Педагогам ДОУ
Информация для воспитателей и педагогов ДОУ о развитии дошкольников и преодолении проблем становления дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие с агрессивными детьми | 2.06 МБ |
Взаимодействие с гиперактивными детьми | 2.7 МБ |
Коммуникативный тренинг, частьI | 1.53 МБ |
Коммуникативный тренинг, часть II | 761.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План тренинга: Опрос. Мини-лекция «Что такое агрессивность» Портрет «особого» ребёнка. Как помочь агрессивному ребёнку? Тренинговые упражнения. Как работать с родителями агрессивного ребёнка? Обратная связь.
Агрессия (от лат. « agressio » - нападение, приступ) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям (отрицательные переживания состояния напряжённости, страха, подавленности и т.д.). Агрессивность – готовность к нападению, совершению агрессивных действий. Что такое агрессивность?
Агрессия Раздражение (вспыльчивость, грубость) Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.) Направленная (сплетни, злобные шутки) Физическая агрессия (физические действия против кого-либо) Ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.) Косвенная агрессия Негативизм (оппозиционная манера поведения)
5. Сердится и отказывается что-либо сделать. 6. Специально раздражает людей. 7. Отказывается подчиняться правилам. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их. "Портрет агрессивного ребёнка" Критерии выявления агрессивного ребёнка: Спорит, ругается со взрослыми. Теряет контроль над собой. Винит других в своих ошибках. Завистлив, мстителен.
Рисунки агрессивных детей Лиза, 6 лет: "Мой папа пошел в налоговую полицию". Алеша, 6 лет: "Это я. Главное - большая голова и большой рот. Я говорю: "Бабушка, быстро купи мне машинку!"
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям. Как помочь агрессивному ребёнку?
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Обучение детей выражать свой гнев прямо словесно и в вежливой форме. Принципы: Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба , без уклонений в сторону. Вежливость в обращении. Стремление найти конструктивное решение. 2 . С помощью игровых методов (перенос чувств на неопасные объекты) : резиновые игрушки, «Стаканчик для крика», «Рубка дров», спортивный инвентарь, коврик для топанья.
Обучение детей приёмам саморегуляции Использовать этюды М.И.Чистяковой, упражнения и игры для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний (своих и окружающих) - «Зеркало», «Передай эмоцию» и т.д.) Игры: «Стоп», «Улыбка», релаксации.
Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. Обсуждение наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций. Сюжетно-ролевая игра. Отработка навыков эффективного общения в этюдах. Чтение и обсуждение литературы.
Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.) Ролевая игра (встать на место другого). Чтение и обсуждение литературы (поощрять выражение чувств). Сочинение историй и сказок (с добрым концом). Завести копилку добрых дел в группе.
Как работать с родителями агрессивного ребёнка? ИНФОРМИРОВАНИЕ Наглядная информация Сообщения на родительских собраниях Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми Лекции Тренинги Семинары Беседы
6 рецептов избавления от гнева Ре-цепт Содержание Пути выполнения № 1 Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Слушайте своего ребёнка. Проводите с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах). Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Уделяйте внимание каждому из них в отдельности № 2 Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Отложите или отмените все совместные дела с ребёнком (если это возможно). Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения. № 3 Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста не трогайте меня».
№ 4 В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. Примите тёплую ванну , душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Сделайте успокаивающую маску для лица. Просто расслабьтесь, лёжа на диване. Послушайте любимую музыку. № 5 Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чём-то приятном) и ситуацией. № 6 К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям. Изучайте силы и возможности вашего ребёнка. Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте всё загодя. Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.
конец
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План тренинга: Приветствие. Мини-лекция «Что такое гиперактивность?» Портрет «гиперактивного» ребёнка. Как помочь гиперактивному ребёнку? Как работать с родителями гиперактивного ребёнка? Тренинговые упражнения. Обратная связь.
«Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греческого – «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется не свойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью (Психологический словарь, 1997 г.). Что такое гиперактивность?
Блоки проявления гиперактивности ДИФИЦИТ ВНИМАНИЯ ИМПУЛЬСИВНОСТЬ ПОВЫШЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Механизм гиперактивности недостаточная зрелость лобных отделов коры головного мозга незрелость системы коркового торможения незрелость лобно-гиппокампальной системы регуляции внимания
Наследственные факторы ( генетика). Патология беременности, родовые травмы (в 85% случаев гиперактивности). Инфекционные заболевания перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни. Экология. Причины
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком) Дефицит активного внимания: 1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. 2. Не слушает, когда к нему обращаются. 3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. 4. Испытывает трудности в организации. 5. Часто теряет вещи. 6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. 7. Часто бывает забывчив. Двигательная расторможенность 1. Постоянно ерзает. 2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). 3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве. 4. Очень говорлив. Импульсивность: 1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса. 2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. 3. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза). 4. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. 5. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних он успешен, на других — нет). "Портрет гиперактивного ребёнка"
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5 – 10 минут, затем 3 – 7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. Если голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга гиперактивного ребёнка: двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции (динамические паузы) Важно знать!!!
“ ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” (доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, 1997, с. 4) Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь гиперактивному ребёнку:
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия: обеспечение родителями и педагогами эмоционально-нейтрального развития и обучения; соблюдение режима, достаточное время сна; обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок; разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей (консилиум); своевременная нейропсихологическая коррекция. Как помочь гиперактивному ребёнку?
В подготовительной группе они записываются крупными печатными буквами и вывешиваются на видном месте. В более младших группах используются пиктограммы, понятные детям данного возраста (последовательность одевания и т.д.) Правила должны быть краткими и чёткими. Правилам следуют все члены группы включая воспитателей. Использование сигналов при введении правил: «Кричалки, молчалки, шепталки» (красная-жёлтая-зелёная ладошка). «Королевское правило». Опора на помощь сверстников («ко-терапевты») Индивидуальная работа с гиперактивным ребёнком (лучше усваивает). Выработка единых правил
- развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - при необходимости работа с гневом.
Поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции 1) Упражнения на развитие концентрации внимания: « 100 мячей», «Четыре стихии», «Что нового?»; 2) Упражнения на развитие двигательного контроля: «Черепаха», «Маленький зверёк», «Археология» (минёры); 3) Упражнения на развитие саморегуляции: «Клубочек», «Стоп», «Кричалки, шепталки, молчалки» и т.д. Развитие дифицитарных функций
Использовать этюды М.И.Чистяковой, упражнения и игры для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний (своих и окружающих) - «Зеркало», «Передай эмоцию» , «Кричалки, шепталки, молчалки» и т.д.) Игры: «Стоп», «Улыбка», релаксации. Обучение детей приёмам саморегуляции
Отработка навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками Обсуждение наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций. Сюжетно-ролевая игра. Отработка навыков эффективного общения в этюдах. Чтение и обсуждение литературы. Первоначально - индивидуальное обучение слышать и понимать инструкцию взрослого, действовать по правилам. Затем – вовлечение в групповую деятельность.
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Обучение детей выражать свой гнев прямо словесно и в вежливой форме. Принципы: Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба , без уклонений в сторону. Вежливость в обращении. Стремление найти конструктивное решение. 2 . С помощью игровых методов (перенос чувств на неопасные объекты) : резиновые игрушки, «Стаканчик для крика», «Рубка дров», спортивный инвентарь, коврик для топанья.
БАБУШКИ, ДЕДУШКИ РОДИТЕЛИ РЕБЁНОК БРАТЬЯ, СЁСТРЫ ВНЕШНЯЯ СРЕДА
ПООЩРЕНИЯ КУМУЛЯТИВНЫЕ ОДНОМОМЕНТНЫЕ (лёгкие и весомые) Система поощрений
Три "западни", которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка Западня Содержание Пути преодоления № 1 Недостаток эмоционального внимания, часто подменяется медицинским уходом. Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по-душам». № 2 Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка. Составить список запретов и чётко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю). № 3 Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Работу с гневом родители могут осуществлять, используя специальные игры и упражнения.
конец
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План тренинга: Настройка на общение. Упражнения: «Солнышко дарит комплименты»,«Резервуар». Коммуникативное взаимодействие в ситуации конфликта. Алгоритм «я-высказывания». Упражнения: «Парочки», «Ситуации общения с родителями».
«Правило трех плюсов» Улыбка, Имя собеседника, Комплимент. 1 этап – настройка на общение
Упражнения 1-го этапа «Солнышко дарит комплименты» «Резервуар»
2 этап – общение в ситуации конфликта
«открытое выражение эмоций» - это умение откровенно и своевременно оповестить своего собеседника о том, какие ЭМОЦИИ вызывают у Вас его слова или поступки
Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение «Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...» «Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...» «Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...» «Возможно, стоит поступить так...», «В следующий раз можно попробовать...» 2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации 3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания 4. Представить как можно больше альтернативных вариантов
Цель: отработка «Я-высказываний» 1. «Парочки» 2. «Ситуации общения с родителями» Упражнения 2-го этапа:
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План тренинга: Мини-лекция «От Группы к Команде». Упражнение «Совместный счёт». Упражнение «Путаница». Упражнение «Коллективный рисунок «Наш дом». Упражнение «Дерево». Упражнение «Необитаемый остров».
3 этап – групповое взаимодействие Тема: «Виды социально-коммуникативных сообществ или от группы к команде»
Социально-коммуникативные сообщества 70% эффектив-ности 100% эффектив-ности 130% эффектив-ности
Этапы развития команды Притирка Ближний бой Экспериментирование Эффективность Зрелость
Условия достижения позитивного результата в работе группы все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы; умения каждого человека известны остальным и функции распределены; организационное строение команды соответствует выполняемой задаче; в команде идет поиск новых более совершенных методов работы; развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы; созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты; команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения; отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.
«Совместный счет» Цель: Упражнение позволяет прислушаться друг к другу и настроится на работу на одной волне . «Путаница» Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие. Коллективный рисунок «Наш дом» Цель: Определение личного пространства каждым участником группы. «Дерево» Цель: Отработка в группе умений распределять обязанности и учитывать личное пространство каждого члени группы. «Необитаемый остров» Цель: Тренировка умений при работе в группе ставить актуальные цели, задачи, распределять обязанности. Упражнения 3-го этапа
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!