Мои научно-методические разработки

Бурханова Рита Исрафильевна

Предварительный просмотр:

"Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста"     

На современном этапе развития общества уделяется большое внимание дошкольному возрасту и социализации ребенка, подготовке его к безопасной жизнедеятельности, культурному, физическому, нравственно – этическому и эмоциональному благополучию.

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей природе. Вместе с тем дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения в природе дошкольников.

В условиях реализации ФГОС ДО в области «Социально – коммуникативное развитие» формируются основы безопасного поведения в быту, в социуме, в природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Безопасное поведение рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. Главная цель формирование безопасного поведения у детей – развитие навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях природы.

 Актуальность: 

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу).   Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.       Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, напрашивается вывод, что дети практически не знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим нами и была выбрана тема проекта по безопасности «Дети и природа».

        Цель работы:   

Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.

         

  Задачи : 

- Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живому) ;  

- Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе;  

- Развивать познавательный интерес к миру природы;  

 - Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе;

- Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей

- Воспитывать экологическую культуру,  

- Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей

природой;

- Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести

диалог.  

Основные направления работы по образовательным областям:

Коммуникативное  развитие

1. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если … »;

2. Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»;

3. Сбор веток и мусора на территории группового участка.

4.Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»;

6. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей».

Познавательное развитие

1. Рассматривание альбомов: «Правила  поведения в природе», «Природа родного края»;

2. Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные

дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М.  

3. Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за

поведением младших и старших детей на других участках;

4. Целевая экскурсия по территории детского сада;

Речевое развитие

1. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес,

дремучий лес» С. Погорельского;

2. Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины»,

«Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все

нужны на Земле», «Как вести себя в лесу».

3. Отгадывание загадок о лесе, о его обитателях.

4. Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е.

 Чарушин и т.д;

5. Чтение пословиц и поговорок о лесе.

Художественно-эстетическое развитие

1. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу».

2. Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы».

3. Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «Одуванчик» Е. Благинина, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес… » Г. Ладонников, «Шагай» Б. Заходер.

Физическое развитие

1. Подвижные игры: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по

 тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки».

2. Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», Уж как

шла лиса по тропке», «Явления природы».

Игра – как способ моделирования окружающей жизни. Отражает события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно.  

Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, используются специально подобранные произведения художественной литературы: «Маша и медведь», «Три медведя», «Волшебные спички» и др. учат детей правилам безопасного поведения в природе.

 Создание предметно- развивающей среды

Одним из определяющих факторов познавательного развития ребенка является предметно-развивающая среда. Правильно организованная среда со специально подобранными материалами помогает взрослому обеспечить правильное развитие ребенка, приучать к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.  

Предметно -  развивающая среда в группе представлена:

 инструкции о безопасном поведении в природе для дошкольников,

 памятки для детей и родителей,

подборка настольно-печатных игр,

 дидактические игры: «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где    

    живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,

     ягоды).  и т. д,   фотографии, рисунки, презентации с познавательным материалом о безопасном поведении в природе познавательная и художественная литература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

        Взаимодействие с родителями:

1. Памятки для родителей «Как вести себя в природе».

2. Выставка семейного рисунка «Дети и природа». 

Беседы по картинкам, плакатам;

    наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;

- Беседа - интервью. Цель - выявление знаний ребёнка. Примерные вопросы: 

- Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если заблудился? Где можно прятаться во время грозы?

- Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться водой?

- Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать? Почему?

- Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему? Что нельзя делать при общении с кошкой или собакой?

  • Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые? Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.

 Игра «Паровозик». Цель: научить детей чувствовать, когда один из вагончиков не на месте. В этом случае необходимо позвать паровоз. Все должны держаться друг за друга, чтобы никто не потерялся.

Может использоваться, когда группа детей идёт на прогулку, экскурсию. Вырабатываются навыки сотрудничества и совместного движения. Детям объясняют. Что они поедут кататься на воображаемом поезде, который идёт до определённой станции. Взрослый открывает кассу. Каждый покупает билет. Все вместе дети создают поезд, идущий до цели.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- занятия;

-игры – занятия;

-беседы;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

-сюжетно – ролевые игры;

-настольные, дидактические, подвижные игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

Все эти формы работы ,как правило вносятся педагогами не в

основную сетку занятий , а как дополнение в образовательный

процесс т.е. ситуационные беседы перед завтраком , в момент

наблюдений на прогулке, создание проблемной ситуации во время

бесед и т.д.



Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)

Тема:   «Космос». Приведем планету в порядок».

Цель: 1. Формирование начальных представлений о Космосе (элементарные представления о Земле;  о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе.  Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг  своей оси и вокруг Солнца.

2. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира

Дата, день недели_______ 6   Апреля      Понедельник                                    

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Сотрудничество с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в

режимных моментах

Утро:

Утро радостных встреч « посылка от инопланетянина» пополнить словарь новыми словами ( галактика, система, млечный путь

д\и « собери планеты»

п\и « планеты»

Дары фребеля

Сдд в спортивном уголке

- Индивидуальная работа Игры с мозаикой Саша М., Саша И. Цель: Закреплять развитие действий руки, совершенствовать мелкую моторику пальцев, продолжать формировать волевые умения.

-.д\и  «порядок планет»

- схема игры д\и « порядок планет»

Алгоритм д\и « собери планеты»

Разрезные картинки планет и галактики

- обращать внимание детей на то, что в семье все заботятся друг о друге: все следят за чистотой в доме, ухаживают за домашними питомцами, у всех есть свои обязанности;

Непосредственно образовательная деятельность

РАЗВИТИЕ РЕЧИ -  «Незнайка на луне»  - Продолжать работу над развитием связанной речи.  Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Закреплять умение отвечать на вопросы.  Расширить запас слов, обозначающих предметы, действий, признаков, связанные с космосом.  Активизировать словарь.

МУЗЫКА

Развивать желание слушать музыкальную сказку, узнавать характеристики героев.

Развивать чувство звуковысотности, ритмичности, учить петь интонационно чисто, слаженно, в соответствии с характером песни.

Учить двигаться выразительно, формировать умение в движении выразить музыкальный образ, развивать подвижность, внимание.

Продолжать учить воспроизводить игровую ситуацию, насыщая ее эмоционально – музыкальным содержанием.

Прогулка:

п/и «  вокруг солнца»

п\и « солнце и луна»

оэд « разноцветный мир»

С подгруппой детей найти перечислить профессии на банере

Наблюдение на метеостанции за направлением ветра

 Алгоритм оэд очки из разноцветной пленки

Баннер на веранде

Работа перед сном

Просмотр короткометражки о составе планет

Вечер:

- Загадывание загадок о небесных светилах.

с\р игра « космодром»

Уроки ОБЖ «  чем опасно долго сидеть за компьютером»

Дары Фребеля

- Д/и «Посчитай сколько звезд» Закрепить порядковый счет.

Подготовить макет космического экрана с галактикой

Схд разрисовать планеты

-раскраски планет

Атрибуты к игре

Прогулка.

- Наблюдение за небом. На основе прогулки утренней

- Д\и «Какая, какой, какое?» ( небо, облака, ветер, солнце)

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)

Тема:   «Космос». Приведем планету в порядок».

Цель: 1. Формирование начальных представлений о Космосе (элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе. Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца)

2. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира

Дата, день недели_______ 7   Апреля     Вторник                                    

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Сотрудничество с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в

режимных моментах

Утро:

Утро радостных встреч внести солнечную систему. Расставить правильно планеты по порядку.

- Беседа о солнце ( как источнике тепла и света, которые нужны для жизни живых организмов на Земле).

Игры мелкой моторики «пуговицы, как планеты»

 Дары Фребеля

- Индивидуальная работа Конструирование из кубиков «Ракета» 

Дополнить макет солнечной системы

Фонарик, детали: звезды, деревья, цветы, кораблик , человечек.

- Внести раскраски, шаблоны разрезные картинки.

- Предложить детям наборы-конструкторы для строительства различных построек.

Попросить родителей принести пластиковые бутылки и ремешки для поделки

Непосредственно образовательная деятельность

ИЗО:

«Неизвестная планета»

Цель:  Закрепить знания о последовательности ведения работы в цвете, развить чувство цвета и ритма. Привить интерес к изобразительной деятельности.

ФИЗКУЛЬТУРА упражняться в переброске мяча друг другу. Упражнять детей в ходьбе и беге в колонне по одному, ходьбе и беге врассыпную, по кругу, с выполнением заданий по сигналу воспитателя. Повторить задания на равновесие

Прогулка:

П \и « летает не летает»

п\и « выше ноги от земли»

наблюдения на метеостанции за птицами

Основные движения подбрось мяч и лови

ОЭД «земное притяжение на примере подбрасывания мяча»

Наблюдения на метеостанции

Алгоритм проведения игр

Работа перед сном

Чтение рассказа носова « Незнайка»

Вечер:

Театральная деятельность « мастерим атрибут костюма космонавта»

д\и по музыке « найти и назови  инструменты струнные»

игры малой подвижности « космические лабиринты»

- научить Мишу Соню двигаться по правилам игры в лабиринты

д\и по развитию речи « что защищает?»

( шлем, скафандр, перчатки, баллоны с кислородом)

Дары Фребеля

Схема поделки « кислородные баллоны»

Прогулка.

п\и утренние

наблюдения на основе утра

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)

Тема:   «Космос». Приведем планету в порядок».

Цель: 1. Формирование начальных представлений о Космосе (элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе. Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца)

2. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира

Дата, день недели_______ 8   Апреля     Среда

Дата, день недели_______   10 Апреля    Среда

_

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Сотрудничество с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в

режимных моментах

Утро:

Утро радостных встреч «Космонавт»

Рассказ и показ о работе космонавтов

ОЭД « задержи дыхание»

ОБЖ : « О пользе и вреде солнечных лучей».

- Индивидуальная работа Метание мешочков в цель.  Цель: развивать умение бросать разными способами. Игра развивает глазомер, координацию, смекалку.

СХД  смешать пластилин для создания новой планеты

Раскраски космонавтов

Алгоритм смешивания цветов

Алгоритм опыты с воздухом и шариком»

- рекомендовать родителям совместно с детьми закрепить дома смешивание цветов пластилина и краски

Непосредственно образовательная деятельность

ФЭМП -  «Геометрические фигуры. Количественный и порядковый счет в пределах пяти. Совершенствовать соотношение цифр и количество предметов. Развивать логическое мышление. Закрепление группировать по форме, цвету, величине.

МУЗЫКА

Продолжать учить чувствовать настроение, выраженное в музыке, формировать позитивное, радостное общение с музыкой.

Совершенствовать умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии, петь выразительно.

Продолжать осваивать основные виды выразительных движений, исполнять их ритмически чётко, последовательно.

Развивать умение входить в игровой образ, творческое воображение, инициативу.

Прогулка:

- П/и «Попади в круг».

п\и « пройти по канату с закрытыми глазами»

труд наведи порядок на планете, начни с участка

- Индивидуальная работа. Развитие движений Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.

Цель: расширять представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях.

Работа перед сном

Тренируем вестибулярный аппарат  « раскрутись вокруг себя 5 раз и пройди по ровной прямой»

Вечер:

Сладкий вечер «зефир, как облака»

Заучивание считалочки про планеты « раз меркурий,  два Венера , три земля, четыре марс»

Наст \печ игры « мозаика, лото»

Дары Фребеля

- Дидактическая игра:«Найди лишнее». Цель: Развивать память, логическое мышление, умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо признаку; упражнять в умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.

СДД в спортивном уголке с кеглями и мячами

Строительные игры с металлическим конструктором

Схемы построек

Алгоритм игры с мячом и кеглями

Прогулка.

- Наблюдение за изменениями  светового дня, вопросы к детям «Что изменилось?»

- П/и  «Самолёты», «Ловишки» Цель: повышение двигательной активности детей.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)

 Тема:   «Космос». Приведем планету в порядок».

Цель: 1. Формирование начальных представлений о Космосе (элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе. Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца)

2. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира

Дата, день недели_______ 9  Апреля      Четверг

Дата, день недели_____   11 Апреля     Четверг  

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Сотрудничество с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в

режимных моментах

Утро:

Утро радостных встреч Прилетел Инопланетянин .

Д\И соц.действ. «ЧТО ТАКОЕ СТРАХ?».

Хороводная игра « я знаю пять названий…»

- Дидактическая игра «Кому что нужно. Умение  называть вещи, необходимые людям определенной профессии

Дидактическая игра «Собери картинку из геометрических фигур. Ракета»

Схематические изображения эмоций

- привлекать детей к элементарной трудовой деятельности в условиях семьи;

Непосредственно образовательная деятельность

ЛЕПКА

«Быстрая ракета»

Цель: Закреплять приёмы аккуратной лепки. Познакомить детей с особенностями строения ракеты

Продолжать формировать умение плотно скреплять части, создавать устойчивую фигуру.

 Закреплять приемы оттягивания, сглаживания, сплющивания.

ФИЗКУЛЬТУРА

. Закреплять умение занимать правильное исходное положение в прыжках в длину с места. Упражнять детей в метании мешочков в горизонтальную цель, на дальность

Прогулка:

п\и « космонавт и инопланетянин»

п\и « быстро  выбери планету»

- Индивидуальная работа «Прыгни дальше». Цель: учить прыгать в длину с разбега.

- Игровое упражнение. «Запускаем ракету в космос»

Наблюдение на метеостанции

Атрибуты к подвижным играм

Работа перед сном

- Беседа с детьми «Что мы видели вечером на небе? ».  Цель: вызвать желания у детей поделиться впечатлениями, полученными в результате наблюдения за вечернем небом.

Вечер:

Чтение рассказа   А. Митяева «Первый Полёт»  Цель: развитие интереса к худ литературе.

с\р игра « я робот» имитировать движения робота

Дары Фребеля

СХД раскраски

Создание из нетрадиционного материала гостей других планет

- Беседа с детьми «Что мы знаем о космосе?

- Дидактическая игра «Кому что нужно». Цель: Закрепить умение проводить классификацию, объединять предметы по определенному признаку; упражнять в умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.

Выставка самодельных инопланет.

Коробки с пуговицами, крышками, ватными дисками и др.

Прогулка.

п\и  и наблюдения на основе утренней прогулки

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)

Тема:   «Космос». Приведем планету в порядок».

Цель: 1. Формирование начальных представлений о Космосе (элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе. Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца)

2. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира.

Дата, день недели_______ 10  Апреля     Пятница

Дата, день недели_______    12 Апреля       Пятница

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Сотрудничество с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в

режимных моментах

Утро:

Утро радостных встреч Космическая музыка.

д\и природа «  приметы весны»

пальчиковая игра «

Будем в космосе летать.

1 – комета. 2 – планета.

3 – луноход.4 – звездолет.

5 – земля,  До свидания друзья!

- Дидактическое упражнение со счетными палочками « Ракета для Лунтика ».

СХД краски фломастеры карандаши

Рисуем космос.

Беседа о труде взрослых « кто нам предсказывает погоду»

- СХД.  Создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей: раскраски на тему космоса.

- Рекомендовать родителям привлекать детей к элементарной трудовой деятельности в условиях семьи.

Непосредственно образовательная деятельность

РиОМ  -  «Космос» - Обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника «День космонавтики».

ФИЗКУЛЬТУРА хождение босиком по дорожкам «здоровья»  в группах и в физкультурном зале ;

оздоровительный бег;

дыхательная гимнастика.

Прогулка:

п\и « звезды  и кометы»

п\и « попади метеоритом в цель»

- Развитие движений. Цель: продолжить  упражнять в прыжках на 2-х ногах с продвижением вперед.

. наблюдения по  итогам недели

Опыт с шариком ( надуваем и отпускаем)

Атрибуты к играм подвижным

Работа перед сном

- Самообслуживание «Кораблик сна». Цель: Учить детей заправлять постель после сна, обсудить важность и правильного выполнения этой работы

Вечер:

- Литературный досуг: Разгадывание загадок о космосе .

  Музыкальный досуг Космическая дискотека

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики « умные пуговицы»

Создание образа космического, сделать маски для дискотеки

Атрибуты к дискотеки

Диско-Шар, магнитофон.

Аква-грим, маски самодельные

Прогулка.

- Наблюдение за погодой.

Цель: отметить состояние погоды, назвать приметы весны.

п\и в течении недели.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС № 366 г.Челябинска»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

ТЕМА

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок »

        

        

        Составила:

        Бурханова Р.И.    

    

Цель

  1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
  2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
  3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
  4. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Задачи:

  1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  2. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни   людей.
  4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
  5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.
  7. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
  8. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

Актуальность:

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
  2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Срок реализации: начало работы по теме - сентябрь 2019 г.

Предполагаемый срок окончания – май 2020 г.

 Ожидаемые результаты:

 1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.

 2. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло» и т. д. в сказке и в жизни.

 3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.

 4. Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.

 5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

 6.Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

 7.Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.

Месяц

Формы  работы

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор материала необходимого для работы с детьми.

Чтение и пересказ сказки «Теремок»

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка»

Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту.

октябрь

Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств  дошкольников.

Знакомство со сказками «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса». Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям».  

ноябрь

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Знакомство со сказкой «Рукавичка» Прослушивание звукозаписей детских сказок.

Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой"

Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».

декабрь

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками.

Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки"

Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек»

Привлечь родителей пополнить библиотеку, «Новыми книгами, дисками».

январь

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка»

Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Приобрести в группу раскраски по народным сказкам

Показ настольного театра по сказкам «Теремок», «Репка»

В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы

«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».

февраль

Изучение темы: 

«Влияние сказок на психику ребенка».

Изготовление пальчикового театра по сказкам «Теремок», «Рукавичка»

Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки)

«Парные картинки».

Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра из различных материалов, на их усмотрение

март

Обустроить уголок ряженья

Изготовление настольно –печатных игр по мотивам сказок.

Беседы «Какие сказки я знаю»

Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу»

апрель

Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Д/И «Назови меня»

Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных».

май

Самоанализ плана по самообразованию.

Обыгрывание сказки «Теремок»

-В уголке для родителей поместить книжку –раскладку: 

«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Презентация: «Какая прелесть эти сказки». Театрализация сказки «Теремок»

Работа с педагогами: Участие в педсоветах и семинарах, создание картотеки дидактических игр по сказкам, размещение на личном сайте консультаций для педагогов по теме, проведение открытого мероприятия в мае.

Используемая литература:

  • Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.
  • Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013.
  • Гурович Л.М. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). С Пб.: Детство - Пресс, 2000.
  • Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание.2005.- №1. – с. 18-28.
  • Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1999.
  • Нравственное воспитание на современном этапе. (Материалы конференции). - М.: МГПУ, 2001.
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред.Веракса Н.Е. 2014 – 368с.
  • Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010.

Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г.



Предварительный просмотр:

                                               Доклад для  единого городского методического дня для педагогических и руководящих работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений

 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Слайд 1.

Исходя из выступления наших коллег , мы видим что Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического воспитание, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы. Чтобы повысить интерес к экспериментированию и наблюдениям, активизировать работу по экологическому воспитанию, нами была разработана и реализована информационно- исследовательская метеостанция.

Слайд 2,3.метеостанции

С ее созданием у нас появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдениях на прогулках и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Таким образом, мы смогли не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике. . На участке детского сада мы выбрали 2 участка на которых создали две  «Метеостанции » . Все оборудование сделано сотрудниками детского сада. Детская метеостанция была выполнена компактно и теперь позволяет воспитанникам в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды. « Метеостанция » расположена таким образом, чтобы дети могли наглядно наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года.

Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.

Метеостанция со специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Слайд.задачи 4.5

Цель  у нас одна формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. , а вот задачи в старших группах становятся сложнее.

С детьми старшего возраста проводят опыты и эксперименты, которые затем фиксируют в дневниках наблюдений с помощью зарисовок или моделируют состояние погоды.

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать

Итак, что же представляет собой наши метеоплощадки

Слайд 6

Метеоплощадка в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время.

Воспитатель с детьми снимает данные с приборов метеоплощадки и заносит их в дневник наблюдений. Так же используется для проведения занятий на тему экология, знаний времен года, природных явлений.

Слайд7.8.9.10  Информационный стенд.

Здесь ребята уточняют знания о времени года, названии месяца, дни недели, части суток. В старшей группе добавляется дни недели.

На метеолощадке расположена МЕТЕОДОСКА,где дети самостоятельно делают

зарисовки погоды

Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр.

Слайд 11.12.13.  Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно»,«тепло»«жарко»(термометр на информационной стенде)

в отличие от бытовых термометров, которые показывают завышенную или заниженную температуру, термометры в метеорологической будке показывают «истинную» температуру, не искажённую какими-либо факторами окружающей среды.

• Что влияет на температуру воздуха на улице? (солнце)

Опыт. Как солнце может влиять на температуру воздуха. Дети измеряют температуру воздуха термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного под крышей домика, в тени.

Вывод: показания термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами выше, чем показания термометра, расположенного под крышей домика, в тени. Это происходит потому, что термометр нагревают солнечные лучи и показания его выше. А термометр, расположенный в тени, защищен от солнечных лучей, его показания ниже.

• Где температура воздуха ниже в помещении или на улице и почему?

Дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе. Делают вывод, что на улице температура воздуха ниже. - Почему в группе теплее,чем на улице: защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, влияет искусственное освещение.

. Сравнение температуры воздуха по месяцам. Воспитатель вместе с детьми каждый день измеряют температуру воздуха в течение двух месяцев. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха, и рисуются температурные графики. После чего дети сравнивают температуру воздуха одного месяца и другого. Например, почему

температура воздуха в октябре ниже, чем в сентябре?

Вывод: Температура воздуха в октябре ниже, чем температура воздуха в сентябре. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т. е. становятся длиннее, и они не могут сильно нагреть земную поверхность.

Сравнение температуры воздуха по сезонам. Воспитатель вместе с детьми каждый день измеряют температуру воздуха. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха, и рисуются температурные графики. После чего дети сравнивают температуру воздуха одного сезона и другого. Например, почему температура воздуха зимой ниже, чем летом?

Вывод: Температура воздуха зимой ниже, чем температура воздуха летом. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т. е. становятся длиннее, и они не могут сильно нагреть земную поверхность.

Слайд

Слайд 14(наблюдениу с шишками

Гигрометр – прибор для определения влажности

воздуха, им служит сосновая шишка. Если воздух

сухой – она раскрывается, если влажный –

закрывается.(нетрадиционное оборудование)

Слайд.15.барометр

Барометр. Человек с его пытливым умом веками постигал азы предсказания погоды у природы и сделал много выводов.  Наблюдая за ветвями елей, можно заметить, что перед дождем они повисают, а к приходу вёдра существенно поднимаются вверх. Вот и готовый, очень надежный и простой в изготовлении прибор, который можно иметь дома

Слайд.16

На высоком деревянном шесте прикреплен  ветряной рукав указатель направления и силы ветра.

Опыт № 1.Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал:Вертушка Ход опыта: Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Воспитатель организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

Какой бывает ветер?

Слайд шкала!7

В старших группах разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).помогает шкала…Шкала Бофорта - условная шкaлa для визуальной оценки и записи силы (скорости) ветра в баллах. Первоначально, была разработана английским адмиралом Френсисом Бофортом в 1806 г. для определения силы ветра по характеру её проявления на море. С 1874 г. данная классификация принята для повсеместного (на суше и на море) использования в международной синоптической практике.

А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора, веселья и игры. Тогда и усвоение материала будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.

Слайд 18        

4. Осадкомер.

Осадкомер - служит для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

Слайд 19

Снегомер - применяется для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова.

Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями.

Совместное изготовление дождемера из подручного материала.

Пластиковые бутылки и воронка, маркеры, скотч.

. Слайд 20

«Ловец облаков» настолько прост в обращении, что им могут легко пользоваться дети младшего дошкольного возраста.

Применение этого прибора формирует у детей представление о природе образования и разнообразии облаков. Учит сопоставлять полученные и имеющиеся данные методом сравнения, делать краткосрочные прогнозы погоды.

«Ловец облаков»состоит из:

композитного полотна со смотровым окном и изображением 8 видов облаков

пластиковой рамы, обеспечивающей вращение рабочего полотна ловца вверх-вниз, влево-вправо;

опорного столба, вкопанного в землю.

Для наблюдения за облаками с помощью данного прибора, следует встать лицом к рабочей стороне полотна (к картинкам облаков). Регулируя панель вверх-вниз и вправо-влево, следует навести смотровое окно на участок облачного неба. Затем вид в окне сравнивают с изображениями на «Ловце облаков».

Слай 21Солнечные часы

Слайд 22 Кормушки

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов. Работа продолжается не только на метеоплощадке, но и в группе в уголке природы. Ребята совместно с воспитателем заполняют календарь природы, рисуют рисунки, проводят опыты.

Для составления прогноза погоды заготовлены карточки (с видами облаков, солнца и т.д.)

      Метеоплощадка обеспечивает проведение практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонных явлений в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. Дети имеют возможность ежедневно поиграть «в метеорологов » , используя не только самодельные приборы, но и настоящие. У детей появился огромный интерес снять показание с приборов и составить прогноз погоды. Вывод: метеоплощадка способствует познавательному развитию ребёнка; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребёнка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения

       Планируем   следующей весной посадить  на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды» .Например: календулу, вьюнки, луговой клевер и фиалки. Перспективы:флюгер



Предварительный просмотр:

Выступление к презентации:

Сказка как средство духовно нравственного

воспитания дошкольников

Слайд 2.

 Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

       Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Слайд 3. 

  Так что же такое нравственность. Нравственность – это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопросы: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло.

Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Слайд 4

  Целью моей работы является  формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

Задачи: 1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками. 2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни. 3.  Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Чтобы понять что же сейчас происходит в мире со сказкой я хочу рассказать вам сказку.

Слайд 6

В некотором царстве, в детском государстве жила — была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Слайд 7

Но пришли «другие времена». Дети выросли и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры…И вот они сами стали родителями и поняли что с малышами надо играть ,надо их развлекать. Родителям стало не до детей. И стали они подсовывать детям свои телефоны, планшеты лишь бы дети не лезли со словами «Давай поиграем!» Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с различными стрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной.

Слайд 8

Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек. Сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков и их общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. И никто не знал как им помочь…

Слайд 9

Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка. Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».

Слайд 10

И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить — лекарство для детской души найдено!

Слайд 11

Реализация программы по  самообразованию  осуществляется по двум  направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.

Слайд 12.

 При совместной работе с детьми используют такие методы работы со сказкой как традиционные  и  нетрадиционные.

Слайд 13

Традиционные формы работы со сказкой использует словесные, практические и наглядные методы.

Слайд 14.

Работа со сказкой начинается с чтения сказок, для этого создаем библиотеку сказок.

Слайд 15,16,17

 и начинаем  работу над традиционными формами работы.

Слайд 18.

В качестве основных методов применяется драматизация отдельных сюжетов по сказкам.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность

        Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

        Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

        Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

        Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.

 Слайд 14

В качестве основных методов применяется драматизация отдельных сюжетов по сказкам.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, используют различные дидактические игры, например, «Встреча героев»«Звукорежиссеры»«Новая сказка»«Пропущенный кадр»«Сказочная цепочка».

Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать , из каких сказок эти персонажи?
1. “… Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка — внучку, внучка — Жучку…”. (“Лисичка — сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
2. “… Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем…”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка — хаврошечка”)
3. “… Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я — мышка — норушка, я — лягушка — квакушка…”. (“Колобок”, “Гуси — лебеди”, “Теремок”).

Слайд 31 мнемотаблицы

C:\Users\User\Desktop\самообразование Риты\самообразования\012 (1).jpg

C:\Users\User\Desktop\самообразования\Презентация_Сказка- как, средство духовно-нравственного воспитания дошкольника__files\img22.jpg

C:\Users\User\Desktop\самообразование Риты\самообразования\014.jpg

Выдающийся педагог современности Ш. А. Амонашвили писал: «…Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие.  Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым. Он не может не быть  порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность... В общем, чувство доброты есть корень всех благородных

качеств".


Помните, в “Сказке о рыбаке и рыбке” занятием старика было ловить неводом рыбу, мы тоже сейчас порыбачим. Рыбки, которых вы поймаете не простые, а с заданиями. (Ребята по очереди выходят к доске, “ловят” рыбку и отвечают на вопрос, который написан на обороте. Кто правильно ответит, тот поймал рыбку).
Вопросы на рыбках:
1. Кто являлся сторожем царя Дадона? (Петушок)
2. Как звали жениха мёртвой царевны? (Королевич Елисей)
3. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
4. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, к месяцу, к ветру).
5. Какими словами начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”? (Жил-был поп, толоконный лоб).
6. За какую плату согласился служить Балда попу? (за 3 щелчка по лбу)
7. Какими словами бранила старуха своего старика? (Дурачина ты..)
8. Назовите место встречи Балды с попом. (базар)
9. Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (33)
10. Какую песню поёт белочка в “Сказке о царе Салтане”? (Во саду ли…)
11. О каком времени года идёт речь в “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”? (о зиме)
12. Какое было 1 желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (корыто)