Памятка (математика)

Самсонова Ольга Петровна

 

 1.  Помощь для изучения темы "Решение задач на деление по содержанию и на равные части" 

  •  Министерство просвещения РФ рекомендует использовать просмотр интерактивных видеоуроков в Информационно-образовательной среде "Российская электронная школа".  https://resh.edu.ru/

 

2. Памятка для решения задач на деление

Такого вида задачи в учебнике. Например, на стр.62, №3 (1 и 2). Посказка к решению спряталась в условии этой задачи (ЭТО СЛОВО "РАЗДЕЛИЛИ").

 

 

 

 

ПАМЯТКА

«Как решать задачи на деление»

 

1.  Первый вид задач на деление


 

Деление по содержанию

12 яблок разложили на тарелки, по 3 яблока на каждую тарелку. Сколько тарелокпонадобилось?

Для того, чтобы решить задачу, нужно ответить на вопрос – СКОЛЬКО РАЗ В 12 СОДЕРЖИТСЯ ПО 3.

(Можно сделать к задаче схематический рисунок, условно обозначить яблоки кружочками.)  

Такие задачи решаем делением.

Решение: 

 12 : 3 = 4 (т.)

Ответ:4 тарелки понадобилось.

 

 

2. Второй вид задач на деление

 

 

Деление на равные части

12 яблок разложили на 4 тарелки поровну. Сколько яблок на каждой тарелке?

 

Рассуждаем так:

Из 12 яблок берём 4 яблока, раскладываем по одному яблоку на каждую тарелку. Из оставшихся 8 яблок берём ещё 4 яблока, раскладываем ещё по одному яблоку на каждую тарелку. Осталось 4 яблока, их раскладываем опять по одному яблоку на каждую тарелку. Таким образом, для того, чтобы решить задачу, нужно ответить на вопрос – СКОЛЬКО РАЗ В 12 СОДЕРЖИТСЯ ПО 4.

(Можно сделать к задаче схематический рисунок.)

Такие задачи решаем делением.

 

Решение: 

 12 : 4 = 3 (ябл.)

Ответ: 3 яблока на каждой тарелке.

 

 

                                                          Памятка  №2

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте вспомним, как находить произведение и частное.

Рассмотрите записи.

7 • 2 = □

2 • 7 = □

14 : 2 = □

14 : 7 = □

Первое произведение 7 и 2 найдем, заменив умножение сложением.

7 + 7 = 14

7 • 2 = 14

Второе произведение 2 • 7 вычислим, пользуясь переместительным свойством умножения.

2 • 7 = 7 • 2

2 • 7 = 14

Частные 14 : 7, 14 : 2 найдем, разделив произведение на один из множителей.

14 : 7 = 2

14 : 2 = 7

Также будем рассуждать, чтобы вычислить произведение чисел 10 и 3

10 • 3 = 10 + 10 + 10

10 • 3 = 30

Поменяем множители местами.

3 • 10 = 10 • 3

3 • 10 = 30

На основе связи между произведением и множителями составим частные:

30 : 10 = 3

30 : 3 = 10

Рассмотрим рисунок. Составим равенства по рисунку. На рисунке 8 упаковок по 10 кубиков.

image

10 • 8 = 80 80 : 10 = 8

8 • 10 = 80 80 : 8 = 10

Составим равенства к следующему рисунку.

image

10 • 2 = 20 20 : 10 = 2

2 • 10 = 20 20 : 2 = 10

Составим выражение к рисунку и узнаем, сколько всего тюльпанов.

image

10 • 3 = 30 30 : 10 = 3

3 • 10 = 30 30 : 3 = 10

Решим задачу. В каждом из 10 террариумах живут по 6 черепах. Сколько всего черепах в этих террариумах? Для решения выбираем действие умножение, так как неизвестно общее число черепах.

Решение задачи:

6 • 10 = 60 (ч.)

Ответ: 60 черепахи.

Составим и решим     обратные задачи.

1) 60 черепах живут в 10 террариумах, в каждом одинаковое количество. Сколько черепах живет в одном террариуме?

Решение:

60 : 10 = 6 (ч.)

Ответ: 6 черепах.

2) 60 черепах живут в террариумах, по 6 черепах в каждом. Сколько террариумов занято черепахами?

Решение:

60 : 6 = 10 (т.)

Ответ: 10 террариумов.

Необходимо запомнить: при умножении числа на 10 к нему можно справа приписать один нуль. При делении числа на 10 справа от него, наоборот, можно отбросить один нуль.

Вывод:

Ответим на вопросы

Чтобы найти произведение чисел, необходимо заменить умножение суммой одинаковых слагаемых, воспользоваться переместительным свойством умножения.

Частное находим, разделив произведение на один из множителей.

При умножении числа на 10 к нему можно справа приписать один нуль.

При делении числа на 10 справа от него, наоборот, можно отбросить один нуль.

image

Выполним несколько тренировочных заданий.

 

Проверьте:

 

7 • 10 = 70  30 : 10 = 3  50 : 5 = 10

10 • 9 = 90  0 : 10 = 0  100 : 10 = 10

В частном 0 : 10 используется правило деления нуля на любое число. При делении нуля на число всегда получается нуль.

1. Решите задачу. Составьте и решите обратные задачи.

Повар разложил 40 пирожков на 10 тарелок поровну. Сколько пирожков он положил на одну тарелку?

Проверьте решение задачи:

40 : 10 = 4 (п.)

Ответ: 4 пирожка.

          Обратные задачи

1) Повар разложил на 10 тарелок пирожки, по 4 пирожка на каждую. Сколько пирожков разложил повар на тарелки?

Решение:

4 • 10 = 40 (п.)

Ответ: 40 пирожков.

2) Повар разложил 40 пирожков на тарелки, по 4 пирожка на каждую. Сколько тарелок занял повар?

Решение:

40 : 4 = 10 (т.)

Ответ: 10 тарелок.