Современные образовательные технологии

Аздаева Ирина Алексеевна

Современные образовательные технологии

 

  1. Технология коммуникативного обучения— обучение на основе общения —основная технология в моей работе.

Принципы, на которых основывается технология:

  • Речевая направленность, обучение немецкому языку через общение.

Это означает практическую ориентацию урока. Научить говорить можно только говоря, слушать — слушая, читать — читая. Прежде всего,  это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией.

Например: Прочитайте диалог и составьте собственный, пользуясь прочитанным как образцом. Составьте диалог, используя  при этом пословицы, например: Der vielerlei beginnt, gar wenig Dank gewinnt. Die Gesunden und Kranken haben ungleiche Gedanken. И т.п.

  • Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны:  лексическую, грамматическую,  фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления). Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу —подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.

Например: Игра «Упрямый Ганс». Учащимся необходимо высказать своё несогласие с собеседником (отрабатывается форма отрицания): Dieser Junge springt, - Nein! Er springt nicht, Er tanzt!

  • Ситуативность, ролевая организация учебного процесса при максимальной

мотивированности учебных ситуаций. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

Например: Твой друг пригласил тебя в гости, а ты не знаешь, где он живёт. Расспроси прохожего, как найти данный адрес (Тема «Как ориентироваться в незнакомом городе»). Вы собираетесь на день рождения к однокласснику, обсудите, какой подарок выбрать для него (Тема «Внешность и характер человека»). Вы собираетесь в летний лагерь, обсудите, что необходимо взять с собой (Тема «Летние каникулы», «Одежда», «Хобби», «Подготовка к путешествию») и т.п.

  • Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это прежде

всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию — оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

Для реализации данного принципа я использую нетрадиционные формы проведения урока: урок – игра, урок – путешествие, урок-экскурсия и другие. Для снятия напряжения на уроке я активно использую частую смену видов деятельности: во время речевой разминки ребята играют, во время повторения ранее изученного материала работают самостоятельно или в парах. Использование нетрадиционных форм урока позволяет мне повышать мотивацию у ребят к изучению иностранного языка , научить их работать самостоятельно , в группах , парах.

  • Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда

индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой — нет), своими интересами,

своим статусом (положением) в коллективе (классе).

  • Коллективное взаимодействие — такой способ организации процесса, при

котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных; самореализация личности в группе.

  • Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде. Содержательную сторону языка должны составлять проблемы, а не темы.
  1. Проектная технология. Учебный проект является важным средством  как мотивации изучения иностранного языка, так и развития коммуникативной компетенции. Выделяются важнейшие факторы, способствующие формированию мотива речевой деятельности, которые являются основными и в моей деятельности:

- связь идеи проекта с реальной жизнью;

- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;

- ведущая роль функции преподавателя, как консультанта и координатора.

Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом. Ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения. Мои ученики работают как над мини-проектами, так и над большими долгосрочными проектами. Перечислю наиболее интересные из них: «Рождественский вертеп (ученики 6 класса изготовили из соленого теста скульптурную композицию «Рождение Христа»), «Старый немецкий город» (ученики 5 класса изготовили из цветной бумаги и картона макет старинного немецкого города с кирхами, фонтанами и памятниками), «Мои первые книжки на немецком языке» (ученики 5 класса нарисовали иллюстрации к стихотворениям немецких авторов и оформили книжку), «Учебное пособие по немецкому языку к учебнику 9кл.» (учащиеся 9 кл.), «Немецкое рядом» (ученики 5 класса фиксируют в окружающем мире немецкие названия, предметы, а затем ищут информацию об их происхождении и истории появления в нашем городе), компьютерная игра «Die Reise durch die deutsche Literatur» (ученики 11 класса) и др.

2. Информационно-коммуникационные технологии обладают значительными возможностями в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ может решить проблему мотивации учащихся к изучению иностранных языков. На своих уроках я активно использую различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы  Power Point, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока. Также я учу ребят создавать свои мини- презентации. Эта работа их очень увлекает и тем самым повышается интерес к изучению языка. Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Перечень сайтов, с которыми работаю я и мои  ученики, перечислен выше.

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках одно из главных требований современного образования. Здоровьесбережение на моих уроках это, прежде всего, смена деятельности, разнообразие приёмов, форм и методов работы, так как постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, тем самым защищает здоровье учащихся. Использую различные релаксационные и физкультминутки и целые уроки:  «песенные», «рисовальные», «экскурсионные», проектные, «станционные» и т.п.

Помимо этого - это благоприятная эмоционально благополучная атмосфера урока, которую создаёт учитель. Всё перечисленное снижает напряжение учащихся, создаёт радостное настроение и способствует сохранению и укреплению здоровья.

  1. Обучение по станциям. В этой технологии работаю не так давно, и она очень нравится детям и мне, несмотря на трудоемкость подготовительного этапа. Обучение по станциям– немецкая мотивационная методика К.Рауер, применяется для закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, при итоговом контроле. Преимущества:

- ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе;

-задания имеют различную степень сложности;

- на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль;

- задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом;

- развивается чувство самоконтроля, ответственности;

- постоянная сменяемость учебных и социальных форм вносит разрядку, страхует от усталости;

- учитель не контролер, а помощник и координатор;

- Возможность работать с листом ответов освобождает социально неадаптированных детей от смущения и нервозности.

Методика станционного обучения практически универсальна в использовании, т.е. она может применяться в преподавании любого предмета. Более того, эта методика успешно применяется во внеклассной работе для проведения предметных конкурсов, состязаний, заочных путешествий и других форм внеклассной деятельности учителя-предметника.

  1. Игровые технологии. Эти технологии есть в арсенале каждого учителя  иностранного языка, и поэтому нет нужды подробно останавливаться на них. Игры для обучения говорению весьма разнообразны. В основе их лежит пересказ, описание иллюстрации, составление и воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов. По способу и характеру они могут подразделяться на игры с текстом, функциональные, взаимодействие (с обменом информации), ролевые, имитационно-моделирующие, игры-соревнования.
  2. Технология сотрудничества. Основная идея технологии сотрудничества – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.        В процессе работы каждый отвечает не только за результат своей работы но и, что особенно важно, за результат всей группы. Сильный ученик заинтересован в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, хорошо разобрался в материале. Таким образом,  совместными усилиями ликвидируются пробелы. Эта технология  активно применяется не только при изучении грамматики. Применение этой технологии позволяет наиболее эффективно развивать коммуникативные навыки в области говорения. Обучение в сотрудничестве я использую, как в работе с новым материалом, так и на этапе закрепления.

Например.Учащимся предлагается поработать с текстом, передать краткое содержание, выделить основную идею, прокомментировать ее. Выступающего от группы назначает учитель. Если слабый ученик досконально разобрался в материале, сумел передать результат работы своей группы, значит, цель достигнута.

Наиболее сильной стороной своей педагогической деятельности считаю индивидуальный подход в обучении, особенно с одаренными детьми. Когда у ребенка сформируется  устойчивый интерес к изучению немецкого языка, мы разрабатываем с ним индивидуальную образовательную программу, где четко определены цели, задачи ученика, сроки выполнения заданий, их объемы, темы проектно-исследовательских работ, график участия в олимпиадах, фестивалях, конференциях, обязателен рефлексивный анализ итогов. Такая организация индивидуальной работы  всегда дает позитивный результат: мои выпускники, лингвистически одаренные ребята, становились не только призерами республиканских олимпиад и конференций, но и выбирали немецкий язык для своей будущей профессиональной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: