Взаимодействие с родителями

Симон Наталья Владимировна

/

 
В образовательном учреждении детского сада, мною переодически проводятся мастер-классы, посвященные тематическим праздникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МАДОУ г.Нижневртовска

ДС№5 «Мечта»

____________Е.В.Радзевикака

Прикакз №360 от 01.10.2021г.

ПЛАН

взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

на 2021-2022 учебный год

Изобразительное искусство

п/п

Дата

Форма

Содержание

1

октябрь

Индивидуальная беседа-консультация

«по итогам мониторинга»

2

октябрь

Беседа

«Уголок творчества дома»

3

ноябрь

Консультация

«Рисуем вместе с ребенком»

4

январь

Мастер-класс

«Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

5

февраль -

март

Консультация

«Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка»

6

апрель

Семейная гостиная

«Пластилин, какой он. Проблемы лепки»

7

май

Консультация

«Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук».

Учёт взаимодействия воспитателя по ИЗО

С родителями ребёнка-инвалида с ОВЗ

 

№п/п

Дата

Содержание

Ф.И.О.

родителя

(законного представителя)

Роспись

родителя

 (законного

представителя)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему «Рисуем вместе с ребенком»

     Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к самовыражению через творчество. Не говоря уже о том, что занятие поможет навсегда решить проблему свободного времени, разовьет память, наблюдательность и фантазию.

Дети довольно рано осваивают карандаши, ручки и фломастеры. Годовалые малыши азартно чертят, чиркают и «калякают» на всем, что подвернется им под руку. Открыв тайну «волшебных палочек», которые оставляют разноцветные линии, дети начинают испытывать их всеми доступными способами. Это важный предварительный этап, репетиция. Трудность настоящего периода детского творчества для родителей заключается в том, что маленькие художники пока еще не знают ограничений. Их цветные каракули можно увидеть где угодно: на одежде, на стенах, скатертях. В тетрадях старших братьев и сестер. Некоторые обожают рисовать на собственных руках, ногах, приводя взрослых в ужас. Любопытство, помноженное на желание экспериментировать. Заставляет их с фломастером в руках осваивать все новые территории. Именно поэтому родителям нужно запастись терпением. Любые ограничения, которые устанавливают взрослые, зачастую воспринимаются как «нельзя рисовать». Поэтому на первых домашних уроках маленький художник должен усвоить простое правило: рисовать на бумаге гораздо интереснее, чем на чем-либо еще. Со временем вы можете предложить ему и другие материалы (холст, картон, керамику), но для начала большой белый лист – идеальный плацдарм для экспериментов с карандашами и фломастерами. Не бойтесь творить вместе с детьми, им это должно понравиться.

Рекомендации родителям:

  1. Заинтересуйте ребенка рисованием. В три года ребенок уже может взять в руки кисточку. Для работы с гуашью достаточно выбрать несколько основных цветов и, аккуратно выложив немного краски в блюдца, чуть-чуть развести водой. Не обязательно следить за тем, чтобы ребенок достиг в этом возрасте точное сходство с реальными предметами. 2-3-х летний малыш только знакомится с цветами и красками, и задача взрослых – показать ему их разнообразные возможности. Кончик карандаша может чертить прямую линию, а может оставлять плавные «волны», острые «молнии», «кудрявые» загогулины. Яркие цветочные пятна, которые делает кисточка, сами по себе красивы. Если какие-то из них напоминают вам животное или что-то еще, можно показать ребенку чудесное превращение желтого пятна в цыпленка, зеленого — в крону дерева, голубого — в тучу, из которой накрапывает дождь.
  2. Не ограничивайте творчество маленького живописца. Чтобы не ограничить творчество начинающего живописца рамками форматного листа, расстелите на полу большой лист бумаги (можно использовать чистую сторону старых плакатов, календарей, обои), по которому можно ползать и рисовать каракули любого размера.
  3. Не бойтесь экспериментировать. Для экспериментов с красками могут пригодиться самые неожиданные вещи: катушки ниток, ластики, пробки – их можно использовать в качестве печатей, кусочки поролона, старые зубные щетки, перышки. Для рабочей спецовки можно выбрать что-нибудь из старых вещей, которую можно пачкать.

Каждый ребенок видит окружающий его мир по-разному, но это виденье он всегда может рассказать словами. А ведь так хочется поделиться своим открытием, рассказать о том, что ему понравилось, удивило или даже испугало. И именно детский рисунок становится таким отражением и рассказом малыша.

Первые детские рисунки, конечно, еще не являются чем-то шедевральным и концептуальным. Сначала это просто горизонтальные линии, потом ребенок учится рисовать вертикальные, затем кружочки, и только потом – соединять все это в один сюжет. Если даже вы еще не понимаете, что рисует малыш, он все равно – САМЫЙ ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК В МИРЕ! Помните, ни одна похвала в этом деле не будет лишней.

 

        

Консультация для родителей

«Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка»

Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические действия, которые дети должны освоить. Крупская Н. К. считала, что «игра для дошкольников – способ познания окружающего мира».

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. К техническому типу относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. В техническом конструировании – дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.

К художественному типу относится конструирование из бумаги и природного материала. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Например, «весёлый клоун», «прекрасный принц».

Создание конструкций из бросового материала может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от той цели, которую ставит перед собой сам ребёнок, либо взрослый перед ним.

Конструирование – это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления).

Наиболее доступным для детей является конструирование из строительного материала. Детали строительных наборов из дерева представляют собой правильные геометрические тела. Это даёт детям возможность получить конструкцию предмета, передавая пропорции частей и симметричное их расположение.

Заниматься с ребёнком конструированием необходимо, т. к.:

  • ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность; создаёт основу для развития фантазии и воображения;
  • развивает мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза;
  • конструирование способствует знакомству с сенсорными признаками предметов (цветом, формой, величиной) и помогает научиться оперировать ими;
  • оперирование с деталями конструктора позволяет формировать и совершенствовать определённые типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое соизмерение и зрительное соотнесение;
  • на основе практических действий с конструктором осуществляется развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • строительные игры, которые несут практическую, проблемную направленность активизируют детей, способствуют переносу освоенных умений на другие ситуации;
  • благодаря созданию материальных конструкций абстрактные понятия (как величина) могут быть представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме;
  • конструирование способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных соотношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко.
  • В процессе конструирования дети усваивают правильное употребление относительных понятий: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. Также они упражняются в точном словесном указании направления (над – под, сзади – спереди, вправо – влево и т.д.

Семейная гостиная

«Пластилин, какой он. Проблемы лепки»

Цели:

  1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики и её развитии при занятиях лепкой.
  2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.

Задачи:

  • актуализировать знания родителей о значении занятия лепкой в развитии мелкой моторики рук.
  • сформировать у родителей представления о роли развития мелкой моторики через занятия лепкой.
  • Познакомить с разновидностями пальчиковых игр для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.

Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его. Спешим разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно, использовать.

Для чего нужно лепить из пластилина?

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.

Какой пластилин лучше?

Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть не слишком твердым, не слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно-попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться. Мы предложили родителям попробовать слепить из твёрдого и мягкого пластилина (колбаску и шарик).

C чего начать занятия по лепке из пластилина.

Во-первых, помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин, но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).

Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего малыша, не требуйте от него слишком многого. Помните, что ребенок только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с приемами лепки.

Как и что лепить из пластилина с ребёнком

Выбор цвета

Сначала определитесь с тем, что вы со своим ребёнком собираетесь слепить. Далее начните с выбора цвета пластилина: предложите ребёнку самому выбрать, цвет пластилина. Главное, чтобы ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребёнка — ваши предпочтения могут сильно расходиться.

Разминка

Когда цвет выбран, то не ждите, что ребёнок сам начнёт что-то лепить. Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно к лепке.

Основные действия

Покажите ребенку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку… В общем, следуйте основным действиям, описанным выше.

Кусочки

Отщипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий детей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте» нарисованную елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т. д.

«Колбаски» и шарики

Катайте «колбаски» и шарики из пластилина: двумя ладошками или одной ладошкой о кусок картона или бумаги. Получившуюся «колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики можно раздавливать пальчиками.

Облепливание

Предложите ребёнку облепить пластилином стакан или любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или любым другим материалом – получится отличная ваза.

Пластилин и другие материалы

В лепке из пластилина можно (и нужно) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т. д. Раскатайте из пластилина лепешки (или ребёнок сам сделает лепёшки) и предложите ребенку прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки).

Пальчиками играем – моторику и речь развиваем

Когда ребёнок немного полепил, предложите ему пальчиковую игру. Во-первых чтобы он не переутомлялся при занятии лепкой. Во вторых пальчиковая игра развивает мелкую моторику рук и при этом развивает речь ребёнка. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

 

        

Наглядная информация

Беседа с родителями за круглым столом «Уголок творчества дома»

Цель: проконсультировать родителей, как можно организовать дома изобразительную деятельность ребёнка; как проявлять уважение к художественным интересам и работам ребёнка; как создать условия дома для самостоятельного художественного творчества.

Любая деятельность детей, а художественная особенно, требует соответствующей организации предметно – развивающей среды. Для домашних занятий рисованием, важно правильно подобрать необходимый изобразительный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными.

Чтобы создать игровую ситуацию, заинтересовать вашего маленького художника, перед рисованием прочтите стишок, немногословно и чётко объясните задание. На белом листе покажите ребёнку, что и как нужно изобразить. Попросите повторить. Тема рисования может быть разнообразной: дома, транспорт, посуда, одежда, игрушки. Для того чтобы создать ситуацию успеха занятие должно проходить в форме сотворчества: вы рисуете контур, ребёнок дорисовывает. Например, вы контур животного, ребёнок шёрстку штрихами (карандашом) или мазками (кисточкой). Не пугайтесь не равномерности повторения форм, главное чтобы ребёнок понял задание и получил удовольствие от его выполнения.

Ребёнку обязательно нужно чувствовать, что у него получается. Поэтому задание должно быть по силам. Не требуйте от своего малыша усидчивости, не заставляйте его и не показывайте несколько заданий сразу.

Для ребёнка каждый шаг – ступенька к познанию нового. Помните это и хвалите за каждый результат. Занимайтесь терпеливо, внимательно и верьте в то, что ваш ребёнок талантлив. Радость рисования разбудит фантазию вашего ребёнка, а работа с кистью и карандашом делает его руку искуснее и твёрже. 

Рекомендации родителям:

  • материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т. д. необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
  • знакомьте детей с окружающим  миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседуйте с ним обо всем, что он любит рисовать;
  • не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени, стимулируйте занятия ребенка рисованием, хвалите своего ребенка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребенок индивидуален.

Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам нетрадиционных техник рисования

     На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.  Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.

Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать, что я смогу нарисовать этим материалом). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография" и т. д.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.

«Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком»

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»:

Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок»

Ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

«Использование дополнительных средств выразительности»:

«Оттиск печатками из пробки или ластика»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Печать по трафарету»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

«Монотипия»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь крупной кистью или пластиковой ложкой и выкладывает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография трубочкой»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок»

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Поролоновые рисунки»

Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование мелками»

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

«Разрисовка маленьких камешков»

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.

 «Рисование на мокрой бумаге»

Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

«Учимся делать фон»

Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

«Использование смешанных техник»:

«Коллаж»

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы, а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д.

«Рисуем с помощью открыток»

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

«Тканевые изображения»

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем, а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Вывод: использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствует развитию мелкой моторики рук.



Предварительный просмотр:

План работы с родителями

педагога дополнительного образования по ИЗО

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №5 «Мечта»  

Симон Натальи Владимировны на 2021-2022 учебный год

п/п

Дата

Форма

Содержание

1

октябрь

Индивидуальная беседа-консультация

«по итогам мониторинга»

2

октябрь

Беседа

«Уголок творчества дома»

3

ноябрь

Консультация

«Рисуем вместе с ребенком»

4

январь

Мастер-класс

«Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

5

февраль

Мастер-класс

«Песочная терапия в развитии эмоциональной сферы ребёнка»

6

март

Консультация

«Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка»

7

апрель

Семейная гостиная

«Пластилин, какой он. Проблемы лепки»

8

апрель

Мастер-класс

«Пластилинография»

(техника и приёмы)

9

май

Консультация

«Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук».