Авторские разработки презентаций к урокам русского языка и литературы

Гуслякова Наталья Олеговна

Презентации к урокам русского языка и литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История бабочки, однажды родившейся… В.В. Набоков « Пильграм » Составил: учитель русского языка и литературы Гуслякова Н.О.

Слайд 2

Я верю, что… появится переоценщик , который объявит, что я не был легкомысленной жар – птицей, а наоборот, строгим моралистом, который награждал грех пинками, раздавал оплеухи глупости, высмеивал вульгарных и жестоких и придавал высшее значение НЕЖНОСТИ , ТАЛАНТУ и ГОРДОСТИ. В. Набоков (1973 )

Слайд 3

Образ жизни Пильграма Образ жизни Пильграма — ничем не нарушаемый порядок: “этот сорокапятилетний, тяжёлый, грубый человек”, “всю жизнь прожил на родине”, иногда, летом, уезжал за город в “скучные окрестности Берлина”. Он мирно доверял своей газете, по воскресеньям вставал поздно, пил кофе, отправлялся на “молчаливую, медленную” прогулку с женой. По субботам не забывал заходить в трактир, заказывал ром, безучастно глядел перед собой и, посасывая набитую трубку, отпускал “грубые и несмешные” шутки. “Ровно в полночь он выбивал трубку в пепельницу, расплачивался и <...> молча уходил”. А дома, в маленькой, тусклой, невесёлой квартирке, был “прочный и шумный сон лавочника, сон по шаблону”.

Слайд 4

СЧАСТЬЕ ПИЛЬГРАМА “ Счастье заключалось в том, чтобы самому, вот этими руками, вот этим светлым кисейным мешком, натянутым на обруч, самому, самому ловить редчайших бабочек далёких стран, собственными глазами видеть их полёт, взмахивать сачком, стоя по пояс в траве, ощущать бурное биение сквозь кисею”. Пильграм “видел — без ведома жены и соседей — необыкновенные сны”. “Да, Пильграм уехал далеко. Он, вероятно, посетил и Гранаду, и Мурцию , и Альбарацин , — вероятно, увидел, как вокруг высоких, ослепительно белых фонарей на севильском бульваре кружатся бледные ночные бабочки; вероятно, он попал и в Конго, и в Суринам, и увидел всех тех бабочек, которых мечтал увидеть...” Пильграм вдруг почувствовал, что “мечта вот сейчас, сейчас из куколки вылупится”; “изумительное счастье наваливалось, как тяжёлая гора”

Слайд 5

Путь Пильграма к мечте

Слайд 6

Образ бабочки А А. Фет Бабочка Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот - дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. 1884 В.В. Набоков Бабочка ( Vanessa aniiopa ) Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей, вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь. Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья, то припадая к коре, то обращаясь к лучам... О, как ликуют они, как мерцают божественно! Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь. Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи! Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей. Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье, крылья узнаю твои, этот священный узор. 1917--1922

Слайд 9

«Я его отпустил…» «Смерть не есть конец, а лишь промежуточная стадия, период развития личинки”, “и в некотором смысле совершенно не важно, что утром, войдя в лавку, Элеонора увидела чемодан, а затем мужа, сидящего на полу среди рассыпанных монет, спиной к прилавку с посиневшим, кривым лицом, давно мёртвого»

Слайд 11

Домашнее задание Зинаида Гиппиус считала, что Набоков “страдает бездарностью”, а критик Георгий Адамович, напротив, полагал, что это “писатель исключительно талантливый”. Чья точка зрения вам ближе? Аргументируйте своё мнение, написав рецензию на рассказ « Пильграм ». Вернемся к эпиграфу. В. Набоков мечтал о неком переоценщике его творчества. Не захочется ли вам в своих сочинениях выступить в его роли?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вверх, до самых высот (урок литературы VII класс) Гуслякова Н.О. Учитель русского языка и литературы Данная работа предназначена для демонстрации учащимся на уроке литературы Презентация в формате *. Р pt Для оформления работы были использованы ресурсы Интернета, отсканированные рисунки, методические разработки. Материалы данной презентации могут быть использованы на уроках литературы в качестве демонстрационного материала с целью ознакомления школьников с особенностями японской поэзии, портретами японских поэтов. Целевая аудитория выпускной работы: учащиеся 5-7 классов. Объем работы: 12 слайдов, 778Кбт.

Слайд 2

Вверх, до самых высот Изучение японской поэзии. Хокку. VII класс

Слайд 3

Знакомство с новым жанром хокку (хайку) Определение жанра Время возникновения Авторы хокку

Слайд 4

Определение жанра Хокку (хайку) – жанр японской поэзии. Нерифмованное лирическое стихотворение (3 строчки из 17 слогов), которое отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.

Слайд 5

Время возникновения Истоки уникальной японской поэзии в глубокой древности. В VII веке появился новый жанр хокку ( или хайку). Уже в VII веке была составлена первая в литературной истории страны поэтическая антология ( то есть сборник стихов разных авторов). назад

Слайд 6

Авторы хокку Наиболее признанные авторы хокку: Мацуо Басе(1644 -1694), Еса Бусон (1716 - 1783), Кобаяси Исса (1769 - 1827), Масаока Сики (1867 - 1902). назад

Слайд 7

Кобаяси Исса Тихо, тихо ползи , Улитка, по склону Фудзи , Вверх, до самых высот!

Слайд 8

Священная гора Фудзияма

Слайд 9

Мацуо Басе Лед растаял в пруду, И снова зажили дружно Вода с водою. Над ручьем весь день Ловит, ловит стрекоза Собственную тень. На голой ветке Ворон сидит одиноко… Осенний вечер!

Слайд 10

Икэбана Икэбана – особый вид искусства составления букета, часть духовной жизни народа, модель мира. Икэбана переводится чаще всего как «вторая жизнь», «второе рождение цветов». Как вишни расцвели! Они с коня согнали И князя-гордеца.

Слайд 11

Творческое задание Составить хокку на свободную тему.

Слайд 12

Домашнее задание Нарисовать иллюстрации к японским хокку (каждое стихотворение и рисунок – на отдельном листе) или к своим стихотворениям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тридцатое января Классная работа Презентация к уроку русского языка по теме: Обособление приложений Составил: учитель русского языка и литературы Гуслякова Н.О.

Слайд 2

Задание для 1 – ой команды: Может ли быть у этого предложения двоякий смысл? От чего это зависит? Один из героев произведения Н.С.Лескова «Смех и горе» писал: «Я единожды встретился с господином начальником губернии и был изруган им подлецом и мошенником».

Слайд 3

Правильный ответ: при изменении интонации и постановке запятой после дополнения им слова подлецом и мошенником становятся характеристикой (обособленным приложением) начальника губернии.

Слайд 4

Задание для 2 – ой команды: Что нужно сделать, чтобы в комнате сидело не семь человек, а шесть? За столом сидели хозяйка дома, ее сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я.

Слайд 5

Правильный ответ: слова «подруга моей матери» могут стать приложением, если их выделить тире. Тогда в комнате будет сидеть не семь, а шесть человек.

Слайд 6

Задание для 3 – ей команды: Прочитайте отрывок из сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр» и скажите, сколько в нем приложений. Поставьте необходимые знаки препинания: Тут великий Умывальник Знаменитый Мойдодыр Умывальников Начальник И мочалок Командир Подбежал ко мне, танцуя…

Слайд 7

Правильный ответ : в предложении три обособленных приложения: Тут великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир , Подбежал ко мне, танцуя…

Слайд 8

Молодцы!

Слайд 9

Правильные ответы на тестовые задания: А - 1, 3, 4, 5 Б - 1 В - 2

Слайд 10

Я беленький подснежник для мамы принесу. Он пахнет нежно-нежно, Как талый снег в лесу. Шумит ручей-проказник, Проснулся ото сна. Пришла на мамин праздник Красавица-весна. С. Вигдорова

Слайд 11

Задание : Найдите обособленные приложения в этом тексте, посчитайте их. Какая буква русского алфавита стоит под этим номером? Первому, старшему из всех, Феде , вы бы дали лет четырнадцать. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, черные, скулы широкие, лицо бледное. Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, подслеповатое. Четвертый, по имени Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Последнего, Ваню, я сначала было и не заметил.

Слайд 12

Первому, старшему из всех, Феде , вы бы дали лет четырнадцать. У второго мальчика, Павлуши , волосы были всклокоченные, черные, скулы широкие, лицо бледное. Лицо третьего, Илюши , было довольно незначительно: горбоносое, подслеповатое. Четвертый, по имени Костя , мальчик лет десяти , возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Последнего, Ваню , я сначала было и не заметил. В тексте 7 обособленных приложений, буква Ё.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней Ф. Тютчев

Слайд 2

Докажите, что стихотворения «Как океан объемлет шар земной…» (1830 г.) и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (1835 г.) принадлежат одному автору. Сравните: центральные поэтические образы стихотворений, состояние лирического героя ( как оно передается). Понаблюдайте за использованием эпитетов в стихотворениях. Какие закономерности вы обнаружили? Сопоставьте особенности языка, синтаксиса, ритма стихотворения. Чем отличаются стихотворения? Групповые задания

Слайд 3

Сопоставительный анализ Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь – и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. (1830) Как сладко дремлет сад темно-зеленый, Объятый негой ночи голубой , Сквозь яблони, цветами убеленной, Как сладко светит месяц золотой!.. Таинственно, как в первый день созданья , В бездонном небе звездный сонм горит, Музыки дальной слышны восклицанья, Соседний ключ слышнее говорит… На мир дневной спустилася завеса; Изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершинах леса, Проснулся чудный, еженочный гул… (1835)

Слайд 7

2 группа Центральные поэтические образы: день, ночь, сон. Состояние лирического героя: растерянность и одновременно благоговение перед бездной ночи; параллелизм состояния природы и лирического субъекта; отсутствие «я» в стихотворении. назад

Слайд 8

3 группа Нет ощущения темноты, мрачности ночи, так как разнообразны «сверкающие» эпитеты: эпитеты создают контраст: «земной» – «волшебный», «смертный» – «бестелесный». назад

Слайд 9

4 группа Использование старославянизмов. Особенности повторов: «шар земной» – «земная жизнь»; «сладко дремлет» - «сладко светит». Повторы усиливают впечатление от изображаемого, происходит «игра» значениями многозначных слов. Единообразное синтаксическое начало. назад

Слайд 10

5 группа Второе стихотворение детализирует «земную жизнь», лишь упомянутую в первом стихотворении. Создается явный контраст мира реального и идеального ( двоемирие ); «стихия», «бездна» первого стихотворения уточняется во втором - «хаос». назад

Слайд 11

Вывод. основные моменты поэтического мира Ф.И. Тютчева: Трагическая раздвоенность человека, погруженного в «сон», зыбкость границ реального и идеального миров («двойное бытие»); образ хаоса, окружающего человека, слияние человека с природой.

Слайд 12

Домашнее задание Сделать сопоставительный анализ (письменно) стихотворений А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф.И.Тютчева «Я встретил вас – и все былое…».