Технологическая карта урока развития речи на тему: подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"
Урок развития речи 5 класс. Технологическая карта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_razvitiya_rechi_5_klass.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока развития речи на тему:
«Подготовка к сочинению по картине
Ф.П. Решетникова «Опять двойка»».
Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка".
Класс: 5 класс
Тип урока: развитие речи
Цели урока:
1.обучающие: научить чётко формулировать главную мысль работы, последовательно доказывать её и логически излагать мысли, обучение составлению текста-описания по жанровой картине, отработка общих принципов работы;
2.развивающие: развить навыки осознанного описания сюжетной картины, развить умение видеть главное в сюжете полотна, способствовать расширению и углублению активного словаря; стимулировать творческое воображение;
3.воспитательные: воспитывать любовь к такому виду искусства, как живопись; воспитывать сознательное отношение к учебе.
Задачи урока:
1) развитие умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности;
2)овладение навыком «чтения» картины (формирование умения увидеть и оценить значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания).
Предметные результаты: понятия "тема", "основная мысль","художественные средства".
Метапредметные результаты: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарями различных типов.
Личностные результаты: понимание определяющей роли родного языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения | Формы организации взаимодействия |
1.Организационный, Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. Урок – это наше с вами совместное творчество. Сегодня у нас урок развития речи. А какая бывает речь? - Из чего состоит наша речь? - Одинаковое ли значение имеют слова? (Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – действие предмета, а третьи – признак предмета) - | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: понимают познавательную задачу.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом | Фронтальная |
2.Актуализация. Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Эвристическая беседа. - Ребята, давайте с вами вспомним стили и типы речи, это поможет нам в дальнейшей работе. - Помните ли вы, что такое текст? СЛАЙД - Какие стили и типы речи вы знаете? СЛАЙДЫ | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Регулятивные: самоконтроль | Групповая |
3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (постановка учебной задачи). Цель. Формулирование темы урока. | Формулируем цели и задачи учебной деятельности. - Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (подготовка к сочинению-описанию картины) - А что нам необходимо сделать, чтобы подготовиться к такому сочинению? Давайте обозначим основные задачи.СЛАЙД Памятка «Как писать сочинение по картине» - Итак, давайте начнем с первого пункта – с автора картины. СЛАЙДЫ Сообщение о художнике. Решетников Федор Павлович (1906 г. - 1988 г.) - советский художник. Появился на свет 15 (28) июля 1906 года в Украинском селе Сурско-Литовское в семье иконописца. Во второй половине 20 - х годов Решетников поступил на художественный факультет рабфака в Москве. Затем, с 1929 по 1934 гг., обучался в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) - в мастерских Д. С. Моора и С. В. Герасимова. Виртуозное владение графическими приемами помогло Федору Павловичу стать - в качестве художника-репортера - участником знаменитых полярных экспедиций на ледоколах "Сибиряков" (1932 г.) и "Челюскин" (1933-1934 гг.). Художественные репортажи этих событий имели значительный успех. Художник занимался педагогической деятельностью. Он преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1953-1957 гг.) и Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина (1956-1962 гг.). За свою творческую деятельность Федор Павлович был удостоен звания лауреата в 1949 году Сталинской премии второй степени ( картины "Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин" и "Прибыл на каникулы"), в 1951 году Сталинской премии третьей степени (картина "За мир!"). В своем многообразном творчестве Решетников создал образцовые произведения социалистического реализма. Художник являлся активным пропагандистом этой системы, вел жесткую борьбу с другими художественными направлениями. Умер Решетников Ф. П. 13 декабря 1988 года. Его могила находится на Ваганьковском кладбище в Москве[1]. А картина, по которой вы будете писать сочинение называется "Опять двойка" СЛАЙД История создания картины. Изначально Решетников собирался рисовать картину «Опять пятерка» с радостным сюжетом, но после посещения урока ему показалось, что реакция на неудачу более выразительна. Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик. «Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году[1]. Хранится в Третьяковской галерее. Картина была хорошо знакома советской публике. Эта картина до сих пор печатается на учебниках русского языка. «Опять двойка» — вторая часть художественной трилогии Решетникова, первая часть которой — «Прибыл на каникулы» (1948), а третья — «Переэкзаменовка» (1954[3]), которая не приобрела такой известности, как первые две (работа находилась в частном владении, в конечном итоге была вывезена в США, где хранилась у торговца предметами искусства во Флориде; позже её выкупил на аукционе и возвратил в РФ российский арт-фонд Филатовых). Примечательно, что в левом углу картины «Опять двойка» видна репродукция более раннего полотна «Прибыл на каникулы», а в левом углу «Переэкзаменовки» — репродукция картины «Опять двойка». | Формулируют цель и задачи учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают сообщения. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Рассматривают картину | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | Индивидуальная, групповая |
4. Открытие нового (знания, способа действия) Цель. Определение темы и проблем текста. Отбор аргументов для написания. | - Давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить развернутый план сочинения. -На какие части можно разделить картину? -Какие краски и тона преобладают? - Кто герои картины? - Где мы их видим? Как они там оказались? - Как они изображены? Опишите Каждого:
- Что можно сказать о характере каждого? СЛАЙД выписывание словосочетаний, словарная работа, ПОДБОР ЭПИТЕТОВ - Теперь мы можем составить план написания соч-я. СЛАЙД План-образец: Примерный план: I. Вступление. 1)История создания картины. II. Основная часть. 1) Главный герой картины (внешность, поза, портфель). 2)Собака - верный друг мальчика. 3)Печальный взгляд матери. 4)Отношение младшего брата к ситуации. 5)Отношение старшей сестры к ситуации. III. Заключение. 1) Моё отношение к картине. | Анализируют изображенное на картине, отвечают на вопросы. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением. Задают уточняющие вопросы. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Фронтальная, групповая |
Физкультминут-ка 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. 2. Исход. полож. – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно | Выполняют движения в соответствии с написанным | |||
5.Первичное закрепление с комментированием | Организует работу по составлению устного рассказа по картине | Отвечают на вопросы, Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Индивидуальная, групповая |
6.Включение в систему знаний и повторение | Обобщает. Подводит итоги вместе с учениками | Слушают, отвечают на вопросы. . | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Фронтальная, групповая |
7.Рефлексия. Информация о домашнем задании | Подводит итоги урока, оценивает. Дает информацию о домашнем задании. Домашнее задание: Написать сочинение по картине «Опять двойка» в тетрадь по развитию речи, используя подготовленный на уроке материал. | Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. Познавательные (анализировать/рефлексировать опыт реализации учебного задания. Коммуникативные строят небольшие монологические высказывания. |