Работа с родителями

Алпыспаева Ляйля Борисовна

Работа с родителями строится на основе сотрудничества

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правильное питание залог хорошего самочувствия и успешной учебы Автор: учитель начальных классов Алпыспаева Ляйла Борисовна МБОУ «СШ№1» г. Нижневартовска

Слайд 2

С 1980 года число лиц во всем мире, страдающих ожирением более чем удвоилось. В 2008 году более 1,4 миллиарда взрослых людей в возрасте 20-ти лет и старше страдали от избыточного веса. В 2010 году более 40 миллионов детей в возрасте до 5 лет имели избыточный вес. Основная причина ожирения и избыточной массы тела – энергетическая несбалансированность между калориями, поступающими в организм и калориями затрачиваемыми.

Слайд 3

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, продолжительность жизни человека и состояние его здоровья на 60% определяет его образ жизни и система питания, на 15% - наследственность, еще 15% - условия внешней среды, и лишь на 10% услуги здравоохранения .

Слайд 4

Поэтому очевидно, почему люди, следящие за своим здоровьем и внешним видом, стараются питаться натуральными продуктами, богатыми растительным белком, углеводами и другими микроэлементами.

Слайд 5

Сбалансированный рацион – основа правильного питания

Слайд 6

Сегодня уже увеличился спрос на зерновые, бобовые культуры, обладающие высокой пищевой ценностью. Диетологами всего мира составляются списки функциональных продуктов. Зерновые и бобовые культуры играют в этих списках главную роль.

Слайд 8

Один из таких продуктов — натуральные крупы Каша испокон веков занимала на Руси важнейшее место, являясь одним из основных блюд. Отсюда и русская пословица «Каша - мать наша». Исстари на Руси выращивали злаковые культуры, совершенно оправданно считая их очень питательными и полезными для здоровья. Исследования, проведенные позже, лишь доказали мудрость наших предков.

Слайд 9

Белки Важнейшим компонентом здорового и правильного питания являются белки. Белки представляют основу структурных элементов клетки и тканей Потребность человека такова, чтобы поддерживать азотистый баланс в равновесии. Если работа человека не связана с физическим трудом, то организм нуждается в получении с пищей 1-1,2 г белка на 1 кг веса. Так человеку массой 70-75 кг необходимо 70-90 г белка в сутки.

Слайд 10

Последствия нехватки белков: Недостаток белков в питании вызывает у детей замедление роста и развития, а у взрослых - глубокие изменения в печени, нарушение деятельности желез внутренней секреции, изменение гормонального фона, ухудшение усвоения питательных веществ, проблемы с сердечной мышцей, ухудшение памяти и работоспособности.

Слайд 11

Жиры . Пищевые жиры – кладовая энергии. Содержащиеся в них жирные кислоты утилизируются при формировании клеточных мембран, регулирующих все стороны жизнедеятельности организма. Часть этих кислот незаменима, т.е. не могут образовываться в организме.

Слайд 12

Ежедневная норма жиров: разумная суточная норма потребления жиров для человека средних лет близка к 100 г, а растительных масел – к 20-30 г. Последствия нехватки жиров: авитаминоз, сухость кожи, ломкость волос, экзема, псориаз, облысение и незаживление ран .

Слайд 13

Крахмал Крахмал ценен благодаря своей легкой усвояемости и высокой энергетической ценности. Это пищевой продукт "первой очереди", нужный и мозгу, и мускулам.

Слайд 14

Ежедневная норма крахмала: Суточная норма потребления углеводов для трудоспособного населения составляет всего 190—445г в зависимости от возраста, пола и характера труда.

Слайд 15

Последствия нехватки крахмалов: Авитаминоз, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Слайд 16

Клетчатка . Клетчатка (пищевые волокна) очищает желудочно-кишечный тракт и усиливает его деятельность, что в результате оказывает благотворное воздействие на пищеварение. Клетчатка является неотъемлемой частью здорового питания.

Слайд 17

Ежедневная норма клетчатки: 25 – 30 г. Последствия нехватки клетчатки Нехватка грубой клетчатки способствует хроническим запорам, при которых вредные вещества не выводятся из организма, а продолжают скапливаться в кишечнике и длительное время неблагоприятно влияют на его слизистую оболочку.

Слайд 18

Минеральные соли Состав минеральных солей в клетках поддерживается с огромной точностью, даже небольшие отклонения здесь представляют угрозу для жизни. Причем соотношение между различными элементами в точности повторяет содержание их в морской воде (кроме магния).

Слайд 19

Витамины Витамины необходимы человеку не из-за своей энергетической ценности, а из-за способности регулировать течение химических реакций в организме. Они помогают высвободить энергию, содержащуюся в продуктах питания, потребляемых нами. Без витаминов мы могли бы умереть от голода.

Слайд 20

И напоследок – не ешьте насильно, через силу. Организм способен самостоятельно определить оптимальные потребности в пищевых веществах и калориях.

Слайд 21

Используемая литература http://www.uvelka.ru/Club/Zdorovoe_pitanie.html http://www.tiensmed.ru/articles/correctfeed.html http://vk.com/dietplan http://naturmedik.ru/diety/pravilnoe-pitanie.html



Предварительный просмотр:

Автор:

Алпыспаева Ляйла Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ№1» г. Нижневартовск

Сценарий часа общения «Школьная семья»

Пояснительная записка

       Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сценарий данного мероприятия позволяет определить конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится взаимодействие с родителями обучающихся. А именно вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс с первых дней учебы ребенка в школе, создание в первом классе школьной родительско-детской  семьи.

       Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».

Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Основные направления организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующее:

  1. психолого - педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  2. участие родителей в учебно - воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
  3. участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Быть родителем ребенка только что отправившегося в школу, – это особая роль. А построение деловых продуктивных отношений с таким родителем – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения нужно многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения; нужно уметь выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив (иногда проще сглаживать детский), но, в то же время, сохранить за каждой семьей право воспитать своего дитя так, как она считает нужным; занять в отношении «своих» родителей партнерскую и одновременно педагогическую позицию – т.е. сохранить за собой право если не учить, то советовать.

Сегодня участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным. Собирая ребенка в 1 класс родители, прежде всего, думают о том, насколько комфортно будет ему в школе. Многие родители и не подозревают о том, что они будут принимать самое активное участие в создании условий для нормальной жизни ребенка в школе. Следовательно, задача учителя - создать условия для участия родителей в создании условий для счастливой жизни ребенка, для развития его индивидуальности, т. е., что бы родители становились активными участниками образовательного процесса - в этом и смысл педагогического взаимодействия семьи и школы.

Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс одно из важнейших и сложных задач для учителя.

Самую большую активность в школьной жизни своего ребенка родители проявляют именно в 1 классе. В самые первые дни пребывания ребенка в школе родители (особенно молодые родители) ожидают от учителя особого внимания к их ребенку. Это и понятно, ведь для них он самый лучший! Именно в этот момент учителю важно и нужно сделать первый шаг к диалоговому сотрудничеству с родителями. Форм и методов взаимодействия учителя и родителей, конечно, много. Но учителю надо помнить, что именно от его коммуникабельности, компетентности зависит в будущем степень доверия родителей учителю. А доверие - это одно из важнейших условий партнерства.

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Час общения «Школьная семья» проводится не только для того, чтобы познакомиться со всеми семьями. Цель его показать, что наш классный коллектив теперь новая одна большая семья! В ней живут дети и их родители вместе со своим учителем. Этот праздник проводится после первой четверти в 1 классе. Это большая совместная работа педагога, родителей и детей. Продолжительность праздника не более 1 часа.

Основная часть

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, но и не менее важно в средней школе, когда ребенок начинает обучение в других условиях. Появляется много новых учителей. У каждого свои требования, свои особенности, и ребенку необходимо адаптироваться в новых условиях. А родители считают, что их дети выросли, и уже нет необходимости сильно опекать их. Учителю проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса. Однако и на плечи учителя ложится важная задача – нужно так организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью. Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего дитя. Защиту своего ребенка они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав ребенок или нет. Иногда напротив, родители совершенно отстраняются от проблем своего ребенка и не принимают активного участия в его жизни.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Правовые основы организации  конкретного мероприятия:

1.Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

2. Конвенция ООН о правах ребенка;

3. Закон РФ «Об образовании»;

4.Положение ОУ о работе с родителями.

Цель мероприятия: вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

Задачи:

  • Познакомить учащихся класса друг с другом, дать возможность учащимся представить себя и свою семью, увидеть других учащихся.
  • Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.
  • Формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.
  • Воспитывать у учащихся желание общаться, дружить друг с другом, поддерживать и помогать друг другу.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

При подготовки и проведении данного мероприятия использовались следующие воспитательные технологии:

  • технологии КТД (И. П. Иванова);
  • технология организации и проведение группового воспитательного дела (по Н. Е. Шурковой);
  • педагогика сотрудничества;
  • проектная технология;
  • технология личностно - ориентированного подхода.

Методы и приемы:

  • методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: беседа, рассказ);
  • метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации (прием демонстрации наглядности: таблицы, плакаты);
  • методы стимулирования и мотивации (прием: создание ситуации успеха, выполнение творческого задания. Создание ситуации взаимопомощи);
  • метод самодиагностики (авторы: З. В. Резапкина, Г. В. Резапкина);
  • анкетирование.

Механизм включения родителей в подготовку и проведение мероприятия:

  • Учащиеся совместно с родителями готовят домашнее задание - презентация «Моя семья» по схеме:

Слайд 1. Члены семьи.

Слайд 2. Возраст семьи.

Слайд 3. Профессия семьи.

Слайд 4. Интересы семьи.

Слайд 5. Любимое блюдо семьи.

Слайд 6. Хобби семьи.

Слайд 7. Представление своего ребенка - ученика, как члена семьи.

  • Вместе с педагогом оформляют выставку, на которой помещают свои рисунки «Моя семья» и подписывают их своими именами.
  • Готовят призы.
  • Подготовка пригласительных билетов для семей учащихся.
  • Подготовка праздничной программы.

Оформление кабинета:

  • Над доской плакат с названием праздника: «Моя семья - мое богатство»
  • Песня: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
  • Плакаты с пословицами «В гостях хорошо, а дома лучше», «Когда семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, коли в семье лад», «Один в поле не воин».

Оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска, диски, воздушные шары.

Этапы:

  1. Подготовительная работа к мероприятию.
  2. Оформление классного кабинета.
  3. Слово учителя.
  4. Выступление каждой семьи со своей презентацией.
  5. Подведение итогов.
  6. Рефлексия.

Жанр мероприятия: час общения.

Ход мероприятия

Выходят на сцену дети.

- Здравствуйте мамы, тети и бабушки!

Здравствуйте папы, дяди и дедушки!

Здравствуйте наши сестренки, братишки!

- Праздник, праздник, праздник золотой,

Праздник празднуем мы одной семьей.

Очень красивые в зале все сидят,

Мы вас любим сегодня всех подряд.

- Поздравляем с ярким солнцем,

С песней птиц и с ручьем.

Поздравляем с самым лучшим

Самым классным нашим днем!

(Звучит вступление к песне «Маленькая страна». Остальные дети выходят на сцену и начинают петь песню.)

Есть за горами, за лесами

Маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба,

Братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно,

Любят все там меня.

Там солнца лучик поселился

И излучает свет.

Припев: Маленькая страна - это моя семья,

Там. Где родился я и вырос,

Где любят все меня.

Дети рассаживаются.

Моя семья - мое богатство

Учитель:

- Добрый день. Дорогие званые и желанные гости! Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и пожилым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришел на наш совместный праздник «Моя семья - мое богатство». У нас, несомненно, много неотложных дел, забот. Но все заботы и дела оставьте за дверьми этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.

До начала ХХ века семья состояла не из одного поколения (не случайно же и слово такое образовалось: «семь» - «я»).

В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились. Старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Что такое семья?

- Я спросила ребят: «Что такое семья?» Послушайте, что они написали:

Семья - это крепость.

Семья - это мир.

Семья - это спасательный круг.

Семья - это радость, душевный покой.

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас.

Семья - это те люди, которых мы любим.

Семья - это те люди с кого берем пример.

Семья - это забота, добро.

Семья - это любовь, уважение.

Семья - это сила.

Семья - это дружба.

На интерактивной доске появляются все эти записи, а дети рассказывают, объясняют, почему они так считают.

Групповая работа. Собери пословицу.

Вот и поработайте дружно. Рассыпались пословицы, ребята. Вместе с мамами и папами соберите эти пословицы и расскажите. О чем они говорят.

(работают в группах)

Появляются следующие пословицы:

«За семейным столом еда вкуснее».

«На что и клад, коли в семье лад».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«Вместе тошно, а врозь скучно».

«Любовь да совет - так и горя нет».

«Семья - печка: как холодно, все к ней собираются».

«Семь я - семья».

«Семья - награда. Что дороже клада».

Итак, начинаем первый конкурс «Устами младенца».

1. Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое что хочешь… Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек – дедушка. Кто она?  (Бабушка)

2. Она бывает доброй, а бывает строгой. Но не покупает, что хочешь… Она тоже заботливая, никогда не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя.  (Мама)

3. Он никого не боится, никогда не плачет. По утрам выгуливает собак… Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить.  (Папа)

4.Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать, веселиться… Это бывает, когда танцуешь, когда приходят гости… Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это?   (Настроение)

Второй конкурс – «Журналисты»

Во многих семьях есть хорошая традиция – в дни семейных торжеств выпускать свою стенгазету или юмористический листок. Вот и нашим командам нужно за пять минут оформить листок, посвященный Бабушке. Пока команды готовятся, вопросы -болельщикам.

Отгадать, кому могут принадлежать смс-ки, пришедшие на мобильный телефон:

  • Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик Иа)
  • Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея из «Золушки»)
  • Ушел от волка, зайца и медведя. (Колобок)
  • Купила самовар, приглашаю на чай. (Муха-Цокотуха)
  • Ключ достал, скоро буду. (Буратино)
  • В гости не прилечу. Мотор забарахлил. (Карлсон)

А теперь третий конкурс. Называется он «Интуиция».

Определите, верны ли утверждения.

  1. В Японии на доске пишут кисточкой с цветными чернилами. (Верно)
  2. В Австралии  практикуется применение одноразовых школьных досок. (Нет)
  3. Гете подарил свое перо Пушкину. (Верно)
  4. Авторучка была изобретена в Древнем Египте. (Верно)
  5. Шариковая ручка сначала применялась военными летчиками. (Верно)
  6. В некоторых странах выпускаются витаминизированные карандаши для детей имеющих обыкновение их грызть. (Верно)
  7. В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля. (Нет)
  8. В Нью-Йорке можно было подписаться на газеты бесплатно, сдав определенное количество тряпья. (Верно, это было в Х1Х веке, во время дефициты сырья для бумаги)

Представление семей - показ презентаций «Моя семья»

Учитель:

- Поработали вы славно, пора и отдохнуть. Вы любите ходить в гости? Я тоже очень люблю. Давайте пойдем в гости к Роме. Он нас давно ждет.

Учитель:

- Приглашаем семью… (выходят семьи, показывают свою презентацию, знакомят всех со своей семьей).

Очень важно, чтобы родителей представил сам ребенок, рассказал о профессии своих родителей.

Родители готовят поделки. Фотоколлаж на выставку «Любимое семейное занятие». И во время выступления показывают всем.

И наконец – последний конкурс, который называется «Актерское мастерство». Участникам надо изобразить на сцене текст сказки, которая будет прочитана.  Обе команды выступают  вместе. Участникам выдаются таблички – «ЗВОНОК», «КЛАСС»,  «ЗНАНИЯ», «УЧИТЕЛЬ», «КОНТРОЛЬНАЯ», «УЖАС», МЕТОДИКА», «УКАЗКА». Это действующие лица сказки. Актеры прикалывают таблички к своей одежде.

«Прозвенел ЗВОНОК. КЛАСС был слабый, так как ЗНАНИЯ у него были небольшие. Но УЧИТЕЛЬ решил провести в этом КЛАССЕ тяжелую КОНТРОЛЬНУЮ. Он вооружился УКАЗКОЙ и суровой МЕТОДИКОЙ. КЛАСС, увидев текст КОНТРОЛЬНОЙ, оцепенел. В КЛАССЕ поселился УЖАС. УЧИТЕЛЬ понимал, что КОНТРОЛЬНАЯ замучает КЛАСС, но не мог отойти от своей МЕТОДИКИ. УЧИТЕЛЬ постучал УКАЗКОЙ по парте. От этого УЖАС в КЛАССЕ стал еще сильнее. КЛАСС пытался найти ЗНАНИЯ в учебниках, прятанных под партой. Но суровая МЕТОДИКА не позволяла УЧИТЕЛЮ давать списывать. Прозвенел ЗКОНОК. УЧИТЕЛЬ с УКАЗКОЙ и МЕТОДИКОЙ важно удалился из класса. Легкокрылые ЗНАНИЯ вылетели в ОКНО»

Рефлексия

Учитель:

- Сходили мы в гости к вам и познакомились с вашей семьей. Мне очень понравилось.

Мне очень понравилось, а вам, ребята? А что было особенно интересно узнать друг о друге?

- Как вы думаете, ребята, наш класс можем назвать СЕМЬЕЙ? (учитель возвращает ребят на те записи, которые прозвучали в начале праздника) Семья - это крепость.

Семья - это мир.

Семья - это спасательный круг.

Семья - это радость, душевный покой.

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас.

Семья - это те люди, которых мы любим.

Семья - это те люди с кого берем пример.

Семья - это забота, добро.

Семья - это любовь, уважение.

Семья - это сила.

Семья - это дружба.

Учитель:

- Значит, чтобы назваться семьей мы должны…(ответы учащихся)

- Слово нашим мамам и папам!

Мы теперь одна большая семья! Вручение подарков.

В семейной жизни всем желаем счастья!

Пусть ваши дети крепко любят вас!

Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!

Диагностика удовлетворенности родителей

Опрос по оценке качества проводимых мероприятий

Оцените по 5-ти балльной шкале показатели, представленные в таблице
(где 1 – «очень плохо», 2 – «плохо», 3 – «удовлетворительно», «нейтрально», 4 – «хорошо», 5 – «очень хорошо»)

1.Достаточно ли Вы были информированы о проводимом мероприятии?

2.Насколько проведенное мероприятие соответствовало Вашим ожиданиям по тематической направленности?

3.Насколько проведенное мероприятие соответствовало Вашим ожиданиям по программе?

4.Оцените профессионализм организаторов мероприятия?

5.Оцените мероприятие В ЦЕЛОМ?

6. Насколько вероятно, что Вы примите участие на подобном мероприятии в будущем?

7. Ваши предложения для улучшения качества проведенных мероприятий.

 Самодиагностика педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках классного часа общения  «Наша  семья».

  1. Приоритетные ценности (отношение учителя к ученику как к личности)

На мероприятии ученик был окружен вниманием, как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Звучали такие слова: «…как будто мое день рождения», «давно мы не собирались всей семьей», «это лучший день в моей жизни».

  1. Психоэмоциональное состояние (эмоциональное состояние и его динамика в ответ на различные ситуации);

Доброжелательный эмоциональный фон поддерживался учителем все время праздника.

  1. Самооценку (степень принятия себя и других, что проявляется в виде оценок установок и реакции на ситуации, нарушающие привычный ход событий);

Мероприятие готовилось по конкретному плану, каждый этап праздника был заранее продуман, расписан. Но я понимала, что могут возникнуть любые ситуации. Обыграть непредвиденные ситуации мне помог мой опыт, самообладание и поддержка родителей.

  1. Стиль ведения мероприятия (особенности поведения учителя, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с родителями и учениками);

Общение с детьми для меня всегда большая радость. А когда видишь их горящие глаза, улыбку на лице. То понимаешь, насколько важен и нужен такой праздник именно в 1 классе, когда только формируется классный коллектив.

Список источников

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов- М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
  2. Гликман И. З. Теория и методика воспитания / И. З. Гликман. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002ю - 176 с.
  3. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч. издание / сост. Данилюк А. Я.., Кондаков А. М., Тишков В. А. М - 2010. С. 23.
  4. Мудрость воспитания. Книга для родителей. / Сост. Б. М. Бим -Бад., Э. Д. Днепров., Г. Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
  5. Настольная книга классный руководитель / Авт. - сост. Е. И. Лунина, Н. С. Шепурева и др. - Ростов н/Д, 2001 : Изд - во: Фениксю - 383 с.
  6. Организация внешкольного досуга / Сост. В. П. Шашина. - Ростов н / Д, 2002. - 351 с.
  7. Примерная программа воспитания и социализация обучающихся. Начальное общее образование. М - 2009.
  8. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Изд - во центр ВЛАДОС, 2000.



Предварительный просмотр:

Анкеты для родителей

Анкета № 1

  1. Фамилия, имя, отчество    ребенка_______________________________

____________________________________________________________    

  1. Число, месяц, год рождения____________________________________________________

  1. Домашний адрес ______________________________________________

  1. Телефон _____________________________________________________
  2. Мать: Фамилия, имя, отчество, место работы, телефон __________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Отец: Фамилия, имя, отчество, место работы,  телефон __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько в семье детей? ________________________________________
  2. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие игры предпочитает? _____________________________________

__________________________________________________________________

  1. Какие кружки посещает? ______________________________________

____________________________________________________________

  1. С кем чаще играет (с девочками или мальчиками)? ________________

  1.  Как ведет себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив и т.д.)? ________________________________________________________

  1. Какие обязанности имеет дома? (эпизодические, постоянные) _____________________________________________________________

  1. Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка необходимо учесть при вхождении его в новый   коллектив?  __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: мать, бабушка, отец, дедушка, тетя, дядя, старшие брат, сестра? (подчеркнуть).
  2.  Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, в кино, туристических походах? (подчеркнуть)
  3. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей? (да, нет)
  4. Приходят ли к вам в гости приятели сына (дочери)? _______________

  1. Что вас затрудняет в воспитании ребенка? _______________________

_________________________________________________________________

  1. Какие методы воспитания вы предпочитаете: уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.? (подчеркнуть, добавить) _______________________________________

____________________________________________________________

  1. Есть ли у ребенка отдельная комната или специальный  уголок? ______
  2. Какие болезни, травмы перенес ребенок? ________________________

____________________________________________________________

  1. Особенности поведения ребенка: настроение, сон, аппетит _______________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Особенности общения со взрослыми: в контакт вступает легко со всеми, только с близкими, отказывается от контакта (что – то еще)                      ___________________________________________________________
  3. Отношение к оценке взрослого: положительно, отрицательно, реагирует на замечания взрослого, не реагирует вообще, ждет похвалы (что – то еще). _____________________________________________________________

  1. В каких мероприятиях класса вы бы хотели участвовать?
  • в проведение бесед с родителями на специальные темы (врач и т.д.);
  • изготовление наглядных пособий, раздаточного материала (уметь рисовать и набирать на компьютере);
  • ремонт мебели;
  • в организации походов в кино, театр и т.д.;
  • дежурства;
  • другое ________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.

А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.
Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.
В - не могу - 1 балл.

От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.

Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Семейные отношения»

Предлагаемые ниже анкеты (1, 2, 3) позволяют педагогам изучить положение ребенка в своей семье, особенности семейного воспитания, атмосферу, царящую в домах школьников.

Главное в семейном воспитании.

1.   Что вы считаете главным в семейном воспитании?_________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Что наиболее характерно для общей атмосферы в вашей семье (подчеркните):

  • доброжелательность, взаимоуважение;
  • бодрость, радостное настроение, юмор;
  • спокойствие, уравновешенность;
  • нервозность, отчужденность, грубость.

3.   Что оказывает положительное влияние на нравственное воспитание детей в вашей семье?________________________________________________________      

 4.   Есть ли недостатки в нравственном развитии вашего ребенка? В чем они проявляются?________________________________________________________________________________________________________________________

5.   Какие черты характера вашего сына (дочери) привлекают к нему (к ней) людей? ___________________________________________________________

6.   Какие   черты   вы   хотите   воспитать   в   своем   ребенке   прежде   всего?_____________________________________________________________

7.   Проявление каких качеств вы замечаете в своих детях наиболее часто?_____________________________________________________________

8.   С какими отрицательными чертами, проявляющимися в вашем ребенке, вы активно боретесь?________________________________________________

9.   Есть ли у вас общие с ребенком занятия, увлечения? Какие?____________________________________________________________

10. Можете ли вы с уверенностью сказать, что ваш ребенок подготовлен к жизни? Что дает вам основание для такого вывода?_____________________

_________________________________________________________________

11. Часто ли и что именно рассказывают вам дети о школе? Что им особенно нравится и не нравится в нашей школе?_______________________________

_________________________________________________________________

Чего ребенок ждет от семьи?

 Уважаемые родители, отвечая на вопросы анкеты, выберите одно приоритетное качество.

1.   Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а)  Хорошей организации быта . б)  Радости общения.  в)  Покоя и защищенности.

2.   Что более всего заботит вас в семье?

а)  Здоровье детей.   б)  Хорошая учеба.    в) Трудовое участие детей в жизни семьи.     г)  Настроение детей и причины его изменений.

3.   Одинок ли ваш ребенок в семье?

а) Да.                   б) Нет.           в) Не знаю.

4.   Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?      а) Да.                   б) Нет.           в) Не знаю.

5.   Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а)  Быть материально обеспеченным человеком.   б)  Встретить любовь.        в)  Иметь много друзей.     г)  Реализовать свои интеллектуальные возможности_______________________________________________________

6.   Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?    а) Да.     б) Нет.    в) Не знаю.

7.   Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?  а) Да.    б) Нет.   в) Не знаю

8.   Что для вашего ребенка вечер дома?        а)  Радость общения.    

б)  Возможность быть самим собой.    в)  Мучение и пытка.

Взаимопонимание в семье.

1.   Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2.   Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным вопросам?

3.   Интересуются ли дети вашей работой?

4.   Знаете ли вы друзей ваших детей?

5.   Бывают ли они у вас дома?

6.   Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

7.   Проверяете ли вы, как они учат уроки?

8.   Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

9.   Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

10. В «детские праздники» дети предпочитают, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых?

11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

15. Предпочитаете ли проводить отпуск с ними или без них?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Первые уроки школьной отметки»

  1. Допишите предложения:

Я знаю, что школьная отметка  это_______________________________

_____________________________________________________________

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка – это___________________

_________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его________________________

__________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему_______________________

_________________________________________________________________

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я_____________________

_________________________________________________________________

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я______________________

__________________________________________________________________

2. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка:

Что ты получил сегодня?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
Я так и знал! И в кого ты такой родился!
Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.
Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?
Кто еще в классе получил двойки?
Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

  1. Ваш ребенок при получении оценки по учебному предмету, как правило:
    а) переживает, волнуется, реагирует эмоционально;
    б) спокоен в своих реакциях, не переживает;
    в) переживает только тогда, когда оценки связаны с любимыми и нелюбимыми предметами;
    г) совсем равнодушен.


2. Оказывают ли влияние оценки Вашего ребенка на:
а) Ваше собственное настроении:          ДА                        НЕТ
б) на отношения в семье:     ДА                       НЕТ
3. Как Вы реагируете на полученные Вашим ребенком оценки: «5» «4» «3» «2»_______________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как реагируете на «плохие» оценки? Наказываете ли Вы его в этом случае?____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  Как поощряете за успехи в учении и «хорошие» оценки?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!  Вот и закончился первый учебный год для вашего ребенка. Каким он был для вашей семьи, с какими проблемами вы столкнулись, Что радовало Вас, а что огорчало? Я прошу Вас ответить на вопросы анкеты, что позволит нам в новом учебном году сделать жизнь наших ребят более яркой и интересной.

  1. Как Вы можете назвать свои отношения со школой:

а)хорошие;   б) нормальные;    в) посредственные;   г) плохие.

  1. Как часто вы бывали в школе в этом учебном году:

а) каждую неделю;   б) один раз в месяц;   в) один раз в четверть;   г) два раза в год;

  1. С какой целью Вы приходите в школу:

а) на родительское собрание;   б) для участия в мероприятиях класса;                  в) для  оказание помощи учителя;  г) по вызову учителя или администрации школы.

  1. В чем Вы видите трудность в воспитании ребенка: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Хотелось бы, чтобы  педагоги  обратили внимание на: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие темы вы бы хотели обсудить на родительском собрании в следующем году: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета «Насколько ваш ребёнок готов к школе»

Верно ли утверждение…

Да

Нет

Не знаю

1.

Мой ребёнок очень хочет учиться в школе

2.

Мой ребёнок часто переживает о чём-либо и в таком состоянии не может усидеть на месте

3.

Мой ребёнок легко работает с мозаикой

4.

У моего ребёнка иногда сильно кружится голова

5.

Рисунки моего ребёнка яркие, преобладают красный, жёлтый, синий, зелёные цвета

6.

Когда мой ребёнок раскрашивает раскраску, то он не заезжает за линии картинки

7.

Моему ребёнку иногда снятся кошмары, и он кричит во сне

8.

Мой ребёнок хорошо умеет вырезать ножницами из бумаги

9.

Мой ребёнок умеет читать по слогам

10.

Мой ребёнок может считать от 0 до 10 и обратно

11.

Мой ребёнок может сосчитать от 0 до 100

12.

Мой ребёнок говорит чётко, правильно произнося все звуки

13.

Бывает так, что мой ребёнок не понимает того, что я ему говорю

14.

Мой ребёнок играет в одиночестве, не общается с другими детьми

15.

Когда к нам приходят гости, ребёнок прячется и не выходит к ним

16.

Мой ребёнок умеет застилать кровать и делает это ежедневно

17.

Мой ребёнок быстро забывает то, о чём мы только что говорили

18.

Мой ребёнок может познакомиться с незнакомым ранее человеком (ребёнком, взрослым)

19.

Мой ребёнок самостоятельно складывает свои игрушки

20.

В книге, которую мы недавно читали, ребёнок может найти определённую иллюстрацию по моей просьбе

21.

Когда за окном раздаются какие-либо звуки, мой ребёнок прислушивается и пытается определить, что это было

22.

Мой ребёнок знает, как называется страна и город (деревня), где он живёт

23.

Мой ребёнок любит читать (слушать, когда я читаю) книги энциклопедического содержания

24.

Мой ребёнок хороший собеседник: может поддержать беседу, спрашивает, отвечает на вопросы

25.

Мой ребёнок может рассказать подробно о жизни животных, о космических кораблях или о чём-либо ещё, что написано в энциклопедии

26.

Если моему ребёнку что-то не нравится, он может ударить кулаком по столу, сломать игрушку или подраться

27.

Мой ребёнок может отличить песню, которую поют на

28.

Мой ребёнок легко запоминает стихи, которые ему читают, и может прочитать наизусть несколько стихотворений

29.

Иногда мой ребёнок плачет, когда что-то не получается

30.

Очень часто мой ребёнок не может вспомнить, куда он вчера положил игрушку

31.

Мой ребёнок плохо видит, но мы пока не сходили к врачу

32.

Когда я читаю своему ребёнку сказку, он может представить её героев и сказать, какие они, во что одеты, какой у них характер

33.

Когда я говорю своему ребёнку про школу, он либо не слушает меня, либо переводит разговор на другую тему

34.

Если мой ребёнок чего-то очень хочет, то он этого добьётся

35.

Мой ребёнок может длительное время (более 50 минут) собирать мозаику

36.

Мой ребёнок часто сравнивает себя с другими детьми и говорит, что он хуже

37.

Мой ребёнок может придумать рассказ по картинке не менее чем из 5 предложений

38.

Мой ребёнок знает, что у него хорошо получается, и делает это чаще всего (лепка, рисование)

39.

Мой ребёнок может написать своё имя (имена членов семьи) печатными буквами

40.

На прогулке или дома мой ребёнок чаще всего является лидером, вовлекая других детей в игру

41.

Мой ребёнок отвечает за выполнение каких-либо дел по дому (кормит кошку, собаку, забирает из детского сада младшего ребёнка, моет посуду и т.д.)

42.

Мой ребёнок может собирать из конструктора такие предметы, которые поражают своей сложностью и красотой

43.

Если ребёнку сказать, что что-то делать нельзя, то он послушается с первого раза

44.

Мой ребёнок часто спрашивает про школу, просит купить ему портфель, тетради

45.

У моего ребёнка чаще всего преобладает хорошее настроение

В таблице «Обработка анкеты» - в графе «Номера вопросов» - обведите (или подчеркните) ответы, которые совпали с вашими ответами в анкете. Затем сосчитайте баллы по каждому параметру готовности и запишите в графу «Балл ребёнка».

Обработка анкеты

 

 

 

Параметр готовности к школьному обучению

Номера

вопросов

Максимально

возможный балл

Балл

ребёнка

1.

Психологическое

здоровье

 

 

2 – «нет», 4 – «нет»,

5 – «да», 7 – «нет»

4

2.

Психомоторика

3 – «да», 6 – «да»,

8 – «да», 35 – «да»

4

3.

Умение читать,

считать, писать

9 – «да», 10 – «да»,

11 – «да», 39 -«да»

4

4.

Умение общаться и говорить

12 – «да», 13 – «нет»,

14 – «нет», 15 – «нет»,

18 – «да», 24 – «да»,

40 – «да»

6

5.

Интеллектуальные процессы

(развитие ощущений, восприятия, представлений, памяти, внимания, воображения, мышления)

17 – «нет», 20 – «да»,

21 – «да», 27 – «да»,

28 – «да», 30 – «нет»,

31 – «нет», 32 – «да»,

37 – «да», 42 – «да»

10

6.

Предметные знания –

эрудиция

22 – «да», 23 – «да»,

25 – «да»

3

7.

Эмоционально-волевая сфера

26 – «нет», 34 – «да»,

45 – «да»

3

8.

Мотивация к школе

1 – «да», 33 – «нет»,

44 – «да»

3

9.

Самооценка

29 – «нет», 36 – «нет»,

38 – «да»

3

10.

Дисциплинированность и ответственность

16 – «да», 19 – «да»,

41 – «да», 43 – «да»

4

Всего

44

Сосчитайте сумму баллов, которая у вас получилась при обработке анкеты. Если она составляет 40 – 45 баллов, можно считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе, однако это не означает, что больше с ним не нужно заниматься. 30 – 39 баллов – ваш ребёнок многое умеет, однако необходимо заниматься с ним и особое внимание обратить на те параметры готовности к школе, по которым он набрал меньше всего баллов. Менее 30 баллов – возможно, ваш ребёнок не посещал подготовительные курсы и не ходил в детский сад, приложите все усилия, чтобы максимально подготовить ребёнка к школе. По возможности посетите психолога. Если ответов «не знаю» более 15 – это говорит о том, что вы недостаточно знаете своего ребёнка.

Определение готовности быть родителями школьника.

Классный руководитель. Сейчас мы попытаемся определить, насколько вы готовы быть родителями школьника. Предлагаю вам заполнить анкету. Старайтесь быть искренними, ведь результаты этого теста будут известны только вам.

Анкета «Насколько вы готовы быть родителями школьника» Верно ли утверждение…

Да

Нет

1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей

2. Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей

3. На мой взгляд, четыре урока – непосильная нагрузка для маленького ребёнка

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей

5. Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить

8. Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходиться без дневного сна

9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек

10. Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью

11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребёнка

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка

15. Мой ребёнок говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?»

Всего:



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребенка»

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка для родителей
«Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе»

Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера ребенка, как застенчивость. Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

Поощряйте игры своего ребенка с младшими по возрасту детьми. Это придаст ему уверенности в своих силах.

Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, не критикуйте его и не насмехайтесь над ним, наоборот, вселяйте в него уверенность в свои силы.

Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, чаще приглашайте их в дом. Не сравнивайте качества характера своего ребенка с качествами детей, которые бывают у Вас дома.

Поощряйте инициативу ребенка в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

Не мешайте своему ребенку ошибаться и не подменяйте его жизненный опыт своим.

Говорите с ребенком по душам, дайте ему возможность выговориться, поделиться наболевшим. Спрашивайте его, если он сам ничего не говорит. Делайте это тактично и тепло. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается.

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка

Папы и Мамы! Помните!

Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.

Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  • Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
  • Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
  • Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
  • Включать веселую и ритмичную музыку.
  • Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
  • Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
  • Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
  • Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
  • Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  • Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка

Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассников

  • Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
  • Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
  • Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
  • Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:

А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.

Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.

В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

  • После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
  • Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
  • Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
  • Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

Упражнения при подготовке домашних заданий

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:

  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
  • Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
  • Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
  • Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
  • Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
  • «Рисование картины». Наитии в комнате какой – нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

«ПЫТАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПОНЯТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА?»

  1. Ребёнок капризничает. Не ест суп, который всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите ему выйти из – за стола;

в) не выпустите его из – за стола до тех пор, пока он не съест всё.

  1. Ваш ребёнок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идёте во двор и «разбираетесь» с детьми;

б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;

в) предлагаете ему остаться дома.

  1. ваш ребёнок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:

а) начнёте его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядет с ним рядом и разберёте вместе домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

  1. Ваш ребёнок скрыл от вас полученные двойки:

а) вы в гневе за двойки и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

      в) физически или как – нибудь иначе наказываете подростка.

  1. Ваш ребёнок гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:

а) не выяснив причину, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните. почему о задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

           Из трёх ответов на вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В. Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А – Это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребёнку, мало понимает его потребности.

      Б – Это тип родителя, понимающего, признающего право ребёнка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. 

     В – Тип родителя, не пытающегося понять ребёнка. Основным методом воспитания является порицание и наказание.

ТЕСТ

для определения степени проявления заботы
родителей по отношению к собственному ребенку

Описание теста
Вам необходимо проанализировать 15 утверждений и высказать свое суждение по каждому из них, проставив нужные баллы:
1 – категорически не согласен;
2 – мне трудно с этим согласиться;
3 – может быть, это и верно;
4 – я с этим согласен.

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует держать всегда при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к увечьям.
6. воспитание ребенка – труд тяжелый и зачастую неблагодарный.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Eсли мать не уделяет время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.
9. Любовью родителей ребенка не испортить.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
11. Главное, чем должен заниматься ребенок, - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
12. Мать – главное лицо в доме.
13. Семья должна жить под девизом: «все лучшее – детям!»
14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

Обработка и интерпретация результатов
40 баллов и выше. Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако, это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его собственных интересов, самооценки. У него не развито умение самостоятельно принимать решения и нести груз ответственности за них.
25-40 баллов. Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом имеет возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Менее 25 баллов. Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.