План - конспект урока по теме: "Реки", 6 класс.
План - конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План - конспект урока географии по теме: "Реки". | 41.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Реки.
- Педагогическая цель:Способствовать формированию представлений о реке и ее частях, о влиянии рельефа и климата на характер течения и режим реки.
- Задачи урока:
Образовательные:
- Способствовать формированиюпредставленийо реке и ее частях.
- Создать условия для формированя умений работы с картой;
- Способствовать формированию умений по составлению описания географического объекта;
- Создать условия для формирования новых терминов.
Развивающие:
- развивать навыки работы с информационным материалом.
- развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;
- развивать познавательный интерес и географическое мышления обучающихся;
Воспитательные:
- воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
- воспитывать бережное отношение к природе, Родине.
Тип урока:урок изучения нового материала, урок- практикум.
Планируемые результаты:
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся называтьи показывать на карте крупные реки мира и России. Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки и речные системы; Описывать ГП реки по плану | Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимаютпричины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Методы и формы обучения:
Наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Индивидуальный, фронтальный, работа в парах, группах
Образовательные ресурсы:
Учебник «География. Начальный курс. 6 класс» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова
Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал
Карта полушарий
Электронное приложение к учебнику
Энциклопедии, справочники по географии
Необходимое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Сообщения учащихся | Мы с вами изучаем земную оболочку «Гидросферу». Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте ответим на несколько вопросов:
Покажите части Мирового океана на карте Выполним задание № 1.(Фиолетовый цвет) Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к водам суши (приложение 1). | Обучающиеся дают ответ «Гидросфера»
Обучающиеся выделяют воды суши: болото, подземные воды, река, озеро, ручей, водопад, родник, водохранилище. Объяснение ответа. Воды Мирового океана: море, залив, океан . | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют задания | Беседа по вопросам Индивидуальные сообщения |
III. Определение темы урока | Словесный. Беседа | – Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных вами объектов. О каком, вам поможет определить загадка:
Значит, какая будет тема урока? Ваше мнение Тема урока «Реки», (слайд №1.) | Обучающиеся дают ответ на загадку - река Обучающиеся называют тему урока «Реки» | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. | Устные ответы |
IV. Мотивация, определение цели | Сообщение учителя | . Итак, цель урока: Способствовать формированию представлений о реке и ее частях, о влиянии рельефа и климата на характер течения и режим реки. Проблемная задача: Справедливо ли утверждение: «Реки – продукт климата», (слайд №1) | Слушают учителя, | Регулятивные: Планируют учебные действия | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. | Работа в группах. Беседа, работа с картами. Индивидуальная. | Знакомство с рекой мы начнем с посещения картинной галереи великих русских художников. (Слайд – шоу, со 2 по 15). Читает стихотворение: Речка, синяя вода! Ты скажи, бежишь куда? И зачем ты так спешишь, Плещешь пеною, шумишь? Отвечала нам река: Я бегу издалека, Я спешу, я тороплюсь, В океан большой вольюсь, Растворюсь там в глубине, На просторе вольно мне! Потому так и желанна Бесконечность океана. Какие главные отличительные признаки у реки? По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично) «поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный», «русло» Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку. Работа с кластером. (слайд №16) ( Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом). Работа с атласом Откроем атласы и найдем Физическую карту полушарий на стр.14. -Посмотрите, как река обозначена на карте. Почему именно так? | Смотрят картины, слушают стихотворение Учащиеся высказывают разные версии Один из обучающихся работает с кластером у доски, расставляя карточки по порядку Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия. Приводят примеры рек. | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений | Устные ответы. Фронтальная работа Выслушиваются ответы обучающихся и делается вывод. |
Физминутка для глаз « Путешествие по карте». VI. Закрепление изученного. Практикум | Словесный, наглядный. Работа с карточками, беседа Работа с картой, работа в парах |
Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало, одна река вытекает из озера, другая из родника, третья начинается в горах, четвертая слиянием двух рек. Как называется начало реки? Исток – это место, где река берет начало. Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает. Как называется место, куда впадает река? Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2. (Зеленого цвета)Откройте физическую карту Российской федерации на стр. 16.Ознакомьтесь с заданием: вам нужно найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с этим заданием. (Приложение 2). Давайте проверим, как справилась с заданием ваша пара. Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание, оцените работу. Прежде чем выполнять следующее задание, поработаем устно с понятиями. Найдите определения понятий: речная долина, длина реки, речная система, притоки, бассейн реки и водораздел. - Продолжаем работу в парах. Приступим к выполнению задания № 3. (Голубые листочки)Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание. Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и левыми. Как определить, где правый приток, а где левый? Ответы детей В России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек. Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. Реки бывают равнинные и горные. Вопрос: по каким признакам отличаются равнинные реки от горных? Выполним задание № 4 на листочках (розового цвета) (Электронное приложение к учебнику.Дрофа) Приложение 4 Проверка задания. Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить» кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и Атлантический (при этом учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти. А мы ребята продолжаем работу и сейчас будем решать проблемную задачу, поставленную в начале урока. Проблемная задача: Справедливо ли утверждение: «Реки – продукт климата» (слайд №17) Давайте вспомним: 1.Что такое погода? 2.Что такое климат? 3.Какие явления характеризуют погоду и климат? Влияние климата на реки проявляется через источники питания и режим реки. Реки могут иметь разное питание – дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. Понятие: «Режим реки» включает явления: изменение уровня воды в реке, ее температуру, ледовый режим. Скажите ребята, справедливо утверждение: «Реки – продукт климата»? Ответы учащихся. А мы ребята продолжаем работу и чтобы закрепить знания, которые мы получили на уроке, выполним практическую работу. Работаем в группе. Возьмите листочки (желтого цвета) Задание № 5 Описание реки по плану. Название реки вы выбираете самостоятельно (приложение 5) | Слушают учителя и смотрят слайд – шоу. Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответы. Знакомятся с заданием на листочках. С помощью атласа выполняют задание. Проверяют задание. Самооценка, взаимооценка. Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответы. Работа с картой, ответы учащихся: Река Лена - Алдан правый приток, Вилюй левый приток Река Обь – Иртыш левый приток Река Волга – Кама левый приток Слушают учителя Ответы обучающихся Знакомятся с заданием Учащиеся выполняют физминутку для глаз, выполняя команды учителя Ответы обучающихся Объяснение учителя Знакомятся с заданием, распределяют задания между участниками группы, выполняют практическую работу | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. Познавательные: владеют умением смыслового восприятия текста; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: слушают и понимают речь других Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. Познавательные: владеют умением смыслового восприятия текста; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: слушают и понимают речь других Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют задания Коммуникативные: слушают и понимают речь других Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют задания | Беседа по вопросам Фронтальная работа. Устные ответы. Устные ответы. Фронтальная работа. Устные ответы. Устные ответы. Работа в парах. Самопроверка Устные ответы. Работа в группе. Письменные ответы.
|
VII. . Итоги урока. Рефлексия Домашнее задание | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Подведем итог урока, сегодня мы узнали: (слайд №18,19) - что такое река, ее части; - что такое речная система; - какие бывают реки; - зачем они человеку; -решили проблемную задачу. Знакомит с домашним заданием: Для всех: Параграф 23, вопросы в конце параграфа.(слайд №20) Уметь показывать на карте реки, указанные в тексте параграфа. На следующем уроке мы продолжим изучать тему реки и начнем с практической работы (если не успели). | Обучающиеся отвечают на вопросы устно (да-нет), Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Записывают домашнее задание | Регулятивные: принимают учебную задачу | Устные ответы Оценивание работы на уроке. |