Инновационная и экспериментальная деятельность

Аздаева Ирина Алексеевна

Стратегической задачей языкового образования на современном этапе является формирование инновационной среды. В настоящее время «образовательная среда понимается как «то, что создается, с одной стороны, учителем в соответствии с его педагогическими целями, с другой – активностью, действиями и взаимодействием самих учащихся, а также и их взаимодействием с учителем». Компонентами образовательной среды являются учащиеся, учителя, школа, семья, микро - и макросоциум.

Сегодня в школе №1 предпринимаются огромные усилия для создания и развития  инновационной языковой среды. Этому способствовал Международный инвестиционно-образовательный проект «Школа как пункт сдачи экзамена на немецкий языковой диплом ступени  I, II" .    Благодаря этому проекту обеспечены условия для освоения учащимися школы программы на получение международного языкового сертификата, осуществлена модернизация информационно-методической базы лингвистического образования школы

Однако перед школой встала задача расширения языкового пространства для повышения мотивации и активного освоения и применения обучающимися языковых и речевых навыков немецкого языка. С этой целью совместно с кафедрой иностранных языков БГУ был разработан международный образовательный проект «Немецкий язык – мост дружбы», я стала одним из разработчиков и участников данного проекта.

Благодаря инновационной деятельности творческого объединения учителей немецкого языка, руководителем которого я являюсь, в рамках проекта создана региональная сеть школ, внедряющих преподавание немецкого языка в качестве первого второго иностранного языка, разработана и внедрена модель обучения немецкому языку по индивидуальному учебному маршруту, проведены образовательные мероприятия для обучающихся и педагогов (Республиканская олимпиада по немецкому языку среди учащихся 7-9 классов, Республиканский Фестиваль немецкого языку, Региональный этап Всероссийской акции «Тотальный диктант по немецкому языку, Летний языковой лагерь для учащихся DSD-школы, методические семинары и стажировка для учителей немецкого языка «Современные подходы и технологии филологического образования в свете требования ФГОС»). В начальной школе введен развивающий курс «Немецкий язык с зайчишкой Хансом», в котором я участвовала в качестве организатора и преподавателя.

Фестиваль немецкого языка проводился в школе уже дважды. Я являюсь автором концепции фестиваля, разработчиком его программы. В рамках фестиваля детям предложено поучаствовать в различных мастерских, где они могут приобрести новые навыки, новые знания о Германии и немецком языке, познакомиться, пообщаться с ребятами из разных школ, изучающих немецкий язык. Например, мастерская по изготовлению пасхальных открыток, которые затем будут высланы в Германию; мастерская по озвучиванию мультфильмов на немецком языке или поэтический салон, где ребята научатся подбирать рифму и сочинять небольшие стихи на немецком (фестиваль 2017г). В работе фестиваля предусмотрено участие носителей языка, что повышает интерес и  мотивацию к изучению немецкого языка.

Событие

регистрация школьных команд участников

Приветствие гостей Фестиваля

Презентация проекта «Немецкий язык – мост дружбы»

Знакомство:  презентации команд на тему «Почему мне нравится изучать немецкий язык»

Карусель мастерских:

•   Окно в Германию (страноведение – виртуальная экскурсия по Германии). Модератор Кристиан Пульс

•   Моё любимое слово из немецкого (самые популярные русские слова немецкого происхождения и интересные истории с ними связанные). Модератор Элиана Рот

•   Лицом к лицу (слова и выражения разговорного немецкого языка и постановка небольших скетчей). Модератор Сабина Пульс.

•   Какие они – немецкие школьники? (общение в семье, в школе, какую одежду модно носить,   любимые книги и телепередачи, популярные гаджеты и социальные сети, здоровье и спорт, образование и карьера). Модераторы: ученики СОШ №1 – участники международных школьных обменных программ.

•   Немецкая кухня (самые популярные немецкие блюда и приготовление некоторых из них). Модератор Элиана Ротт

•   Немецкий кукольный театр «Касперле» (изготовление кукол, постановка мини спектакля). Модератор Галкина Н.А.;

•   Литературный квест  (литературное квест-ориентирование, связанное с сюжетами и героями популярных немецких книг). МодераторАздаева И.А;

Обед  (дегустация немецких блюд)

Карусель мастерских:

•   Немецкая музыка (песни на немецком языке).  Рук. Поляков А.Ф., Заслуженный работник культуры РБ, Полякова О.Н., Заслуженный работник культуры РФ

Подведение итогов, награждение

Благодаря этой работе школа стала призером Всероссийского образовательного конкурса «Немецкий – первый второй» в номинации «Образовательные организации с преподаванием немецкого языка как второго иностранного во внеурочное/ внеаудиторное время» и получила премию от института им. Гёте по результатам конкурса  за особые успехи в применении инновационных методов и технологий преподавания немецкого как второго иностранного.

Сегодня наша творческая группа работает над проектом сотрудничества с одной из школ Улан-Батора (Монголия), в которой преподается немецкий язык. Основными направлениями проекта является обмен опытом работы учителей, расширение языкового пространства для развития мотивации к изучению немецкого языка.

В 2015 году приняла активное участие в Мобильном форуме учителей и преподавателей немецкого языка, г.Улан-Удэ; в 2016 году – в Конференции руководителей общеобразовательных учреждений регионов Сибири и Дальнего Востока «Многоязычие в образовании: немецкий – первый второй иностранный», г.Новосибирск, Гёте-институт, а также в Всероссийском образовательном форуме «Многоязычие в образовании: немецкий – первый второй иностранный» г.Москва.

Чтобы заниматься инновационной, экспериментальной деятельностью необходимо прежде всего учиться. В 2017 году стала участником вебинара АО «Издательство Просвещение» «Как сделать урок немецкого языка интересным для младших школьников: новая серия «Вундеркинды плюс» для 2-4 классов, в 2018 году участником практико-ориентированного обучающего семинара «Проектная деятельность в сфере образования и воспитания» (Международный центр семьи, молодежи и детей).

В 2015 году прошла 3-недельную языковую стажировку в ФРГ, в г.Лейпциге, во время которой имела возможность  посещать уроки немецких коллег, познакомиться с передовыми образовательными технологиями, в том числе в обучении немецкому языку как иностранному.

Уверена, что создание инновационной языковой среды позволит нашим ученикам достичь следующих результатов:

- Повышение качества условий и результатов получаемого школьного образования на основе индивидуального образовательного маршрута.

- Развитие личностных качеств, творческого потенциала учащихся, успешная социализация в условиях совместно-распределенной учебно-познавательной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, организованной в сети школ, сети учащихся-партнеров.

- Возможность получения международного языкового сертификата на знание немецкого языка, участия в стипендиальных и в международных обменных программах,  проектах, успешная сдача ЕГЭ по немецкому языку.

- Продолжение образования в вузах РФ, РБ, Германии.