Система оценивания образовательных результатов
Система оценивания образовательных достижений
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.
В педагогических измерениях принято различать три уровня результатов образования. Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях. Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель в конкретной школе, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации. В процессе измерений появляется третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.
Стандарт гарантирует возможность для достижения каждым учащимся планируемых результатов образования при выполнении условий организации учебного процесса, указанных в стандарте.
Используемая мною модель системы оценки результатов освоения программ по немецкому языку нацелена на оценку результатов их освоения. Ее основными компонентами являются:
- объекты и содержание оценки;
- процедуры, инструментарий и критерии оценки;
- методы и средства оценки;
- основные группы пользователей;
- цели использования результатов.
Система оценивания уровня подготовки учащихся по немецкому языку
№ п/п | Процедура оценивания | Содержание оценки | Критерии оценивания | Кто оценивает | Сроки | Фиксация результатов |
1 | Стартовая диагностика | Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний | 5-бальная система | Учитель | Начало учебного года | Классный журнал, портфолио |
2 | текущие контрольные работы и срезы | Направлены на проверку уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции | 5-бальная система | Учитель | Календарно- тематическое планирование учителя | Классный журнал
|
3 | Самостоятельная работа | Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям. | 5-бальная система | Ученик, Учитель | 4-5 работ в течение года | Классный журнал |
4 | Творческие работы (сочинение, письмо, рекламный текст, интервью и т.п.) | Направлены на проверку как предметных результатов (умений письменной и устной речи), так и метапредметных (умений работать с информацией, креативность, оригинальность) | Специально разработанные критерии оценивания | Ученик, учитель | 4-5 работ в течение года | Классный журнал, портфолио |
5 | Проверочная работа по итогам самостоятельной работы | Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный | 5-бальная система | Учитель | 4-5 работ в течение года после самостоятельной работы | Классный журнал |
6 | Итоговая контрольная работа | Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня сложности (базовый, расширенный), | 5-бальная система | Учитель, администрация | По итогам учебного года | Классный Журнал, портфолио |
7 | Решение проектной задачи, проект | Направлена на выявление уровня сформированности метапредметных результатов | Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам (см.приложение 1) | Учитель | Календарно- тематическое планирование учителя | Портфолио |
7 | Предметные олимпиады разного уровня | Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня по сложности (базовый, расширенный) | По условиям проведения | Организаторы конкурса | По отдельному плану | Портфолио |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования должна в соответствии с ФГОС «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»
На уроках мною используются все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.
Основными принципами системы оценивания обучающихся являются:
- критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС НОО, ООО требованиях к оценке планируемых результатов. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с обучающимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия.
- уровневый характер оценки, заключающийся в разработке средств контроля с учетом базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;
- суммативность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов;
- приоритетность самооценки обучающегося, которая должна предшествовать оценке учителя;
- гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов;
Критерии оценки определяются изучаемым содержанием и отработанным видом деятельности. То, что отрабатывалось на уроках, то и включается в критерии оценки. Важно выделить основной материал темы и сформулировать основные и дополнительные критерии оценки предметных и метапредметных результатов. Успешность освоения учебных программ обучающихся оценивается по системе «зачтено – не зачтено» или в форме балльной отметки. Перевод в балльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме:
Качество освоения программы | Уровень достижений | Отметка в балльной шкале | Отметка в системе «зачтено – не зачтено» |
90-100% | высокий | «5» | зачтено |
66 -89% | повышенный | «4» | зачтено |
50 -65 % | средний | «3» | зачтено |
меньше 50% | ниже среднего | «2» | не зачтено |
Необходимо отметить, что УМК по немецкому языку И.Л.Бим «Немецкий язык», М.М.Аверина «Горизонты» содержат достаточно много необходимого материала для оценивания достижений обучающихся и построены таким образом, что все выше перечисленные методы и формы отражены в заданиях учебника и в рабочей тетради.
Учебник, рабочая программа предусматривают текущий, промежуточный и итоговый контроль, содержат очень разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом.
Имеются разнообразные задания творческого характера: проекты, мини-проекты, письма, объявления, рекламы, интервью и другие.
Структура УМК способствует проведению постоянного, последовательного, достаточно объективного (так как учащиеся чаще всего оценивают свои достижения сами) определения уровня владения учебным материалом.
Методы и инструменты оценивания:
- на каждом уроке я использую раздаточный материал: карточки для контроля усвоения лексики, задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и т. д.;
- за выполнение письменных заданий в рабочих тетрадях я выставляю среднюю оценку (за 3-4 урока); часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);
- за выполнение творческого задания, например, письмо или реклама, сочинение, мнение по какому-то вопросу, а иногда задание по грамматике и др. оценивание производится по критериям, разработанных совместно с учениками;
- мини-самостоятельные, мини-диктанты (индивидуальные, групповые, парные).
- тестирование;
- проекты, проектная задача;
В начальной школе используется лист индивидуальных достижений.
Лист индивидуальных достижений – это лист, на котором отображаются достижения планируемых результатов обучающегося, которые позволяют детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления дальнейшей работы.
Лист оценки индивидуальных достижений разрабатывается на различный период обучения: урок, четверть, полугодие, а также по изучаемой теме. Листы оформляются после изучения каждого блока, как итоговый показатель освоения изученного материала и его применения обучающимися. Оценочный лист создается совместно с детьми и может носить комплексный характер или разрабатываться отдельно для предметных и метапредметных результатов.
Лист индивидуальных достижений вводится для более информативной обратной связи о результатах обучения школьника для родителей, учителей и обучающегося.
Информация листов индивидуальных достижений планируемых результатов применяется при рефлексии учебной деятельности обучающимися, при итоговом повторении и постановке задач коррекции знаний и умений. Лист является наглядным документом об успешности ученика для родителей и используется классным руководителем при проведении родительских собраний.
Лист индивидуальных достижений ученика 3 класса (пример)
Ученик_____________________ . Школа _____________________________
Класс ______________________. Учитель ____________________________
№ п/п | Формируемые навыки и умения | Даты | ||||||||
старт | Окт | Нояб. | Дек. | Янв. | Фев. | Итог. | ||||
1. Навыки чтения | ||||||||||
1.1 | Техника чтения | Чтение слогов |
|
|
|
|
|
|
| |
Чтение слов |
|
|
|
|
|
| ||||
Ударение |
|
|
|
|
|
| ||||
Чтение предложений |
|
|
|
|
|
| ||||
Чтение текстов |
|
|
|
|
|
| ||||
Безошибочность чтения |
|
|
|
|
|
| ||||
Выразительность чтения |
|
|
|
|
|
| ||||
1.2. | Понимание прочитанного | Ответ на прямой вопрос по прочитанному |
|
|
|
|
|
|
| |
Словесное «рисование картин» к прочитанному |
|
|
|
|
|
| ||||
Построение плана текста с помощью иллюстрации к нему. |
|
|
|
|
|
| ||||
Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте |
|
|
|
|
|
| ||||
1.3. | Пересказ | С опорой на помощь учителя или иную |
|
|
|
|
|
|
| |
Без опоры на помощь |
|
|
|
|
|
| ||||
1.4. | Чтение наизусть |
|
|
|
|
|
|
| ||
1.5. | Составление собственного рассказа |
|
|
|
|
|
|
| ||
2. Навыки письма | ||||||||||
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично |
|
|
|
|
|
| ||||
3. Устная речь | ||||||||||
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично |
|
|
Общие критерии оценивания коллективного проекта и индивидуального в старших классах (10 «за»)
Критерии | Максимальный уровень достижения учащихся | Оценка участников проектной деятельности | Оценка экспертной комиссии | |
1 | Планирование и раскрытие плана, развитие темы | 5 |
|
|
2 | Сбор информации | 5 |
|
|
3 | Выбор и использование методов и приемов | 5 |
|
|
4 | Анализ информации | 5 |
|
|
5 | Организация письменной работы | 5 |
|
|
6 | Организация речевого сопровождения | 5 |
|
|
7 | Наглядное оформление результатов | 5 |
|
|
8 | Анализ процесса и результата | 5 |
|
|
9 | Личное участие | 5 |
|
|
10 | Защита и ответы на вопросы | 5 |
|
|
| Итого | 50 |
|
|
Общий уровень достижений учащихся переводится в отметку по следующей шкале: 40-50 баллов: «5»; 30-39 баллов: «4»; 20-29 баллов: «3»; 0-19 баллов: «2».
Основные критерии оценки творческой работы (сочинение, письмо, мнение и т.п.)
Содержание и речь
| баллы | самооценка | Оценка учителя |
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 6. Оригинальность замысла 7. Собственная точка зрения на проблему 8. …….. | 0-5 |
|
|
Общий уровень достижений учащихся переводится в отметку по следующей шкале (по 6 критериям): 25-30 баллов: «5»; 20-24 баллов: «4»; 15-19 баллов: «3»; 0-14 баллов: «2».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_3_klass.pdf | 416.96 КБ |
urok_po_metodike_stantsionnogo_obucheniya.pdf | 1.14 МБ |