План - конспект урока по теме: "Реки", 6 класс.

План - конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Реки.

  • Педагогическая цель:Способствовать формированию представлений о реке и ее частях, о влиянии рельефа и климата на характер течения и режим реки.
  • Задачи урока:

Образовательные:

  • Способствовать формированиюпредставленийо реке и ее частях.
  • Создать условия для формированя умений работы с картой;
  • Способствовать формированию умений по  составлению описания географического объекта;
  • Создать условия для формирования новых терминов.

Развивающие:

  • развивать навыки работы с информационным материалом.
  • развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;
  • развивать познавательный интерес и географическое мышления обучающихся;

Воспитательные:

  • воспитывать географическую  культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
  •  воспитывать бережное отношение к природе, Родине.

Тип урока:урок изучения нового материала,  урок- практикум.

                                                              Планируемые результаты:

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называтьи показывать на карте крупные реки мира и России.

Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки и речные системы;

Описывать ГП реки по плану

Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимаютпричины успешности/неуспешности учебной деятельности

Методы и формы обучения:

Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Индивидуальный, фронтальный, работа в парах, группах

Образовательные ресурсы:

Учебник «География.  Начальный курс. 6 класс» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова

Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал

Карта полушарий

Электронное приложение к учебнику

Энциклопедии, справочники по географии

Необходимое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Сообщения учащихся

Мы с вами изучаем земную оболочку «Гидросферу». Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте ответим на несколько вопросов:

  • Что же такое гидросфера?
  • Что она в себя включает?
  • Какую часть гидросферы мы изучили?
  • Что такое Мировой океан?

Покажите части Мирового океана на карте

Выполним задание № 1.(Фиолетовый цвет) Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к водам суши (приложение 1).

Обучающиеся дают ответ «Гидросфера»

                

Обучающиеся выделяют воды суши: болото, подземные воды, река, озеро, ручей, водопад, родник, водохранилище. Объяснение ответа.

Воды Мирового океана: море, залив, океан

.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют задания

Беседа по вопросам

Индивидуальные сообщения

III. Определение темы урока

Словесный. Беседа

– Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных вами объектов. О каком, вам поможет определить загадка:

  1. Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.
  2. Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит  

Значит, какая будет тема урока? Ваше мнение

Тема урока «Реки», (слайд №1.)

Обучающиеся дают ответ на загадку - река

Обучающиеся называют тему урока «Реки»

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Устные ответы

IV. Мотивация, определение цели

Сообщение учителя

.

Итак, цель урока: Способствовать формированию представлений о реке и ее частях, о влиянии рельефа и климата на характер течения и режим реки.

Проблемная задача: Справедливо ли утверждение: «Реки – продукт климата», (слайд №1)

Слушают учителя,

Регулятивные:

Планируют учебные действия

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа в группах. Беседа, работа с картами.

Индивидуальная.

Знакомство с рекой  мы начнем с  посещения картинной галереи великих русских художников. (Слайд – шоу, со 2 по 15).

Читает стихотворение:

Речка, синяя вода!

Ты скажи, бежишь куда?

И зачем ты так спешишь,

Плещешь пеною, шумишь?

Отвечала нам река:

Я бегу издалека,

Я спешу, я тороплюсь,

В океан большой вольюсь,

Растворюсь там в глубине,

На просторе вольно мне!

Потому так и желанна

Бесконечность океана.

Какие главные отличительные признаки у реки?

По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)

 «поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный», «русло»

Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река?  И расставим карточки по порядку. Работа с кластером. (слайд №16)

( Река – это естественный  водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом).

Работа с атласом

Откроем атласы и найдем  Физическую карту полушарий на стр.14.

-Посмотрите, как река обозначена на карте. Почему именно так?

Смотрят картины,

слушают стихотворение

Учащиеся высказывают разные версии

Один из обучающихся работает с кластером у доски, расставляя карточки по порядку

Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия.

Приводят примеры рек.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений

Устные ответы. Фронтальная работа

Выслушиваются ответы обучающихся и делается вывод.

Физминутка для глаз « Путешествие по карте».

VI. Закрепление изученного. Практикум

Словесный, наглядный. Работа с карточками, беседа

Работа с картой, работа в парах


Реки покрывают земной шар,  голубой паутиной. На земле почти 20 миллионов рек, 53 из них имеют длину более 1000 км. Они играют в жизни человека большую роль. По их берегам  возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов.

Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало, одна река вытекает из озера, другая из родника, третья начинается в горах, четвертая слиянием двух рек. Как называется начало реки?

Исток – это место, где река берет начало.  Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает. Как называется место, куда впадает река?

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. 

Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2. (Зеленого цвета)Откройте физическую карту Российской федерации на стр. 16.Ознакомьтесь с заданием: вам нужно найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с этим заданием. (Приложение 2).

Давайте проверим, как справилась с заданием ваша  пара.

Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание, оцените работу.

Прежде чем выполнять следующее задание, поработаем устно с понятиями.

Найдите определения понятий: речная долина, длина реки, речная система, притоки, бассейн реки и водораздел.

- Продолжаем работу в парах. Приступим к выполнению задания № 3. (Голубые листочки)Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание.

Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и левыми. Как определить, где правый приток, а где левый?

Ответы детей

В России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. Реки бывают равнинные и горные.

Вопрос: по каким признакам отличаются равнинные реки от горных?

Выполним задание № 4 на листочках (розового цвета)  (Электронное приложение к учебнику.Дрофа) Приложение 4

Проверка задания.

Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить» кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и Атлантический  (при этом учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти.

А мы ребята продолжаем работу и сейчас будем решать проблемную задачу, поставленную в начале урока.

Проблемная задача: Справедливо ли утверждение: «Реки – продукт климата» (слайд №17)

Давайте вспомним:

1.Что такое погода?

2.Что такое климат?

3.Какие явления характеризуют погоду и климат?

Влияние климата на реки проявляется через источники питания и режим реки. Реки могут иметь разное питание – дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. Понятие: «Режим реки» включает явления: изменение уровня воды в реке, ее температуру, ледовый режим.

Скажите ребята, справедливо утверждение: «Реки – продукт климата»?

Ответы учащихся.

А мы ребята продолжаем работу и чтобы закрепить  знания, которые мы получили на уроке, выполним практическую работу.

Работаем в группе.

Возьмите листочки (желтого цвета) Задание № 5 Описание реки по плану. Название реки вы выбираете самостоятельно (приложение 5)

Слушают учителя и смотрят слайд – шоу.


Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответы.

Знакомятся с заданием на листочках.

С помощью атласа выполняют задание.

Проверяют задание. Самооценка, взаимооценка.

Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответы.

Работа с картой, ответы учащихся:

Река Лена - Алдан правый приток, Вилюй левый приток

Река Обь – Иртыш левый приток

Река Волга – Кама левый приток

Слушают учителя

Ответы обучающихся

Знакомятся с заданием

Учащиеся выполняют физминутку для глаз, выполняя команды учителя

Ответы обучающихся

Объяснение учителя

Знакомятся с заданием, распределяют задания между участниками группы, выполняют практическую работу

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Познавательные: владеют умением смыслового восприятия текста; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Познавательные: владеют умением смыслового восприятия текста; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют задания

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют задания

Беседа по вопросам

Фронтальная работа. Устные ответы.

Устные ответы.

Фронтальная работа. Устные ответы.

Устные ответы.

Работа в парах.

Самопроверка

Устные ответы.

Работа в группе.

Письменные ответы.

 

VII. . Итоги урока. Рефлексия

Домашнее задание

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Подведем итог урока, сегодня мы узнали: (слайд №18,19)

- что такое  река, ее  части;

- что такое  речная  система;

- какие бывают реки;

- зачем они человеку;

-решили проблемную задачу.

Знакомит с домашним заданием:

Для всех: Параграф 23, вопросы в конце параграфа.(слайд №20)

Уметь показывать на карте реки, указанные в тексте параграфа.

 На следующем уроке мы продолжим изучать тему реки и начнем с практической работы (если не успели).

Обучающиеся отвечают на вопросы устно (да-нет), Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Записывают домашнее задание

Регулятивные: принимают учебную задачу

Устные ответы

Оценивание работы на уроке.