6. САМООБРАЗОВАНИЕ

Тимофеева Ульяна Анатольевна

Освоение проектного метода обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniepowerpoint_2.pptx208.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСВОЕНИЕ проектного метода обучения Воспитатель: Тимофеева У.А. 2018 г.

Слайд 2

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ФГОС

Слайд 3

«Устремляйтесь к самому большему, ибо назначившие себе малый круг, называются обреченными, и все возможности для них пройдут тем же радиусом». Е.Рерих

Слайд 4

Что такое проект? «Проект» ( лат.) «выброшенный вперѐд », «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Слайд 5

актуальность «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Слайд 6

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОЕКТЫ?

Слайд 7

 Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.  Помогают осваивать детьми окружающую действительность.  Способствуют развитию творческих способностей.  Способствуют умению наблюдать, слушать.  Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать.  Способствуют развитию мышления, внимания, воображения.  Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.  Развивают, память, речь

Слайд 8

Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе: •Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребѐнка ). • Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность). •Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы). •Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе). •Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути еѐ решения). •Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования). •Система инновационной оценки " портфолио " (проведение мониторинга достижений каждого ребѐнка , для определения индивидуальной траектории развития личности)

Слайд 9

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ДОУ Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов , способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса

Слайд 10

ВИДЫ ПРОЕКТОВ

Слайд 11

По доминирующей в проекте деятельности: Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник). Ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Ознакомительно-ориентировочный (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка , проект правил группы, витражи и т.д.) Комбинированные (универсальные) - представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

Слайд 12

По характеру содержания включают:  Монопроекты (1 образовательная область) – чаще применяются в школе (биология, история…). Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Интегративные ( межпредметные ) (2 и более образовательных областей) – в основном используются в ДОУ.)

Слайд 13

По количеству участников в проекте: индивидуальные групповые парные фронтальные По продолжительности выполнения проекта: краткосрочные(мини-проекты – несколько занятий, 1-4 среднесрочные(от 1 месяца) долгосрочные (полугодие, учебный год)

Слайд 14

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой) Тип проекта Содержание Возраст детей Исследовательско - творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна Старшая группа Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Вторая младшая группа Информационно-практико - ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Средняя группа Творческий Творческий Вторая младшая группа

Слайд 15

ПРОЕКТ –ЭТО ПЯТЬ П ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ) ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРОДУКТ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 16

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ I Подготовительный этап II Организация проектирования III Проектирование IV Презентация

Слайд 17

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП  Определить вид проекта  Определить цели и задачи развития обучения, воспитания  Обеспечить информационное, учебно - материально-техническое оснащение проекта  Составить план –схему  Продумать каким образом можно включить детей и родителей в проект

Слайд 18

ПЛАН-СХЕМА ПРОЕКТА Тема и еѐ происхождение  Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта  Необходимые материалы  Вопросы к детям по предлагаемому проекту  Что мы знаем? Что мы хотим узнать?  Как нам найти ответы на наши вопросы?  Оценка. Что нового узнали? ( с точки зрения детей и родителей)  Предложения по расширению и совершенствованию проекта

Слайд 19

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Организовать группы  Поставить цели, задачи проекта  Распределить обязанности внутри группы  Предложить возможные способы презентации ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА Сбор необходимой информации и оформление еѐ в виде альбома, схем, карточек, игрового оборудования; Знакомство с литературой, видеоматериалом, иллюстрациями, предметами по теме ПРЕЗЕНТАЦИЯ Презентация готовых продуктов ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Определение задач для новых проектов

Слайд 20

Формы презентации газета спектакль, концерт реклама- рассказ, буклет занятие выставка, конкурс праздник Способы разработки проектов: Системная паутинка по проекту; Модель трѐх вопросов Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

Слайд 21

Системная паутинка по проекту Познание ведущая деятельность - познавательно- исследовательская, формы: Чтение художественной литературы ведущая деятельность - чтение, формы: Коммуникация ведущая деятельность - коммуникативная, формы: Социализация ведущая деятельность - игровая, формы: Труд ведущая деятельность - трудовая, формы: Безопасность интеграция разных видов деятельности, формы: Здоровье интеграция разных видов деятельности, формы: Физическая культура ведущая деятельность - двигательная, формы: Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами формы: Художественное творчество ведущая деятельность - продуктивная, формы: Музыка ведущая деятельность - музыкально- художественная, формы: Режимные моменты интеграция разных видов деятельности, формы:

Слайд 22

Модель « трѐх вопросов» ЧТО ЗНАЮ? (Содержание, то что дети уже знают) ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? (План (тема проекта)) КАК УЗНАТЬ?(Источники новых знаний, т. е. средства)

Слайд 23

Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек) •Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности). •Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов). •Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы). •Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно). •Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера). •Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта). •Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

Слайд 24

МАТРИЦА ПРОЕКТА 1 лист - Титульный Указывается детский сад, тема проекта, группы, год, место проведения (город) 2 лист Указывается вид проекта, продолжительность проекта, участники проекта Далее указываются этапы проекта 1 этап Целеполагание Формулирование проблемы, в ыдвижение гипотезы, актуальность проекта, о пределение целей и задач проекта, предполагаемые итоги проекта, и тоговое мероприятие проекта. Изучение и обобщение теоретических и методических материалов, интернет - ресурсов по проблеме, п одбор методической научно-популярной и художественной литературу, иллюстративного материала, с оставление «системной паутинки» знаний. Собеседование с детьми по выяснению уровня знаний детей по теме проекта в старших и подготовительных группах. Разработка этапов реализации проекта, перспективного плана мероприятий, п ланирование предметно-развивающей среды.

Слайд 25

МАТРИЦА ПРОЕКТА Этапы реализации проекта для старших, подготовительных групп, где дети выступают, как участники проекта и участвуют в проектировании деятельности (детский проект внутри педагогического проекта) Этапы реализации Деятельность педагога. Деятельность детей. Формы реализации проекта . 1.Целепола­гание. 2.Разработка проекта (предвари­тельная работа). 3.Выполне­ние проекта ( практическая часть). 4.Подведение итогов.

Слайд 26

МАТРИЦА ПРОЕКТА Этапы реализации проекта для младших , средних групп, где дети выступают, как участники 2 этап Разработка проекта Этапы реализации. Деятельность педагога. Деятельность детей. Формы реализации проекта. 1. Разработка проекта (предвари­тельная работа). 2.Выполнение проекта (практическая часть). 3.Подведение итогов.

Слайд 27

МАТРИЦА ПРОЕКТА 3 этап Реализация проекта План мероприятий 4 этап Подведение итогов, презентация проекта Обобщение и систематизация опыта по данной теме; Презентация проекта. Месяц Содержание работы. Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март * Апрель

Слайд 28

Литература • Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. • Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.:ТЦ Сфера,2010. ( Приложение к журналу «Управление ДОУ») • Пашкевич Т.Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации, диагностические материалы, задания и упражнения/ Волгоград:Учитель,2012 . • Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6

Слайд 29

В ходе реализации проекта сформировались ключевые компетентности Технологическая Информационная Социально-коммуникативная - Умение планировать этапы своей деятельности. - Умение довести начатое дело до конца. - Умение устанавливать причинно-следственные связи . Умение ориентироваться в информационных источниках. - Умение делать выводы из полученной информации. - Умение задавать вопросы по данной теме. - Умение получать необходимую информацию в общении. - Умение принимать участие в коллективных делах. - Умение уважительно относиться к окружающим людям. - Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых