Материалы к уроку биологии. 7 класс.
Обучающие материалы.
Презентации
Тесты
Картинки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пресмыкающиеся - презентация к уроку | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ Наземные позвоночные животные. К ним относятся: Ящерицы Змеи Черепахи Крокодилы
Современные пресмыкающиеся произошли от стегоцефалов 350-450 млн. лет назад . Наиболее древние пресмыкающиеся – котилозавры – 230-250 млн. лет назад. Век рассвета пресмыкающихся – 250-65 млн. лет назад. На суше, в воде и воздухе – это мезозойская эра . Летающие ящеры – птеродактили, римфоринхи, птеранодоны – похожие на летучих мышей. Размах крыльев 10-12 м. В воде – ихтиозавры, плезиозавры – похожие на дельфинов Динозавры и звероподобные рептилии – предки птиц и млекопитающих.
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ более 9000 видов животных сегодня относят к классу пресмыкающихся. Ну а самыми известными его представителями были динозавры, вымершие больше 60 миллионов лет назад (и давшие начало птицам) До самого конца мезозоя миром правили динозавры . По версиям ученых, динозавры могли погибнуть из-за радикальной смены климата, исчезновения привычной растительности, бурного горообразования, падения метеорита. Предки рептилий — древние амфибии стегоцефалы , или же лабиринтодонты, которые выползли на сушу в конце девонского периода.
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся Основная отличительная черта внешнего строения пресмыкающихся: Тело – голова, туловище, 2 пары конечностей, хвост. Плотная сухая кожа - без желез. Чешуя не костная а роговая. Рост - линькой. Роговой покров лопается лоскутками у ящериц, у змей сползает как чулок. Рот, челюсти вооруженные зубами, ноздри – органы обоняния, язык – орган осязания. Глаза имеют подвижные веки. Орган слуха – под кожей. Подвижная шея – помогает схватывать добычу. Хвост длинный, упругий. Конечности широко расставлены, пальцы имеют когти. Позвоночник на 5 отделов – шейный (7-10), грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. 16-25 туловищным позвонкам причленяются ребра. Грудная клетка защищает расположенные внутри грудной клетки органы - трахею, легкие, сердце, пищевод. Крестцовых позвонков -2. К ним причленен пояс задних конечностей. 2 пары широко расставленных ног. Пальцы оснащены когтями.
Опорно-двигательная система Скелет состоит из костной ткани. Сильно развита мозговая коробка. Череп прикрепляется к позвоночнику при помощи – затылочного мыщелка. Пять отделов позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. Есть рёбра, образующие грудную клетку ( защита + дыхание).
Кожных желез нет, покровы тела ороговевшие , сухие — они предназначены для жизни на земле и защищают организм от потери жидкости.
Питание и пищеварительная система. Питается насекомыми. Пища смачивается слюной в ротовой полости. Переваривание пищи происходит в большом желудке. Окончательное пищеварение - в тонком отделе кишечника. Непереваренные остатки пищи поступают в клоаку, а из нее наружку.
Клоака – полость, в которой заканчиваются пищеварительная, выделительная и половая системы
Выделительная система. Почки приспособлены к экономии воды. Моча выходит в виде мочевой кислоты в кашицеобразном состоянии через клоаку.
Кровеносная система
Главные особенности пресмыкающихся Рептилии одновременно демонстрируют признаки амфибий и высших позвоночных. Характерно непостоянство температуры тела, в большой степени обусловленное смешением артериальной и венозной крови в желудочке и снабжением внутренних органов бедной кислородом кровью Постоянство температуры тела, позже появляется у птиц и млекопитающих. Пресмыкающиеся ведут активную жизнь только в теплое время года, а с приходом первых холодов впадают в спячку . Кожных желез нет, покровы тела ороговевшие , сухие — они предназначены для жизни на земле и защищают организм от потери жидкости.
Признак сравнения Земноводные (прудовая лягушка) Пресмыкающиеся (прыткая ящерица) Размножение Обязательно связано с водой; самки выметывают икру. Не связано с водой; самки откладывают яйца Оплодотворение Преобладает наружное, в воде. Внутреннее. Развитие С метаморфозом (личинка — головастик) Без метаморфоза (личиночной стадии нет). Грудная клетка Отсутствует. Имеется. Дыхание Легочное и кожное. Только легочное. Механизм легочного дыхания Ротовой (заглатывание воздуха ртом). Реберный (поступление воздуха в легкие благодаря изменению объема грудной клетки с помощью межреберных мышц). Кожа Влажная. Сухая, ороговевшая, покрытая чешуйками или щитками. Почки Туловищные. Тазовые. Продукты выделения Мочевина. Мочевая кислота.
Дыхание Дыхательная система. Рот, ноздри, гортань, трахея, бронхи, легкие. Легкие имеют складки , это увеличивает поверхность легких, усливая газообмен. Ребра защищают внутренние органы от повреждений при ударах и участвуют в механизме дыхания. Расширяются при вдохе и выносят при сокращении из организма углекислый газ при выдохе.
Нервная система и органы чувств. Развит головной мозг, передние доли и мозжечок. На поверхности полушарий переднего мозга имеется кора. Развиты органы чувств: Зрение Слух Обоняние осязание. Органы вкуса развиты слабо !
Размножение и развитие Раздельнополые животные. Самки – 2 яичника и яйцевод. Самцы – 2 семенника и семяпроводы. Оплодотворение внутреннее. Яйца крупные и покрыты кожистой оболочкой.
Признаки Класса Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками. Дышат только легкими ( имеющими складки, увеличивающими поверхность соприкосновения при газообмене). Внутреннее оплодотворение. Прямое развитие.
единственный современный представитель отряда клювоголовых пресмыкающихся. Внешне похожа на ящерицу. Длина до 75 см. Вдоль спины и хвоста гребень из треугольных чешуй. Живёт в норах глубиной до 1 м. До прихода европейцев населяла северные и южные острова Новой Зеландии, где к концу XIX в. была истреблена; сохранилась на близлежащих островах в специальном заповеднике. В Красной книге МСОП. Успешно разводится в Сиднейском зоопарке
Значение пресмыкающихся Уничтожают насекомых Употребляются в виде пищи Кожу и панцирь используют для изготовления различных изделий
Домашнее задание Письменное задание – выполняем в тетрадях № 2. Установите взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни рептилий. – стр. 181 Выпишите в тетради определения терминов, данных в теме учебника. Стр 178-181учебника Выучить новые понятия прикрепить ссылку д/з – проверочная работа, разработанная в форме google. диск