Классное руководство

Агафонова Ирина Анатольевна

8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_k.r_8_klass.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

 Ветошкинская основная школа

ПАПКА

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

8 класса

МБОУ Ветошкинской ОШ

Агафоновой Ирины Анатольевны

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ:

1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.

2. Данные об учащихся

2. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами

2.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.

2.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах.

2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.

3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом

3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса

3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год

3.3. Социальный паспорт  класса  на учебный год

3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.

4. Годовой план работы  по направлениям

4.1. Пояснительная записка

4.2. Циклограмма мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся

4.3. Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями

4.4. Циклограмма мероприятий по освоению школьниками образовательных программ

4.5. Циклограмма мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся

4.6. Циклограмма мероприятий в рамках авторской программы воспитательной работы

4.7. Циклограмма профилактических мероприятий

5. Оперативное планирование.

5.1.План-сетка воспитательной работы классного руководителя  (по месяцам)

5.2. Расписание уроков класса и классного руководителя.

6. Организация деятельности.

6.1. Сведения об участии учеников в дежурстве по классу, генеральных уборках.

6.2. Учет успеваемости.

6.3. Анализ проводимых мероприятий. Сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях.

7. Отчетные и аналитические материалы

8. Приложения

8.1. Протоколы родительских собраний

8.2. Листок учета посещений родительских собраний

1. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ.

ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья учащихся класса; ведение документации о заболеваемости учащихся; работа с листком здоровья в классном журнале; комплекс мер по охране и укреплению здоровья, разрабатываемый и реализуемый совместно с врачом и родителями; вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; охват учащихся горячим питанием; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и учителями, ведущими занятия; проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение специалистов психолого-педагогической службы для решения имеющихся проблем),

3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей - предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися),

4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления; поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов; планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) программирование воспитательной работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),

6) профилактическая работа (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработка и реализация комплекса профилактических мер, согласованного с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом; привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, возможностей различных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:

-  деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,

- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.

2. ДАННЫЕ ОБ УЧАЩИХСЯ

2. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами

ФИО

Адрес

телефоны

ФИО родителей

1

2.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.

ФИО

Группа здоровья

Занятия физической культурой и спортом

Сведения о питании

1

2.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах.

ФИО

Факультативы, предметные кружки, курсы по выбору в школе

Внешкольные формы дополнительного образования

1

2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.

ФИО

Общественное поручение в 1 и 2 полугодии  

Активность в мероприятиях класса

Активность в общешкольных мероприятиях

1

Следующий раздел дает основания для целеполагания и носит аналитический характер. Выполнение данного раздела предполагает сбор данных, возможно, проведение диагностических методик. Начинается он психолого-педагогической характеристикой класса, где педагогу необходимо увидеть ситуацию в классе с точки зрения здоровья, характера отношений, успеваемости, занятости детей, их отношений с родителями и т.д.

3. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ.

3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса.

1. История возникновения класса как группы.

2. состав класса, характеристика семей учащихся класса.

3. состояние межличностных отношений в группе учащихся.

3.1. деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения).

3.2 лидеры группы (количество, направленность).

3.3. учащиеся с высоким статусом в группе.

3.4. учащиеся не принимаемые в группе (причины).

4. Характер образовательной программы.

5. Успешность освоения школьниками образовательной программы (количество учащихся по уровню успеваемости).

6. Материальная обеспеченность учебного процесса.

7. Состояние динамика здоровья ребенка.

8. Участие учащихся в занятиях физической культурой и спортом.

9. Включение учащихся в дополнительные образовательные программы.

10. Отношения с родителями.

Анализ воспитательной работы за предыдущий год может быть выполнен и оформлен удобным педагогу образом. Главное, чтобы анализ был сделан технологично, содержал характеристику имеющихся проблем и прогноз развития ситуации, так как именно на основе анализа осуществляется целеполагание.

2.2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗА ПРЕДЫДУЩИЙ ГОД

Затем педагогу необходимо подготовить социальный паспорт класса. В этом деле он может получить помощь у социального педагога школы. Социальный паспорт позволит сложить представление об обстоятельствах жизни детей класса. В данном случае мы представляем один из вариантов социального паспорта, он может включать и другие графы.

2.3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ  _____ КЛАССА

 НА 200__ - 200__ УЧЕБНЫЙ ГОД

 классный руководитель ______________________,  кабинет № __________,

количество учащихся _____ человек.

ФИО

Дата рождения

Домашний адрес

Категория семьи

Родители:

Жилищные условия

Полная

Неполная

Неблагоприят.  обст-ка

Малообеспеченная

мать

отец

Родители -инвалиды

Родители - безработные

Воспитывают бабушка, дедушка

Благоустроенная квартира

Общежитие

Частичные удобства

Затем педагогу необходимо сформулировать цель и задачи воспитательной работы с классом. Поскольку в нормативных основах обозначено 6 сфер ответственности классного руководителя, здесь также формулируются 6 целей в соответствии со сферами и задачи к каждой из целей.

2.4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

1. В сфере обеспечения жизни и здоровья учащихся

_____________________________________________________________

2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями  

____________________________________________________________

3. В сфере содействия освоению школьниками образовательных программ ___________________________________________________________

4. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся __________________________________________________________

5. Цель авторской программы классного руководителя

_____________________________________________________________

6. Задачи в сфере профилактической работы

_____________________________________________________________

После того, как классный руководитель определил цель и задачи своей работы по каждому направлению, ему предстоит составить непосредственно годовой план работы. Он начинается пояснительной запиской, которая представляет логику мероприятий в течение года, форму, соотношение воспитательной работы в классе с планами школы и прочее.

  1. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ  ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

4.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

План воспитательной работы включает все шесть компонентов, построен исходя из следующей логики расположения классных часов и мероприятий: __________________________________________________________

В качестве организационных форм классных часов предусматривается использовать следующие: ____________________________________________

Мотивацию школьников к участию в классных и общешкольных мероприятиях предусматривается поддерживать следующим образом: __________

При подготовке к общешкольным мероприятиям учитываются такие особенности: _______________________________________________________

Дополнительно при планировании воспитательной работы мы учитывали следующие обстоятельства: ______________________________________

Затем конкретизируется перечень мероприятий и задач, которые они решают, в рамках каждого направления. На примере мероприятий в сфере обеспечения здоровья и жизни учащихся мы хотим показать как может быть организована циклограмма по каждому направлению работы.

4.2. ЦИКЛОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Месяц

Классный час, мероприятие в классе, общешкольное мероприятие

Задачи

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Циклограммы составляются в начале учебного года. Однако в ходе работы происходят изменения. Поэтому предлагается следующая схема для оперативного планирования работы на месяц. Именно в нее вносятся все изменения, уточняются запланированные мероприятия.

5. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

План-сетка воспитательной работы классного руководителя

на ________ месяц 200_ - 200_ уч. год

Недели

 

Направления и формы работы

Тематика классного часа

Подготовка к классным мероприятиям

Классные мероприятия

Подготовка к общешкольным мероприятиям

Общешкольные мероприятия

Индивидуальная работа

Работа с родителями

Также в раздел оперативного планирования кроме плана-сетки по месяцам вносится расписание уроков класса и классного руководителя.

Шестой раздел – « Организация деятельности» включает сведения об участии учеников в дежурстве по классу, генеральных уборках (6.1.). Они могут быть представлены графиками, составленными педагогом вместе с учащимися. Раздел 6.2. содержит учет успеваемости на основе анализа классного журнала. А раздел 6.3. – анализ проводимых мероприятий и сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях. В этой части могут быть представлены результаты экспресс - диагностики, отзывов учащихся и родителей, результаты педагогического наблюдения. Таким образом формы заполнения этого раздела разрабатывает сам педагог удобным для него способом.

Седьмой раздел содержит отчетные и аналитические материалы. Они тоже становятся предметом мониторинга со стороны заместителя директора по воспитательной работе, а главное – являются основой для целеполагания и планирования на следующем этапе, внесения корректив в течение года. Здесь предложена схема отчета о воспитательной работе за четверть (разумеется, каждая графа может быть представлена не 2 раза, а столько раз, сколько соответствующих мероприятий произошло). На основании отчетов подготавливаются аналитические материалы, где педагог оценивает степень достижения воспитательных целей и задач, основные достижения и дает прогноз развития ситуации в классе, способов разрешения имеющихся проблем в дальнейшем. Анализ может быть изложен в форме сплошного текста или содержать таблицы, разработанные самим классным руководителем и раскрывающие его выводы.

7. ОТЧЕТНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОТЧЕТ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В КЛАССЕ ЗА ЧЕТВЕРТЬ

Тема

Задачи

Сроки

1

Классный час

2

Классный час

1

Классные мероприятия

2

Классные мероприятия

1

Родительские собрания

2

Родительские собрания

1

Участие в общешкольных мероприятиях

2

Участие в общешкольных мероприятиях

Кроме того, папка классного руководителя может содержать приложения. Например, планы и протоколы родительских собраний, учет посещения. Они могут выглядеть следующим образом.

Краткий план родительского собрания № ____

Этапы, их содержание

Примечания

1

2

3

4

 Протокол родительского собрания № _____

 от «___» _____________ 2_____г.

Присутствовали: _____ человек

Приглашены:

Отсутствовали:

По теме собрания выступили:

Решение собрание

Классный  

Председатель

руководитель  

родительского комитета

Листок учета посещений родительских собраний

ФИО родителей

Даты проведения родительских собраний

1

2

3

и т.д.

Важно отметить, что данная папка может дополняться самим педагогом. Он определяет, какие еще приложения необходимы – разработки мероприятий, планы коллективной организации дел вместе со школьниками, циклограммы работы органов самоуправления в классе, программы мониторинга эффективности воспитательной работы в классе и т.д.