Мои публикации


Предварительный просмотр:

Публикации

№п/п

год

наименование

подтверждения

2014

Баргажан буряадуудай нютаг хэлэнэй толи.

«Янжима бурханай аялганууд»

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\словарь_000.jpg

2014

Улюнская школа: сквозь столетия. «Инновационная деятельность в школе»

научно-популярное издание «Улюнская школа:сквозь столетия» Гармаев С.В, Очирова Е.Б.,Хамарханова Т.Ш., Иркутск: Изд-во Оттиск, 2014.256. 34-40 с

2015

«Некоторые приёмы формирования УУД на уроках бурятского языка и литературы».

       Бурятоведение- II.Научное наслнаследие Э.Р.Раднаева и соврсовремнное бурятоведение: науч. сб, посвящ. 85-лети летию д-ра пед.наук, проф., чл-кор.РАОЭ.Р.Раднаева/ред.О.Б.Бадмаева._Улан-Удэ: Изд-во Бурятского униуниверситета, 2015.-348с.295-299с.

2015

Рецензент  учебника Буряад литература 9-дэхи классай һуралсалай ном-хрестомати Ошорова С.А., Цыденов Д.Б.

Улаан-Үдэ: “Бэлиг” түб, 2016.-208х., хабсаралта;

2016

Публикация в газете «Баргузинская правда» о конкурсе среди взрослых «Самый грамотный»

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\самый грамотный взросл.jpg

2014

- 2017

Методические разработки уроков, тесты, олимпиадные задания

 На сайтах ulyunschool.narod.ru , rmoburyaz.ucoz.net.

2018

Баргажан буряадуудай нютаг хэлэнэй толи. 5040 слов

в производстве


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПРЕПОДАВАНИЕ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

  

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Материалы всероссийской научно-практической конференции

с международным участием

(Улан-Удэ, 17–18 декабря 2020 г.)

Улан-Удэ

Издательство Бурятского госуниверситета

2021

УДК 372.8:811.512.31

DOI: 10.18101/978-5-9793-1591-1-143-145

© Монголова Галина Степановна,

учитель бурятского языка и литературы,

МБОУ «Улюнская СОШ им. С. Хамнаева»

671607, Республика Бурятия, Баргузинский район,

с. Улюн, ул. Пионерская, 20

Е-mail: mongolоva_galina@mail.ru

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРНОМУ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ В ДИАЛЕКТНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье представлен опыт обучения литературному бурятскому языку в условиях диалекта в сельской школе. Рассматриваются приемы, которые позволяют преодолеть затруднения, возникающие перед учениками при усвоении литературного бурятского языка. Даны упражнения, направленные на совершенствование литера-турной устной и письменной речи обучающихся диалектоносителей местного говора.

Ключевые слова: сельская школа; диалектные условия; литературный бурятский язык; упражнения; приемы обучения.

Буряты являются коренным населением Республики Бурятия и подразделяют-ся на племена и роды: булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты и др. Каждое из этих племен имеет свой диалект. Различия между диалектами связаны с этническим делением их носителей, которые объединены определенную этническую группу: булагатскую, эхиритскую, хоринскую, хонго-дорскую, сартульскую, цонгольскую и др. Вместе с тем в бурятском языке нет существенных различий, препятствующих взаимопониманию носителей разных диалектов. Их разнообразие делает язык уникальным и многогранным, обогащая тем самым литературный бурятский язык. Баргузинский говор относится к эхи-ритскому диалекту, имеет некоторые фонетические, лексические, морфологиче-ские различия. При изучении в школе литературного бурятского языка обуча-ющиеся испытывают немалые затруднения. Ведь в сельской местности дети с самого рождения учатся говорить на своем диалекте. При организации процесса обучения литературному бурятскому языку диалектные слова становятся опорой для преодоления этих трудностей, т. к. диалект является основой для формиро-вания навыка владения литературной речью. Основным направлением препода-вания бурятского языка в сельской школе является обучение правильной литера-турной письменной и устной речи. Применение творческих методов и приемов обучения создает условия для продуктивного усвоения литературного бурятско-го языка.