Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Рахмадуллина Айлигуль Салахиттиновна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

МДОАУ д/с «Золотой ключик»

Конспект образовательной деятельности в группе среднего дошкольного возраста «Светлячки» по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологий блоков Дьенеша

«Путешествие на Марс»

                                                                                                                 Подготовили:

Рахмадуллина А.С.

                                                                                                                         Магомедова А.М.

Пыть-Ях, 2020г.

Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологий блоков Дьенеша «Путешествие на Марс»

Цель: развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие. Обучение  приемам символизации и моделирования.

Задачи:

  • Упражнять в счёте в пределах 5.
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
  • Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
  • Формировать мыслительные операции, развивать речь.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к занятиям с использованием логических блоков Дьенеша.
  • Воспитывать желание помогать друг другу, работать совместно.

Способы организации детей (групповой)

Оборудование:

Карточки с символами обозначающие свойства, Логические Блоки Дьенеша, карточки с заданием по количеству детей, 2 обруча, корзинки, паровозики по количеству детей.

Предварительная работа:

  • Знакомство с геометрическими фигурами;
  • Формирование навыка счета в пределах 5;
  • Знакомство с набором Логические блоки Дьенеша;
  • Изучение свойств блоков: форма, цвет, толщина;
  • Кодирование и декодирование условной информации свойств блоков;
  • конструирование с использованием блоков Дьенеша.

Методические приемы:

  • Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая мотивация.
  • Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: проблемная ситуация
  • Приемы организации практической деятельности: дидактические игры с логическими блоками Дьенеша «Выложи ракету»; дидактическая игра «Построй дорожку», «Посади клумбы», «Поезд».
  • Приемы поддерживающие интерес детей: дидактические игры,гимнастика для глаз.
  • Приемы оценки и самооценки: похвала.

Образовательная область: «познание».

Ход занятия.

Вводная часть

Психологический настрой

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много сегодня у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

1.Организационный момент. 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим фантастический полет. Мы полетим с Вами на планету Марс, а наша планета как называется? (Ответы детей.)

2. Мотивационный момент

Там нам предстоит сделать немало открытий, выполнить трудные задания, найти ответы на сложные вопросы. Вы готовы? (Ответы детей.)

Воспитатель: Прежде всего, нужно построить ракету. Вы будете инженерами-конструкторами. Займите свои рабочие места.

Но сначала нам нужно сделать зарядку для глаз:

3. Объяснение рабочего момента

Задание 1

Перед вами эскизы ракет. Внимательно рассмотрите на эскиз и сконструируйте ракету (работа с блоками Дьенеша). Отлично справились с заданием.

Посмотрите мы с вами заняли места на готовой ракете. Садитесь поудобней и правильно, полетели!

Воспитатель: Ребята посмотрите, мы на чужой планете, но и здесь есть цветочные поляны, но цветы необычные, а какие? В форме геометрических фигур.

Что бы добраться до цветочной поляны нужно построить дорожку. Будьте внимательны, сейчас мы будим строить дорожку. (Выкладывать будем от себя)

Задание 2

Д/игра «Построй дорожку»

- Найдите красный, толстый, маленький треугольник

- Найдите синий, тонкий, большой круг

- Найдите красный, толстый, маленький квадрат

- Найдите желтый, тонкий, большой прямоугольник

- Какой блок был первым?

- Какой блок был последним?

Вот мы и дошли до поляны.

Задание 3

Житель Марса: Ребята, вы хотели, посмотрите на наши необычные цветы? Но озорной ветерок разбросал все наши цветочки с красочной клумбы. Помогите мне цветы поместим на клумбы.

Цветы в форме квадрата нужно поместить в синий обруч, а цветы в форме круга в красный обруч.

А куда же мы поместим остальные цветы? ((снаружи) вне этих клумб). А почему? (потому, что они не квадраты и не круги).

Молодцы. Справились с заданием.

Задание 4

Чтобы добраться до космического корабля, вам нужно выполнить следующее задание

Каждый из вас сейчас построит поезд, но будьте внимательны, я буду называть-описывать каждый вагон.

Д/игра «Поезд»

-Положите паровозик слева. Первый вагон – синий и круглый, второй – красный и треугольный, третий – жёлтый и квадратный, четвёртый – синий и прямоугольный, пятый- жёлтый и круглый. (Воспитатель на доске выкладывает вагончики.)

- Посчитайте сколько всего вагончиков у вас в поезде. (Пять)

- Молодцы!Паровозик построен, пора в путь!

Динамическая пауза (1мин)

Загудел паровоз и вагончики повез,

Чу – чу, чу – чу, далеко я укачу.(двигаться друг за другом с круговыми             движениями  согнутых в локтях рук)

Вагончики цветные бегут, бегут, бегут, (топать, стоя на месте, руки на поясе)

А круглые колесики(указательным пальцем правой руки  начертить в воздухе большой круг)

Тук – тук, тук – тук, тук – тук.(стучать кулачком о кулачок)

Подъезжает паровоз –Ребятишек он привёз!

Житель Марса: Вот вы и доехали до своей ракеты.

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Занимайте места в ракете:

1,2,3,4,5,- из полета возвратились, мы на землю приземлились! (Дети выходят из ракеты.)

Воспитатель: Наша ракета совершила мягкую посадку, благодаря слаженной работе нашего экипажа, мы справились со всеми заданиями. Ребята, я забыла, где мы были? Для чего мы туда летали? Что мы там делали? Вам было тяжело? Интересно? Спасибо вам, ребята, за интересное путешествие.

Давайтевстанем в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Мы позанимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!

Всем на прощанье - Скажем «До свидание»



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

с использованием метода дидактического синквейна

На тему: «Профессии»

для детей 6-7 лет

Воспитатель: Рахмадуллина А.С.

Пыть-Ях,

2022г.

Тема: «Профессии»

Цель: совершенствование грамматического строя речи детей через использование технологии синквейна.

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить знания детей о различных профессиях;

- Формировать представление о синквейне;

- Закреплять умения сочинять синквейн, опираясь на схему.

Развивающие:

- Способствовать речевому развитию детей, активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи;

- Развивать поисково-познавательные способности, интерес к различным профессиям, желание изучать ее.

Воспитывающие:

- Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества, взаимопонимания,  доброжелательность.

Материалы и оборудование: магнитная доска, тематические картинки, схема синквейна

Демонстрационный материал:  

Картотека  предметных  картинок:  орудия  труда,  людей  различных профессий, схема синквейна.

Раздаточный материал: карточки- схемы на каждого ребенка.

Предварительная работа:   чтение художественной литературы Д. Родари  «Чем пахнут ремесла», В. Маяковского «Кем быть», С. Михалков «А что у вас?». Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии». Загадывание загадок на тему «Профессии». Физкультминутка. Составление синквейна. Использование  в  целях  обучения  различных  видов  игр  (настольно-печатные «Угадай профессию», «Собери картинку»; словесные «Доскажи  словечко»,  «Кто  больше  скажет  о  профессии»,  «Что  было бы, если бы?»; сюжетно-ролевые «Пожарные на ученьях», «На приеме у врача»; дидактические игры «Исправь ошибку», « Что необходимо продавцу»;  игры  малой  подвижности  «Назови  скорей»,  «Изобрази профессию».

Методические приёмы: работа за столами группами, у доски по одному, стоя полукругом.

•  Использование художественного слова,  

•  Беседа;

•  Поисковые вопросы;  

•  ИКТ;

•  Сюрпризный момент;

•  Словесно-дидактические игры;  

•  Словесные указания;  

•  Объяснение;  

•  Индивидуальная помощь;

•  Постановка проблемной ситуации;

Ход  образовательной деятельности

1. Организационный момент

(Дети входят под музыку, встают полукругом, лицом к гостям)

Воспитатель:- Поздоровайтесь с гостями,  

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку  дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай.

Друга называй по имени,

Утра доброго желай.

(Дети передают мяч правой рукой, здороваются ).    

Основная часть:  

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами начнем узнавать что-то новое, давайте настроимся на получение знаний.

Слушаем внимательно,                     

Смотрим обязательно.

Взрослых не перебиваем,

Знаний много получаем.                   

Воспитатель: - Давайте откроем электронное письмо. (вставляем    флэшку,  на  экране    видео:    дети  читают  стихотворения  «Чем пахнут ремесла» Д. Родари.

Воспитатель:-  Ребята,  о  чем    говорится  в  стихотворении,  которое  прочитали

дети?

Дети: -  В стихотворении говорится о профессиях.

Воспитатель: - А что означает слово «профессия»?

Дети: - Профессия означает: дело, работа, занятие человека.

Воспитатель:  - Правильно  ребята,  профессия  – это  труд,  которому  человек посвящает свою жизнь. Сегодня, мы поговорим о профессиях.

Воспитатель:  -  А  вы  знаете,      кем  работают  ваши  мамы?  Передайте  мячик

соседу и назовите профессию своей мамы.

 ИГРА «Назови профессию своей мамы» (с мячом)

 Дети  передают  мяч  и  говорят  полным  ответом  

- Моя мама - повар, она готовит.

- Моя мама - бухгалтер, она считает.

- Моя мама - учитель, она учит. И т.д.

Воспитатель:  -  Какие  вы  молодцы.  Сколько  профессий  назвали.  (на  экране

появляется знак вопроса). Посмотрите, у нас на экране,  появился  какой - то знак.  Что  он  обозначает?  (ответы  детей).  Да,  ребята,  мы  должны  отгадать загадки.    Будьте  внимательны!  Если  вы  отгадаете  загадку  и  дадите правильный ответ, то отгадку мы с вами увидим на экране.  (загадываю загадки, и на экране появляются картинки-отгадки).

Игра  « Я загадаю – вы отгадаете»

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плач –

Ведь тебе поможет ….(врач)

 

Вой пронзительной сирены

Может оглушить,

Будем и водой и пеной

Мы огонь тушить.  (пожарные)

 

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель:

Проведет урок…. (учитель)

 

Мы работаем бригадой,

Нам песок везут, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом. (строители)

 

У него товаров горы:

Огурцы и помидоры,

 Кабачки, капуста, мед –

Всё он людям продает. (продавец)

 

Учит вежливости нас,  

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Наш любимый ….(воспитатель).

 

Воспитатель: - Молодцы!   Все  загадки отгадали правильно. А   сейчас,  давайте поиграем в игру: «Кому что нужно?» (на доске картинки  с изображением людей  разных профессий  и  зданий).  Нужно  подобрать  предмет  или  инструмент к  профессии.

Воспитатель: -  Марьян, Саша, Аиша, Максим – возьмите понравившиеся профессии и займите свои домики, а остальные дети –возьмите инструменты.

                      Игра: «Кому что нужно?»

( дети находят соответствие  профессии и предмета (инструмента)  Воспитатель выбирает четырех водящих, дети подходят к доске и берут  любые картинки с профессиями. Ведущие встают в четыре обруча, а остальные дети берут по карточке с изображением инструмента и под музыку бегают по кругу. Как только музыка заканчивается,  дети, определив, кому нужен этот инструмент, подходят к ребенку, «изображающую» данную профессию.  

Воспитатель: - Полина, почему ты встала  рядом с  Марьян?

Ребенок:  - Потому что, весы нужны продавцу. (спрашиваю каждого ребенка),    /дети убирают  картинки  с профессиями и инструментами   на стол./ (Затем,  дети меняются)

  Воспитатель: - Молодцы. Вы отлично справились! Но мы не просто будем говорить о профессиях, но ещё попробуем сочинить о них стихи. Стихи у нас получатся не обычные. Такие стихи называются синквейн. Что же такое синквейн? Кто ответит?

Дети: - Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк.

  Воспитатель: - Посмотрите на доску, это схема синквейна.  Синквейн состоит из 5 строк. Существует определенные правила написания синквейна. Его форма напоминает «ёлочку».

На первой строке – (вершина ёлочки) одно слово – Это предмет, о котором мы будем говорить. Предмет может быть живой и неживой. Живой предмет отвечает на вопрос «Кто?»,  а неживой предмет на вопрос «Что?»

На второй строке – 2 слова, которые описывают признаки этого предмета и отвечают на вопрос, «Какой, какая, какие?»

На третий строке – 3 слова, обозначающие действия предмета и отвечающие на вопрос «Что делает? Что делают?»

На четвертой строке – предложение из 4 слов.

На пятой строке – одно слово, синоним, ассоциация, вывод.

В: вот такая схема синквейна, давайте вместе сочиним стих о «Профессиях»

Итак, на первой строке «профессии»

Какие признаки можно подобрать к этому предмету?

Дети: нужные, необходимые, любимые, ответственные и т.д.

В: Какие признаки мы возьмем для синквейна? (дети выбирают из предложенного ими)

В: Какие слова-действия мы подберем к предмету?

Дети: учат, делают, работают, помогают, строят (выбор слов)

В: какое предложение можно составить, чтобы рассказать о профессиях?

Дети: Все профессии нам нужны

В: Ну и последняя строка, что напишем на ней, как охарактеризуем объект

Дети: работа, деньги, достижение.

В: ну а теперь давайте прочитаем, что у нас получилось:

Профессии

Нужные, любимые

Учат, работают, делают

Все профессии очень хороши

Работа.

- Молодцы! Понравилось вам стихотворение? (ответы детей)

Зрительная гимнастика.

Посмотрели далеко, посмотрели близко.

Посмотрели высоко, посмотрели низко.

Руку в сторону веду, а потом в другую.

А затем огромный круг глазами нарисую

Воспитатель:  -  Я  думаю,  что  каждый  из  вас,  мечтает  кем-то  стать,  когда вырастет? (опрос детей)

Дети: ответы детей

В: А теперь я предлагаю вам самим придумать синквейн о своей будущей профессии, возьмите картинку с той профессией, о которой вы будите сочинять стихотворение. (выдается картинка и лист бумаги, на котором дети зарисовывают синквейн)

(Зачитывается несколько стихотворений) выслушать каждого ребенка.

Н-р: Полицейский

Сильный, смелый

Ловит, охраняет, задерживает

Полицейский защищает нас от бандитов

Закон.

Повар

Классный Толстый

Варит Печет Жарит

Вкусная еда каждый день

Кухня

Доктор

Добрый Ласковый

Лечит Заботится Спешит

Айболит

  Физкультминутка:    

«Профессии»  

Мы в профессии играли –( ходьба на месте)

В миг мы лётчиками стали! –(прямые руки в стороны)

В самолёте полетали – (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали!-( ходьба на месте)

Руль теперь в руках у нас- ( руки перед собой, «держим руль»)

Быстро едем, просто класс! – (бег вокруг себя с рулем)

А теперь на стройке мы- (ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи. –(руки перед собой согнуты в локтях)

Раз- кирпич и два, и три –( поднимаем руки вверх)

Строим дом мы, посмотри!- (соединить прямые руки над головой)

Вот закончена игра,

Нам на стульчики  пора.

                                               

Заключительная часть:

 Воспитатель:  -  Мы  сегодня  говорили  о  профессиях,  мы  узнали,  кем  работают ваши  мамы,  какие  предметы  и    инструменты  нужны  для  людей  разных профессий. Ребята,    а    что  самое главное в каждой профессии?

Дети: - Самое главное – приносить пользу людям.  

Воспитатель: -  Правильно. И еще, какими людьми вы станете. Я уверена, что вы останетесь такими же добрыми и отзывчивыми.

                       

Воспитатель:- Что мы сегодня ещё делали? Кто вспомнит, как называется нескладное стихотворение из 5 сторк, которое мы с вами составляли по схеме?

Дети: ответы детей. (Синквейн)

 Я  вам  очень  благодарена,  и  за  это,  я    хочу  вам подарить  …. (вешает  детям  медали-  «будущему  летчику», «будущему доктору» и т.д. )

Воспитатель:- Ребята, мы  с вами сделали доброе дело - Вы

меня  сегодня  очень  порадовали.    А  теперь  мы  можем  отдохнуть.  (дети

выходят из группы).



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад

общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей

КОНСПЕКТ

НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по познавательному развитию

для детей  3-4 лет

«Поможем колобку вернуться в сказку»

                                                     Воспитатели

Магомедова А. М.

                                                                                                 РахмадуллинаА.С.

г.Пыть-Ях,

2024 год

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Поможем колобку вернуться в сказку»

Цель: развитие познавательной активности через освоение технологии блоков Дьеныша.

Задачи:

обучающие: формировать умение определять и называть геометрические фигуры, классифицировать геометрические фигуры по нескольким признакам (толщине и размеру,  цвету и форме, форме и размеру). Совершенствовать умение пользоваться планом- схемой при создании образа.  Закреплять навыки количественного счета;

развивающие: продолжать формировать умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе;

воспитательные:способствовать формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Побуждать желание оказывать помощь.

Ожидаемые результаты: самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов. С удовольствием вступает в речевое общение с взрослым и сверстниками для принятия способа решения проблемы.

Предварительная работа. Чтение и рассказывание сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций. Знакомство и игра с блоками Дьенеша. Работа с карточками свойств.                                                                                     Проведение игр и упражнений: «Кто самый внимательный?», «Признаки фигуры», «Чудесный мешочек», «Толстый – тонкий», «Рассели жильцов в домики», «Сложи по образцу».Материалы: игрушки (колобок, заяц, волк, лиса, медведь). Куклы бибабо: дедушка и бабушка.  Домик дедушки и бабушки. Дорожка(мягкие модули), речка (полоска голубой ткани). Блоки Дьенеша натуральные и плоскостные.  Схемы   мишки  и волка. Схема бус. Форма организации: подгрупповая.

Ход образовательной деятельности

Мотивационно-побудительный этап (1-2 мин)

Воспитатель:

Доброе утро всем, кто проснулся,                      

Доброе утро, кто улыбнулся.                                                                                                                         Доброе утро людям и птицам,                                                                                            Доброе утро приветливым лицам!        

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости   пришел  сказочный герой.

Отгадайте кто это?

 Из муки он был печен

На сметане был мешен

 На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

(Появляется колобок)

Колобок:Здравствуйте ребята. Я убежал  от дедушки и бабушки и заблудился. Помогите мне вернуться к бабушке и дедушке в сказку.

Воспитатель:  А какое сейчас настроение у колобка?

Дети:

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети:

Воспитатель: Давайте поможем колобку вернуться домой, и он сразу повеселеет.

Воспитатель:Ой, ребята посмотрите вот дорожка,  наверное, она ведет к бабе и деду.

По дорожке мы пойдем

Прямо в сказку попадем.

(Отправляемся по дорожке под музыку)

Этап практического решения проблемы (11 мин)

Воспитатель: Ребята, кто это сидит на нашей дорожке?

Дети: Зайчик

Воспитатель: Почему зайчик сидит у речки?(он не может перейти речку)

Воспитатель: Как нам помочь зайчику, и вместе с ним перейти речку?

Воспитатель: Посмотрите, какие бревнышки лежат рядом с речкой. Давайте посмотрим все ли они одинаковые?А чем они отличаются?

Воспитатель: А как вы думаете, из каких бревнышек получится прочный мост и выдержит всех  нас?

Воспитатель: Мы будем строить мост по схеме зайчика. Какие бревнышки мы выберем из корзины, чтобы мост получился крепкий?

Дети:                                                                                                         Воспитатель: А цвет указан на схеме?

Воспитатель: Давайте возьмем по два бревнышка и дружно построим крепкий мост.

Игровое упражнение «Построй мост».Детям предлагается построить мост из блоков по предложенной схеме (классификация по 2 признакам: толщина и размер).

Воспитатель: Молодцы. Давайте перейдем через речку по мостику. Идем дальше.

Физминутка «По дорожке».  

Раз, два, три, четыре, пять

Будем ноги разминать.

Мы шагаем по дороге,

Поднимаем выше ноги.

И  по этой же дорожке

Скачем мы на правой ножке.

А теперь еще немножко

На другой поскачем ножке.

Воспитатель: Ой, кто это перед нами?

Воспитатель: Кто нас встречает на дорожке?(Медведь и волк)

Воспитатель: Видите,  волк и медведь грустные.  Они  хотели  подарить свою фотографию друзьям, а как это сделать не знают.

Игровое упражнение «Сделай мишке и волку портрет». Собирают плоскостное изображение по заданному рисунку (цвет, форма).

Воспитатель: Вы должны наложить на схему так блоки, чтобы они подходили по форме, цвету, размеру.

Воспитатель: Посмотрите, получились у вас фотографии?

Воспитатель: Медведь и волк очень рады  и говорят  вам спасибо.

Воспитатель:  Идем дальше. Кого мы встретили?

Дети: (Лису)

Воспитатель:  Лисичка очень любит носить бусы, давайте сделаем ей бусы. Ребята, лисичка одна, а нас с вами сколько?

Дети: (Много)

Воспитатель: А давайте, мы для лисички сделаем одни бусы все вместе.  Перед вами  схема, по которой мы будем собирать бусы.

Игровое упражнение «Собери бусы».Детям предлагается выкладывать бусы по схеме, чередуя маленькие красные круги и большие желтые круги.

Воспитатель:  Девочки возьмут маленькие красные круги, мальчики большие желтые круги. Будем чередовать красные и желтые бусинки.

Воспитатель: Сколько мы использовали бусинок?

Дети: Много

Воспитатель: Давайте сосчитаем красные и желтые.

Воспитатель:  Отправляемся дальше.

А вот и баба с дедом, заждались, колобка. Посмотрите, на лице у колобка появилась улыбка. Давайте оставим его и попрощаемся, нам пора в детский сад.

По дорожке мы пойдем прямо в группу попадем.

Рефлексия, анализ ( 2мин) Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли? Воспитатель: А еще кому?

Воспитатель: А какое дело мы сделали?Воспитатель: Вам понравилось делать добрые дела? Пойдемте, посмотрим может кому – то еще нужна наша помощь?



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

ДОКЛАД

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

        Подготовила: воспитатель  Рахмадуллина А.С.

г. Пыть-Ях, 2019г

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе. Наиболее эффективными пособиями для интеллектуального развития являются игровые технологии Дьенеша и Кюизенера для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет.

Основная цель и задача - помочь детям научиться выполнять логические операции (то есть познакомиться с основой математики!) – разбивать объекты по свойствам, зашифровывать (кодировать) информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.

   Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление.  

 В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Сначала они учатся выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), после — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине). Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" обо всех свойствах блока, они создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Все игры и упражнения, за исключением четвертой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Сделать это несложно.

Все задания с логическими блоками, описанные в работе, можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы.

1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

3. Задания для развития действий классификации и обобщения.

4. Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

Методика Кюизенера получила название «Цветные числа».

Главная отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что ребенок осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:

  • игровой – палочки используются в качестве материала для игр (ребенок играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика.
  • обучающий – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего наглядно сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа.

Применение технологии «Цветные палочки Кюизенера» оказывает влияние на:

1. Сенсорное развитие.

В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.

2. Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.

Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.

3. Формирование элементарных математических представлений.

Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше - меньше», «больше - меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой.

Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)

4. Предметный мир.

Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.

5. Развитие речи.

Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:

- в использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий;

- в построении предложно-падежных конструкций;

- в употреблении порядковых и количественных числительных;

- в запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.

На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

МАСТЕР-КЛАСС

«Система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логико - математических представлений у детей дошкольного возраста»

Подготовила

 воспитатель: Рахмадуллина А.С.

Г.Пыть-Ях, 2019г.

ТЕМА: «Система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логико- математических представлений у детей дошкольного возраста»

Цель: повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников.

Задачи:

1. Пропагандировать среди педагогов знания об использовании блоков Дьенеша. Знакомить с основными приемами применения блоков Дьенеша.

2. Способствовать освоению педагогами технологией применения игр с блоками Дьенеша в разных возрастных группах.

3. Развивать конструктивные педагогические способности.

Оборудование и материалы: презентация, наборы блоков Дьенеша, сюжетные игрушки, методическая литература, обручи, выставка альбомов и игр с блоками Дьенеша.

Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам познакомиться с технологией применения игр с блоками Дьенеша.

С помощью игр с логическими блоками мы можем в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливать мышление детей к усвоению математики.

Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Создателем логических блоков является ЗолтанДьенеш, всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика».

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Давайте вспомним какими (назовите эти свойства) - цветом, формой, размером и толщиной.

Правильно.

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); почему нет зеленого цвета?

б) трех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Так же в играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) (покажите блок такого цвета, такой формы -презентация)

И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например: не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Кроме объёмных блоков, в своей работе я использую набор плоских фигур.

Подробно с технологией применения блоков можно познакомиться, изучив такую литературу как.

Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.

Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А. А. Столяра Книга поможет сформировать у детей 5-6 лет первые элементарные математические представления и определенную логическую структуру мышления. В нее включено 59 логико-математических игр с многочисленными вариантами условий и описанием их проведения.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Существует несколько групп игр с блоками Дьенеша.

1 группа игр. Это игры на выявление и абстрагирование свойств.

Они развивают умение выделять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками- символами, освоят умения строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

(«Найди клад»«Автотрасса»«Необычные фигуры» и др)

2 группа игр. Классификация, обобщение, сравнение.

Помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать и сравнивать предметы по одному, двум, трем или четырем свойствам. Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж»«Засели домики»). («Дорожка»«Найди пару»«Поймай тройку»«Домино»).

3 группа игр. Логические действия и операции.

Эти игры и упражнения предназначены в основном для детей старшего дошкольного возраста. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не»«и»«или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий («Помоги фигурам выбраться из леса»«Построй дом»«Раздели блоки»).

Представленные игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в трех вариантах. Давайте рассмотрим эти варианты на примере игры «Автотрасса», еще одно название этой игры – «Построй дорожку». В этой игре дети строят дорожку, правила построения записаны в таблице. Стрелка показывает, какая фигура, за какой идет, начинать можно с любой фигуры. Игры и упражнения первого варианта (I) развивают у малышей умения оперировать одним свойством. Игра автотрасса 1

С помощью игр и упражнений второго варианта (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами. Игра автотрасса 2

Игры и упражнения третьего варианта (III) формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Игра автотрасса 3

Показ вариантов игр на примере игры «Автотрасса».

Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Младший дошкольный возраст

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться начиная с раннего возраста. Дети знакомятся с блоками в различных видах деятельности. В процессе манипуляции с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет и размер.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания:

найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру);

найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по цвету);

найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие)

назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру)(играем)

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

В первой младшей группе дети оперируют одним свойством, в начале года это цвет или величина, а в конце года добавляем форму. Используем игры на группировку предметов, выявление и абстрагирование свойств.

Во второй младшей группе дети начинают оперировать двумя свойствами одновременно и разбивают множества на классы по одному свойству, используют логическую операцию «не» (все круглые, все не круглые).

Средний и старший дошкольный возраст.

В средней группе дети оперируют двумя, а концу года тремя свойствами одновременно. Разбивают множество по двум совместимым свойствам.

В старшем дошкольном возрасте игры становятся более эмоциональными и насыщенными, дети проявляют элементы творчества и оперируют уже тремя- четырмя свойствами, используя логические операции «не»«и»«или».

Мастер-класс игры, которая называется «Раздели блоки». И хотя эта игра предназначена в основном для детей старшего дошкольного возраста, при регулярных занятиях с блоками, мы можем играть в неё с детьми второй младшей группы.

Хочется обратить ваше внимание на то,что…

Математика наука точная, поэтому следуя методике проведения логико-математических игр я основываюсь на этапах деятельности

Этапы: 1-сюжет (завязка,

2 этап — развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками:

• осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;

• овладевают системой познавательных действий (способов по-знания): обследуют предметы, абстрагируют, сравнивают, группируют и классифицируют;

• обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими заме-щениями.

3 этап - подведение итогов

• анализ жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;

• акцентирование внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры (сюжете, действиях);

• созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-мате-матической игры.

Игра «Раздели блоки-1»

Цель: развивать умения разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Для этой игры нам понадобятся блоки и две игрушки (зайка и медведь).

Представим, что вы дети. Прошу выйти пять человек.

Ребята, Зайка и медвежонок поссорились, они никак не могут поделить конфеты. Давайте поможем им и поделим конфеты, так чтобы у зайчика оказались все красные.

Какие конфеты у зайки? (все красные) А у мишки? НЕ…

В следующий раз можно делить блоки по форме.

Когда дети научатся делить блоки между игрушками, играем в эту игру с обручем.

Например, блоки - это цветы, а обруч – ваза, одни цветы ставим в вазу, а другие раскладываем вокруг.

Обратите внимание на то, что у нас получается два места: внутри обруча и за обручем.

Далее следует игра «Раздели блоки-2». 

В эту игру мы играем с детьми второй младшей группы в конце года и с детьми средней группы.

Цель: развивать умения разбивать множество по двум совместимым, производить логическую операцию «не»«и»«или».

И опять предлагаем помочь игрушкам. Давайте угостим зайчика и медвежонка пирожками. Медвежонок любит «круглые» пирожки, а зайчонок - «желтые».

На этом этапе удобно использовать карточки с обозначением указанных свойств.

В ходе игры, дети выясняют, что есть конфеты, которые подходят и мишутке и зайчонку (кладем их в коробку между игрушками, а еще есть конфеты, которые не подходят никому (кладем их в ведерко в стороне).

В ходе игры конфеты постоянно перемещаются с одного места на другое, пока дети не найдут правильное решение.

Предлагаю вам поиграть и разделить конфеты. Опять приглашаю пять человек.

После того, как все конфеты поделены,

Какие конфеты у медвежонка? (круглые не желтые) У зайки? (желтые не круглые) Какие общие? (круглые и желтые) Какие никому не попали? (не круглые и не желтые).

Если в первых играх дети не смогут ответить на эти вопросы, не пытайтесь ответить за них. Они сами сделают это в следующих играх.

Можно ввести правило: если кто-то заметит ошибку, говорит «стоп» и исправляет ее. Это повышает внимание и развивает взаимоконтроль.

Дальше можно играть с двумя обручами, которые пересекаются.

Сначала необходимо выяснить, сколько мест получилось (четыре); можно предложить ребенку прыгнуть на любое место и назвать его или поставить игрушку (1-е место –внутри всех обручей; 2-е место – внутри красного, но вне синего; 3-е место – внутри синего, но вне красного; 4-е место- вне обручей).

Затем наделяем обручи и блоки образами и предлагаем игровые задачи (цветы- клумбы, рыбы – аквариумы, птицы- кормушки и др.).

Игра «Раздели Блоки – 3»

Цель: развивать умения разбивать множество по трем совместимым свойствам, производить логическую операцию «не»«и»«или», доказательности мышления.

Теперь берем три игрушки (волк, заяц, лиса) и будем делить между ними блокидля строительства домов.

Для начала обозначим места для блоков: 1- подходят всем игрушкам, 2- волку и зайцу, 3- зайцу и лисе, 4- лисе и волку, 5- никому не подходят.

А теперь разделим блоки так, чтобы у волка оказались все круглые, у зайца – все большие, у лисы – все синие. Чтобы легче было запомнить правило, расположим рядом с игрушками карточки- свойства.

Какие фигуры оказались общими для всех игрушек? (круглые большие синие)Какие фигуры оказались только у волка? (круглые не большие не синие) Только у зайца? (большие не круглые не синие) Только у лисы (синие не большие не круглые) Какие фигуры общие для волка и зайца? (круглые большие не синие)Для волка и лисы? (круглые синие не большие) Для зайца и лисы? (большие синие не круглые) Какие фигуры никому не подошли? (маленькие (не большие) не круглые не синие).

Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, обращаем его внимание на другие группы блоков, которые имеют указанные свойства; затем просим его еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой.

При повторении упражнения правило разбиения блоков называют дети. Каждый раз указывается другое сочетание свойств — оснований разбиения блоков.

Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца — все треугольные, у лисы — все маленькие, или у волка — все большие, у зайца — все синие, у лисы — все толстые; у волка — все желтые, у лисы — все красные, у зайца — все квадратные и т. д.

Если в результате раскладывания блоков некоторые места (коробки)окажутся пустыми, побуждаем детей выяснить и рассказать, почему так получилось, при этом всячески стимулируем доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь? Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с другими)

Дальнейшие упражнения можно проводить как «игры с тремя обручами».

Сначала предлагаем детям поставить игрушку или прыгнуть на любое из мест в обручах и назвать, где оно находится: 1-е — внутри всех трех обручей, 2-е — внутри желтого и красного, но вне синего обруча, 3-е — внутри красного и синего, но вне желтого обуча, 4-е — внутри желтого и синего, но вне красного обруча, 5-е — внутри желтого, но вне красного и синего обруча, 6-е — внутри красного, но вне желтого и синего обруча, 7-е — внутри синего, но вне желтого и красного, 8-е — вне всех обручей.

Затем дети решают различные игровые задачи, предложенные взрослым: засаживают цветами палисадник, раскладывают пирожные на праздничном столе, составляют мозаику и проч. Правила разбиения блоков они предлагают сами. Например, разложить пирожные на блюда так, чтобы на красном блюде оказались все красные пирожные, на синем — все треугольные, на желтом — все толстые пирожные, или составить мозаику так, чтобы в красном окошке были все круглые стеклышки, в синем — все большие, в желтом — все желтые и т. д.

В результате использования Игр с блоками Дьенеша у дошкольников формируется логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать и на этапе завершения дошкольного образования дети не только обладают элементарными представлениями математики, но и моделируют понятия информатики.

Применяя данное средство на протяжении нескольких лет, хочу отметить, что в ходе игр с блоками Дьенеша у детей появляется стойкий интерес к математическим играм и мыслительной деятельности в целом. Дети становятся более активными, инициативными и самостоятельными в процессе обучения.

Многолетний опыт работы позволяет говорить о высоких достижениях в подготовке выпускников нашего детского сада к школе (диаграмма)

Рефлексия

Наша встреча подошла к концу. Чтобы я смогла оценить свой труд предлагаю наладить обратную связь. Попробуйте ответить на эти вопросы.

Как изменились ваши первоначальные знания?

Что полезного было? Что нового вы узнали? Пригодится ли вам в работе? Вам это было знакомо? Соответствуют первоначальные знания новым? Какое впечатление вы получили на мастер-классе? Будете ли использовать в работе? Что осталось непонятным? Что реально можно применить?