Технологическая карта урока развития речи на тему: подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Гуслякова Наталья Олеговна

Урок развития речи 5 класс. Технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_razvitiya_rechi_5_klass.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока развития речи на тему:

«Подготовка к сочинению по картине

Ф.П. Решетникова «Опять двойка»».

Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка".

 Класс: 5 класс

Тип урока: развитие речи

Цели урока:

1.обучающие: научить чётко формулировать главную мысль работы, последовательно доказывать её и логически излагать мысли, обучение составлению текста-описания по жанровой картине, отработка общих принципов работы;

2.развивающие: развить навыки осознанного описания сюжетной картины, развить умение видеть главное в сюжете полотна, способствовать расширению и углублению активного словаря; стимулировать творческое воображение;

3.воспитательные: воспитывать любовь к такому виду искусства, как живопись; воспитывать сознательное отношение к учебе.

Задачи урока:

1) развитие умения наблюдать, излагать материал в строгой        логической последовательности;

2)овладение навыком «чтения» картины (формирование      умения увидеть и оценить значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания).

Предметные результаты: понятия "тема", "основная мысль","художественные средства".

Метапредметные результаты: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарями различных типов.  

Личностные результаты: понимание  определяющей роли родного языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и  моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска                   

                                                                         

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые умения

Формы организации взаимодействия

1.Организационный, Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить.  Урок – это   наше с вами совместное творчество. Сегодня у нас урок развития речи. А какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Одинаковое ли значение имеют слова? (Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – действие предмета, а третьи – признак предмета)

-

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

 Познавательные: понимают познавательную задачу.

   

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Фронтальная

2.Актуализация.

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Эвристическая

беседа.

- Ребята,   давайте с вами вспомним стили и типы речи, это поможет нам в дальнейшей работе.

- Помните ли вы, что такое текст? СЛАЙД

- Какие стили и типы речи вы знаете? СЛАЙДЫ

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят презентацию.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Регулятивные: самоконтроль      

Групповая

3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

(постановка учебной задачи).

Цель.

Формулирование темы урока.

Формулируем цели и задачи учебной деятельности.

- Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (подготовка к сочинению-описанию картины)

- А что нам необходимо сделать, чтобы подготовиться к такому сочинению? Давайте обозначим основные задачи.СЛАЙД

Памятка «Как писать сочинение по картине» 

- Итак, давайте начнем с первого пункта – с автора картины.

СЛАЙДЫ Сообщение о художнике. Решетников Федор Павлович (1906 г. - 1988 г.) - советский художник. Появился на свет 15 (28) июля 1906 года в Украинском селе Сурско-Литовское в семье иконописца. Во второй половине 20 - х годов Решетников поступил на художественный факультет рабфака в Москве. Затем, с 1929 по 1934 гг., обучался в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) - в мастерских Д. С. Моора и С. В. Герасимова.

Виртуозное владение графическими приемами помогло Федору Павловичу стать - в качестве художника-репортера - участником знаменитых полярных экспедиций на ледоколах "Сибиряков" (1932 г.) и "Челюскин" (1933-1934 гг.). Художественные репортажи этих событий имели значительный успех.

Художник занимался педагогической деятельностью. Он преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1953-1957 гг.) и Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина (1956-1962 гг.).

За свою творческую деятельность Федор Павлович был удостоен звания лауреата в 1949 году Сталинской премии второй степени ( картины "Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин" и "Прибыл на каникулы"), в 1951 году Сталинской премии третьей степени (картина "За мир!").

В своем многообразном творчестве Решетников создал образцовые произведения социалистического реализма. Художник являлся активным пропагандистом этой системы, вел жесткую борьбу с другими художественными направлениями.

Умер Решетников Ф. П. 13 декабря 1988 года. Его могила находится на Ваганьковском кладбище в Москве[1].

 А картина, по которой вы будете писать сочинение называется "Опять двойка"

СЛАЙД  История создания картины.

Изначально Решетников собирался рисовать картину «Опять пятерка» с радостным сюжетом, но после посещения урока ему показалось, что реакция на неудачу более выразительна. Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

 «Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году[1].

Хранится в Третьяковской галерее.

Картина была хорошо знакома советской публике.

Эта картина до сих пор печатается на учебниках русского языка.

«Опять двойка» — вторая часть художественной трилогии Решетникова, первая часть которой — «Прибыл на каникулы» (1948), а третья — «Переэкзаменовка» (1954[3]), которая не приобрела такой известности, как первые две (работа находилась в частном владении, в конечном итоге была вывезена в США, где хранилась у торговца предметами искусства во Флориде; позже её выкупил на аукционе и возвратил в РФ российский арт-фонд Филатовых). Примечательно, что в левом углу картины «Опять двойка» видна репродукция более раннего полотна «Прибыл на каникулы», а в левом углу «Переэкзаменовки» — репродукция картины «Опять двойка».

Формулируют цель и задачи учебной деятельности в диалоге с учителем.

Слушают сообщения.

Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Рассматривают картину

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Индивидуальная, групповая

4. Открытие нового (знания, способа действия)

Цель.

Определение темы и проблем текста. Отбор аргументов для написания.

- Давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить развернутый план сочинения.

-На какие части можно разделить картину?

-Какие краски и тона преобладают?

- Кто герои картины?

- Где мы их видим? Как они там оказались?

- Как они изображены? Опишите

Каждого:

  • роль 
  • внешность
  • поза

- Что можно сказать о характере каждого?

СЛАЙД

выписывание словосочетаний, словарная работа, ПОДБОР ЭПИТЕТОВ

- Теперь мы можем составить план написания соч-я.

СЛАЙД  План-образец: Примерный план:

I. Вступление.

 1)История создания картины.

II. Основная часть.

 1) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

 2)Собака - верный друг мальчика.

 3)Печальный взгляд матери.        

 4)Отношение младшего брата  к ситуации.

 5)Отношение старшей сестры к ситуации.

III. Заключение.

1) Моё отношение к картине.

Анализируют изображенное на картине, отвечают на вопросы.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением. Задают уточняющие вопросы.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Фронтальная, групповая

Физкультминут-ка

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2.  Исход. полож. – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно

Выполняют движения в соответствии с написанным

5.Первичное закрепление с комментированием

Организует работу по составлению  устного рассказа по картине

Отвечают на вопросы,

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Индивидуальная, групповая

6.Включение

в систему знаний и повторение

Обобщает. Подводит итоги вместе с учениками

Слушают, отвечают на вопросы.

.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная, групповая

7.Рефлексия. Информация о домашнем задании

Подводит итоги урока, оценивает. Дает информацию о домашнем задании. Домашнее задание:

Написать сочинение по картине «Опять двойка» в тетрадь по развитию речи, используя подготовленный на уроке материал.

Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

 Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Познавательные  (анализировать/рефлексировать опыт реализации учебного задания.

Коммуникативные  строят небольшие монологические высказывания.


[1]