Инновационная и экспериментальная деятельность
Стратегической задачей языкового образования на современном этапе является формирование инновационной среды. В настоящее время «образовательная среда понимается как «то, что создается, с одной стороны, учителем в соответствии с его педагогическими целями, с другой – активностью, действиями и взаимодействием самих учащихся, а также и их взаимодействием с учителем». Компонентами образовательной среды являются учащиеся, учителя, школа, семья, микро - и макросоциум.
Сегодня в школе №1 предпринимаются огромные усилия для создания и развития инновационной языковой среды. Этому способствовал Международный инвестиционно-образовательный проект «Школа как пункт сдачи экзамена на немецкий языковой диплом ступени I, II" . Благодаря этому проекту обеспечены условия для освоения учащимися школы программы на получение международного языкового сертификата, осуществлена модернизация информационно-методической базы лингвистического образования школы
Однако перед школой встала задача расширения языкового пространства для повышения мотивации и активного освоения и применения обучающимися языковых и речевых навыков немецкого языка. С этой целью совместно с кафедрой иностранных языков БГУ был разработан международный образовательный проект «Немецкий язык – мост дружбы», я стала одним из разработчиков и участников данного проекта.
Благодаря инновационной деятельности творческого объединения учителей немецкого языка, руководителем которого я являюсь, в рамках проекта создана региональная сеть школ, внедряющих преподавание немецкого языка в качестве первого второго иностранного языка, разработана и внедрена модель обучения немецкому языку по индивидуальному учебному маршруту, проведены образовательные мероприятия для обучающихся и педагогов (Республиканская олимпиада по немецкому языку среди учащихся 7-9 классов, Республиканский Фестиваль немецкого языку, Региональный этап Всероссийской акции «Тотальный диктант по немецкому языку, Летний языковой лагерь для учащихся DSD-школы, методические семинары и стажировка для учителей немецкого языка «Современные подходы и технологии филологического образования в свете требования ФГОС»). В начальной школе введен развивающий курс «Немецкий язык с зайчишкой Хансом», в котором я участвовала в качестве организатора и преподавателя.
Фестиваль немецкого языка проводился в школе уже дважды. Я являюсь автором концепции фестиваля, разработчиком его программы. В рамках фестиваля детям предложено поучаствовать в различных мастерских, где они могут приобрести новые навыки, новые знания о Германии и немецком языке, познакомиться, пообщаться с ребятами из разных школ, изучающих немецкий язык. Например, мастерская по изготовлению пасхальных открыток, которые затем будут высланы в Германию; мастерская по озвучиванию мультфильмов на немецком языке или поэтический салон, где ребята научатся подбирать рифму и сочинять небольшие стихи на немецком (фестиваль 2017г). В работе фестиваля предусмотрено участие носителей языка, что повышает интерес и мотивацию к изучению немецкого языка.
Событие |
регистрация школьных команд участников |
Приветствие гостей Фестиваля |
Презентация проекта «Немецкий язык – мост дружбы» |
Знакомство: презентации команд на тему «Почему мне нравится изучать немецкий язык» |
Карусель мастерских: |
• Окно в Германию (страноведение – виртуальная экскурсия по Германии). Модератор Кристиан Пульс |
• Моё любимое слово из немецкого (самые популярные русские слова немецкого происхождения и интересные истории с ними связанные). Модератор Элиана Рот |
• Лицом к лицу (слова и выражения разговорного немецкого языка и постановка небольших скетчей). Модератор Сабина Пульс. |
• Какие они – немецкие школьники? (общение в семье, в школе, какую одежду модно носить, любимые книги и телепередачи, популярные гаджеты и социальные сети, здоровье и спорт, образование и карьера). Модераторы: ученики СОШ №1 – участники международных школьных обменных программ. |
• Немецкая кухня (самые популярные немецкие блюда и приготовление некоторых из них). Модератор Элиана Ротт |
• Немецкий кукольный театр «Касперле» (изготовление кукол, постановка мини спектакля). Модератор Галкина Н.А.; |
• Литературный квест (литературное квест-ориентирование, связанное с сюжетами и героями популярных немецких книг). МодераторАздаева И.А; |
Обед (дегустация немецких блюд) |
Карусель мастерских: |
• Немецкая музыка (песни на немецком языке). Рук. Поляков А.Ф., Заслуженный работник культуры РБ, Полякова О.Н., Заслуженный работник культуры РФ |
Подведение итогов, награждение |
Благодаря этой работе школа стала призером Всероссийского образовательного конкурса «Немецкий – первый второй» в номинации «Образовательные организации с преподаванием немецкого языка как второго иностранного во внеурочное/ внеаудиторное время» и получила премию от института им. Гёте по результатам конкурса за особые успехи в применении инновационных методов и технологий преподавания немецкого как второго иностранного.
Сегодня наша творческая группа работает над проектом сотрудничества с одной из школ Улан-Батора (Монголия), в которой преподается немецкий язык. Основными направлениями проекта является обмен опытом работы учителей, расширение языкового пространства для развития мотивации к изучению немецкого языка.
В 2015 году приняла активное участие в Мобильном форуме учителей и преподавателей немецкого языка, г.Улан-Удэ; в 2016 году – в Конференции руководителей общеобразовательных учреждений регионов Сибири и Дальнего Востока «Многоязычие в образовании: немецкий – первый второй иностранный», г.Новосибирск, Гёте-институт, а также в Всероссийском образовательном форуме «Многоязычие в образовании: немецкий – первый второй иностранный» г.Москва.
Чтобы заниматься инновационной, экспериментальной деятельностью необходимо прежде всего учиться. В 2017 году стала участником вебинара АО «Издательство Просвещение» «Как сделать урок немецкого языка интересным для младших школьников: новая серия «Вундеркинды плюс» для 2-4 классов, в 2018 году участником практико-ориентированного обучающего семинара «Проектная деятельность в сфере образования и воспитания» (Международный центр семьи, молодежи и детей).
В 2015 году прошла 3-недельную языковую стажировку в ФРГ, в г.Лейпциге, во время которой имела возможность посещать уроки немецких коллег, познакомиться с передовыми образовательными технологиями, в том числе в обучении немецкому языку как иностранному.
Уверена, что создание инновационной языковой среды позволит нашим ученикам достичь следующих результатов:
- Повышение качества условий и результатов получаемого школьного образования на основе индивидуального образовательного маршрута.
- Развитие личностных качеств, творческого потенциала учащихся, успешная социализация в условиях совместно-распределенной учебно-познавательной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, организованной в сети школ, сети учащихся-партнеров.
- Возможность получения международного языкового сертификата на знание немецкого языка, участия в стипендиальных и в международных обменных программах, проектах, успешная сдача ЕГЭ по немецкому языку.
- Продолжение образования в вузах РФ, РБ, Германии.