Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям таким как капризы, страхи, отказ от еды. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование воспитателя

«Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»

 

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям таким как капризы, страхи, отказ от еды. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Изучив опыт работы педагогов по данной теме, я пришла к выводу, что основная работа воспитателя по облегчению адаптации каждого ребенка к детскому саду должна базироваться на комплексном подходе:

- работа с родителями с целью закрепления ними базовых навыков самообслуживания у детей;

- создание максимально комфортных условий для детей в группе;

- постепенное и плавное увеличение продолжительности времени пребывания ребенка в детском саду с учетом индивидуальных особенностей;

- учет особенностей детей при проведении адаптационных игр;

- ежедневный контроль состояния здоровья и настроения каждого ребенка.

Для эффективного решения проблемы я поставила перед собой следующие задачи:

При взаимодействии с детьми:

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

• развитие игровых навыков, произвольного поведения.

При взаимодействии с родителями:

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Результатом работы по адаптации должно стать:

• благоприятное прохождение периода адаптации у детей.

• создание комфортной обстановки для детей и в группе.

• преобразование предметно-развивающей среды

• становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Анализ прохождения адаптационного периода в группе

Свою работу по самообразованию на тему «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения» я разделила на три этапа.

I. Подготовительный этап 

На подготовительном этапе, перед набором группы я ставила перед собой следующие задачи:

• подбор и изучение методической литературы по характеристике особенностей детей младшего дошкольного возраста, отбор художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

• пополнение и оформление предметно-развивающей среды группы младшего возраста;

• составление плана работы и подбор методик работы с детьми.

Результат:

Мной была тщательно изучена литература известных педагогов на тему адаптации детей к ДОУ и составлен конспект основных моментов, которые помогут в моей дальнейшей работе.

Также была создана предметно-развивающая среда в группе, обновлена художественная литература и база развивающих и дидактических игр.

Был составлен план работы на ближайшие две недели, а также перспективный план.

II. Основной этап Задачами основного этапа стали:

- заполнение родителями «Карт семьи»;

- ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных особенностей малыша;

- формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;

- создание доверительных отношений с каждым ребенком;

- адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками; знакомство с каждым помещением группы);

- приучение детей в игровой форме к режимным моментам;

- дидактические игры с детьми на знакомство с каждым ребенком и персоналом сада;

- исследование навыков самообслуживания детей;

- развитие умений играть на территории участка.

Результат:

В нашей группе набор детей начался с 01. 08. 2017 года. С первого же дня родителям была предложена «Карта семьи» для знакомства с ребенком, его родителями и уточнения контактных данных. Прием детей проходил постепенно. В первый месяц дети принимались по нескольку человек в день, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка велись листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.

К концу первого месяца группа состояла из 12 детей, причем те дети, которые первыми были приняты, полностью прошли адаптацию и уже достаточно уверенно чувствовали себя в группе.

К концу второго месяца группа была сформирована. Большинство детей уже с интересом играли группе, были знакомы с их местом за столом, освоились с понятиями «завтрак», «обед», «полдник» и правилами поведения во время приема пищи, с энтузиазмом принимали участие в совместных занятиях и играх, хорошо знали свою игровую площадку на улице и только на территории своего участка.

С детьми я проводила целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности. Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказки, загадки, разучивание стихов о лете.

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой. Это в значительной мере помогло облегчить процесс адаптации, снизить стрессовое состояние детей.

Постоянно проводились наблюдения в природе и целевые прогулки по территории д/с. Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время.

К концу летнего сезона было выявлено:

75 % детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и воспитателем.

25% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушку принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую я организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались ко мне за помощью. Сидели у меня на коленях.

В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.

Проведенное анкетирование «Давайте познакомимся», личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.

Из анкеты узнала, как ласково называют ребенка дома родители, как ребенок засыпает дома, навыки самообслуживания, его любимые игрушки, каковы любимые занятия дома, что хотели получить от пребывания ребенка в детском саду и т д.

Многим родителям помогли мои личные консультации, а также родительский уголок в группе, где постоянно обновлялась информация

- «Советы для облегчения адаптации детей» 

- «Ваш ребенок поступает в детский сад»,

- «Режимные моменты в детском саду»,

- «Как одевать ребенка летом»,

- «Солнце. Воздух. Вода. Закаливание».

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации

III. Заключительный этап

- Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду».

Результат:

Подведены итоги адаптации детей группы к детскому саду, даны советы по дальнейшей совместной работе родителей, детей и воспитателей.

Список использованных источников:

  1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с.
  2. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007. - 304с.
  3. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999.
  4. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
  5. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с.
  6. Волков Б. С., Волкова,Н. В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
  7. Журнал № 4. Ребенок в детском саду. -2001.
  8. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
  9. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
  10.  Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.
  11.  Смирнова Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.
  12.  Столяренко Л. Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.
  13.  Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой. – М., 1992.
  14. Тонкова-Ямпольская Р. В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного воспитания в младшем дошкольном возрасте зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы уже с первых лет в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий молодые родители обычно испытывают трудности. Цель настоящей анкеты выяснить специфику этих трудностей. Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам детского сада оказывать именно ту помощь, в которой Вы больше всего нуждаетесь. Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

1. Ф. И. О. ребенка ___

2. Кто из родителей заполняет анкету, Ф. И. О.?

___

3. Возраст ребенка, о котором Вы расскажете? ___

4. Какой ребенок по счету в семье? Есть ли младшие братья (сестры?

___

5. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?

- нервное

- от потовых желез (мокрый тип)

- от инфекций

6. Как ест и что? ___

7. Что не воспринимает?

- аллергик

- дома не даем___

8. Как засыпает ребенок?

- писается

- быстро засыпает

- сон тревожный

9. Во что лучше играет? ___

10. Кто играет с ребенком? ___

11. Чем играет?___

12. Сам ли одевается и раздевается? ___

13. Есть ли вредные привычки? ___

14. Как дома ласково называете ребенка? ___

15. Как вы охарактеризуете своего ребенка?

- Обидчивый

- Упрямый

- Веселый

- Стеснительный

- Бойкий

- Драчун

- Ласковый

- Болтун

- Молчун

16. Из каких источников Вы получаете педагогические знания:

- смотрите передачи по телевидению, находите в интернете;

- посещаете лекции для родителей;

- читаете педагогическую литературу;

- из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других;

- воспитываете без знаний;

- советуетесь с воспитателем?

17. Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет); если нет, то почему:

- знания слишком общие;

- не касаются конкретно моего ребенка;

- даются в сложной форме;

- другое?

18. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании:

- непослушание ребенка;

- не поддерживают другие члены семьи;

- испытываете недостаток педагогических знаний;

- ребенок растет нервным;

- ребенок неусидчив, невнимателен;

- трудностей нет;

- другое?

19. Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?___

20. Какие черты огорчают?___ ___

21. Какие методы Вы используете для воспитания ребенка:

- порицание;

- наказание;

- поощрение;

- запрещение;

- другое?

22. Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье:

- ввести консультационные пункты для родителей;

- освободить женщину от работы;

- увеличить тираж педагогических журналов;

- проводить регулярно встречи со специалистами в ДОУ.

- другое?

23. Хотели бы Вы, чтобы в нашем д/с:

- улучшилось материальное положение, база

- изменилось отношение к детям

- повысилось качество учебно-воспитательной работы

- проводилась интересная работа с родителями

- возникло уважение между родителями

24. Чем могу помочь группе:

- материально

- ремонт

- изготовление пособий

- шью, вяжу, рисую и т. д.

25. ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

___

Спасибо!

Советы родителям в адаптационный период

Наши советы помогут исключить стрессовые ситуации в период адаптации ребёнка к детскому саду.

  • Очень важно, чтобы малыш пошёл в ясли абсолютно здоровым
  • Сделать необходимые профилактические прививки за 1 месяц до поступления ребёнка в детский коллектив
  • Дома создать ребёнку условия, максимально приближенные к условиям детского сада
  • Малыш должен привыкнуть спать, есть, бодрствовать именно в те часы, которые приняты в соответствующей возрастной группе детского учреждения
  • Большое внимание уделите своевременному формированию навыков самообслуживания
  • Малыш должен уметь в определённом возрасте пить из чашки, есть ложкой, пользоваться горшком, одеваться и раздеваться
  • Дома приучите ребёнка к определённой температуре воздуха в помещении, не должно быть не выше 22 С, чтоб малыш не испытывал в детском саду состояние теплового дискомфорта; не кутайте, правильно одевайте его
  • Первое время ребёнка лучше приводить в ясли всего на несколько часов, постепенно увеличивая время нахождения ребёнка в группе, поможет малышу легче привыкнуть к коллективу
  • Создайте щадящий режим дома: больше занимайтесь с малышом, гуляйте, играйте в тихие игры, рассматривайте картинки, раньше укладывайте спать
  • К возможным капризам ребёнка в это время будьте более снисходительными
  • В домашних условиях постарайтесь компенсировать возможное недоедание и недосыпание в детском саду
  • В период привыкания ребёнка к яслям не следует ходить с ним в гости и другие общественные места, это создаёт дополнительную нагрузку на нервную систему малыша
  • Утром, приведя ребёнка в ясли, поставьте в известность персонал группы об изменениях в поведении и состоянии малыша. Это поможет выработать совместную тактику поведения и обращения с ребёнком