Особенности психологической диагностики в процессе педагогического сопровождения полоролевого развития дошкольников

Волкова Е.Н.

«Особенности психологической диагностики в процессе педагогического сопровождения полоролевого развития дошкольников»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

Сущность полоролевого воспитания

4

2

Задачи и содержание полоролевого воспитания дошкольников

5

3

Сущность психолого-педагогического сопровождения

7

4

Диагностика развития  половой идентичности у детей

8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

15

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в дошкольном образовании происходят революционные изменения, которые коренным образом меняют содержание и формы функционирования детских садов в нашей стране. В первую очередь данные преобразования связаны с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования, являющиеся стратегией развития дошкольного образования в РФ как исходной и самоценной ступенью российского образования [1].

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада.

Поскольку отечественная педагогика на протяжении довольно длительного времени имела "бесполый характер", то есть преобладал унифицированный подход в воспитании мальчиков и девочек, сегодня наблюдается несовершенство образовательных программ и недостаток методических материалов, способствующих оказать помощь в полоролевом развитии ребенка.

«Педагоги-практики и ученые -теоретики все больше осознают важность и необходимость полоролевого развития личности, поскольку "бесполая педагогика" на практики показала свою несостоятельность в решении вопросов, связанных с полоролевой социализации подрастающего поколения, а также подготовкой его к выполнению соответствующих половых социальных ролей. Многочисленные наблюдения и исследования доказали эффективность гендерного подхода в образовании, поскольку он способствует обеспечению большей эффективности процессов воспитания, обучения и формирования личности [8; с. 210]».

В данной работе мы рассмотрим особенности психологической диагностики в процессе педагогического сопровождения полоролевого развития дошкольников.

 

  1. Сущность полоролевого воспитания

 

Ощущение уникальности — личностная идентичность — является нашей сущностью человека, а в ее основе лежит ощущение себя мужчиной или женщиной. Это ядро идентичности, залог эмоционального здоровья. Половая идентичность накладывает отпечаток на все мысли, чувства, поступки. Половая идентичность — это ощущение себя в качестве мужчины или женщины, внутреннее переживание половой роли. Представления о том, какие роли надлежит исполнять мужчинам и женщинам, мальчикам и девочкам воплощены в половых стереотипах. Половая роль — это все, что выражает наше ощущение себя в качестве мужчины или женщины.

В половую роль входят все наши мысли, чувства, слова и поступки, которые указывают — нам самим и другим людям — на то, что мы мужчина или женщина. Человек становится мужчиной или женщиной постепенно. Половое становление начинается с рождения. Это и биологический, и социальный процесс. С самого рождения родители, узнавая пол своего младенца, взаимодействуют с ним с учетом половой принадлежности. И половое воспитание детей обычно начинают их родители. Имеет значение не только то, что они говорят детям, но и их собственное поведение, взаимоотношения родителей, взаимодействие с ребенком, эмоциональное отношение к нему со стороны матери и отца, холодность или принятие.

От того, насколько успешно проходит процесс полоролевой социализации, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности.

По данным психолого-педагогических исследований А.А.Казыровой , С.М Илюсизовой, О.Г. Максимовой, процесс личностного развития и самоопределения детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, полоролевой идентификации, проблемами семейного воспитания. Дошкольный и младший школьный возраст определяется учеными как важный этап социализации связанный с принятием мальчиками и девочками мужской или женской роли, выражающий по существу, становление психологического пола. Однако, в образовательных учреждениях, особенностям организации процесса формирования психологического пола не уделяется должного внимания.

 

2 Задачи и содержание полоролевого воспитания дошкольников

 

Полоролевое развитие дошкольников, освоение ими гендерной роли, формирование качеств мужественности, женственности во многом определяется тем, протекает ли процесс полоролевой социализации стихийно или в ходе целенаправленного воспитания.

«В настоящее время необходимость целенаправленного полоролевого воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, признается ведущими психологами и педагогами. Полоролевое воспитание рассматривается как важное направление нравственного воспитания дошкольников, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных) ролей [4; с.58]».

Анализ научно-методических материалов свидетельствует о различных подходах к определению целей и задач полоролевого (гендерного) воспитания дошкольников. Представители одной точки зрения (Т. А. Репина, Л. В. Коломийченко, Е. А. Кудрявцева, Н. Е. Татаринцева и др.), главной целью полоролевого воспитания называют подготовку к выполнению будущих социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности.

Признавая сближение традиционных ролей мужчин и женщин и размывание границ мужественности и женственности в современном обществе, представители данного направления утверждают, что отсутствие четких ориентиров в содержании социальных ролей отрицательно сказывается на формировании качеств мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Необходимо сохранить в полоролевом воспитании детей ориентацию на традиционные мужские и женские роли, формируя при этом у них представления о равной ценности, значимости обоих полов.

По мнению Т. А. Репиной, полоролевое воспитание ставит своей целью формирование в ребенке с дошкольного возраста основ качеств мужественности или женственности, правильных представлений о психических характеристиках будущего мужчины или будущей женщины. Она подчеркивает, что «общие цели нравственного воспитания закономерны для детей обоего пола, но надо учитывать, что в структуре личности мужчины и женщины отдельные нравственные качества занимают разное место, имеют разный удельный вес [4; с. 73]».

Цель полоролевого воспитания – формирование маскулинных качеств у мальчиков (мужественности, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола), фемининных – у девочек (женственности, заботливости, нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов).

По мнению Л. В. Коломийченко, основной целью полового (полоролевого) воспитания детей дошкольного возраста является становление гуманного, толерантного отношения к представителям своего и противоположного пола. Н. Е. Татаринцева особое значение в развитии полового сознания придает полоролевому опыту личности. Она рассматривает полоролевое воспитание как социально и педагогически обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества.

 

          3 Сущность психолого-педагогического сопровождения

 

В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.

«На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками [6]».

В словаре Ожегова «сопровождение толкуется как «то, что сопровождает какое-то. явление, действие» [9] В словаре В. Даля слово «сопровождать» понимается как «провожать, сопутствовать, идти вместе, следовать [3]».

Исследователи разных предметных областей конкретизируют понятие. Так, например, психологи считают, что сопровождение — это «совместная деятельность специалистов образования, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, социализации и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде [4, с. 375]».

Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова считают задачей сопровождения не ограждение ребенка от трудностей, а помощь в осознанном выборе и понимании ответственности за него [2].

Т. В. Солодовникова отмечает, что в 1997 г. Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына трактовали термин как помощь субъекту в ситуации жизненного выбора [7, с. 39].

«Проблема психолого-педагогического сопровождения детей разрабатывается в научных трудах Е.И. Казаковой, С.А. Марковой, Л.Г. Субботиной, Л.М. Шипициной и др.. Общим для данных исследований является подход к определению сопровождения как особого вида профессиональной деятельности взрослого, направленного на решение определенных специфических проблем личности ребенка, создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе [5, с. 83]».

«Специфика психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его благоприятного развития [5, с. 118]».

 

4 Диагностика развития  половой идентичности у детей

 

Прежде чем начать работу по формированию у детей позитивной половой идентичности, необходимо провести изучение особенностей развития у каждого ребенка. Организация исследования детей проводится в два этапа:

• констатирующее исследование – до начала проведения с детьми развивающих занятий-тренингов с целью определения начального уровня сформированности половой идентичности;

• контрольное исследование – после проведения развивающих занятий-тренингов с детьми (и соответствующей работы с педагогами и родителями) с целью выявления позитивных изменений в уровне половой идентичности. Для этого проводится диагностика.

Понятие «диагностики» пришло в педагогику из медицины, и долгое время вызывало споры ученых о правомерности его использования в образовательном процессе. «Диагностика» в переводе с греческого – способный распознавать.

«Педагогическая диагностика – глубокий и всесторонний анализ личности ребёнка, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач – гармонизацию развития личности, повышение качества целостного воспитательного процесса [6, с. 43]».

«Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей и интересов, способностей, склонностей детей для обеспечения полноценного личностного развития. Диагностика – это одно из направлений работы педагога психолога  [6, с. 48]».

Диагностика уровня сформированности половой идентичности проводится психологом (если таковой имеется в дошкольном учреждении) и воспитателями группы. Возможно проведение диагностических процедур только воспитателями, если в дошкольном учреждении нет психолога. Но в этом случае проведение воспитателем цветового теста М. Люшера и методики Н.Л. Белопольской "Половозрастная идентификация" не рекомендуется.

«Диагностические процедуры, которые проводит воспитатель

Беседа с ребенком (А.М. Щетинина, О.И. Иванова)

 Цель: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях. Инструкция к проведению интервью. Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком и состоит их трех блоков вопросов. Первый блок объединяет с 1 по 6 вопросы, цель которых выявить представления ребенка о своем образе "Я-мальчик" или "Я-девочка" и особенности идентификации ребенка со своим полом, позитивном либо негативном отношении ребенка к своей половой роли. Второй блок объединяет с 7 по 17 вопросы. Цель: выявить представления ребенка о своей настоящей половой роли. Третий блок вопросов (с 18 по 21) преследует цель выявить представления ребенка о своей будущей половой роли.

Тест "Нарисуй человека" (А.М. Прихожан)

Цель: изучение особенностей эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе как к представителю определенного пола. Для девочек предлагается нарисовать девочку – хорошую, плохую и себя. Для мальчиков предлагается нарисовать мальчика – хорошего, плохого и себя.

Вывод об особенностях эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе как к представителю определенного пола целесообразно делать только на основании сопоставления качественных характеристик рисунка и беседы, т.е. речь идет именно об учете обеих групп данных в окончательном заключении педагога и психолога.

Наблюдение за поведением ребенка (Н.Е. Татаринцева)

 Цель: выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в различных видах детской деятельности. Объектом наблюдения являются действия детей в игре, на прогулке, в раздевальной, в процессе ухода за животными и растениями в группе тем самым, выявляются женские и мужские признаки и качества личности. В процессе наблюдения воспитатель отмечает следующие моменты:  С кем чаще всего играет: с мальчиками или с девочками.  В какие игры или игрушки чаще играет ребенок: машины, строительные игры, дидактические, настольно-печатные игры, куклы, мягкие игрушки, конструкторы, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, другие игры.  Какие роли чаще всего берет на себя ребенок в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх и играх-драматизациях.   Если играют мальчики-девочки, то какие роли берет мальчик (девочка).

 В трудовой деятельности выбирает дело: требующее физических усилий, перемещения в пространстве, оказание помощи воспитателю или девочке (мальчику), требующее небольших физических усилий, требующее качественного выполнения, требующее действия знакомыми способами, требующее действия строго по инструкции, другое.  Чаще проявляет интерес к чему-то новому, нестандартному, требующему самостоятельного поиска решения или к задачам, способ решения которых уже достаточно хорошо знаком и можно использовать известный алгоритм.   Предпочитает задачи вербального или практического характера.  Какого содержания книги предпочитает.  Любимые герои книг (мультфильмов).  Как ведет себя по отношению к противоположному полу. Наблюдения педагог фиксирует в течение двух месяцев в дневнике наблюдений в свободной форме. На основании своих наблюдений педагог заполняет таблицу "Особенности поведения детей в игре". Анкета заполняется на каждого ребенка группы, с указанием имени, фамилии и возраста ребенка.

Неоконченные ситуации (О.И. Иванова)

 Цель: выявить знания ребенка об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.

Большинство диагностических процедур проводит психолог в соответствии со своими должностными обязанностями.

Исследование половозрастной идентификации проводится по методике  Н.Л. Белопольской.

Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребенка. Исследование проводится в два этапа.  Задачей первого этапа является оценка возможностей ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Проверяется способность к адекватной идентификации своего жизненного пути. На втором этапе сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

Психологи используют цветовой тест М. Люшера

 Цель: оценить эмоциональные аспекты восприятия полов и себя как представителя определенного пола.

При подведении итогов необходимо учесть цвета, занимающие первые два места в раскладках "Я сам (а)", "Все мальчики", "Все девочки". Учитывая достаточно высокую вероятность ошибочных интерпретаций по критериям М. Люшера, в старшем дошкольном возрасте  как эмоционально-позитивные квалифицируются зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета; как эмоционально-негативные квалифицируются темно-синий, темно-коричневый, серый и черный цвета.

После проведения и обработки данных всех диагностических методик воспитатели и психолог проводят мини-консилиум.  Цель мини-консилиума:   определить уровень сформированности половой идентичности у каждого ребенка группы;   определить комплекс мер психолого-педагогического сопровождения по формированию позитивной половой идентичности у каждого ребенка группы;  подобрать наиболее эффективные методы и приемы по формированию позитивной половой идентичности у детей группы;  определить формы работы с детьми (индивидуальная работа или групповые занятия-тренинги);  определить задачи и содержание индивидуального консультирования родителей по вопросам предупреждения отклонений в процессе формированию позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа данных всех методик педагог совместно с психологом определяют уровень половой идентичности мальчика или девочки [6; с. 12-14]». 

Диагностика и коррекция связаны между собой. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития. Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей, – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные не травмирующие личность.

Дети мало знают себя и плохо осознают свои особенности для того, чтобы выбрать свой путь. Узнавая специфические особенности, психологические закономерности и механизмы развития ребенка, взрослые своевременно могут оказать помощь. Сопровождая по жизни, демонстрируя стереотипы полоролевого поведения, гибко используя контроль, сотрудничество с ребенком в разных видах деятельности, они способствуют развитию мотивационной сферы и психологических характеристик девочки и мальчика.

Для успешности взаимодействия с ребенком надо представить мир каждого, не мешая раскрывать индивидуальные возможности, которые даны ему биологическим полом.

Итак, прежде чем организовывать сопровождение формирования личности, адекватного полоролевого поведения, необходимо понаблюдать за детьми, изучить их психологические особенности, обратить внимание на их проявление, учесть варианты семейного воздействия на ребенка, а также спланировать содержание помощи детям и их родителям.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Организуя в дошкольном образовательном учреждении психологопедагогическое сопровождение развития дошкольника, уже в дошкольном возрасте можно помочь ребенку в осознании своих личностных качеств, повлиять на представления об оценках его качеств окружающими, что непременно отразится на поведении дошкольника и предупредит многие проблемы, связанные с периодом возрастного кризиса.

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности должно учитывать механизмы полоролевой идентификации, сущность которых заключается в отождествлении ребенком себя с представителями определенного пола, ориентации на идеал, образ полоролевого поведения, отвечающий системе представлений о наиболее положительных чертах представителей пола через отца или мать. Механизм социальной оценки поведения проявляется в реакции окружающих на полоролевые проявления ребенка. В процессе воспитания ребенка дошкольного возраста дошкольная образовательная организация вместе с семьей формирует определенные правила и создает представление о том, каким должен быть настоящий мужчина, какой должна быть женщина. 

Вслед за И.А. Липским под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем циклическое непосредственное и опосредованное взаимодействие педагога и воспитанника в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с социумом в определенном пространстве и во времени.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года № 1155. – 29с.

2.      Александровская Э.М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2012. — 208 c.

3.      Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание - изд. АСТ, 2014 г – с. 736

4.      Доронова Т.Н. «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. –М.: Линка-Пресс, 2008. -224с.

5. Звонарева О. В. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития детей дошкольного возраста с предпосылками интеллектуальной одаренности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 54. — С. 373.

6. Иванова О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. – 124 с.

7.      Куракина А.О. Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11 (часть 3) – Журнал С. 546

8.      Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2013.

9.      Солодовникова Т.В. Генезис понятия «педагогическое сопровождение» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 4 (89). — С. 43.

10.    Шилова С. А., Чичканова Т. А. Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 210-212

11.    Ожегов толковый словарь. http://endic.ru/ozhegov/Soprovozhdenie-33341.html