрушка спрятана?». Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую-нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а затем и по размеру) игрушки на столе не стало.
Настолько - печатные игры помогают детям усвоить понятие «сколько». В игре «Кому сколько?» ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д.
В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может несколько раз повторяться.
Например, игра «Кто скажет правильно». Дидактическая задача: закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить ее словами направо, налево, посередине, напротив.
В этой игре дети усваивают пространственные ориентировки в движении. Например, разделившись на три группы (одна группа — Лисички, другая — Зайцы, а третья — Белочки), садятся на стульчики. В кругу стульчиков ребенок, изображающий Мишку. Воспитатель, создав эмоциональную обстановку игры, говорит: «Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут), а вот Зайки и Белочки побежали к нему в гости». Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке. А Мишутка как зарычит: «Что за беспорядок!» Испугались зверята и побежали обратно. А Мишка ласково говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички — с левой, а Белочки -впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторят где они стоят по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят. Эту игру можно провести и за столами, зверями будут игрушки, а дети их передвигают и называют направление.
В дидактической игре «Что изменилось» дети тоже, незаметно, играя, закрепляют знания о пространственных ориентировках. Воспитатель вместе с детьми оборудует комнату куклы предметами обстановки, которые дети хорошо знают (комната может быть организована на столе — стол, стул, кровать, шкаф, цветок и т. д.). Все дети сидят перед этой комнатой. Когда они внимательно посмотрят, где стоят все предметы, один из детей выходит за дверь. В это время дети вместе решают и делают перестановку. Вошедший должен узнать и сказать, что изменилось в комнате (например, стул стоял около кровати, а сейчас его поставили справа от стола). По мере усвоения пространственных ориентировок, овладения правилами игры задачу можно усложнить, т. е. сделать две перестановки и добиваться от детей более четкого определения пространственного расположения предмета (как он стоял и как его переставили).
Пространственные ориентировки дети могут закреплять и в игре «Куда пойдешь и что найдешь».
Дидактическое пособие «Мы познаем мир»
Цель:Закреплять количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
Ход игры: Дети с воспитателем рассматривают фотографию и отвечают на вопросы: «Сколько ребят изображено на фотографии?», «На котором месте ты видишь Максима?», «Посчитай по порядку всех ребят».
Дидактическое пособие «Теремок».
Цель: Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 5.
Ход игры: Ребенок по картинкам пособия рассказывает сказку «Теремок». Затем отвечает на вопросы: «Сколько зверей жило в теремке?»; «Кто первым пришел к теремку?»; «А кто третьим?» и т.д.
Приложение 2
Папки-передвижки для родителей
Дидактические игры по математике для средней группы
"Раз, два, три - ищи!"
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Материал: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.
Содержание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины.
Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
"Лото"
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
"Помоги цыплятам"
Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Содержание: Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? ( Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса:
"Речку переплыли ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке, а курица на утке!"
" У кого хвост длиннее?"
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
Содержание: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.
"Кто скорее свернет ленту"
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".
Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная» и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".
Дидактическая игра «Что тебе дать?».
Цель: Закреплять знание геометрических фигур.
Материал: 2 карты с нарисованными на них контурами геометрических фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона геометрические фигуры:
Описание: Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.
Варианты 1). Если в семье не один ребёнок, или пришли гости, можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).
2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого.
Дидактическая игра «Сосчитай и назови».
Цель: Учить пересчитывать количество игрушек и называть итог.
Описание: Взрослый берёт шесть любых мелких игрушек (это могут быть киндер-сюрпризы) и расставляет их в линию. Задача ребёнка – пересчитать игрушки, показывая на каждую, и называя число и на вопрос взрослого «Сколько всего игрушек?» назвать последнее названное им число.
Количество игрушек меняется. Взрослый следит за правильностью пересчёта.
Варианты 1). Когда ребёнок легко будет пересчитывать игрушки, поставленные в ряд, взрослый расставляет игрушки произвольно (кучкой, по кругу, в две линии ..).
2). Когда ребёнок будет справляться с вариантом №1, число игрушек постепенно доходит до 10.
Дидактическая игра «Найди цифру».
Цель: Закреплять знание цифр от 1 до 5.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 5.
Описание: Предложить ребёнку карточки с цифрами (12345), а затем давать задания по типу: - найди цифру 5; - найди цифру 3 и т. д.
Ребёнок показывает нужную цифру.
Вариант: Ребёнку даются различные задания: разложи цифры по порядку (т. е. от 1 до 5); разложи цифры в обратном порядке (т. е. от 5 до 1); отсчитай столько игрушек, сколько обозначает цифра: сколько отсчитал игрушек? (5) почему отсчитал 5 игрушек? (потому что цифра 5).
Приложение 3
Учим математику дома (рекомендации для родителей)
Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс.
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.
Стоит до школы научить ребенка различать:
-пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
-величину предметов;
- понятия "больше", "меньше", "часть", "целое".
Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.
"Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий).
«Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
"Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
"Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет у в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.
"Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
"Какое число пропущено?" Называется пропущенное число.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
«Сколько вокруг машин?» Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
«Мячи и пуговицы». Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
«Далеко ли это?» Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
«Сложи квадрат». Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
«Угадай, сколько в какой руке». В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.
«Счет на кухне». Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной шагов.
Приложение 4
Итоговое мероприятие, викторина «Умники и Умницы».
Цель: Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве 2х групп предметов на основе счета. Продолжать учить сравнивать предметы по 2м признакам величины ( длине, ширине , обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, н-р: длинная и широкая- большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).
Демонстрационный материал: машинки( 5 шт.), куклы (5 шт.), 4 корзины, 2 набора фигур- с шарами, 2 набора – с кубами , количество шаров и кубов равно количеству детей.
Раздаточный материал: круги по 5 шт., квадраты по 5 шт., « ледяные дорожки» из картона разной длины и ширины ( по 2 шт.) ,» снежные комочки» разного размера ( по 2 шт.)
Ход занятия. Дети делятся на 2 команды: команду мальчиков и команду девочек.
1часть. Воспитатель предлагает Умникам отсчитать 5 машин и поставить их на стол, а Умницам- 4 куклы и расположить их рядом (друг за другом). Затем выясняет, что надо сделать, чтобы узнать, сколько на столе машин и кукол. Дети по очереди пересчитывают игрушки и уточняют их количество. Воспитатель предлагает расположить игрушки так, чтобы было видно поровну кукол и машин или нет. Дети обсуждают знакомые способы сравнения (наложение и приложение). Ребенок из одной команды располагает игрушки выбранным способом: сажает кукол в машины или рядом с машинами.
Воспитатель уточняет:» 5 машин и 4 куклы – сравните, что больше.(5 машин больше, чем 4 куклы). 4 куклы и 5 машин-сравните, что меньше.(4 куклы меньше, чем 5 машин). Как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну». Дети обсуждают 2 способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета. Вызванный ребенок из другой команды уравнивает предметы одним из способов.
«По сколько стало кукол и машин?»- выясняет воспитатель. Затем восстанавливает неравенство и просит ребенка равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование чисел 4 и 5.
2 часть. Аналогичная работа проводится с раздаточным материалом (круги и квадраты). Воспитатель обсуждает с детьми способы уравнивания кругов и квадратов. Обе команды уравнивают предметы одним из способов.
3 часть. Игровое упражнение « Разложи фигуры».
На полу стоят 4 корзины, рядом лежат наборы шаров и кубов. Каждая из команд отбирает шары и кубы из своих наборов и раскладывает в корзины: в одну - шары, в другую - кубы. Воспитатель уточняет названия фигур.
4 часть. У каждого ребенка по 2 «ледяные дорожки» и по 2 «снежных комочка». Воспитатель предлагает сравнить «ледяные дорожки» знакомыми способами по длине и ширине: «Что можно сказать о длине дорожек? Покажите длинную дорожку. Покажите короткую дорожку. Что можно сказать о ширине дорожек? Покажите широкую дорожку. Покажите узкую дорожку. Как можно назвать, одним словом длинную и широкую дорожку? (Большая дорожка). А короткую и узкую?» (Маленькая дорожка). Воспитатель предлагает Умникам найти большую дорожку и прокатить по ней большой» снежный комок», а Умницам показать маленькую дорожку и прокатить по ней маленький «снежный комочек». В конце встречи воспитатель хвалит обе команды за старание, умение дружно работать в команде. Обе команды получают призы.
Приложение 5
Диагностическая карта по методике В.П.Новиковой
Эта карта предназначена для выявления знаний детей пятого года жизни по разделу
«Формирование элементарных математических представлений».
Методика №1.Выявление навыков счета.
Инструкция к проведению. Педагог спрашивает ребенка ,умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему это сделать.
Методика №2. Выявление знаний цифр.
Материал: Набор цифр до 5 в произвольном порядке.
Инструкция к проведению. Сначала педагог предлагает детям назвать те цифры, какие они знают, затем разложить их по порядку.
Методика №3.Выявление умения соотносить количество предметов с цифрой.
Материал: набор цифр. 2 группы игрушек.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает сначала отсчитать 5 елочек, а потом 4 грибочка и обозначить и эти количества цифрами.
Методика №4. Выявление умений отсчитывать количество на один больше или на один меньше.
Материал: 6 грибков, 6 матрешек.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать матрешек на 1 больше, чем 3 грибка; на 1 меньше, чем 4 грибка.
Методика №5.Выявление умений сравнивать две группы предметов, по-разному расположенные.
Материал: 3 большие чашки на большом расстоянии друг от друга, под ними в ряд 3 маленькие чашки, близко стоящие друг к другу.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, каких чашек больше (меньше) или, может, поровну
Методика №6. Выявление знаний порядковых чисел.
Материал: на столе зайчик, елка, матрешка, мячик, гриб.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям сказать, сколько игрушек в ряду, какая по счету матрешка.
Методика №7.Выявление умений раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины.
Материал: 5 полосок разной длины и цвета.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить полоски по порядку от самой длинной до самой короткой, а затем сказать, какие они по длине.
Методика №8. Выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал: по 3 круга, прямоугольника, треугольника, квадрата разной величины и цвета.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает отложить круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и назвать все группы фигур.
Методика №9. Выявление умения ориентироваться в пространстве.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что слева от него, что справа, что впереди.
Методика №10. Выявление умений ориентироваться во времени, называть части суток.
Материал: картинки, на которых изображены части суток. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило ( утро, вечер, день, ночь). Какое сейчас время суток?
Оценка результатов.
1 балл - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;
0,5 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога;
0 баллов – ребенок не справляется с заданием.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»
Проект
по сохранению и укреплению здоровья
детей младшего дошкольного возраста
«Мы – здоровые ребята!»
Автор-составитель:
Белова Н.А.
воспитатель
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Проект по сохранению и укреплению здоровья детей младшего дошкольного возраста «Мы – здоровые ребята!» |
Автор | Белова Н.А., воспитатель |
Участники | Дети 3-4 лет, родители, воспитатели |
Вид проекта | практико - ориентированный |
Сроки реализации | 1год |
Цель проекта | Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование представлений об основах здорового образа жизни, мотивации на здоровье и развитие поведенческих навыков здорового и безопасного образа жизни у детей старшего дошкольного возраста |
Задачи | - Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями; - формировать у детей 3-4 лет основы здорового и безопасного образа жизни, приучать к выполнению правил здорового и безопасного образа жизни и выработки опыта здоровьесберегающего осознанного поведения; - способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей |
Нормативно-правовая база | 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); 3. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»; 5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) 6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13); 7. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 19.02.2010 № 91-рп «О стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года» |
Ожидаемые результаты | - положительная динамика состояния здоровья дошкольников, снижение заболеваемости; - к концу младшего дошкольного возраста дети проявляют интерес к правилам здоровьесберегающего поведения; - стремятся соблюдать элементарные правила здорового образа жизни; - имеют элементарные представления о том, что такое здоровый человек, что помогает нам быть здоровым. - положительно настроены на выполнение элементарных процессов самообслуживания. |
Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса | Кабинеты и групповая комната соответствуют требованиям СанПин. Состояние здоровья детей в соответствии с группами здоровья: I группа здоровья - 6 детей, II группа здоровья -13 детей, III группа здоровья -1 ребенок |
Методологическая и теоретическая основа проекта | -Теория личностно-ориентированного педагогического образования (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, А.В. Петровский и др.); - Теория формирования здорового образа жизни (И.А. Аршавский, Н.М. Амосов, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин, Ю.П. Лисицин, В.П. Петленко); - Концепция ценностно – социальной модели здоровья (Е.А. Овчаров); - Положение о структуре ценностного отношения (Л.И. Рувинский); - Современные достижения педагогов – исследователей в области разработки способов сохранения здоровья детей (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Ю.Ф. Змановский, Б.Н. Чумаков и др.). |
Формы работы | С детьми: НОД, познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры. С родителями: консультации, совместные мероприятия, участие в образовательном процессе ДОУ, подготовка развивающей среды к теме проекта |
Принципы проекта | - научность (использование научно-обоснованных технологий и методик); - доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей); - индивидуальный дифференцированный подход к детям (учет состояния здоровья дошкольников при организации режима дня, двигательной деятельности и проведении закаливающих мероприятий); - комплексность и интегративность (решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности); - активность (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников); - сознательность (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью). |
Направления реализации проекта | 1.Организация в группе здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего конструированию вариантов здорового и безопасного образа жизни дошкольников; 2. Формирование у воспитанников начальных представлений о ценности здоровья, о необходимости здорового и безопасного образа жизни, о способах сохранения и укрепления своего здоровья, развитие у них полезных для здоровья умений, навыков и привычек. 3. Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам оздоровления и сохранения здоровья детей. |
Учебно-методическое обеспечение проекта |
|
Пояснительная записка
Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников - проблема государственного уровня, которая определена в нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений.
В настоящее время вопросы укрепления и охраны здоровья детей, формирования основ культуры здоровья и безопасности, развития мотивации здорового образа жизни остаются важными направлениями деятельности дошкольных учреждений. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Актуальность воспитания основ культуры здорового и безопасного образа жизни детей подчеркнута на государственном уровне в Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников (приказ МОиН РФ от 28.12.2010 г. № 2106), Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в разделе «Физическое развитие». Но, не смотря на постоянное внимание государства и образовательных учреждений к проблеме здоровья, количество здоровых детей с каждым годом снижается. Первопричинами снижения уровня практически здоровых детей в нашем регионе являются суровые климатические условия, сложная экологическая обстановка, низкая двигательная активность детей. Также, в последнее время наблюдается ослабление многих функций современной семьи, которые имеют прямое отношение к здоровью детей и их развитию.
Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства, наиболее благоприятного периода для формирования ценностного отношения к здоровью. Важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития и обучения. Условно все здоровьесберегающие технологии разделяют на традиционные и нетрадиционные. Традиционные технологии достаточно изучены и широко применяются в образовательном процессе. В комплексе с ними эффективно используются и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии.
Влияние здоровьесберегающих технологий на укрепление здоровья воспитанников положительно отражается не только на общее физическое развитие и состояние здоровья, но и способствует достижению планируемых результатов в образовательной области физическое культура (целевых ориентиров ДО).
Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние здоровьесберегающих технологий, естественных факторов природы на организм ребенка. Роль дошкольного учреждения приоритетна в физическом развитии дошкольников, родители мало заинтересованы в непосредственном участии развития и воспитания своего ребенка в данном направлении Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Педагогический проект здоровьесбережения дошкольников «Мы – здоровые ребята!» разработан на основе теоретического анализа данных здоровья воспитанников, их заболеваемости; с учетом целевых ориентиров дошкольного образования, общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой
Содержание проекта
- подготовительный этап проекта:
- Диагностика уровня заболеваемости детей на начало учебного года (Приложение1);
- Организация предметно – развивающей среды: стенды, выставки фотографий, с изображением детей и их родителей на отдыхе, спортивных мероприятиях
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- Работа с родителями: анкетирование (Приложение 2), родительское собрание на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» (Приложение 3), на котором родителям предлагается принять участие с детьми в проекте.
2 содержательно – деятельностный этап проекта (основной) направлен на формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
Непосредственно образовательная деятельность: «Мой организм», «Личная гигиена», «Здоровое питание», «Режим дня», «Витамины», «На приеме у врача - стоматолога», «Осторожные дети» (ОБЖ)
Аппликация/ Лепка «Где прячутся витамины» «Витамины в корзине»
Лепка «Фрукты», Рисование: «Овощи на тарелке»
Совместная деятельность воспитателя с детьми по организации хозяйственно – бытового труда «Приготовление витаминного салата» Экскурсия по экологическим тропам «здоровья».
Развлечение «Ах и Ох в гостях у ребят»
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье.
Беседы: «Я со спортом подружусь», «Витаминная тарелка», «Волшебная щёточка» «Наш режим дня» «Наши родители занимаются спортом» «Если хочешь быть здоров»
Мультимедийные презентации: «Правила здорового образа жизни», «Поведение в природе, на прогулке, возле водоемов», «Осторожно дикие животные»
Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Повар»
Организация и проведение на воздухе подвижных игр
Чтение художественной литературы о здоровье (Приложение 4)
В. Даль «Война грибов и ягод»,
К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»,
Ю. Тувим «Овощи», Загадки об овощах и фруктах,
А. Барто «Девочка чумазая»,
Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»,
Маша Трауб «Съедобные сказки», И. Семёнов «Как стать Неболейкой»,
Вадим Коростылев «Королева Зубная щетка», А. Барто «Я расту»,
пословицы, поговорки, потешки.
Г.Зайцев «Приятного аппетита» «Крепкие, крепкие зубы» А. Анпилов «Зубки заболели»
Разучивание речевок, песен на спортивную тематику, стихотворений, загадок
мультфильмы
Работа с родителями: Выставка детско – родительских рисунков по теме здоровья, коллаж «Со здоровьем я дружусь!»
Консультация для родителей: «Правильное питание – залог здоровья»
«Где прячется здоровье» Буклет «Самомассаж»,
Закаливающие мероприятия:
- соблюдение температурного режима в течение дня, проветривание;
- правильная организация прогулки и ее длительности;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
- облегченная одежда для детей в детском саду;
- сон с доступом свежего воздуха;
- корригирующая гимнастика после сна;
-дискомфортные дорожки
- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи.
Оздоровительная гимнастика: дыхательная, зрительная, пальчиковая гимнастика, профилактика плоскостопия, упражнения для осанки. Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»
Игровой самомассаж лица, ушных раковин, пальцев рук;
Психогимнастические игры, этюды; игры на повышение самооценки детей; релаксационные игры; театрализованные игры.
Создание музыкального фона в группе для поддержания позитивного настроения детей в течение дня
Создание условий организации оздоровительных режимов для детей:
- Соблюдение режимных моментов: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
- достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей.
- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
- Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы (физкультминутки) - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей: «Буратино потянулся», «По ровненькой дорожке», «Зайка», «Едем, едем на машине», и др. (картотека физкультминуток)
Релаксация - в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии : «Цветок», «Напряженье улетело», и др. (картотека релаксаций)
Подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате: «Ловишки», «Лохматый пес», «Мышеловка», «Арбуз», «Школа мяча», «Догони мяч», и др. (картотека подвижных и малоподвижных игр)
Гимнастика пальчиковая - индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами: «С ветки ягодки снимаю», «Кораблик», «Замок», «Маленькая мышка», «Я хочу построить дом», и др. (картотека пальчиковых игр).
Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Комплексы. (картотека гимнастики для глаз)
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста: «Подуй на бабочку», «Надуй шарик», «Вырасти большой», и др. (картотека дыхательных гимнастик).
Гимнастика после сна: Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Комплексы. (картотека гимнастик после сна).
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика-проводится ежедневно 8-10 мин.(картотека утренней гимнастики).
Физкультурное занятие - 2 раза в неделю в групповой комнате, 1 раз – на улице. Занятия проводятся в соответствии с программой ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Активный отдых: на участке ДОУ имеется спортивное оборудование, позволяющее обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Самомассаж в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста.
Коррекционные технологии.
Технологии музыкального воздействия - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.(использование музыки при проведении утренней гимнастики, релаксации, на физкультурных досугах, как фон на занятиях различной направленности).
Сказкотерапия. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. («Обожает сладкое», «Не хочет есть», «Не хочет спать», «О тех, кто не любит умываться» и др.)
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти): «»Улыбка», «Шарик», «Часики», «Сдуй ватку с ладошку», и др. (картотека артикуляционной гимнастики).
Сенсорная тропа играет важную роль в формировании стопы ног, координации, профилактике плоскостопия.
Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога:
Стретчинг – упражнения на растяжку и гибкость: «Пчелка», «Петушок», «Горка», и др. (картотека упражнений игрового стретчинга).
Упражнения на фитбол - мячах. Коррекция осанки. «Успей передать», «Пингвины на льдине», и др. (картотека упражнений на фитбол-мячах).
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Игротренинги – комплексные занятия с детьми на развитие всех каналов восприятия: прием неожиданности «Перестановка спортивного оборудования», визуальный –«Контакт глазами» (использование мимики и жестов), кинестетический
(поглаживание ребёнка по тыльной части головы, мягкое прикосновение рукой до плеча, рукопожатие…), принцип «эстафеты» (поочерёдное выполнение детьми определённых действий), игровое упражнения на релаксацию «Цветы и художник», и др.
Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей.
(картотека игр с пуговицами).
Работа с родителями:
Технологии валеологического просвещения родителей:
Информационные стенды для родителей: в каждой группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
Информационные стенды инструкторов по физической культуре;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, и др.);
Ситуационные беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения на темы:
«Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний», «Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении», «Значение режимных моментов для здоровья ребенка», «О питании дошкольников», «Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома», «Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников», «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка».
Третий этап – заключительный направлен на создание условий, способствующих самостоятельному и коллективному решению оздоровительных задач в самостоятельной и совместной с взрослым деятельности
Формы организации: сюжетно – ролевые, дидактические игры, продуктивная деятельность, наблюдения, экскурсии.
Совместная образовательная деятельность с родителями
Спортивный досуг «Мы здоровье укрепляем».
Презентация опыта здорового образа жизни семьи «Здоровый образ жизни семьи….».
Организация выставок детско родительских коллажей, рисунков, плакатов.
Мастер класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми», «Нетрадиционные виды оборудования»
Пополнение сайта ДОУ информацией о проекте.
Приложение 1
Анализ состояния здоровья воспитанников
Приложение 2
Анкета для родителей
«Условия здорового образа жизни в семье»
Уважаемые родители!
Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать нам содействие в исследовании влияния образа жизни детей в семье на представления ребёнка о здоровье. Для этого Вам нужно заполнить анонимную анкету, которая лично для Вас не несёт никаких негативных последствий. Прочитав внимательно, ознакомьтесь с вариантами ответов на него. Ответ, наиболее точно отображающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.
1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда.)
2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребёнка? (Да, нет, иногда.)
3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда.)
4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку? (Да, нет, иногда.)
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? (Да, нет)
6.Как Вы организуете питание в Вашей семье? (полноценное питание, предпочтение отдаем каким-то видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно.)
7.Как воздействует на Вашего ребёнка климат в семье? (Положительно, отрицательно, не воздействует.)
8. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите)
9.Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет.)
10. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? (Да, нет, иногда.)
11.Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет.)
12.Вы сами здоровы? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
13.Часто ли болеет Ваш ребёнок? (Да, нет.)
14.Каковы причины болезни Вашего ребёнка? (Недостаточное физическое воспитание в детском саду, недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность к болезням.)
Благодарим за оказанную помощь.
Желаем Вам здоровья и благополучия!
Анкета для родителей «О здоровье всерьёз!»
1.Каково состояние Вашего здоровья?
а) очень хорошее; б) хорошее; в) нормальное; г) плохое.
2. Каково состояние здоровья Вашего ребёнка?
а) хорошее; б) нормальное; в) плохое.
3. Когда в последний раз Вы проверяли состояние своего здоровья?
а) в этом месяце; б) в этом полугодии; в) в этом году; г) более года назад; д) не помню.
4. Когда в последний раз проверяли здоровье ребёнка?
а) в этом месяце; б) в этом полугодии; в) в этом году.
5. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно; б) часто; в) очень редко; г) не занимаюсь.
6. Посещает ли Ваш ребёнок спортивную секцию?
а) да; б) нет.
7. Если посещает, то какую? ________________________
8. Если не посещает, то хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок посещал секцию? __________
9. Есть ли в Вашем доме спортивные снаряды? а) да; б) нет.
Если есть, то какие? _________________________________________________________
Делаете ли Вы с ребёнком дома утреннюю гимнастику?
а) да, регулярно; б) нерегулярно; в) нет.
Считаете ли Вы питание Вашей семьи рациональным?
а) да; б) отчасти; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
12. Установлен ли для Вашего ребёнка режим дня?
а) да; б) нет.
13. Соблюдает ли Ваш ребёнок правила личной гигиены?
а) да; б) нет; в) не всегда.
14.Как Ваши дети проводят досуг?
а) гуляют на улице; б) смотрят телевизор; в) общаются с друзьями; г) читают книги.
15. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
16. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг; б) из средств информации; в) из беседы с врачом; г) другое.
17. Вы ведёте здоровый образ жизни?
а) да; б) отчасти; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
18. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да; б) затрудняюсь ответить.
Приложение 3
- О физическом воспитании -Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
- О закаливании -М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высот-ская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»
- О сне - П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
- О питании -3. Александрова «Большая ложка»: А. Кардашова «За ужином»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
- О санитарно-гигиенических навыках -А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М.Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр».
- О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Про-гулка»; И. Залетаева «Скакалочка»; В. Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели»; «Зимой»; Г. Ладонщиков «Золотистая гора»; «В день морозный»; «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
- О психологическом климате в группе и дома -3. Александрова «Шарик»; И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»; А. Кузнецова «Подружки»; Н. Найденова «Новая девочка»; Г. Ладонщиков «Я не плачу».
- О болезнях, их лечении и профилактике -Р. Кудашева «Петушок»; С. Михалков «Прививка».М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»; С. Михалков «Дядя Степа—милиционер», «Шагая осторожно...»; В. Семернин «Запрещается — разрешается!»; И. Серяков «Горят огни на перекрестках»; О. Тарутин «Для чего нам светофор».
- О поведении в различных ситуациях - Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей.-М.: «Эксмо», 2005.