Выступление на МО
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под методом проектов понимается система обучения, при которой обучающийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы : формирование первоначальной системы исследовательских теоретических и практических знаний , умений и навыков, развитие творческих способностей. Задачи: организовать работу с классом по данной теме; формировать опыт сотрудничества; развивать навыки самопрезентаций и публичных выступлений; воспитывать коммуникативные качества; повышать самооценку обучающихся через достижение поставленной цели и полученных результатов.
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося . Проектирование в школе невозможно без организационной позиции учителя. Преподаватель становится соучастником исследовательского процесса, наставником, консультантом, координатором самостоятельной деятельности учащихся.
Е.С. Полат предлагает критерии , по которым различают следующие типы проектов: По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, информационные, практико-ориентированные.
По признаку предметно-содержательной области: монопроекты , межпредметные проекты. По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.
По продолжительности проекта: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. По результатам: доклад, альбом, сборник, каталог , альманах; макет, схема, план-карта; выставка и другие.
К организации проектов предъявляют следующие требования: проект должен быть включён в процесс обучения и воспитания учащихся; учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер; работа учащихся должна быть осмысленной и активной; учащиеся должны уметь чётко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей.
Этапы работы над проектом: постановка цели; выявление проблемы, противоречия, постановка задач; обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов; исследование: решение отдельных задач; обобщение результатов, выводы; защита или представление проекта; анализ успехов и ошибок.
Проект: « Составление мотогонки по обозначенным орфограммам » Тип проекта : практико-ориентированный , групповой , краткосрочный. Цель проекта : сбор и обработка информации по теме. Задачи: формировать умение систематизировать , анализировать информацию; развивать умение работать в группе, выступать перед публикой. Практический результат: карточка « Мотогонка»
Проект: «Спряжение глагола ». Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный, средней продолжительности. Цель проекта : сбор и обработка информации по теме. Задачи: формировать умение систематизировать , анализировать информацию; развивать навык самостоятельной работы с различными источниками; формировать умение выполнять и защищать презентацию. Практический результат: презентация .
Проект : Литературная гостиная «Поэзия Серебряного века». Тип проекта: творческий, групповой, средней продолжительности . Цель проекта: подготовка театрализованного представления, посвящённого творчеству поэтов Серебряного века. Задачи: приобщать учащихся к богатствам русской литературы; р азвивать умение собирать информацию из разных источников, составлять сценарий мероприятия , организовывать его проведение; формировать навыки работы в команде; развивать умение выступать на публике; Практический результат: театрализованное представление .
Исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования : постановка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, выбор метода (что нужно сделать, чтобы получить результат?), составление плана исследования, сбор данных (работа с теоретическими источниками, словарями, текстом художественного произведения), получение результатов, сравнение с гипотезой, вывод, защита проекта.
«Устаревшая лексика в романе Маргариты Анисимковой «Порушенная невеста» Проблемный вопрос: «С какой целью Маргарита Анисимкова использует устаревшую лексику в историческом романе « Порушенная невеста»? Гипотеза о том, что использование устаревшей лексики способствует воссозданию колорита описываемой эпохи, правдивому изображению историко-бытовых сцен, подтверждена.
« Термины родства в сказках Александра Сергеевича Пушкина » Проблемный вопрос : термины родства используются в речи лишь для обозначения кровных родственников ? Гипотеза: термины родства применимы и к чужим людям - подтверждена .
«Словообразовательные возможности междометий и звукоподражательных слов в стихах и сказках К. И. Чуковского» Проблемный вопрос : Одинаков ли словообразовательный потенциал междометий и звукоподражательных слов? Гипотеза о том, что словообразовательный потенциал междометий и звукоподражательных слов одинаков, не подтвердилась . Сравнительный анализ показал , что слов, образованных от звукоподражаний , больше, чем слов, образованных от междометий .
«Отымённые глаголы на –и( ть ) и их значение в современном русском языке» Проблемный вопрос: Всегда ли в отымённых глаголах сохраняется значение мотивирующих и мён? Гипотеза о том, что значение отымённых глаголов может не совпадать со значением мотивирующих имён , подтвердилась.
«Диалектные слова как источник пополнения литературного русского языка» Проблемный вопрос: Пополняется ли литературный язык за счёт диалектной лексики в наши дни? Гипотеза о том, что литературный язык пополняется словами диалектной лексики в наши дни, подтверждена.
Использование проектной деятельности в обучении русскому языку и литературе актуально, так как при помощи проекта можно реализовать все образовательные, развивающие и воспитательные задачи, стоящие перед учителем . Метод проектов даёт педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он благотворно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы ребёнка .
Проектное обучение способствует повышению самооценки учащихся, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать; обеспечивает механизм критического мышления , умение искать пути решения проблемы; развивает у школьников исследовательские умения , повышает качество образования.