1.4. Самообразование и профессиональное развитие

Кожахметова Кымбат Жумабековна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад «Фантазия»


Тема самообразования на 2022-2023 учебный год: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры»

                                                                                                         

                                                                                                    Подготовил:

                                                                                          инструктор по физической

                                                                                              культуре  Кожахметова К.Ж.

                                                   

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
                                              В.А.Сухомлинский.

Актуальность темы:

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самыевысокие  требования. Для   того, чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и   даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.

Решая задачи физкультурно-оздоровительного образования, ориентирую свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентацией на изучение вопросов здоровья и здорового образа жизни, воспитание потребности к систематической целенаправленной двигательной активности.

Здоровье - необходимое условие для гармоничного развития личности. И, если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте - зачастую уже невозможно.

Необходимо, чтобы воспитанник осознавал себя как ценность и ценность здоровья для собственной жизни, для взаимодействия с другими людьми. Стараюсь научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как ценность, дарованную нам. Поэтому очень важно организовать обучение и воспитание таким образом, чтобы детскийспособствовала укреплению и сохранению психического и физиологического здоровья учащихся.

На современном этапе немаловажное значение имеет организация и оценка здоровьесберегающей деятельности школы. Здоровье ребёнка, его физическое  и психическое развитие, социально -психологическая адаптация определяется в значительной степени условиями жизни в школе. У многих детей времени, свободного от школы просто нет. Именно поэтому в школе проводится  комплексная здоровьесберегающая  работа.

Главным компонентом, определяющим здоровьесберегающий потенциал школы, является адекватность форм и методов обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, обязательные физкультурно- оздоровительные мероприятия.

Цель:Повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры, повышение  эффективности  обучения  физической  культуры.

 Задачи:

- Формировать интерес воспитанников к занятиям физической культурой через формирования базы знаний об особенностях физического развития, оздоровительных систем,прививать умение каждому ребёнку сохранять своё здоровье средствами физической культуры и факторами закаливания.

- Организовать учебно-воспитательную работу с  воспитанниками на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

- Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся;

- Формировать знания, умения и навыки, необходимые  воспитанникам для самостоятельного использования средств физической культуры посредством как практических, так и теоретических занятий.

Новизна заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно- оздоровительной деятельности: внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОО;использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

3.Этапы  и сроки реализации плана

1  этап (подготовительный)                          

2  этап (основной  практический)       

3  этап (заключительный - аналитический)                             

Основные  направления

Содержание самообразования

Сроки реализации

1.Профессиональное

1.Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области преподавания  предмета  «Физическая культура».

2.Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по физической  культуре, концепциями  обучения, их  оценками.

3.Изучать  новую  литературу  по  физической  культуре  и  методик преподавания.

4.Принимать  участие  в  научно-практических  конференциях. 

5.Участвовать  в  обмене  опытом.

6.Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.

7.Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

8.Систематически  просматривать  спортивные  телепередачи.

9.Посещать  семинары, конференции, организованные  на  

разных  уровнях.

10.Участвовать в окружных, областных, региональных, Всероссийских конкурсах.

Сентябрь-Декабрь

2. Психолого-педагогическое

1.Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  сов-

ременной психологии  и  педагогики.

Изучать  современные  психологические  методики.

Январь- Апрель

3. Методическое

1.Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и приемами  обучения  через  предметные  

издания:

  - «Дошкольное воспитание»

  - «Инструктор по физической культуре»

2.Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм занятий  физической  культуры.

3.Изучать  научно- методическую  и  учебную  литературу.

4.Разрабатывать  разные  формы  занятий.

5.Создавать  занятия с  применение информационных    
 технологий.

Сентябрь-Май

4. ИКТ

1.Совершенствовать навыков  работы  на  компьютере.

2.Периодически проводить обзор  в  Интернете  информации  по  физической культуре,психологии, педагогике, педагогическим  технологиям.

3.Изучать информационно-компьютерные  технологии  и внедрять  их  воспитательный   процесс.

4.Разрабатывать занятий с применением ИКТ. Формировать копилку методических материалов.

В течении года

6. Охрана  

здоровья

1.Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающие  технологии.

В течении года

I этап

Изучение литературы и интернет - ресурсов, раскрывающих вопросы здоровьесберегающих технологий позволило мне определить, что такое здоровьесберегающие технологии . Это, прежде , всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Их цель формирование у ребенка  осознанного отношения к своему здоровью. У разных авторов встречаются разные трактовки понятия «здоровьесберегающие технологии». Н.К. Смирнов ,как  родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что  их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей  педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий  в ДОО является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья. Цель здоровьесохраняющих  технологий в дошкольном образовании - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО.

Современные здоровьесберегающие технологии на следующие группы:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

- динамические паузы

-подвижные и спортивные игры

-пальчиковая гимнастика

-корригирующая гимнастика

-релаксация;

2.Технологии обучения здоровому образу жизни

- физкультурное занятие

-точечный массаж

II этап 

Основные формы и методы технологии здоровьесбережения, которые я использую в своей деятельности.

Физкультурное занятие  провожу во всех возрастных группах 2 раза в неделю в спортивном зале. Я  творчески подхожу  к выбору форм и методов проведения занятий, что обеспечивает обучение детей каждой возрастной группы двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие  координации движений, пространственной ориентации.  В процессе организованной  деятельности воспитанников  я  использую  различные музыкальные произведения: детские песни,  репертуар из программы Бурениной И.А. «Ритмическая мозаика», записи звуков природы  и т.д. Музыкальный фон в начале занятия использую, чтобы   активизировать  положительные эмоции и настроить  детей на совместную деятельность. Зная, что музыка организует ребенка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыражаться, часто на занятиях провожу комплекс общеразвивающих упражнений под музыку. На занятиях я   развиваю не только двигательные  навыки, много заданий даю на внимание, на быстроту реакции, некоторые  задания носят проблемно-поисковый характер.

Физкультурные занятия провожу в различных формах, одной из  таких форм являются занятия-путешествия, которые я использую в своей деятельности, включают все виды подвижной деятельности. Занятия-путешествия помогают в  закреплении умений и навыков, приобретенных ранее,  позволяют сильнее сплотить ребят, дают возможность помечтать. Такие занятия отличаются от традиционных высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

На НОД  по физической культуре  я  провожу  цикл  бесед с дошкольниками:  о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.  Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения.

Для развития физических качеств ребенка, для формирования устойчивого интереса к физической культуре, кроме бесед с детьми о здоровом образе жизни, я привлекаю их  нестандартным оборудованием, к которому можно отнести  фитбол- большие гимнастические мячи.

Эффективность применения больших гимнастических мячей для оздоровления организма и профилактики заболеваний обусловлена воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски и суставы, что создает оптимальные условия для правильного положения туловища, способствуя улучшению осанки и профилактики ее нарушений. Занятия на мячах улучшают общее самочувствие, повышают эмоциональный тонус.

Подвижные игры - мы играем с детьми каждый день, на каждом занятии по физической культуре. Подвижные игры я  часто провожу  с музыкальным сопровождением. Игра для детей - важное средство самовыражения, «проба сил». Внося в игры свои небольшие изменения, я не изменяла сюжета и правил игры, чтобы не вызывать у детей затруднений. И игры со «своими изменениями» я проводила тогда, когда традиционный вариант уже знаком детям. «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», поэтому некоторые подвижные игры я разнообразила упражнениями для мелкой моторики рук одновременно это и упражнения на внимание. Например:

 

Игра «Лохматый пес»

Вот лежит лохматый пес  

В лапы свой уткнувши нос  

Тихо смирно он лежит

Не то дремлет, не то спит  

Подойдет к нему, разбудим      

И посмотрим, что же будет.   

-дети, сложив ладошки под щекой, имитируют сон

-   указательным пальцем правой и левой руки  поочередно показываем на нос

                                                     

поочередно подносим к губам указательный палец,  показываем жест «тихо»

разводим руки в стороны, жест «не знаем»

поднимаем правую ладошку, затем левую…

громко хлопаем в ладоши

Пес после этого «просыпается» и пытается поймать детей.

  1. раза)

Подвижная игра «Зайцы и волк»

«Зайцы скачут скок, скок, скок,

 На зеленый, на лужок.

Травку щиплют, кушают,

(А, что они еще могут поесть?

Поищем морковку, покажите            

она большая или маленькая.

Теперь помойте ее)    

  Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Слышите, дождь идет? Кап-кап.

Волк идет!!!

Дети прыгают к волку

Сильно трем ладонями -   «моем морковку»

элементы самомассажа

Прикладывают раскрытые ладони поочередно к правому и левому уху

Дети повторяют за воспитателем «Кап-кап»

                                                       

Все убегают  от волка,  прячутся закрыв  глаза ладошкой, или построив над головой «крышу-домик»

   

                                                           

Дети во время проведения этой игры слушают то шум ветра, то пение птиц, то топот чьих-то ног, то есть каждый раз в игре присутствует элемент новизны.

Гимнастику дыхательную  здоровьесберегающая технология, которую я активно использую в работе  с дошкольниками. Перед проведением комплекса обязательно  проветриваю помещение,   даю детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Сначала я использовала методику дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н., но так как  проведение комплекса гимнастики требует много времени, я остановила свой выбор на выполнении отдельных упражнений.  Одновременно я использую комплекс дыхательной гимнастики «Поиграем с носиком»

 Гимнастика пальчиковая, которую провожу с детьми на физкультурном занятии, стимулирует развитие речевых зон, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

 Самомассаж – помогает повысить защитные функции организма ребенка. Во время образовательной деятельности организую  самомассаж ушных раковин, пальцев. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Дети  с большим удовольствием выполняют комплекс упражнений с массажным мячиком, например, «Маленький ежик», «Слоник на прогулке», «Мы-художники, мы-скульпторы». Сюжет комплекса самомассажа   зависит от творчества педагога, может зависеть от времени года, от темы, с которой дети познакомились ранее.

Релаксация - я использую в конце занятия, чтобы привести детей в более спокойное состояние со всеми   возрастными группами. Для этого использую  спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. 

Гимнастика для глаз - Я использую в конце занятия, после беседы о том, что надо беречь глаза. Использую  наглядный материал. 

Гимнастика корригирующая - ее цель профилактика нарушений осанки. Упражнения на формирование правильной осанки провожу со всеми возрастными группами во время образовательной деятельности.

Гимнастика ортопедическая. Детская стопа - очень хрупкий важный механизм, от работы  которого зависит правильное формирование опорно-двигательного аппарата и всего организма. Поэтому на каждом занятии использую комплексы по профилактике плоскостопия, которые провожу в игровой форме.  Педагогов и родителей  знакомлю с этими комплексами на различных физкультурно - оздоровительных мероприятиях.

 

III этап

Ожидаемые  результаты:

  • формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
  • внедрение научно - методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОО и семье;
  • формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
  • обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
  • улучшение соматических показателей здоровья дошкольников
  • Повышение родительской компетентности в области физической культуры, здорового образа жизни.

                  Литература

     

  1. Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург,2009
  2. Агаджанова С.Н, Орел В.И. Оздоровительная работа в ДОУ.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург,2008
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. М.ТЦ Сфера, 2008
  4. Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ.- АЙРИС ПРЕСС, М.2007
  5. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  6. Овчинникова Т.С  Организация здоровьесберегающей  деятельности в ДОУ» - КАРО Санкт-Петербург, 2006
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста ( 3-7 лет). - М.: ВЛАДОС, 2002.

Полученные результаты

Совершенствование своего профессионального уровня

У детей:

- сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;

-осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;

У педагогов:

- осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;

У родителей:

- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.

    5.Форма  отчета  о  проделанной  работе:

  • Консультация для воспитателей «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Консультации для родителей:

  • «Значение и организация утренней гимнастики в семье»;

Структура внедрения здоровьесберегающих методик и технологий.

Ознакомление с теоретическими основами

методики, технологии

Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка

Педагогико-медицинская оценка эффективности и прогноз результативности

Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки

Создание условий и оформление необходимого материала

Включение методики

в педагогический процесс

Анализ результатов использования

Мониторинг детей

Спец. опрос

родителей, педагогов

Показ результатов

Открытые мероприятия

Выступления

Наглядный материал

Выводы и предложения



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение и организация

утренней гимнастики в семье»

C:\Documents and Settings\самат\Рабочий стол\1312261092_2011-08-02_085907.jpg

Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей. Так как многие родители считают, что нет большой необходимости соблюдать режим дня дома и в детском саду! Попробуем вам доказать, что вы не правы.

Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого.

Решить эту проблему можно только общими усилиями детского сада и семьи.

   Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что занимаются все дети. В семье ребёнку надо создавать такие условия, которые бы способствовали эмоциональной  настроенности  на обязательное выполнение утренней гимнастики.

  Утренняя гимнастика – это ежедневная процедура, которая обязательно должна проводиться и в дни праздников, и в то время, когда ребёнок выезжает с родителями на отдых в одно и тоже время, продолжительностью 5-10 минут.

Утренняя гимнастика должна проводиться систематически. Тогда ребёнок, приходяв детский сад после выходных или отпуска не будет испытывать боль в мышцах (плечевого пояса и рук, брюшного пресса, спины и ног). Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения.Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника, завершающееся в 11-13 лет.

Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Наблюдая за ребёнком, родители могут отметить, что при небольшом утомлении во время физических упражнений настроение ребёнка останется спокойным, ровным, он бодр, жизнерадостен, у него хороший аппетит, сон.

Утреннюю гимнастику полезно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха — это способствует лучшему снабжению организма кислородом.

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.

Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.

В детском саду новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. В домашних условиях, перед тем как выполнять зарядку в соответствующем темпе, упражнения надо разучить, то есть выполнять их медленно, обращая внимание на правильность движений. Можно спросить у воспитателей комплекс утренней гимнастики, который выполняют дети в детском саду. Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку.

В домашних условиях можно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, например, давать задания пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры — кубик, длинную верёвку, стулья, кегли и т.д.

Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать повороты направо, налево, кругом.

Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие упражнения неутомительны, так как при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук.

Эти упражнения:

• способствуют выпрямлению позвоночника;

• укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;

• формируют правильную осанку.

Чтобы дыхание было свободным, следует ребёнка приучать выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.

Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное исходное положение: если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.

Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.

Самая главная задача родителей - добиться того, чтобы физические упражнения не превращались для ребёнка в рутинную работу, а проходили в виде интересной, увлекательной игры.

Утренняя гимнастика для детей 4-7 лет может включать следующие упражнения:

1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз.

Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник.

2. Приседаем, вытягивая руки вперёд.

Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов.

3. Наклоны туловища в разные стороны (назад, вперёд, вверх и вниз).

Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины.

Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность позвоночника.

4. Наклоны туловища в стороны (вправо-влево).

Укрепляются боковые мышцы туловища.

5. Прыжки и бег на месте или по комнате (площадке).

Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в организме.

6. Различные маховые движения руками и ногами.

Увеличивается эластичность и подвижность суставов.

7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны.

Успокаивает сердцебиение и дыхание.

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются упражнения для всех групп мышц (плечевого и рук, брюшного, спинного и ног). В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба. Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб восстановить все системы организма.

Уважаемые родители! Мы хотим, чтоб дети росли крепкими и здоровыми. Соблюдайте режим дня в детском саду и дома во благо наших с вами детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетом осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Консультация для педагогов

на тему:

«Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик»

                                                                                       

 Подготовил: инструктор по

                                                                           физической культуре

                                                                        Кожахметова К. Ж.

г.Пыть-Ях

2024г.

 Мы, педагоги, знаем, что одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие.

В работе с детьми нами используются такие формы физического развития и оздоровления детей в ДОУ, как физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, подвижные игры и различные виды гимнастики.

Различные виды гимнастик, как метод физического развития, способствуют укреплению и оздоровлению детского организма.

В  группе проводятся  разные виды гимнастики с детьми.

Утро начинаем с утренней гимнастики.  Мы понимаем, что основная её цель - разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.

Обязательна артикуляционная гимнастика. Движения необходимы не только телу ребенка. Нужна хорошая подвижность органов артикуляции, которая помогает правильно произносить различные звуки. Артикуляционная гимнастика проводится с детьми ежедневно, так как четкая артикуляция - основа хорошей дикции.

На физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, при проведении утренней гимнастики, в свободное от занятий время проводится дыхательная гимнастика с детьми с целью обучения детей правильному дыханию, в том числе речевому, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, насыщения головного мозга кислородом и улучшения работоспособности, восстановления дыхания после физической нагрузки.

Дыхательная гимнастика - это очень простой и вместе с тем эффективный способ, не требующий особых затрат.

Занимаемся дыхательной гимнастикой до еды в хорошо проветренном помещении, строго дозируем количество и темп упражнений, чтобы не переутомлять детей. Для формирования длительного плавного выдоха занятия проводим в форме игровых упражнений. На длительном выдохе вводим голосовые упражнения, цель которых - развитие силы голоса, тембра и высоты.  Следим за позой ребенка, чтобы не напрягал плечи, шею, ноги, руки спокойны. При выполнении дыхательных упражнений привлекаем внимание ребенка к ощущениям движения диафрагмы. Движения производим плавно, медленно, под счет. Сочетаем дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппарата.

Дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, легкий - вата, тонкая цветная бумага, воздушный шар, вертушка и т. д.

После дневного сна нами проводится бодрящая гимнастики или гимнастика пробуждения. Данный комплекс мероприятий облегчает переход детей от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

В комплекс бодрящей гимнастики включаем дыхательные упражнения, выполнение простого самомассажа и упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

 Пальчиковая гимнастика - это веселое, увлекательное занятие. Развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию ребёнка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы, тем лучше ребенок говорит. Руки ребенка, как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

 Нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активируется. Наши дети выпускники, поэтому очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика – хороший помощник для того, чтобы подготовить руку к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развилась и речь, мы использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.

  Логоритмика. Это  комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком.

 Логоритмика помогает развитию правильной координации, развитию тонкой детской моторики, развитию общей моторики, выработке темпа речи, выработке ритма дыхания, развитию слуха, развитию речевой памяти, укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сенсорики, формированию чувства равновесия, формированию правильной осанки и походки, развитие грации.

 При проведении логоритмики - главная цель это нормализация нарушенной двигательной функции, неправильной речи, дыхания, чувства ритма, голоса, темпа и интонации.

Достигаем поставленных целей путем преодоления имеющихся речевых или двигательных нарушений за счет сочетания специальных двигательных, а также разработанных речевых упражнений, где большую роль играют слова и музыка.

 Гимнастика для глаз - это профилактика нарушений зрения дошкольников.

Помогает предупредить утомление, укрепляет глазные мышцы, снимает напряжение, способствует общему оздоровлению зрительного аппарата.

Зрительную гимнастику проводим регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики  используем мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику  проводим по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Использование различных видов гимнастики как средства оздоровления детей»

Слайд 2

«Во всех случаях, когда можно обойтись без лекарств, надо это делать. Безлекарственное выздоровление выгоднее для больного: в успешной борьбе с недугом крепнут, закаляются защитные силы организма». (Академик Б.Е.Вотчал )

Слайд 3

Фундаментальные исследования А.М.Фонарева, показали,, что двигательная активность теснейшим образом связана с развитием речевой функции и функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребенка.

Слайд 4

Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего школьного детства

Слайд 5

Активно участвуя в возникновении образов воображения, движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в завтрашний день ребенка и в этом поможет использование пальчиковой гимнастики - комплекса упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Слайд 6

Доказано, что на ладони расположены биологические точки воздействия на внутренние органы. Массируя и сжимая ладонь и пальчики, мы улучшаем их работу и восстанавливаем защитные функции организма. Такие манипуляции активизируют речевые навыки, влияют на письменность. Пальчиковые игры для детей не только положительно влияют на динамику развития, но и отлично повышают настроение.

Слайд 7

Ритмичные движения пальцами очень нравятся детям. С помощью пальцев можно разговаривать с людьми. Никогда не нужно принуждать детей к участию в игре. Игры пальцами очень заразительны, дети сами захотят играть в них.

Слайд 8

»Пальчиковая гимнастика « На окне цветок колючий (Показать прямоугольник перед собой) Смотрит за околицу (Сделать «бинокль»из ладошек) Вы его не троньте лучше (Погрозить пальчиком) Очень больно колется.

Слайд 9

Весна идёт На орех взобрался Миша. (имитация взбирания на дерево) С ветки даль ему видна. (Ладошку приставить «козырьком» ко лбу) Смотрит на холмы и крыши- (рукой сделать волнообразное движение, а затем сложить руки над головой –«крыша») Не идёт ли к нам весна? (Ходьба на месте) За деревней, за долиной (посмотреть влево, посмотреть вправо) Где прозрачен небосвод. (показать руками небо) Клин увидев журавлиный (сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук) Закричал: «Весна идёт!» (Вскинуть руки вверх- в стороны)

Слайд 10

Комплекс пальчиковой гимнастики №1 Пальцы ловкими хотят Быть у всех наших ребят, Пальцам мы сейчас поможем, Упражнения предложим: 1. «Барашки» Пальцы тянутся вперед, Кто из них сильней нажмет? А потом они согнулись, Как барашки лбом столкнулись. 2. «Венок» Пальцы, как венок, сплетем, Руки вытянем потом, Пальцы выгнутся чуть-чуть, Их расслабить не забудь.

Слайд 11

Комплекс пальчиковой гимнастики №2 1. «Драконы» Два дракона прилетели, Пять голов они имели, Только сели эти братцы, Сразу начали бодаться. 2. «Друзья» Пальчик к пальчику приходит, Друга он себе находит, Будут пальчики дружить, В гости часто приходить. 3. «Петушок» По столу шел петушок, Сверху – красный гребешок, Снизу – коготки на лапках, Не порви, дружок, тетрадку.

Слайд 12

Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления из занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне. Физкультминутку можно проводить в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевального движения, выполнения движений под текст стихотворения, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Слайд 13

Общеразвивающие упражнения для физминуток использую для разных групп мышц (3-4 упражнения), физминутку заканчиваю прыжками, бегом на месте или ходьбой.

Слайд 14

При использовании физкультминутки, сопровождающейся текстом стихотворения, беру стихи с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения.

Слайд 15

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

Слайд 16

ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК 1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Слайд 17

ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный. 3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. 4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Слайд 18

ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ 1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1. Резко повернуть таз вправо. 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний. 2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону. 4–6. То же в другую сторону. 7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний. 3. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2. Сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх. 3–4. Исходное положение. 5–8. То же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетом осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Тема самообразования на 2023-2024 учебный год

«Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик».

Подготовил: инструктор по

                                                                           физической культуре

                                                                        Кожахметова К. Ж.

г.Пыть-Ях

2024г.

Цель: Укрепление  физического и психического здоровья детей 4 – 5 лет с помощью различных видов гимнастик.

Задачи:

1. Составить перспективный план на 2023 – 2024 г., повысить свою компетентность по данной теме путем изучения методической, психолого-педагогической литературы и интернет ресурсов.

2. Провести оценку уровня физической подготовленности у  детей 4-5 лет на первом этапе работы по самообразованию.

3. Разработать материал для работы с участниками образовательного процесса  по данной проблеме.

4. Выявить эффективность использования гимнастик в физическом развитии  детей.

5. Организовать систематическую работу с детьми, родителями и педагогами по данной теме:

Работа с детьми:

 -познакомить детей с различными видами гимнастик;

-способствовать развитию у детей ловкости, силы, быстроты, выносливости, гибкости.

Работа с родителями:

-повысить компетентность по данной теме;

- вовлечение родителей в образовательный процесс как активных участников.

Работа с педагогами:

 -повысить компетентность педагогов, применение данных знаний в образовательном процессе.

6.  Провести диагностику физической подготовленности развития  на заключительном этапе работы.

7. Сделать сравнительный анализ результатов, наметить пути дальнейшей работы по теме.

 Предполагаемые результаты:

1. Составлен перспективный план на 2023– 2024г.

2. По результатам диагностики определен уровень физической подготовленности детей 4-5 лет, выявлены проблемы.

3. Подготовлен материал для внедрения в образовательный процесс.

 4. Выявлена эффективность работы по развитию ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, силы у детей 4 – 5 лет посредством применения подвижных игр с мячом.

5.Организована работа со всеми участниками образовательного процесса:

  с детьми: дети знают разные виды гимнастик

  с родителями:  повышена компетентность родителей по данной теме, вовлечение родителей в образовательный        

  процесс, как активных участников;

  с педагогами: будут применять данный опыт работы в профессиональной деятельности.

  6.Проведена диагностика  на промежуточном этапе работы по теме.

  7. Подведены итоги. Работа по теме эффективна.

Перспективный план на 2023– 2024год.

месяц

неделя

Этап работы над  темой

Форма отчетности

Тема

Цель

Предполагаемый результат

Сентябрь

4

1

Перспективный план.

«Оздоровление детей дощкольного возраста посредством различных видов гимнастик»

Составление перспективного планирования на 2022 – 2023 г.

Составлен перспективный план.

Октябрь

1-3

 

2

1

1.Диагностика физической подготовленности

Образовательная деятельность

«Папа может»

Оценка уровня  физического развития детей 4 – 5 лет

Способствовать укреплению физического здоровья детей посредством методов различных гимнастик.

Определен уровень физического развития

Дети активно участвуют в образовательном процессе по укреплению здоровья с помощью различных видов гимнастик

Ноябрь

4

1

Физкультурно – оздоровительный досуг

«Подвижные игры народов России»

Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей через элементы гимнастик

Дети через различные элементы гимнастик укрепляют физическое здоровье

Декабрь

3

2

ОД с педагогами и детьми

 «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

 

Создание условий для совместной двигательной активности детей и педагогов

Педагоги и дети активно участвовали в совместной деятельности

январь

4

2

ОД

«Весёлая зарядка»

 Привлечение родителей к активному участию в совместной образовательной деятельности

Родители привлечены  в совместную деятельность с детьми

Февраль

4

2

Педагогическая консультация

«Современные технологии по оздоровлению дошкольников»

Создание методического пространства, позволяющего педагогам повысить профессиональный уровень

Создано пространство для педагогов. Педагоги будут использовать в своей работе

Март

3

Од

«Медвежьи игрища»

Привлечение детей к физическому воспитанию через использование различных видов гимнастики

Дети вовлечены в образовательный процесс через различные виды гимнастик

Апрель

2

2

Игровое развлечение

«Зайка спешит на помощь»

Формирование у детей представление о здоровом образе жизни

Дети имеют представление о ЗОЖ

Май

2

3

Спортивный праздник с родителями

 «Мама,папа,я – спортивная семья»

Формирование у детей и родителей ценностей здорового образа жизни

Дети и родители активно участвуют в мероприятии по укреплению ЗОЖ



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетом осуществлением деятельности по физическому развитию детей

                

                

                

Консультация для воспитателей

на тему:

«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОО»

Подготовил: инструктор по

                                                                           физической культуре

                                                                        Кожахметова К. Ж.

г.Пыть-Ях

2024г

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии

 Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются есоответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры 

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы 

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младш.возраст- 15-20 мин.,средн. возраст - 20-25 мин, старш. возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОО. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом 

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности