Материалы на конкурс "Учитель года России 2018"

Агафонова Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Эссе «Гражданская позиция учителя»

 

« Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя,

- спроси, что ты можешь сделать для своей родины».

                                                                     Д. Кеннеди

Родина, Россия - это главные и важные слова для каждого человека, который считает себя истинным гражданином России.

 Быть гражданином – значит постоянно делать выбор, то есть осознавать свой гражданский долг. Быть гражданином – значит самому быть ответственным, а не перекладывать свою долю ответственности на других людей, на государство.

Гражданин — это, прежде всего человек неравнодушный, знающий, любящий и ценящий культурное наследие своих предков и переживающий за будущее своей страны. Это тот, кто  готов на жертвы ради общих интересов. Гражданин это тот, кто горячо любит свою большую и малую Родину, знает ее историю, традиции, обычаи поддерживает и развивает их, сохраняет уникальные памятники старины, память о важных событиях и выдающихся личностях своего государства. Слово «гражданин» неразрывно связано с патриотизмом, любовью к Отчизне. И если ты настоящий гражданин своего Отечества, то сделаешь всё, чтобы оно процветало, и жило в мире.

Гражданская позиция, прежде всего, — нравственная. Какие бы прекрасные учебники  не издавали, какие бы замечательные программы не составляли, истинный проводник гражданской идеи — учитель, наставник, друг. И от нас зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным.

Большую часть времени ребенок проводит в школе, общаясь со сверстниками и учителями. И очевидно, что учитель занимает одно из важнейших мест в жизни ребёнка, в его воспитании и развитии. Александр Ботвинников когда-то сказал: «Учителя уверены, что яйца курицу не учат, а вот ученики убеждены – курица не птица». Вечное противостояние учителей и учеников на поле битвы под названием «Школа».  Кто победит в этой битве?  Как часто можно слышать на уроках: «А голову ты дома не забыл?» Забыл спортивную форму, забыл тетрадь, учебник и тому подобное… «Забыл» ли ты? Фраза учителя полна иронии. И возникает глухая «китайская стена» непонимания воздвигнута между учителем и учеником. Как определить ту самую «золотую середину», когда при общении с детьми возникает родство душ, и во многом определяет путь, по которому пойдет развитие ребенка, его становление.

 

Школа…Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры – все начинается здесь.  Какими  мы их сумеем  вырастить и воспитать? Чему научим?  Какой след оставим в юных сердцах?  От нас, нашего  професионализма, нашей  гражданской позиции зависит возникнет или нет «китайская стена» .

Характер учительского труда комплексный. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец.

 Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Гражданин – это как раз проявление уникальности, но в дружном союзе единомышленников. Поэтому,  если учитель — только учитель, это скучно. Учитель должен быть интересен детям, но это не получится, если он будет сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у него, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа. Уроки на самом деле мало чему учат, кроме знаний, умений и навыков. Не смотря на громкие технологии и компетентностный подход, большая часть уроков – та же указка, унылый учебник, стандарты программы и ОГЭ, на которые работает и среднестатистический учитель и выпускник. Только живая деятельность – будь то детская организация, помощь ветеранам, проекты по благоустройству своего школьного двора, масленица для жителей села – только то, что требует общения с окружающим миром, создания чего- либо нового, своего дела, - только эти настоящие шаги помогут нам воспитать человека, неравнодушного к проблемам общества.  А как дети радуются, воспринимая учителя вне школьной обстановки, как друга, товарища, равного участника детских проектов?

Совместных дел очень много. Можно залить каток во дворе, можно  посадить аллею памяти, можно помогать ветеранам, можно организовать субботник. Пусть это маленькие шаги, но сделанные детьми вместе с педагогами – настоящая предпосылка будущего гражданского общества!

Долг учителя показать и разьяснить своим ученикам, что истинный гражданин не тот, кто следит за всеми изменениями в стране по телевидению, интернету и газетам и хочет перемен к лучшему. Знать и хотеть мало. Гражданин действует. Это называется « гражданское поведение». Можно равнодушно смотреть, как гибнет природа от рук человека, а можно в сажать деревья, никогда не бросать бумажки на землю, очищать лес и берега рек от мусора. Можно делать добрые дела- помогать старым людям, ветеранам. Можно соблюдать правила дорожного движения, честно трудиться на своем рабочем месте. Казалось бы простые дела, но они показывают и доказывают, что человек любит свою Родину

И конечно, учитель должен быть оптимистом.  Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Оптимизм учителя передается детям, а значит, порождает заведомо будущее счастливое общество. Кто- то из классиков заметил, если счастливы граждане, то будет стабильным и благополучным государство, несчастливые люди живут в государстве рабов!

 Честность и правдивость также составляют немаловажную часть гражданской позиции учителя.  Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это  отрицательная оценка в глазах детей.

Гражданин – это звучит гордо, но гражданин это определенная позиция: умение принимать решение, брать на себя ответственность и быть готовым к любому риску. А еще это огромная любовь к родине, к семье, к друзьям и желание сделать их жизнь интересной, настоящей, счастливой. Так вот, гражданская позиция учителя состоит как раз в том, чтобы научить детей, показать собственным примером в совместной деятельности как это сделать. Важно сформировать у детей гражданское отношение к себе, семье, школе, культуре, родине и наконец к планете Земля. А для этого нужно с ранних лет воспитывать самодисциплину, культуру поведения. Формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральных качеств, уважение к членам семьи,  воспитывать семьянина, любящего своих родителей.

Очень важно развивать творческие способности, познавательную активность, формировать эстетический вкус. Необходимо побудить ребят к  ведению здорового образа жизни.  Воспитывать у них сознательную готовность знать и соблюдать законы государства, выполнять устав школы. Воспитывать понимание взаимосвязи между человеком, обществом, природой.

Настоящий педагог-воспитатель проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая им свои знания, свой опыт, свои силы, свою душу. Мне кажется, что предназначение человека, выбравшего профессию педагога и решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления и развития, каким бы он не был. Не тянуть за руку вперёд и не толкать в спину, а идти рядом и быть готовым вовремя подставить плечо.

А еще, каждый день, общаясь с детьми, такими разными и неугомонными, стараться находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них, сопереживать успехам и неудачам, нести ответственность, любить, видеть в них личность, помогая эту личность развивать. Такова, на мой взгляд, позиция настоящего педагога-воспитателя.

Я хочу помочь детям научиться понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире, подготовить их к пониманию и решению проблем, связанных с разными сторонами реальной жизни, к жизнеспособному существованию, безопасному для самого себя и развитию в изменяющемся современном обществе. Хочу поделиться с ними тем опытом, которым обладаю. Я буду, рада, если это им поможет.



Предварительный просмотр:

Тема: «Использование современных информационных
и коммуникационных технологий,
как способ активизации познавательной активности учащихся»

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

А увеличение умственной нагрузки на уроках информатики  заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к информатике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Поэтому я перед собой поставила цель: используя ИКТ, повысить интерес к предмету  и тем самым качество знаний учащихся при обучении информатики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:      

- использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;

- развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;

- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;

- использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;

- сформировать информационную компетентность учащихся;

- научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.

Но каждый из нас понимает, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить наглядность;
  • привлечь большое количество дидактического материала;
  • повысить объём выполняемой работы на уроке;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).

С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому при организации урока надо учитывать, что:

  • работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;
  • одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приемам деятельности;
  • использование компьютера оказывает негативное влияние электромагнитным излучением;
  • компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Поэтому при проведении уроков с использованием ИКТ я чередую напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, используя упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения; тщательно планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая ее временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

Но все же: ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребёнка в общем    развитии;
  • помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;
  • создает благоприятные условия для   лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

По данным исследований, в памяти человека остается  

25% услышанного материала,

33% увиденного,

50% увиденного и услышанного,

75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

  • при объяснении нового материала;
  • при закреплении и повторении;
  • при итоговом контроле.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. На уроках информатики компьютер может использоваться с самыми разными целями и функциями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинг-устройство, средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любом этапе урока к решению различных дидактических задач как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

 Например, ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея  в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

На каждом конкретном уроке мною используются определённые презентации. Некоторые презентации создала сама. Несколько из них хочу предоставить вашему вниманию. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
  • эффективнее использовать время на уроке;
  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Для фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательные ресурсы. Разнообразные демо-версии, тесты, зачёты.

В рамках традиционной организации урока учителю трудно выявить пробелы и недостатки в знаниях, объективно оценить полученные знания каждого из учеников. При использовании же компьютерного тестирования существенно уменьшается время на проверку и анализ выполненной работы, при этом повышается объективность оценивания учащихся за счет того, что результаты теста обрабатывается программой. И ученик, и учитель видят, на каком этапе возникло непонимание, и планируют дальнейшую деятельность по устранению ошибок. После выполнения заданий тестов автоматически выставляется отметка, которая заносится в журнал, что позволяет предметнику существенно экономить время.

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:

- ученику: повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.

- учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.

  И в заключении, хотелось бы сказать: использование компьютера на уроках  - это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный  процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.