8. ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Обобщение опыта по теме "Использование интерактивных методов в процессе взаимодействия детей, педагогов и родителей в детском саду" (Презентация см. фотоальбом "использование интерактивных методов")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshchenie_opyta_interaktivnye_metody.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема: Использование интерактивных методов в работе с детьми и родителями в детском саду
Слайд 2 В своем выступлении я хотела бы ответить на вопросы:
- Почему меня заинтересовала эта тема?
- Что такое интерактивные методы?
- Как и какие интерактивные методы я реализовала на практике?
- Каковы результаты применения интерактивных методов?
Слайд 2
Первый вопрос, который возникает это. Почему меня заинтересовала именно эта технология?
Слайд 4
Вся система дошкольного образования в данный момент находится в переходном периоде, который связан с обновлением педагогического сознания. Процесс это длительный, сложный и болезненный, который начался с введением ФГТ к ООП, а затем ФГОС ДО.
Для меня в практической работе наиболее актуальными и трудными при организации образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями являются следующие моменты:
- активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит), вместо того, чтобы стимулировать активность детей, применяя косвенные методы обучения и опираясь на личный опыт детей;
- ребенок остается объектом воздействий педагога, он руководит и управляет ребенком, что мешает развитию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ведь дошкольный возраст является сензитивным, другими словам наиболее благоприятным, для развития этих качеств;
Слайд 5
В процессе поиска решения этих проблем я познакомилась с № 2/2014 журнала "Детский сад: теория и практика" "Интерактивные методы и технологии в системе дошкольного образования". Меня заинтересовала эта тема, и я познакомилась еще с рядом статьей на эту тему (журнал «Старший воспитатель» № 4,5/2014 г). Затем в книге О.И. Давыдовой и А.А. Майер «Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ» я прочитала об интерактивных методах организации родительских собраний. На мой взгляд, интерактивные методы в работе и с детьми и с родителями в детском саду, отвечают требованиям ФГОС ДО.
Слайд 6
Так как, проанализировав интерактивные методы работы с детьми и родителями, я пришла к выводу, что они соответствуют принципы дошкольного образования ФГОС ДО, например, таким как:
- построение образовательной деятельности, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
Интерактивные методы направлены на решение следующих задач ФГОС ДО:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (создание комфортной интерактивной среды);
3) обеспечения преемственности образовательных программ различных уровней (использование интерактивных методов в школе);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (ценностное отношение к ребенку, его мнению, его творчеству);
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности (поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решения);
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (привлечение родителей с помощью интерактивных методов проведения собраний - методов фасилитации).
Слайд 7
Что же такое интерактивные методы?
Слайд 8
Что же такое интерактивность? Это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем – либо (человеком). Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interaktio», что подразумевает «inter» - «взаимный, между» и «aktio» - действие.
Интерактивные методы обучения - это методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение детей в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать, общаться, изобретать, применять имеющийся у них опыт.
Слайд 9
Основные принципы применения интерактивных методов
- Свобода выбора - право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.
- Принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса.
- Принцип деятельности — обучение для и через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.
- Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.
- Обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: под водить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучение возможность вопроса обсуждения самого процесса обучения.
Слайд 10
При организации деятельности в интерактивном режиме необходимо соблюдение следующих правил:
■ Партнёрское общение.
■ Осознание поведения детей, сопереживание их состоянию.
■ Поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решения.
■ Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач.
■ Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, забавных историй.
■ Постоянное перемешивание малых групп, соблюдение правил работы, согласно которому как можно большее количество детей должны познакомиться между собой и поработать вместе.
Слайд 11
Но самое трудное – это изменить традиционную установку воспитателя.
Применяя интерактивные методы, необходимо уметь, образно говоря, «постоять в чужих туфлях», посмотреть глазами детей на все вокруг, в том числе на себя. Нужно понимать и принимать внутренний мир своих воспитанников в безоценочной манере, вести себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относится к детям, тем самым создать условия для обеспечения и поддержки их образовательной деятельности и личностного развития в целом. И тут главная задача - не преподносить знания детям, а более практичная и приземленная - создать мотивацию и условия. Ведь наиболее качественное восприятие и усвоение материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.
Слайд 13
Как и какие интерактивные методы, я использовала в своей работе?
Слайд 14
В своей работе с детьми я применяла такие интерактивные методы:
- мозговой штурм;
- кластер или логическая паутинка;
- корзина идей;
- работа в парах;
- большой круг;
- работа в малых группах.
Слайд 15
В ходе осуществления проекта «Скоро в школу мы пойдем» использовали метод логическая паутинка. Это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления.
1. Детям предлагалась картинка школы в центре доски.
2. Дети высказывают слова, предложения, которые приходят на ум в связи с темой школа, я быстро зарисовывала схематически или писала слова.
3. Затем дети устанавливали связи между словами и картинками (фото).
Слайд 16
Еще один метод «мозговой штурм» использовали с детьми при планировании деятельности по проекту. Сначала дети высказывали свои идеи без всяких ограничений и критики, затем мы вместе с детьми обсуждали каждую идею и нужно или возможно её реализовать. Таким образом, мы с детьми, используя метод мозгового штурма, планировали свою деятельность по проекту (фото).
Слайд 17
Метод большого круга я использовала, при обсуждении с детьми в старшей группе, во время непосредственно образовательной деятельности по развитию логического мышления «Когда я вырасту я буду…» Этот метод позволил каждому ребенку высказываться и развить навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (фото).
Слайд 18
Метод корзина идей, работа в парах и в малых группах я использую при проведении непосредственно образовательной деятельности (расписать)+(фото)
Слайд 19
Фото
Слайд 20
Интерактивные методы я применяю и в работе с семьей. Чтобы родители включились в интерактивное общение можно использовать технологии фасилитации.
Фасилитация (англ.) производное т глагола facilitate – облегчать, помогать, способствовать.
Фасилитация – это совместная деятельность или общение (по типу «одна голова хорошо, а две головы лучше»), видимый результат совместных усилий, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.
Слайд 21
Наиболее оптимально использовать интерактивные методы при организации родительских собраний. Так как на данный момент даже самые заинтересованные родители не готовы слушать длинные лекции и доклады на темы, выбранные педагогами.