Программы. 2015-2016 уч.год.
Мои программы психологической работы на 2015-2016 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа работы с первоклассниками | 1013.92 КБ |
Авторская программа работы с младшими школьниками | 1.05 МБ |
Программа работы с подростками | 69.15 КБ |
Программа работы по адаптации детей к среднему звену (в соавт.) | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность
Младший школьный возраст особенно важен для социального развития ребёнка и формирования его личности. С поступлением в школу ребёнок сталкивается со множеством требований со стороны учителей, изменением образа жизни, необходимостью адаптации к новым социальным условиям. В такой ситуации некоторые дети либо начинают нарушать нормы поведения, либо замыкаются в себе. К тому же многие дети приходят в школу в шестилетнем возрасте, и далеко не все они психологически готовы к школе, и как результат - у многих из них наблюдаются негативные эмоциональные и поведенческие проявления, вызванные низким уровнем адаптации к школе. Поэтому необходима системная профилактика учителями и психологами школы данных проблем школьника.
Для того чтобы успешно развиваться в условиях начальной школы, ребёнку необходимо понимать, какой он ученик, обладать достаточным уровнем самоконтроля. Внешние признаки адаптации к школе - это установление нормальных взаимоотношений с одноклассниками и педагогами, снижение утомляемости, школьной тревожности, повышение успеваемости и уверенности в себе.
Эффективным средством адаптации первоклассника к школе является искусство и художественное творчество. Арт-технологии обладают богатым воспитательным и развивающим потенциалом, способны бережно и мягко воздействовать на личность ребёнка, постепенно адаптируя его к новым социальным условиям и требованиям школы. Применять их может учитель, социальный педагог или педагог-психолог.
Арт-технологии предполагают достаточно выбор ребёнком широкого спектра изобразительных средств и материалов. В целях адаптации ребёнка к школе можно использовать следующие виды художественно-творческой деятельности.
- Изобразительные технологии: диагностика детского рисунка, коррекция эмоциональных, поведенческих, личностных проблем. Монотипии, штриховки, каракули, рисование на стекле, рисование пальцами.
- Декоративно-прикладное творчество детей, коллажи и аппликации. Трёхмерные изображения из различных материалов. Лепка. Фототерапия.
- Литературные технологии: сказкотерапия, стихосложение, сочинение рассказов, словотворчество, каламбур. Работа с мифологическими сюжетами. Развитие речи, коррекция мышления, самосознания детей. Творческое чтение.
- Музыкальные и хореографические технологии.
- Театральные технологии: психодрама с детьми, детский театр.
- Игровые технологии (работа с игрушкой).
Целевая группа: дети первого класса начальной школы.
Задачи: формирование первоначального представления о самом себе как ученике и мире, формирование способности позитивного восприятия мира, развитие адекватной самооценки, творческих способностей на основе ведущей деятельности: от игры к учению.
Длительность: 14 часов.
Основные средства: стулья, ватман, танцевально-двигательные, театральные технологии, изобразительное искусство, сказкотерапия.
Блоки:
- Эмоциональность творчества.
- Мой дом, моя семья и я.
- Мой класс, мой учитель и я.
- Чем я отличаюсь от других?
Содержание программы
- Вводное занятие.
- Беседа с детьми о том, зачем нужно творчество, кто любит рисовать, петь, сочинять стихи и т.д.
- Разминка: каждый по очереди рассказывает, как, по его мнению, занятия творчеством могут помочь для понимания и развития самого себя (с примером из своей жизни: кружки, любимые сказки, стихи, увлечения творчеством).
- Объяснение целей занятий. Человек учится понимать себя и других в течение жизни. Для чего это необходимо знать? Для того чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно и весело, помогать друг другу.
- Объяснение правил занятий:
Уважай другого человека!
Будь добр и вежлив к другому.
Помогай друзьям.
Говори о себе, а не обсуждай других.
Не смейся над ошибками других, ведь ты можешь ошибиться сам.
Не ссорься по пустякам.
Будь открыт и свободен в творчестве!
Каждое из правил педагог просит детей нарисовать на доске в виде рисунка,символа.
- Моё имя
- Педагог загадывает детям загадку: «Нас не было - оно было, нас не будет - оно будет, никто ни у кого его не видел, но у каждого оно есть. Без чего человеку не обойтись? Что радует слух лучше музыки?»( подсказка - его дарят нам родители). Дети догадываются, что речь идёт об имени.
- Потом детям предлагается нарисовать своё имя- так, как они его видят. После рисования каждый выходит в центр и рассказывает о своём рисунке. А педагог называет значение (перевод)имени. Педагог обращается к остальным детям с вопросами: На что похоже это имя? (дети отвечают) На какое животное? Растение? С каким цветом оно ассоциируется?
В конце занятия проводятся обсуждения: Что означает твоё имя? Какие качества ты ассоциируешь с твоим именем? Нравится ли оно тебе?
- Занятие «Я-птичка». ( 1 этап)
Класс украшен изображениями птиц. Хорошо также, если перед занятием на уроке окружающего мира дети их изучали. Звучит песня из мультфильма «Кто же такие птички?».
Начать занятие необходимо с диалога педагога с детьми. «Кто отправился в полёт, в клюве веточку несёт?» Правильно, птица.
Сегодня наше занятие будет о птицах. Каких птиц вы знаете? Тогда проведём игру: выберете, какой птицей вы хотели бы сегодня быть, в какую превратиться.» Первоклассники могут выбирать как из реально существующих, так и выдуманных птиц. «Итак, все выбрали?» Педагог спрашивает, какой птицей сейчас станет каждый ребёнок. Дети, после некоторого замешательства с выбором птицы, начинают радостно ожидать оглашения правил игры. «Когда я скажу «Ночь», вы изобразите, как птица спит в гнезде, «Утро!» - вы будете изображать, как птица просыпается в гнезде и чистит пёрышки, «День» - вы изобразите, как птица летает, и всё, чем может заниматься днём (всё, что придумаете! Разрешено любое «птичье» занятие!), «Вечер»-птица прилетает в гнездо и «ложится спать».
- Педагог убеждается в том, что дети поняли задание. Итак, «Утро»!» Этот этап уже является диагностическим. Можно увидеть степень открытости ребёнка, особенности его поведения. Неуверенные в себе зачастую ведут себя застенчиво, движения их скованны. Дети с низким уровнем саморегуляции начинают уже на данном этапе нарушать принятые нормы поведения в силу неурочной формы занятия.
- «День». Дети изображают полёт. Большинство по истечении некоторого времени придумывает какие-либо виды деятельности птицы. Наиболее адаптированные объединяются в группы. Педагогу необходимо дать детям время понаблюдать за другими, но не настаивать на этом. При повторении занятия («Я-дерево», «Я-животное»..) можно предложить детям намеренно понаблюдать за играющими сверстниками.
- «Вечер». Задание диагностирует саморегуляцию детей с одной стороны, и степень вовлечённости- с другой. Дети с низким уровнем самоконтроля долго не могут «улететь в гнёзда». Им необходимо дать время и помочь в этом.
- «Ночь». Детям нужно успокоиться после бурной игры.
После игры необходимо провести обсуждение. Вопросы, которые нужно задать детям:
- Понравилась ли тебе игра?
- Чем занималась твоя птичка днём?
- Чем занимались другие птички?
- Какая твоя птица, какой у неё внешний вид, характер, с кем она любит играть? Почему?
- « Я-птичка». Продолжение.
- Педагог напоминает детям предыдущее занятие и предлагает нарисовать себя в образе птицы. Дети рисуют под музыку. После рисования рисунки вывешивают на доску и обсуждают в безоценочной форме.
Данный тип занятий призван развить у ребёнка представления о других детях с помощью метафоры, узнать свои особенности, выразить своё «Я». На данном этапе действует механизм самоидентификации ребёнка с окружающими людьми, растениями, животными, предметами, цветом и формой.
- Мои эмоции: радость, грусть, страх, гнев.
- Разминка: Закончить предложения «Я удивляюсь тому, что…», «Я злюсь на…», «Я рад тому…», «Я боюсь..».
- По очереди изображать, как могут танцевать, двигаться и вести себя дикие и домашние животные с разными настроениями: добрым, злым, веселым, грустным, удивлённым, испуганным.
- Педагог предлагает рассказать детям, как они относятся к своим одноклассникам. Хлопнуть в ладоши тем, кто считает себя самым: весёлым, добрым, красивым, смелым, умным, вежливым, старательным…
- Моё настроение.
- Педагог предлагает детям ответить на вопрос: какая связь между творчеством и настроением? Есть ли настроение у цвета? С какими эмоциями у вас ассоциируется красный, белый, синий (и т.д.) цвета? После того, как дети ответят, педагог делает вывод о том, что у каждого цвета, звука и движения есть настроение.
- Затем педагог предлагает с этого дня отмечать своё настроение на листе ватмана в виде рисуночка, которая отражает настроение.
- Мои игрушки
- Педагог спрашивает у детей: «Есть ли у вас любимые игрушки? Чем они вам нравятся? Расскажите о них. Есть ли игрушки похожие на вас? А на окружающих людей?».
- После этого каждый приносит из дома игрушку, которая больше всего нравится. Играет музыка и педагог говорит: Теперь мы представим, что игрушки ожили. Мы попали в Сказочную страну! Теперь мы вместе придумает сказку про игрушки. Если сюжет замедлился, или стал тупиковым, педагог должен внести что-нибудь новое в сказку.
- Какие игрушки вам не нравится? Почему? В какие игры вы больше всего любите играть?
- Мой дом
«Сказка про дом». Педагог предлагает детям совместно сочинить сказку про дом. Для этого каждый говорит по 2-3 фразы, а следующий сидящий в кругу продолжает. Важно всем внимательно следить за рассказом. Итак, «В некотором царстве, в некотором государстве..».
- Моя семья.
Предварительно детям необходимо принести фотографии членов своей семьи. Педагог спрашивает детей:
-Как вы помогаете родителям?
-Как вас хвалят дома?
-Что любят родители?
Затем детям предлагается нарисовать членов своей семьи.
Педагог задаёт в виде домашнего задания спросить у родителей, чем они увлекаются, любят заниматься.
- Моя семья (продолжение).
Педагог вместе с детьми вспоминает предыдущее занятие. Затем около каждого нарисованного члена семьи дети вырезают соответствующие увлечениям части из журналов( коллаж), а что-то и дорисовывают.
Главное-нарисовать в своей семье самого себя и свои увлечения.
После этого детям предлагается подумать, что общего у него и его родителей. Как это можно выразить одной строкой?(строчка записывается на обратной стороне листа).
Если бы семья была мелодией, то какой(нужно напеть) ? Если бы движением, что каким (изобразить)? Если бы телепередачей, то какой?
После этого рисунки обсуждаются.
- Моя школа
- Звучит песня Э.Хиля «Учат в школе». Педагог спрашивает, понравилась ли песня, какое у неё настроение. Необходимо дать каждому желающему высказать своё мнение.
- Педагог спрашивает:
-На что похожа наша школа?
-какого цвета она?
-как вы себя чувствуете в школе?
-что важно уметь ученику?
Педагог читает детям сказку.
Белочкин сон
Белочка целый вечер наводила порядок. Она перебирала школьные предметы и распределяла их по отделениям. Когда из портфеля ей удавалось извлечь игрушку или что-нибудь веселенькое, то Белочка забывала о своем серьезном деле и увлекалась игрой. Потом она вновь возвращалась к скучному занятию, но скоро ей это надоело, она с раздражением бросила портфель и воскликнула:
- Все, не хочу больше такого порядка! Пусть все будет, как было! Мне так больше нравится!
Повеселевшая от принятого решения, Белочка еще немного поиграла, пролистала книжку с яркими картинками и легла спать.
И снится нашей Белочке сон...
Тихо и осторожно вылезает из портфеля карандаш и чихает:
- Чхи, чхи, чхи! Ну надо же меня так засунуть, что я чуть не задохнулся! На самое дно запрятала!
- Это еще что? А я одним листочком в учебнике математики лежу, а другим - в русском языке! - пожаловалась тетрадка.
- Ха, удивили! - воскликнул ластик. - Посмотрите на меня! Я весь грязный, мною с платья липкую конфетку стирали!
- А ведь портфель - это дом для школьных предметов, - проворчали учебники.
- Не ожидала, что буду рядом с такими соседями, как грибы и всякие безделушки! - простонала шариковая ручка.
- Ничего! Терпите! Тоже мне важность - школьные предметы! - ответил крупный сушеный гриб.
- Мы красивее и веселее вас, хоть и "безделушки", - с обидой пропищали бантики.
- Нас хозяйка больше всех любит! - продолжали орешки.
- Ах, это правда! - в один голос произнесли школьные предметы. - Если бы она нас любила, то по-другому относилась бы.
- Так может быть, пойдем искать другую школьницу или школьника, которые будут заботиться о нас, - предложил портфель.
- Наверное, это правильное решение! Собираемся в дорогу, - предложили учебники.
- Стойте! Возьмите и меня с собой! - взмолилось платье. - Когда меня только купили, я еще Белочке нравилось, а сейчас...
- И нас возьмите, пожалуйста! - попросили игрушки. - Нас она тоже не любит, мы сломаны и разбросаны.
- В путь!!! - скомандовал портфель. - Если мы не нужны Белочке...
- Нужны! Нужны! - закричала Белочка, вскакивая с кровати. - Прошу вас, останьтесь! Я о вас буду заботиться, любить! Простите меня, пожалуйста!
В комнате было тихо. Все вещи разбросаны по углам, портфель лежал на боку, из него вывалились тетрадки, учебники, ручки, карандаши.
"Неужели мне это приснилось? - подумала Белочка. - Или все произошло на самом деле?!"
Белочка растерянно оглядывала свои вещи, а потом осторожно, нежно стала их убирать на свои места, шепча и приговаривая:
- Милые мои, хорошие, останьтесь, я буду вас убирать, ухаживать. Мне без вас очень, очень плохо...
Закончив уборку, Белочка вернулась в кровать.
Утром, когда мама Белочки вошла в детскую комнату, очень удивилась:
- Что произошло? Такого порядка я у тебя, доченька, никогда не видела!
- Мамочка! Я поняла, что вещи надо тоже любить! - улыбаясь, произнесла Белочка.
И ей показалось, что вместе с ней улыбался портфель со школьными предметами.
(Сказка М.А. Панфиловой).
После прочтения дети обсуждают смысл сказки, педагог предлагает придумать, как она могла закончиться по-другому; педагог спрашивает, бывало ли так у детей. Детям предлагается нарисовать свою школу.
- Моя школа(продолжение).
Детям читается стихотворение А.Барто «В школу».
Детям предлагается разыграть сценку по этому стихотворению. Выбирается «Петя», мама, папа, бабушка, дедушка, учитель, соседи. Другие дети играют, как будто они пришли в театр. Другим детям раздаются по одному четверостишие ( с номером по очереди), и они по очереди читают всё стихотворение. В это время всё прочитанное изображается выбранными на роли детьми.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
- Звучит музыка М.Пахоменко «Школьный вальс»
- Ребёнку предлагается представить себя дирижёром, Другие ребята выбирают, какой музыкальный инструмент они будут изображать. В помощь педагог должен принести карточки с рисунками и названиями музыкальных инструментов. Под музыку «оркестр» начинает играть. Композиция должна занимать не более 3 минут. В роли режиссёра должен побывать каждый школьник.
- Педагог задаёт вопросы:
- Понравилось ли быть дирижёром? Насколько важно для тебя уметь быть лидером? Хорошо ли было в самом оркестре?
- Мои движения.
Педагог рассказывает детям о том, что любое чувство и слово можно передать движением. Педагог читает различные слова, обозначающие качества людей и эмоции, а детям предлагается подобрать к каждому слову свой жест, движение руками.
После этого педагог предлагает по очереди детям выходить и показать любые движения, которые характеризовали бы самого ребёнка («покажите танец самого себя.»)
- Мои качества и качества других людей
- Педагог называет названия качеств, и детям нужно по очереди изобразить человека, обладающего этими качествами.
- После разминки детям предлагается подумать, какие качества есть у них ,и записать на листе бумаги. После этого дети должны нарисовать свои качества ( в любой форме). Каждый ребёнок представляет свой рисунок группе.
- Беседа с детьми о том, как они понимают «Я». Педагог спрашивает детей, что такое «Я», почему люди, несмотря на свои различия, называют себя «Я».
- Потом педагог предлагает нарисовать на листе бумаги большую букву «Я» и раскрасить разными цветами. Каждый рассказывает про свой рисунок.
- «Моя красивая клякса». Дети берут гуашь и ставят каждый на своём листе кляксы. Далее следует обсуждение с детьми, чем каждая клякса отличается от остальных. Даются ассоциации для каждого рисунка. Потом их предлагается дорисовать до какого-нибудь законченного узора.
- Рефлексия:
-чем отличаются люди друг от друга? Какие вы знаете положительные качества, а какие - отрицательные? Всегда ли это так?
-зачем нам быть непохожими на других? Важно ли это?
Заключительное упражнение.
Детям предлагается ещё раз напоминается о целях занятий и предлагается нарисовать на большом листе ватмана всё, что они узнали о себе на занятиях. Заголовок листа – «Какой я?» В конце заключительного занятия дети по очереди высказываются, что им понравилось и что бы они хотели изменить в занятиях.
Литература
Криницына А. В. Диссертация на соискание степени кандидата пед.наук «Психолого-педагогические технологии развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности». Москва, ФГНУ ИХО РАО, 2012 г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Способность к саморазвитию является одним из признаков зрелой личности. Подростков условно можно разделить на «успешных» и «неуспешных». Для первой группы выбор профиля актуален (при этом те, у кого сформированы устойчивые познавательные интересы, совершают его почти автоматически). Для подростков второй группы «выбор будущего» - формальность, потому что у них отсутствует учебная мотивация. Таким образом, перед подростками этих групп стоят разные задачи: для «успешных» это – выбор, а затем – вуза; для «неуспешных» - «остаться в школе, пойти в какой-либо профессиональный колледж или пойти работать».
В основе программы лежат следующие принципы:
- Информация, влияющая на отношение к будущему.
- Принятие себя, своих ценностей и потребностей как сейчас, так и в будущем, исключающее возможность выстраивания будущего в угоду чужим потребностям (например, родителей).
- Конструктивные способы решения актуальных сложных проблем, моделирование и проживание этих способов участниками группы, дающее возможность увидеть и усвоить эффективные модели поведения Другого.
- Возможность почувствовать ответственность за свои выборы, делает более ответственными, более взрослыми участников группы.
Программа курса включает три этапа, различные по глубине психокоррекционной работы и методам.
Поэтому тренинг саморазвития, проводимый в начале девятого класса, должен моделировать обе ситуации выбора: не только выбор профиля, но и более широкий выбор «что я могу делать после девятого класса».
Вопрос о ценности образования и смысле продолжения учёбы для многих подростков остается открытым: «Зачем учиться, если можно сразу начать работать и неплохо зарабатывать?»
Многие проблемы, встающие перед школьниками при переходе к профильному обучению, школа вполне может смягчить или даже полностью урегулировать. Например, можно дать возможность ученику сменить профиль по ходу обучения, если изменятся его планы либо интересы – при условии, что он наверстает программу по профилирующим предметам (и в этом можно ему помочь). А для развития способности к саморазвитию у подростков важно дать им возможность самим участвовать в принятии решений, касающихся их будущего.
Тренинг направлен не только на обучение и личностное развитие девятиклассников, но и на адаптацию профильного обучения к их реальным потребностям. Соответственно, необходимыми звеньями работы становятся, во-первых, предварительное и заключительное обсуждения с администрацией и, во-вторых, участие представителей администрации на заключительном этапе тренинга.
Цели тренинга саморазвития:
1) развитие у подростков способности к саморазвитию как принципиально важной личностной характеристики;
2) подготовка девятиклассников к выбору профиля обучения и принятию решения о продолжении образования или начале работы;
3) адаптация ситуации профильного обучения к потребностям школьников;
4) осмысление учения и ценности образования вообще и саморазвитиеотносительно учения.
Тренинг рассчитан на 10 занятий.
В центре первого блока занятий – моделирование жизненных ситуаций подростков, по-разному относящихся к школе и стоящих перед разными ситуациями выбора. Работа этого дня направлена на атмосферы доверия; осознание ситуации выбора; умение отличать осознанный выбор от импульсивного; знакомство с основными этапами базовой стратегии саморазвития.
Второй блок посвящён практическому освоению стратегии саморазвития; осознанию своих жизненных целей и желаний, анализу возможностей продолжения обучения и «примериванию» на себя разных вариантов выбора; выработке предложений по «адаптации» ситуации профильного обучения под свои потребности и подготовке к обсуждению этих предложений с представителями администрации.
Основным событием третьего блока тренинга выступает «круглый стол» с представителями администрации. Его цель – обсуждение предложений по созданию оптимальных условий для профильного обучения (а также условий для «догоняющего обучения», если кто-то хочет изменить свою «школьную судьбу») и в принятии соответствующих организационных решений. Затем – рефлексия этого обсуждения и заключительная рефлексия всего тренинга.
Программа работы
Предварительное обсуждение с администрацией школы
Рассказ о целях, способах работы и программе тренинга.
Обсуждение программы и, при необходимости, её модификация с учётом запросов представителей школы.
Согласование а) времени проведения тренинга; б) участия школьных психологов, администрации и классных руководителей; в) пределов принятия организационных решений.
Первый блок занятий: моделирование жизненных ситуаций
В отличие от обычных занятий в тренинге нет единственно правильных решений (любое решение может быть «правильным» для кого-то), и задача состоит в том, чтобы научиться находить решение, правильное именно для тебя.
Занятие 1
1.Представление ведущих и объяснение целей и особенностей тренинга. Цели: 1) научиться анализировать свои жизненные ситуации и осознанно принимать решения в ситуации выбора; 2) разобраться в той ситуации выбора, которая встанет перед вами в конце девятого класса (выбор профиля и выбор школа/колледж/работа); 3) по возможности адаптировать систему профильного обучения «под себя».
2. Знакомство-самопредставление (краткий рассказ о выборе профиля и планах на будущее), выбор «героя» (см. раздаточные материалы к первому дню), который точнее выражает твои ощущения и позицию. Опорные позиции: «Мне всё это надоело, лучше пойду куда-нибудь работать», «Мне всё одинаково неинтересно, я не знаю, на какой профиль мне идти», «Хочу совмещать математику и химию, а они на разных профилях», «Не знаю, выгонят меня или не выгонят? Я не знаю, куда мне идти и осталась бы в школе, возьмут ли меня?», «Мне нравится биология, но родители хотят, чтобы я учила иностранные языки». Поощряется формулирование дополнительных позиций участниками тренинга.
Занятие 2.
1. Моделирование жизни: мозговой штурм и ролевые игры. Выявление самой популярной позиции. Поиск решений: что можно сделать в этой ситуации? можно ли ее изменить? что делать человеку, которому школа надоела? что надо добавить (дополнительные занятия, возможности совмещения профилей и т.д.), чтобы человек мог учиться и был доволен?
2. Рефлексия: стратегии поведения в ситуации выбора
Импульсивное поведение
Пассивное поведение
«Благие намерения»
Осознанный выбор
Знакомство с базовой стратегией саморазвития: анализ ситуации и осмысление своих жизненных целей и желаний – выработка решения и осознание его возможных последствий – принятие решения, его отстаивание, диалог с представителями других позиций – действие (см. раздаточные материалы к первому дню).
Второй блок занятий: базовая стратегия саморазвития
Задачи: а) практическая отработка базовой стратегии саморазвития и её применении к своей жизненной ситуации; б) выработка предложений по адаптации организационных рамок профильного обучения; в) подготовке к «круглому столу».
Занятие 3.
1. Осознание своих жизненных целей: чего я хочу?
Выстраивание подростком своих жизненных перспектив: «Я через пять лет»: учусь в институте? начинаю работать после техникума или колледжа? работаю и нормально зарабатываю? отслужил в армии? «Я через десять лет»? (см. раздаточные материалы ко второму дню).
Занятие 4.Беседа: зачем вообще учиться?
Потому что это интересно.
Чтобы иметь возможность выбрать интересную работу.
Чтобы потом хорошо много зарабатывать.
Чтобы продлить беззаботную жизнь.
Чтобы потом иметь возможность жить так, как тебе хочется и ни от кого не зависеть.
Чтобы стать умнее.
Сформулировать свою ситуацию выбора: чего я хочу (дальние и ближние цели), что мне для этого надо делать, что мне надо изменить в своей жизни, чтобы добиться того, чего я хочу? Какая помощь мне нужна?
Занятие 5. Обсуждение профилей обучения в будущем и профессий, анализ имеющихся возможностей и исследование возможных решений (о профиле для одних и о продолжении/прекращении учёбы в школе для других)
Сформулировать ключевые вопросы: какие профили есть? где легче будет учиться? Где интереснее? Где друзья? Чего хотят родители, и могу ли я с ними спорить? Какие перспективы открывает каждый профиль и что для меня привлекательнее? Чего я хочу?
Ответить для себя на ключевые вопросы, отсечь заведомо непривлекательные варианты и составить список привлекательных вариантов.
Мысленно перенестись в будущее на два года вперёд и представить себе возможно конкретнее, что вы выбрали определённый профиль. Ваша задача – проконсультировать девятиклассника, которому предстоит сделать выбор, рассказав о его плюсах и минусах.
Выработка решения. Предварительный выбор профиля и формулирование условий, при которых я действительно сделаю этот выбор. Требования учителя к поступлению на профиль и возможный разрыв между уровнем ученика и требованиями учителя (индивидуальная компенсационная программа).
Занятие 7. Выработка организационных предложений.
Что я хочу изменить в той ситуации, которая есть?
Мозговой штурм: «что делать, если …»: «если мне сдавать экзамены в вуз…», «если я хочу сменить профиль», «если я не уверен, что смогу учиться на желаемом профиле», …
Третий блок занятий:
Выстраивание модели позитивного будущего.
Занятие 8. Я и моё будущее
«Цветок». Для настроя на работу с образами полезно начать с разминочных упражнений. Ребята делятся на пары и, закрыв глаза, в удобной позе несколько раз глубоко дышат, а затем выполняют следующую инструкцию: «Представьте себе цветок. Попробуйте увидеть его в деталях. Как он освещен? Какого он цвета? Куда крепится его стебель? Рассмотрите подробно его лепестки и листья. Добавьте звуки. Слышите ли вы свой цветок или, может быть, другие звуки? Потрогайте его. Понюхайте. Слышите запах? Попробуйте его на вкус. Смотрите, слушайте, вдыхайте запах, чувствуйте вкус, осязайте поверхность. Дайте знак, у кого получилось. Откройте глаза и расскажите друг другу о своих образах».
«Представьте себе». «Закройте глаза и представляйте вместе со мной. Представьте себе: как вы гладите котенка; вкус ржаного хлеба; запах борща; звук далекой электрички; свою осеннюю куртку и т.д. (инструкция произносится медленно и в отличие от предыдущего упражнения, обсуждения друг с другом не требуется).
«Мой день через 10 лет». В этом же режиме: «Представьте себе свой день через 10 лет. Итак, вам 25 (24, 26) лет. Вы просыпаетесь утром. Во сколько? Где? С кем? Что делаете дальше? Не торопитесь, попробуйте увидеть все, что сможете, предельно подробно и конкретно. Не забудьте подойти к зеркалу. Что вы там увидите? Добавляйте звуки и тактильные ощущения. Ваш образ должен быть позитивным, в настоящем времени и приятным. Он должен вам нравиться!»
Подросток через 10 лет он представляется себе взрослым, сложившимся человеком (для многих «надцатилетних» двадцать пять – это уже почти конец жизни, ну уж точно вторая ее половина). Спросите каждого участника группы, понравилось ли ему то, что он увидел? Это важно, так как имеет смысл обсуждать лишь позитивный образ будущего. Обычно участникам хочется поделиться опытом переживания, поэтому охотно рассказывают или пишут отчет об увиденном и пережитом.
Занятие 9 и 10.Я и мои цели.
Согласование ближних и дальних перспектив. Какие цели должны быть достигнуты через 10 лет, чтобы увиденное вами претворилось в жизнь? Что нужно для этого сделать через 6-7 лет (окончить институт, получить профессию)? Через 2-3 года? Через год? Через полгода? Обычный эффект этой работы – энтузиазм участников группы в учебе, подготовке к экзаменам, поступлении на курсы иностранного языка, то есть позитивные сдвиги во всех направлениях.
В качестве подготовительной работы к этому кульминационному на втором этапе работы с будущим занятию можно использовать следующие процедуры:
сочинение «Как я представляю свое будущее» (ничего, кроме названия в инструкцию входить не должно);
задание составить список всех своих ценностей;
работа по теме: «Цели мамины, папины и мои собственные» – сортировка (совпадение полное или частичное, несовпадение);
два списка под заглавием: «Все, чего я хочу: а) теперь, б) в будущем».
коллекция ситуаций успеха – альбом достижений.
Систематическая работа по тренировке навыка направленного воображения состоит в превращении этого занятия в привычку и в постепенном усложнении и углублении навыка. Так, работа со страхом перед будущим начинается с предварительного вспоминания и нового переживания вместе с подростками опыта своего успеха, достижения, удачи. Только после этого имеет смысл вновь возвратиться к моделированию будущего, используя простые нейролингвистические процедуры перевода воображаемого опыта в жизненный.
Рефлексия тренинга в целом (что вам это дало? чему вы научились? что поняли? что понравилось? что не понравилось?). «Личные результаты тренинга» и постановка задач для индивидуальной «работы над собой».
Список литературы.
- Патяева Е.Ю. Мотивационный диалог как основа тренинга саморазвития для старшеклассников Образовательная политика, 2012, № 3 (59), с. 109-119.
- С.В. Кривцова. Подросток на перекрестке эпох . - М., Генезис, 1997.