Главные вкладки
Мониторинг метапредметных и личностных достижений
Здесь представлены различные методики для мониторинга УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazateli_sformirovannosti_uud.docx | 35.76 КБ |
monitoring.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Показатели сформированности
универсальных учебных действий
Оцениваемые параметры | Уровень сформированности | |||||||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||||||||
I Сформированность личностных УУД | ||||||||||||
1.1 | Сформирован ность учебно-познаватель ного интереса | проявляет устойчи вый интерес к любому учебному материалу, как фактическому, так и к теоретическому, старательно и с желанием выполняет любые задания учителя | проявляет интерес преимущественно к новому фактическому учебному материалу, ученик проявляет познавательную активность преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем | обнаруживает безразличное или негативное отношение к учебной деятельности, неохотно включается в выполнение заданий, не принимает помощь со стороны учителя, охотно выполняет лишь привычные действия, чем осваивает новые | ||||||||
1.2 | Принятие и соблюдение норм школьного поведения | всегда соблюдает правила и нормы поведения в школе и на уроке | знает и старается соблюдать правила школьного поведения, нарушая их, как правило, под влиянием других | нормы и правила школьного поведения не соблюдает, игнорируя либо не осознавая их | ||||||||
1.3 | Самооценка | во всем реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть сниженная самооценка) | в основном реально оценивает себя, свои достижения и возможности (допустима чуть завышенная самооценка) | чрезмерно завышенная или сниженная самооценка, некритичность к своему поведению | ||||||||
1.4 | Нравственно-этическая ориентация | выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при осуществлении морального выбора дает адекватную нравственную оценку действий её участников, ориентируясь на мотивы их поступков, умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы | выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), ориентируясь на чувства и эмоции ее участников, в оценке их действий ориентируется на объективные следствия поступков и нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) | не выделяет моральное содержание ситуации (рассказа), при оценке морального выбора участниками ситуации отсутствует ориентация на нормы социального поведения (ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи).
| ||||||||
1.5 | Эмоциональ ная отзывчивость | всегда сопереживает и стремится сразу оказать помощь другим
| способен к сопереживанию, но сразу оказать помощь другим не стремится | переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других | ||||||||
| II Сформированность регулятивных УУД | |||||||||||
2.1 | Действие целеполагания | самостоятельно ориентируется в практических заданиях, учебная задача удерживается и регулирует весь процесс выполнения задания; с помощью учителя ориентируется в заданиях теоретического характера | ориентируется в практических заданиях с помощью учителя, осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется | способен принимать только простейшие задания, даваемые учителем в форме простого указания и не предполагающие выделение промежуточных целей; предъявляемое задание осознается ребенком частично, он ведет себя хаотично, не зная, что именно надо делать | ||||||||
2.2 | Действие планирования
| может совместно с взрослым планировать последовательность выполнения задания и успешно самостоятельно работать по плану | в сотрудничестве с учителем ученик способен выделить учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; способен работать по предложенному плану при незначительном контроле учителя | копирует действия учителя, плохо осознавая их направленность и взаимосвязь, самостоятельно работать по предложенному педагогом плану не может | ||||||||
2.3 | Действия контроля и коррекции
| ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; находит, исправляет и объясняет ошибки после решения задачи; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает | контроль выполняется неосознанно лишь за счет многократного выполнения задания, схемы действия или носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий; сделанные ошибки исправляет неуверенно | ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок; не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников | ||||||||
2.4 | Действие оценки
| умеет самостоятельно оценить свои действия, показать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия | не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя; может оценить действия других учеников | ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя; отметку данную учителем воспринимает некритически, не воспринимает аргументацию оценки; | ||||||||
2.5 | Саморегуля ция | помнит и удерживает правило, инструкцию во времени; выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; способен тормозить свои импульсивные поведенческие реакции | помнит, но не всегда выполняет правила, инструкции; не всегда выполняет и заканчивает действие в требуемый временной момент; не всегда может сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке | не выполняет и забывает инструкцию, не выполняет и не стремится выполнить задание до конца; не способен сдерживать свои импульсивные поведенческие реакции на уроке | ||||||||
| III Сформированность познавательных УУД | |||||||||||
3.1 | Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке | способен самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий | самостоятельно, но требуя дополнительных указаний со стороны учителя, находит необходимую информацию для выполнения учебных заданий | не может без помощи педагога найти необходимую информацию для выполнения учебных заданий | ||||||||
3.2 | Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем | при незначительной помощи со стороны учителя отличает новое от уже известного | с помощью учителя способен отличать новое от уже известного | даже при помощи со стороны педагога плохо отличает новое от уже пройденного | ||||||||
3.3 | Умение делать выводы | способен при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам рабо ты | совместно с педагогом или одноклассниками может сделать выводы по результатам работы | даже при значительной помощи со стороны педагога не может сделать выводы по результатам работы | ||||||||
3.4 | Анализ объектов с целью выделения существенных признаков | может самостоятельно выделить существенные признаки сравниваемых объектов | выделяет существенные признаки сравниваемых объектов по наводящим вопросам педагога | затрудняется в выделении существенных признаков сравниваемых объектов | ||||||||
3.5 | Группировка и классификация объектов | практически самостоятельно осуществляет эти операции на соответствующем возрасту предмет ном материале | осуществляет эти операции при помощи наводящих вопросов взрослого | данные логические операции для ребенка недоступны | ||||||||
3.6 | Установление причинно-следственных связей | способен самостоятельно определить причинно-следственные связи на доступном учебном материале | определяет причинно-следственные связи, но, как правило, по наводящим вопросам взрослого | не может установить причинно-следственные связи даже при значительной помощи взрослого | ||||||||
3.7 | Умение выявить аналогии на предметном материале | часто способен самостоятельно выявить аналогии на предметном материале | по наводящим вопросам взрослого может выявить аналогии на предметном материале | даже при значительной помощи взрослого затрудняется в выявлении аналогии на предметном материале | ||||||||
3.8 | Умение использо-вать знаково-символические средства для созда-ния моделей и схем
| ребенок быстро понимает инструкцию, может выполнять действие кодирования вначале по образцу, а затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок | понимает инструкцию, может выполнить задание кодирования по образцу, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работает крайне медленно | не понимает или плохо понимает инструкцию по созданию модели или схем, не понимает как передавать логические или числовые отношение знаково-символическими средствами, не может выполнить задание даже по образцу | ||||||||
| IV Сформированность коммуникативных УУД | |||||||||||
4.1 | Умение работать в паре и группе | согласует свой способ действия с другими; сравнивает способы действия и координируют их, строя совместное действие; следит за реализацией принятого замысла | приходит к согласию относительно способа действия при участии учителя; испытывает затруднения в координации совместного действия, допускает ошибки при оценивании деятельности других | не пытается договориться или не может прийти к согласию, настаивая на своем; не умеет оценивать результаты деятельности других детей; | ||||||||
4.2 | Умение оформлять свою мысль в устной речи | умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне небольшого текста | умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения | не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи | ||||||||
4.3 | Умение выразительно читать и пересказывать текст | чтение без ошибок и с интонацией, полно и точно пересказывает содержание текста | чтение с небольшим количеством ошибок, старается соблюдать интонацию, пересказывает текст с незначитель ными искажениями содержания | чтение с большим количеством ошибок, побуквенно-слоговое, без интонации; пересказывает текст со значительыми искажениями его содержания | ||||||||
4.4 | Сформирован ность норм в общении с детьми и взрослыми | знает и соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | знает, но иногда не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми | ||||||||
4.5 | Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности | в групповой работе может одинаково успешно выполнять любую заданную роль | в групповой работе может успешно выполнять заданную роль при постоянной поддержке учителя | в групповой работе по заданию учителя может успешно выполнять роль только исполнителя | ||||||||
Таблица сформированности
универсальных учебных действий учащихся класса
Показатели сформированности универсальных учебных действий | № учащегося по списку в классном журнале | Средний балл по классу | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
I Сформированность личностных УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 Сформированность учебно-познавательного интереса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 Принятие и соблюдение норм школьного поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 Самооценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4 Нравственно-этическая ориентация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5 Эмоциональная отзывчивость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II Сформированность регулятивных УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 Действие целеполагания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 Действие планирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3 Действия контроля и коррекции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4 Действие оценки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5 Саморегуляция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III Сформированность познавательных УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3 Умение делать выводы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.5 Группировка и классификация объектов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.6 Установление причинно-следственных связей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.7 Умение выявить аналогии на предметном материале |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV Сформированность коммуникативных УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1 Умение работать в паре и группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др.) в соответствии с задачами учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Мониторинг сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…»
Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.
Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся каждый учитель, начиная с 1 класса, заполняет « Таблицы образовательных результатов».
Какие бывают таблицы образовательных результатов?
Бывают таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: Литературное чтение (1-4 кл.), Русский язык (1-4 кл.), Математика (1-4 кл.), Окружающий мир (1-4 кл,), Технология (1-4 кл.), Изобразительное искусство (1-4 кл.) т.е. по всем предметам инвариантной части учебного плана
Также таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: Регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Познавательные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Коммуникативные универсальные учебные действия (1-2 кл., 3-4 кл.).
Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1-2 кл., 3-4 кл.).
Как составляются таблицы результатов?
Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик, которые определены программами ОС « Школа России»
В каком виде могут существовать таблицы образовательных результатов?
Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.
Где размещаются таблицы образовательных результатов?
Таблицы образовательных результатов могут размещаться в «Рабочем журнале учителя» – бумажном или в электронном варианте. Рабочий журнал учителя» является не отчётным документом, а является блокнотом для рабочих записей.
Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.
Когда заполняются таблицы образовательных результатов?
Мы заполняем эти таблицы ОР после выполнения учеником предметных контрольных работ( один раз в четверть – обязательно)
– метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно)
Как заполняются таблицы образовательных результатов?
В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. В 1 классе мы выставляем «+ » и «-», а начиная со 2 класса вводятся отметки
Как пользоваться таблицами образовательных результатов ?
1-й шаг: Перед проверкой контрольных работ учеников взять таблицу предметных результатов (в бумажном или электронном варианте «Рабочего журнала учителя») и отметить в ней в графе соответствующих умений номера заданий контрольной работы, проверяющих эти умения.
Пример (Окружающий мир, 3 кл.):
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» | |
1. Илья А. |
2-й шаг: Взять контрольную одного ученика, проверить первое задание, выставить отметку на полях работы рядом с заданием.
3-й шаг. Перенести эту отметку в таблицу результатов в колонку соответствующего умения (в бумажный или в электронный вариант «Рабочего журнала учителя»).
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» | |
1. Илья А. | 4 |
4-й шаг. Проверить второе задание, выставить отметку на полях работы и так же перенести её в таблицу умений.
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» | |
1. Илья А. | 5 | 4 |
5-й шаг. Проверить работу ученика до конца, перенести отметки за каждое задание в соответствующие графы таблицы.
6-й шаг. Проверить работы всех учеников, перенося отметки за каждое задание в соответствующие графы.
2) Как анализировать таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов?
1-й шаг. Проанализировать таблицу по вертикали по классу в целом. Если это бумажный вариант «Рабочего журнала учителя» – сделать устный вывод о том, какие умения развиты хорошо, а какие требуют дальнейшего развития (при необходимости – письменный вывод).
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» | |
Влад У. | 5 | 3 | 4 |
Саша Ф. | 4 | 3 | 5 |
… | |||
Выводы: | Например:Более половины учеников освоили умение на «хорошо» и «отлично» | Например: Большая часть учеников лишь осваивает это умение («норма» и «ниже нормы»). Требуется дополнительная система заданий в следующей четверти. |
2-й шаг. Проанализировать таблицу по горизонтали (результаты каждого ученика). Если это бумажный вариант, сделать для себя устный вывод о необходимой помощи в развитии (в особых ситуациях – письменный вывод)
Пример:
Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой | Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека | Приводить примеры живых организмов разных «профессий» | Выводы: | |
Алина Н. | 4 | 2 | 4 | Все умения освоены хорошо, кроме умения «объяснять значение круговорота». Необходима индивидуальная коррекция. |
3-й шаг. Провести контрольную в следующей четверти и выставить отметки в те же колонки.
4-й шаг. Сравнить результаты по умениям, повторяющимся в разных контрольных. Если это бумажный вариант, сделать устный вывод о динамике развития – улучшении или ухудшении результатов класса или отдельных учеников. 5-й шаг. Спланировать действия по улучшению результатов.
3) Как переносить отметки за контрольные работы из таблиц предметных результатов в официальный журнал?
1-й шаг. В таблицу результатов по предмету (в своём «Рабочем журнале») учитель выставляет все необходимые отметки (например, только за все задания контрольной работы – один раз в четверть) в той шкале отметок, которую он выбрал.
В официальный журнал выставляются:
- либо все эти отметки в графы дней, когда изучалась тема, по которой проводилась контрольная работа (если не возражает администрация ОУ),
- либо только одна отметка за контрольную в целом, выводимая как среднее арифметическое.
Таблицы предметных результатов может вести не только учитель, но и ученик. В Дневнике школьника 2-4 класса на с.112-119 размещены эти таблицы.
«Дневник школьника» (в т.ч. «Личный еженедельник первоклассника») не является отчётным документом. Это инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника. Наши ученики фиксируют в таблицах Дневника свои образовательные достижения в виде:
- отметок (за контрольные работы, за отдельные задания, проекты и т.п. 2-4классы),
- самооценок (слов-характеристик, знаков 1 класс).
Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.
4) Как научить учеников ИНОГДА пользоваться таблицами ПРЕДМЕТНЫХ результатов?
1-й шаг. В конце четверти выделить время на уроке для анализа таблиц образовательных результатов в дневниках.
2-й шаг. Предложить ученикам прочитать первое умение в таблице результатов и устно привести примеры, когда и в каких заданиях им требовалось это умение.
3-й шаг. Попросить учеников: «Самостоятельно оцените, насколько вы этому научились – поставьте «+» или не ставьте «+». Или попросить учеников поставить себе отметку по принятой в классе шкале. Например: «5» (делаю это отлично, без ошибок), «4» (делаю это хорошо, иногда с ошибками) и т.д.
4-й шаг. Обсудить с учениками, на проверку каких умений были направлены задания контрольной работы. Показать, как поставить их номера в таблицы результатов в своих дневниках.
5-й шаг. Раздать ученикам контрольные работы (с выставленными отметками) и попросить их перенести отметки в соответствующие графы таблицы результатов в дневниках. Примечание: в первый раз многим ученикам придётся помогать, дополнительно объяснять, что и куда надо поставить.
6-й шаг. Предложить каждому сравнить свою самооценку с результатами контрольной работы и сформулировать вывод: «Какие у меня достижения и что мне надо сделать лучше?»
7-й шаг. Выборочно попросить учеников озвучить свои выводы. Подчеркнуть: «Сейчас каждый из вас ставил перед собой цель, которую надо достичь в следующей четверти».
Таким образом, работая с таблицами предметных достижений учитель наглядно сможет увидеть на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.
II. Как мы оцениваем метапредметные результаты?
Точно так же можно работать с таблицами МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов, только их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», «+»/отсутствие «+»или в процентном соотношении, как мы делаем в нашей школе.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД( Регулятивных УУД, Познавательных УУД и Коммуникативных УУД.
Какими средствами контролируются метапредметные и личностные результаты?
Главное средство контроля – специальные диагностические работы:
- задания по отдельным универсальным учебным действиям;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
Мы используем специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (УУД) для 1-4 классов, которые созданы в рамках Образовательной системы «Школа 2100» и выпущены издательством «Баласс» на бумажных носителях.
Данная диагностика включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырех вариантах. Первая работа включает задания на выявление метапредметных и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она дает возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные).
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что дает возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Как оцениваются диагностические работы по УУД ?
В специальных диагностических работах, направленных на выявление метапредметных и личностных результатов, которые созданы в ОС «Школа 2100», выполнение каждого задания состоит из нескольких действий.
Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл. Сумма баллов за задание переводится в 100-балльную шкалу. Каждое задание показывает овладение каким-то действием (умением). Соответственно по каждому действию (умению) можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него).
Описание этого состояния словами – это качественная оценка.
Цифра в виде % по данному действию – количественная отметка.
Для мониторинга сформированности метапредметных результатов нами были разработаны следующие уровни сформированности УУД.
Низкий уровень - 0-50%
Средний уровень– 51-71%
Высокий уровень – 71-100%
Также были составлены Таблицы по диагностике метапредметных результатов.
Сначала учитель заполняет таблицы проверочных работ, затем интегрированных, а после этого переносит результаты в Сводную таблицу.
Результаты диагностики анализируются как по вертикали ,так и по горизонтали и делаются определенные выводы.
Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).