«Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения»

Сураева Ирина Владимировна

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, в котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

 

Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 года, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.

 

Конвенция о правах ребенка определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг, а также другие права, которые должны обеспечивать детям государства-члены ООН. Конвенция о правах ребенка — основной международный правовой документ, который рассматривает права ребенка с точки зрения международного права. В состав Конвенции входят 54 статьи, которые подробно описывают права детей от самого рождения до 18 лет на условия жизни без голода, нужды, эксплуатации, жестокости и других форм насилия со стороны общества, а также право на культурное и духовное развитие личности ребенка.

 

Документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции заключены два основополагающих принципа:

Ребенок — самостоятельный субъект права, то есть обладает всем ком­плексом гражданских, политических, социальных и культурных прав человека.

Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

 

Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных до­кументах по правам ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок — это лицо, не достигшее 18 лет. Государство берет на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Ребенок имеет право на семью.

Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

Ребенок имеет право посещать школу и учиться.

Ребенок имеет право на равенство.

Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.

Ребенок имеет право на собственное мнение.

Ребенок имеет право на имя и гражданство.

Ребенок имеет право на получение информации.

Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.

Ребенок имеет право на отдых и досуг.

Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.

 

Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения

Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.

Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.

Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою зна­чимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.

Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

 

Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и от­ветственность за себя и свои поступки.

Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоци­ональную атмосферу вокруг него.

Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.

Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.

Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» — главная формула образования.

Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.

Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

 

Особенности соблюдения прав ребенка на детство в группах ДОУ

 Старший дошкольный возраст (5—7 лет)

 

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности — игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (разрешение ситуаций проблемного характера), создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное — личный пример.