8. ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Малина Варвара Евгеньевна

Обобщение опыта по теме "Использование  интерактивных методов  в процессе взаимодействия  детей, педагогов и родителей в детском саду" (Презентация см. фотоальбом "использование интерактивных методов")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oboshchenie_opyta_interaktivnye_metody.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема: Использование интерактивных методов в работе с детьми и родителями в детском саду

Слайд 2 В своем выступлении я хотела бы ответить на вопросы:

- Почему меня заинтересовала эта тема?

- Что такое интерактивные методы?

- Как и какие интерактивные методы я реализовала на практике?

- Каковы результаты применения интерактивных методов?

 Слайд 2

Первый вопрос, который возникает это. Почему меня заинтересовала именно эта технология?

Слайд 4

Вся система дошкольного образования в данный момент находится в переходном периоде, который связан с обновлением педагогического сознания. Процесс это длительный, сложный и болезненный, который начался с введением ФГТ к ООП, а затем ФГОС ДО.

Для меня в практической работе наиболее актуальными и трудными при организации образовательного  процесса в соответствии с новыми требованиями являются следующие моменты:

- активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит), вместо того, чтобы стимулировать активность детей, применяя косвенные методы обучения и опираясь на личный опыт детей;

- ребенок остается объектом воздействий педагога, он руководит и управляет ребенком, что мешает развитию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ведь дошкольный возраст является сензитивным, другими словам наиболее благоприятным,  для развития этих качеств;

Слайд 5

В процессе поиска решения этих проблем я познакомилась с № 2/2014 журнала "Детский сад: теория и практика" "Интерактивные методы и технологии в системе дошкольного образования". Меня заинтересовала эта тема, и я познакомилась еще с рядом статьей на эту тему (журнал «Старший воспитатель» № 4,5/2014 г). Затем в книге О.И. Давыдовой и А.А. Майер «Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ» я прочитала об интерактивных методах организации родительских собраний. На мой взгляд, интерактивные методы в работе и с детьми и с родителями в детском саду, отвечают требованиям ФГОС ДО.

Слайд 6

 Так как, проанализировав интерактивные методы работы с детьми и родителями, я пришла к выводу, что они соответствуют принципы дошкольного образования ФГОС ДО, например, таким как:

- построение образовательной деятельности, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-  сотрудничество Организации с семьей;

Интерактивные методы направлены на решение следующих задач ФГОС ДО:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (создание комфортной интерактивной среды);

3) обеспечения преемственности образовательных программ различных уровней (использование интерактивных методов в школе);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (ценностное отношение к ребенку, его мнению, его творчеству);

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности (поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решения);

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (привлечение родителей с помощью интерактивных методов проведения собраний - методов фасилитации).

 Слайд 7

Что же такое интерактивные методы?

Слайд 8

Что же такое интерактивность? Это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем – либо (человеком). Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» - «взаимный, между» и «aktio» - действие.

Интерактивные методы обучения - это методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение детей в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать, общаться, изобретать, применять имеющийся у них опыт.

Слайд 9

Основные принципы применения интерактивных методов

  1. Свобода выбора - право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.
  2. Принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса.
  3. Принцип деятельности — обучение для и через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.
  4. Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.
  5. Обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: под водить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучение возможность вопроса обсуждения самого процесса обучения.

Слайд 10

При организации деятельности в интерактивном режиме необходимо соблюдение следующих правил:

■        Партнёрское общение.

■        Осознание поведения детей, сопереживание их состоянию.

■        Поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решения.

■        Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач.

■        Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, забавных историй.

■        Постоянное перемешивание малых групп, соблюдение правил работы, согласно которому как можно большее количество детей должны познакомиться между собой и поработать вместе.

Слайд 11

Но самое трудное – это изменить традиционную установку воспитателя.

 Применяя интерактивные методы, необходимо уметь, образно говоря, «постоять в чужих туфлях», посмотреть глазами детей на все вокруг, в том числе на себя. Нужно понимать и принимать внутренний мир своих воспитанников в безоценочной манере, вести себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относится к детям, тем самым создать условия для обеспечения и поддержки их образовательной деятельности и личностного развития в целом. И тут главная задача - не преподносить знания детям, а более практичная и приземленная - создать мотивацию и условия. Ведь наиболее качественное восприятие и усвоение материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.

Слайд 13

Как и какие интерактивные методы, я использовала в своей работе?

Слайд 14

 В своей работе с детьми я применяла такие интерактивные методы:

- мозговой штурм;

- кластер или логическая паутинка;

- корзина идей;

- работа в парах;

- большой круг;

- работа в малых группах.

Слайд 15

В ходе осуществления проекта «Скоро в школу мы пойдем» использовали метод логическая паутинка. Это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления.

1. Детям предлагалась картинка школы в центре доски.

2. Дети высказывают слова, предложения, которые приходят на ум в связи с темой школа, я быстро зарисовывала схематически или писала слова.

3. Затем дети устанавливали связи между словами и картинками (фото).

Слайд 16

Еще один метод «мозговой штурм» использовали с детьми при планировании деятельности по проекту. Сначала  дети высказывали свои идеи без всяких ограничений и критики, затем мы вместе с детьми обсуждали каждую идею и нужно или возможно её реализовать. Таким образом, мы с детьми, используя метод мозгового штурма, планировали свою деятельность по проекту (фото).

Слайд 17

Метод большого круга я использовала, при обсуждении  с детьми в старшей группе, во время непосредственно образовательной деятельности по  развитию логического мышления «Когда я вырасту я буду…»  Этот метод  позволил каждому ребенку высказываться и развить навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (фото).

Слайд 18

Метод корзина идей,  работа в парах и в малых группах я использую при проведении  непосредственно образовательной деятельности (расписать)+(фото)

Слайд 19

Фото

Слайд 20

Интерактивные методы я применяю и в работе с семьей. Чтобы родители включились в интерактивное общение можно использовать технологии фасилитации.

Фасилитация (англ.) производное т глагола facilitate – облегчать, помогать, способствовать.

Фасилитация – это совместная деятельность или общение (по типу «одна голова хорошо, а две головы лучше»), видимый результат совместных усилий, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.

Слайд 21

Наиболее оптимально использовать интерактивные методы при организации родительских собраний. Так как на данный момент даже самые заинтересованные родители не готовы слушать длинные лекции и доклады на темы, выбранные педагогами.