Педагогам ДОУ

Ильяшевич Анна Юрьевна

Информация для воспитателей и педагогов ДОУ о развитии дошкольников и преодолении проблем становления дошкольников 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг для педагогов ДОУ подготовила и провела педагог-психолог А.Ю. Ильяшевич. Тренинг эффективного взаимодействия Взаимодействие с агрессивными детьми

Слайд 2

План тренинга: Опрос. Мини-лекция «Что такое агрессивность» Портрет «особого» ребёнка. Как помочь агрессивному ребёнку? Тренинговые упражнения. Как работать с родителями агрессивного ребёнка? Обратная связь.

Слайд 3

Агрессия (от лат. « agressio » - нападение, приступ) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям (отрицательные переживания состояния напряжённости, страха, подавленности и т.д.). Агрессивность – готовность к нападению, совершению агрессивных действий. Что такое агрессивность?

Слайд 4

Агрессия Раздражение (вспыльчивость, грубость) Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.) Направленная (сплетни, злобные шутки) Физическая агрессия (физические действия против кого-либо) Ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.) Косвенная агрессия Негативизм (оппозиционная манера поведения)

Слайд 5

5. Сердится и отказывается что-либо сделать. 6. Специально раздражает людей. 7. Отказывается подчиняться правилам. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их. "Портрет агрессивного ребёнка" Критерии выявления агрессивного ребёнка: Спорит, ругается со взрослыми. Теряет контроль над собой. Винит других в своих ошибках. Завистлив, мстителен.

Слайд 6

Рисунки агрессивных детей Лиза, 6 лет: "Мой папа пошел в налоговую полицию". Алеша, 6 лет: "Это я. Главное - большая голова и большой рот. Я говорю: "Бабушка, быстро купи мне машинку!"

Слайд 7

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям. Как помочь агрессивному ребёнку?

Слайд 8

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Обучение детей выражать свой гнев прямо словесно и в вежливой форме. Принципы: Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба , без уклонений в сторону. Вежливость в обращении. Стремление найти конструктивное решение. 2 . С помощью игровых методов (перенос чувств на неопасные объекты) : резиновые игрушки, «Стаканчик для крика», «Рубка дров», спортивный инвентарь, коврик для топанья.

Слайд 9

Обучение детей приёмам саморегуляции Использовать этюды М.И.Чистяковой, упражнения и игры для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний (своих и окружающих) - «Зеркало», «Передай эмоцию» и т.д.) Игры: «Стоп», «Улыбка», релаксации.

Слайд 10

Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. Обсуждение наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций. Сюжетно-ролевая игра. Отработка навыков эффективного общения в этюдах. Чтение и обсуждение литературы.

Слайд 11

Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.) Ролевая игра (встать на место другого). Чтение и обсуждение литературы (поощрять выражение чувств). Сочинение историй и сказок (с добрым концом). Завести копилку добрых дел в группе.

Слайд 12

Как работать с родителями агрессивного ребёнка? ИНФОРМИРОВАНИЕ Наглядная информация Сообщения на родительских собраниях Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми Лекции Тренинги Семинары Беседы

Слайд 13

6 рецептов избавления от гнева Ре-цепт Содержание Пути выполнения № 1 Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Слушайте своего ребёнка. Проводите с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах). Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Уделяйте внимание каждому из них в отдельности № 2 Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Отложите или отмените все совместные дела с ребёнком (если это возможно). Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения. № 3 Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста не трогайте меня».

Слайд 14

№ 4 В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. Примите тёплую ванну , душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Сделайте успокаивающую маску для лица. Просто расслабьтесь, лёжа на диване. Послушайте любимую музыку. № 5 Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чём-то приятном) и ситуацией. № 6 К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям. Изучайте силы и возможности вашего ребёнка. Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте всё загодя. Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.

Слайд 15

конец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг для педагогов ДОУ подготовила и провела педагог-психолог А.Ю. Ильяшевич. Тренинг эффективного взаимодействия Взаимодействие с гиперактивными детьми

Слайд 2

План тренинга: Приветствие. Мини-лекция «Что такое гиперактивность?» Портрет «гиперактивного» ребёнка. Как помочь гиперактивному ребёнку? Как работать с родителями гиперактивного ребёнка? Тренинговые упражнения. Обратная связь.

Слайд 3

«Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греческого – «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется не свойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью (Психологический словарь, 1997 г.). Что такое гиперактивность?

Слайд 4

Блоки проявления гиперактивности ДИФИЦИТ ВНИМАНИЯ ИМПУЛЬСИВНОСТЬ ПОВЫШЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Слайд 5

Механизм гиперактивности недостаточная зрелость лобных отделов коры головного мозга незрелость системы коркового торможения незрелость лобно-гиппокампальной системы регуляции внимания

Слайд 6

Наследственные факторы ( генетика). Патология беременности, родовые травмы (в 85% случаев гиперактивности). Инфекционные заболевания перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни. Экология. Причины

Слайд 7

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком) Дефицит активного внимания: 1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. 2. Не слушает, когда к нему обращаются. 3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. 4. Испытывает трудности в организации. 5. Часто теряет вещи. 6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. 7. Часто бывает забывчив. Двигательная расторможенность 1. Постоянно ерзает. 2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). 3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве. 4. Очень говорлив. Импульсивность: 1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса. 2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. 3. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза). 4. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. 5. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних он успешен, на других — нет). "Портрет гиперактивного ребёнка"

Слайд 8

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5 – 10 минут, затем 3 – 7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. Если голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга гиперактивного ребёнка: двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции (динамические паузы) Важно знать!!!

Слайд 9

“ ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” (доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, 1997, с. 4) Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь гиперактивному ребёнку:

Слайд 10

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия: обеспечение родителями и педагогами эмоционально-нейтрального развития и обучения; соблюдение режима, достаточное время сна; обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок; разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей (консилиум); своевременная нейропсихологическая коррекция. Как помочь гиперактивному ребёнку?

Слайд 11

В подготовительной группе они записываются крупными печатными буквами и вывешиваются на видном месте. В более младших группах используются пиктограммы, понятные детям данного возраста (последовательность одевания и т.д.) Правила должны быть краткими и чёткими. Правилам следуют все члены группы включая воспитателей. Использование сигналов при введении правил: «Кричалки, молчалки, шепталки» (красная-жёлтая-зелёная ладошка). «Королевское правило». Опора на помощь сверстников («ко-терапевты») Индивидуальная работа с гиперактивным ребёнком (лучше усваивает). Выработка единых правил

Слайд 12

- развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - при необходимости работа с гневом.

Слайд 13

Поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции 1) Упражнения на развитие концентрации внимания: « 100 мячей», «Четыре стихии», «Что нового?»; 2) Упражнения на развитие двигательного контроля: «Черепаха», «Маленький зверёк», «Археология» (минёры); 3) Упражнения на развитие саморегуляции: «Клубочек», «Стоп», «Кричалки, шепталки, молчалки» и т.д. Развитие дифицитарных функций

Слайд 14

Использовать этюды М.И.Чистяковой, упражнения и игры для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний (своих и окружающих) - «Зеркало», «Передай эмоцию» , «Кричалки, шепталки, молчалки» и т.д.) Игры: «Стоп», «Улыбка», релаксации. Обучение детей приёмам саморегуляции

Слайд 15

Отработка навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками Обсуждение наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций. Сюжетно-ролевая игра. Отработка навыков эффективного общения в этюдах. Чтение и обсуждение литературы. Первоначально - индивидуальное обучение слышать и понимать инструкцию взрослого, действовать по правилам. Затем – вовлечение в групповую деятельность.

Слайд 16

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Обучение детей выражать свой гнев прямо словесно и в вежливой форме. Принципы: Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба , без уклонений в сторону. Вежливость в обращении. Стремление найти конструктивное решение. 2 . С помощью игровых методов (перенос чувств на неопасные объекты) : резиновые игрушки, «Стаканчик для крика», «Рубка дров», спортивный инвентарь, коврик для топанья.

Слайд 17

БАБУШКИ, ДЕДУШКИ РОДИТЕЛИ РЕБЁНОК БРАТЬЯ, СЁСТРЫ ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Слайд 18

ПООЩРЕНИЯ КУМУЛЯТИВНЫЕ ОДНОМОМЕНТНЫЕ (лёгкие и весомые) Система поощрений

Слайд 19

Три "западни", которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка Западня Содержание Пути преодоления № 1 Недостаток эмоционального внимания, часто подменяется медицинским уходом. Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по-душам». № 2 Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка. Составить список запретов и чётко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю). № 3 Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Работу с гневом родители могут осуществлять, используя специальные игры и упражнения.

Слайд 20

конец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативный тренинг «Мы – команда» часть I - «Настройка на общение. Коммуникативное взаимодействие в ситуации конфликта» Тренинг для педагогов ДОУ подготовила и провела педагог-психолог А.Ю. Ильяшевич

Слайд 2

План тренинга: Настройка на общение. Упражнения: «Солнышко дарит комплименты»,«Резервуар». Коммуникативное взаимодействие в ситуации конфликта. Алгоритм «я-высказывания». Упражнения: «Парочки», «Ситуации общения с родителями».

Слайд 3

«Правило трех плюсов» Улыбка, Имя собеседника, Комплимент. 1 этап – настройка на общение

Слайд 4

Упражнения 1-го этапа «Солнышко дарит комплименты» «Резервуар»

Слайд 5

2 этап – общение в ситуации конфликта

Слайд 7

«открытое выражение эмоций» - это умение откровенно и своевременно оповестить своего собеседника о том, какие ЭМОЦИИ вызывают у Вас его слова или поступки

Слайд 8

Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение «Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...» «Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...» «Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...» «Возможно, стоит поступить так...», «В следующий раз можно попробовать...» 2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации 3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания 4. Представить как можно больше альтернативных вариантов

Слайд 11

Цель: отработка «Я-высказываний» 1. «Парочки» 2. «Ситуации общения с родителями» Упражнения 2-го этапа:

Слайд 12

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативный тренинг «Мы – команда» часть II - «Групповое взаимодействие» Тренинг для педагогов ДОУ подготовила и провела педагог-психолог А.Ю. Ильяшевич

Слайд 2

План тренинга: Мини-лекция «От Группы к Команде». Упражнение «Совместный счёт». Упражнение «Путаница». Упражнение «Коллективный рисунок «Наш дом». Упражнение «Дерево». Упражнение «Необитаемый остров».

Слайд 3

3 этап – групповое взаимодействие Тема: «Виды социально-коммуникативных сообществ или от группы к команде»

Слайд 4

Социально-коммуникативные сообщества 70% эффектив-ности 100% эффектив-ности 130% эффектив-ности

Слайд 5

Этапы развития команды Притирка Ближний бой Экспериментирование Эффективность Зрелость

Слайд 6

Условия достижения позитивного результата в работе группы все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы; умения каждого человека известны остальным и функции распределены; организационное строение команды соответствует выполняемой задаче; в команде идет поиск новых более совершенных методов работы; развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы; созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты; команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения; отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.

Слайд 7

«Совместный счет» Цель: Упражнение позволяет прислушаться друг к другу и настроится на работу на одной волне . «Путаница» Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие. Коллективный рисунок «Наш дом» Цель: Определение личного пространства каждым участником группы. «Дерево» Цель: Отработка в группе умений распределять обязанности и учитывать личное пространство каждого члени группы. «Необитаемый остров» Цель: Тренировка умений при работе в группе ставить актуальные цели, задачи, распределять обязанности. Упражнения 3-го этапа

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!