Проектная деятельность. Разработка.
Разработка конспекта урока по литературе для ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ПРОЕКТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_tsennosti.doc | 48 КБ |
proekt.ppt | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внутришкольный межпредметный проект
(Творческая лаборатория «Литература»)
Руководитель: Гуслякова Н. О.
Тема: Семейные ценности в литературе
(«И близких всех душа не позабудет…»)
Цель: воспитание средствами художественной литературы духовно – нравственной личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости; формирование гуманистического мировоззрения; развитие образного мышления и воображения.
Ход урока
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным – полна,
И близких всех душа не позабудет…
(Н. Рубцов)
- Вступительное слово учителя (с элементами беседы)
Древние римляне говорили: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В романе Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества» нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир. В повести другого писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей своей матери.
Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том, что мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», что слово «память» должно быть священно.
.В своих произведениях писатели показывают, что социальные и исторические законы не могут существовать в отрыве от природных и нравственных. Отсутствие их взаимосвязи оказывается пагубным для человека и общества. Человек - существо не только социально – историческое, но и биологическое, и, главное, духовное. Он может покорять пространство и время, совершать социальные революции, покорять космос, природные стихии, но если будут попраны нравственные законы, природное, естественное начало в человеке: любовь, сострадание, память, творчество – это губительно скажется прежде всего на его счастье и благополучии.
Деконструкция (работа со словом)
1. Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»?
2. Перед вами (на доске) пять высказываний великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Давайте прочитаем их. Выберите из них то, которое вы бы оставили для себя:
- Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать (Жан Поль).
- Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Джордж Сантаяна).
- Прошлое – чужая страна, там все по – другому (Лесли Хартли).
- Память – странное сито: на нем остается все хорошее о нас и все плохое о других (Веслав Брудзиньский).
- Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего (Стендаль)
Тема семьи, памяти, долга является одной из традиционных «вечных» тем для русской литературы. Но каждая эпоха вкладывает новый смысл в вечный поиск человеческого идеального мироустройства и идеального человеческого существования.
Как вы думаете, почему так происходит?
Во многих произведениях русской литературы утверждается идея единства человека с обществом, природой, мирозданием, мысль об ответственности человека перед другими людьми, перед будущим.
На примере семьи Ростовых («Война и мир») Л.Н. Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между членами семьи, для него высшими ценностями являются женщина – мать и семейный очаг. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. В отличие от них члены семьи Курагиных связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к своим детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество.
Из драматических произведений можно как пример привести пьесу А. Вампилова «Старший сын», где есть герой, который своим смирением, любовью к ближнему напоминает Иисуса Христа. Сарафанов, отец семейства, музыкант – неудачник, пишет ораторию «Все люди – братья», которая необходима людям в неуютном мире лжи и нравственного благополучия. В пьесе воспроизведен библейский мотив блудного сына, когда молодой герой Бусыгин находит в Сарафанове отца не по крови, а по духу. Он под влиянием личности Сарафанова понимает свою ответственность перед ним и его семьей и, в отличие от своего товарища Сильвы, с которым, опоздав на электричку, искал место, где можно было согреться и переночевать, - остается с обретенным «отцом»: Поздравьте меня, я снова опоздал на электричку». Финал пьесы – это действительно победа справедливости и милосердия.
Какие вы могли бы назвать произведения, в которых, на ваш взгляд, раскрывается «мысль семейная»?
В каких ситуациях оказывается герой (герои) произведения, как она разрешается? Как на его месте поступили бы вы?
- Работа по группам «Сам себе режиссер»
Задание: перед вами карточки с разными фрагментами из текстов произведений. Как по вашему будет развиваться дальнейший сюжет? Напишите свой вариант. После этого мы узнаем авторский замысел.
Карточка 1.
(Борис Екимов «Ночь исцеления»)
Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша.
К обеду внук заявился, поел, как подмел, и снова умчался, теперь уже в лог, с коньками.
И снова баба Дуня осталась одна (…)
Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой …
Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого – то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся. А через час тоже самое: «Простите Христа ради! Простите!!»
И снова квартира дыбом (…)
И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету.
Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на Октябрьские праздники да Майские.
Гриша заявился по – светлому. Загромыхал на крылечке, в хату влетел краснощекий, с морозным духом и с порога заявил:
Карточка 2
(Валентин Распутин «Последний срок»)
Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят. Она долго пересиливала себя и держалась на ногах, но три года назад, оставшись совсем без силенок, сдалась и слегла. Летом ей будто легчало, и она выползала во двор, грелась на солнышке, а то и переходила с роздыхом через улицу к старухе Миронихе; но к осени, перед снегом, последняя мочь оставляла ее, и она по утрам не в состоянии была даже вынести за собой горшок, доставшийся ей от внучки Нинки. А после того как старуха два или три раза подряд завалилась у крыльца, ей и вовсе приказали не подниматься, и вся ее жизнь осталась в том, чтобы сесть, посидеть, опустив на пол ноги, а потом опять лечь и лежать (…)
Когда окончательно стало ясно, что старуха не сегодня завтра отойдет, Михаил пошел на почту и отбил брату и сестрам телеграммы – чтобы приезжали…
Карточка 3
(Л. Воронкова «Девочка из города»)
(…) Валентинка глядела на Романка, на Таиску, на Грушу. Все они что-то подарят матери.
А разве Валентинке не хочется подарить ей что – нибудь?
«Она их мама, а не моя, - упрямо подумалось ей, - пусть они и дарят…»
Но все –таки ей очень хотелось подарить что – нибудь маме – тете Даше. Пусть она не настоящая мама, все равно!
- А ты возьми и тоже нарисуй что – нибудь, - сказала ей Таиска. – Вон там, под лавкой, стоит баночка с краской, дед кровать красил. И знаешь что? Возьми эту краску и нарисуй цветы вот тут на столешнике, вроде каймы. Я бы сама нарисовала, если бы умела.
- А разве хорошо будет? – спросила Валентинка.
- А почему же нехорошо? Цветы! Если бы я умела! Да ты не будешь, я знаю. Что она тебе – родная разве!
Валентинка на минутку задумалась…
Карточка 4
(Виктор Астафьев «Бабушкин праздник»)
(…) Чем ближе подходил бабушкин праздник, тем напряженней шла жизнь в нашем доме. Бабушка все чаще роняла что – нибудь из рук или проливала и кричала неизвестно кому: «Сдохнуть бы мне сегодня же! Легче бы мне было!» И все же она входила в предпраздничную линию раньше и прочнее, чем дедушка и Кольча – младший ( …)
Чаще всего бабушка сама же и доводила мужиков до бунта, взбаламутив и без того неспокойное течение жизни в доме наскоками, подозрениями, излишним подчеркиванием собственных стараний в хлопотах и в труде.
Перед тем праздником, который мне запомнился оттого, что был я уже в памятливых годах, дедушка взорвался в самый неподходящий момент. И довела его до крайности снова бабушка, из – за усталости не почуявшая той черты, за которой наступает предел дедушкиного терпения…
Карточка 5
(Д. И. Фонвизин «Недоросль»)
Г – жа Простакова. Во – первых, прошу милости всех садиться. Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших, - нам, грешным, где б и умолить, - даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?
Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. Любопытен бы я был послушать, чему немец – то его выучил.
Г – жа Простакова. Всем наукам, батюшка.
Простаков. Всему, мой отец.
Митрофан. Всему, чему изволишь
Правдин (Митрофану). Чему же бы, например?
Митрофан. Вот, грамматике.
Правдин. Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
- Презентация:
- представление одним из участников группы своих работ,
- обсуждение,
- выводы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Действие № 1 АКТОВЫЙ ЗАЛ 9 а 9 г 9 в 9 б
Действие № 2 АКТОВЫЙ ЗАЛ Проектная лаборатория КРАСНЫЕ ГАЛСТУКИ КАБ. № 104 (руководитель Летягина Любовь Викторовна) Проектная лаборатория ЗЕЛЕНЫЕ ГАЛСТУКИ КАБ. № 105 (руководитель Коробенкова Нина Владимировна) Проектная лаборатория ЖЕЛТЫЕ ГАЛСТУКИ КАБ. № 106 (руководитель Гольцман Ольга Васильевна) Проектная лаборатория СИНИЕ ГАЛСТУКИ КАБ. № 107 (руководитель Азаматова Ирина Семеновна)
Действие № 3 Проектная лаборатория КРАСНЫЕ ГАЛСТУКИ КАБ. № 104 Группа № 1 (5 человек) Группа № 2 (5 человек) Группа № 3 (5 человек) Группа № 4 (5 человек) Группа № 5 (5 человек)
Действие № 4 Лаборатория по созданию продукта КРАСНЫЕ ГАЛСТУКИ КАБ. № 15 Группа № 1 (5 человек) география химия математика физика биология
Действие № 5 Творческая предметная Лаборатория «Биология» 107 каб. Иванова Н.Т. Творческая предметная Лаборатория «Математика» 106 каб. Степанова Н.Т. Творческая предметная Лаборатория «Биология» 107 каб. Васильева Н.Т. Творческая предметная Лаборатория «География» 109 каб. Сидорова Н.Т. Творческая предметная Лаборатория «Химия» 108 каб. Петрова Н.Т.
Действие № 6 АКТОВЫЙ ЗАЛ Проектная лаборатория КРАСНЫЕ ГАЛСТУКИ КАБ. № 104 (руководитель Летягина Любовь Викторовна) Проектная лаборатория ЗЕЛЕНЫЕ ГАЛСТУКИ КАБ. № 105 (руководитель Коробенкова Нина Владимировна) Проектная лаборатория ЖЕЛТЫЕ ГАЛСТУКИ КАБ. № 106 (руководитель Гольцман Ольга Васильевна) Проектная лаборатория СИНИЕ ГАЛСТУКИ КАБ. № 107 (руководитель Азаматова Ирина Семеновна)