3.7. Участие в проектах и программах в области образования
Аналатические справки об участии в Губернаторском проекте "В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием"; об участии федеральной стажировочной площадке по направлению "Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_doroga_k_zdorovyu_mbou_sosh_s.erzin_.docx | 122.89 КБ |
metodicheskaya_nedelya_dorogoy_zdorovya-v_zdorovoe_budushchee.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Начальник Управления образования администрации Эрзинского района _____________________ Ховалыг Ч.К. «____»______________201__г. | |
«Согласовано» Председатель Совета школы __________/____________/ «_____»_________201___г. | «Утверждена» Педагогическим советом МБОУ СОШ с.Эрзин Протокол №___ от _______ 201_г. Директор школы ________ Нурзат Р.М. |
Комплексная организация внеурочной деятельности учащихся по распространению моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
с.Эрзин Эрзинского кожууна
на 2013-2015 г.г.
Наш адрес:
668380
РТ, Эрзинский кожуун, с.Эрзин,
ул. Салчак Тока д.8
☎/факс) 8 - (394-39) - 22-343
директор школы
Нурзат Римма Маадыровна
E-mail: tyva_school_171@mail.ru
Программа
по комплексной организации внеурочной деятельности учащихся по распространению моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей является структурным элементом основной образовательной программы общего образования
Пояснительная записка
Программа «Дорога к здоровью» (далее – Программа) – это комплексная программа организации внеурочной деятельности учащихся, укрепления физического, психического и социального здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО;
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Концепция УМК «Школа России»;
- Устав МБОУ СОШ с.Эрзин;
- Программа развития школы 2012-2015гг.
Цель программы – Совершенствование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников в организации внеурочной деятельности учащихся по внедрению ФГОС НОО и распространение современных моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся посредством развития здоровьесберегающей среды;
Задачи:
- Обеспечить формирование мотиваций:
Обучающихся | Учителя | Родителей |
- к стремлению заботиться о своём здоровье | -к валеологизации образовательного процесса | - на совместную деятельность по вопросам формирования ЗОЖ детей через систему просветительной работы |
- к умению вести здоровый образ жизни | - к освоению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе | |
- на деятельность по сохранности своего здоровья |
- Организовать образовательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
- Выстроить диагностическую систему отслеживания уровня состояния здоровья детей в форме мониторинга.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения. Повсеместно в Российской Федерации резко ухудшается здоровье детского населения, особенно школьников. По материалам съезда педиатров здоровые дети из общего числа школьников составляют не более 2,3 %. Школьное образование усугубляет нарушения физического и психического здоровья ребёнка, в результате 90% выпускников школ имеют хронические заболевания, ограничивающие возможности продолжения дальнейшего образования, службы в армии, внедрения в культурный и трудовой социум.
Важно отметить роль окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников. При этом необходимо подчеркнуть, что 20% факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70% времени) дети проводят в стенах школы.
Поэтому необходимо, чтобы всё то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.
Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот «потенциал здоровья» можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе развития и воспитания человека.
В целях создания условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья и обеспечения качественного образования без ущерба для здоровья школьников, а также формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья, здоровья окружающих, возникла необходимость разработать специальную комплексную Программу «Дорога к здоровью», предусматривающую:
- целенаправленную систематическую работу по укреплению здоровья в триаде – «учитель – ученик – родитель»;
- улучшение санитарно – гигиенических условий и социально – психологического климата в коллективе;
- комплексную организацию внеурочной деятельности учащихся по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Программа предполагает работу стажировочной площадки по проблеме комплексной организации внеурочной деятельности школьников в условиях модернизации образования. Предлагаемый комплекс образовательных услуг позволит решить задачи внедрения накопленного нами педагогического опыта в практику работы педагогов, обеспечит рост их профессионального мастерства, будет способствовать развитию школы в вопросах рационального управления педагогическим коллективом по интенсификации внеучебных достижений школьников.
Разработчики:
Р.М.Нурзат, директор МБОУ СОШ с.Эрзин Эрзинского района
С.Н.Хайдып, зам. директора по НМР;
Г.О.Ондар, руководитель ШМО учителей начальных классов.
Основные принципы построения Программы:
- Принцип научности – не нанесение вреда – подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип непрерывности и преемственности – учёт уровня развития и состояния здоровья, проведение работы не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Принцип демократичности – все проводимые мероприятия, направленные на укрепление здоровья, осуществляются независимо от возраста и социального статуса.
- Принцип последовательности – постепенный переход от простого к сложному.
- Принцип результативности (контроля за результатами), отслеживание. Мониторинг и анализ результатов.
Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы - здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое; родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Программа «Дорога к здоровью» спроектирована на основе Образовательной программы внеурочной деятельности в начальной школе «Учись учиться» МБОУ СОШ с.Эрзин и является ее дополнением в рамках федеральной стажировочной площадки по распространению современных моделей успешной социализации детей.
Механизм реализации Программы:
1 этап - организационный период (2013 год);
Цель: создание предпосылок функционирования школы, как здоровьесберегающего пространства.
Задачи:
- привести учебно-воспитательный процесс в соответствие с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья обучающихся;
- создать банк данных по распространению моделей успешной социализации детей (в классах, школе, семьях обучающихся);
- ознакомиться с новыми здоровьесберегающими технологиями;
- подготовить родителей к введению Паспортов здоровья детей.
2 этап – основной период (2013 - 2014 учебный год);
Цель: формирование и совершенствование здоровьесберегающей среды класса
Задачи:
- создать мотивацию потребности обучающихся в ЗОЖ;
- совершенствовать физкультурно-оздоровительные, медико – гигиенические, психолого – педагогические, социально- адаптирующие технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- организовать мониторинг состояния здоровья и комфортности обучающихся;
- организовать проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья обучающихся;
- организовать профилактическую работу с родителями.
- организовать внеурочную деятельность учащихся (ФГОС) по формированию навыков ЗОЖ и безопасного поведения обучающихся.
3 этап – заключительный период (2014-15 учебный год);
Цель: переход системы здоровьесбережения обучающихся в режим функционирования и распространение современных моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Задачи:
- Обмен опытом работы педагогов МБОУ СОШ с.Эрзин по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО и распространения моделей успешной социализации детей в рамках Федеральной стажировочной площадки.
- осуществление психолого-педагогической, научно-познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися, семьей, формирование семейных ценностей.
- провести комплексный анализ проделанной работы;
- отработать систему мониторинга уровня здоровья и гигиенических знаний обучающихся;
- сформировать у обучающихся потребность в здоровом и безопасном образе жизни.
Ожидаемые результаты
- создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
- укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своём здоровье и безопасном поведении;
- снижение уровня заболеваемости обучающихся.
Модель Программы
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде блоков – направлений:
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты
Направления | Ценностные установки | Планируемые результаты |
1.Создание здоровье сбере- гающей инфраструктуры ОУ
| Организация качественного горячего питания учащихся. Оснащение кабинетов, физкультурного зала, спорт площадки необходимым оборудованием и инвентарём. Ценность здоровья и здорового образа жизни | Укрепление материально-технической базы. Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психологи, медицинские работники, педагоги дополнительного образования). - соответствие состояния и содержания зданий, помещений и территории школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. |
2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности | Отношение к здоровью детей, как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности | - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на протяжении обучения в школе. |
3.Организация физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. | Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен, физкультминуток на уроках, уроки ритмики. Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинте- ресованного отношения к собственному здоровью) | Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная) Спортивные секции, туристические походы; встречи со спортсменами, тренерами. Уроки физической культуры, ритмики. Подвижные игры. Спортивные соревнования, игровые программы. |
4. Реализация дополнительных образовательных программ | Ценность здоровья и здорового образа жизни | - эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов. |
5. Просветительская работа с родителями. | Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить ежедневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе. | - эффективная совместная работа Совета школы, педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. - Формирование банка данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт класса). - Организация родительского всеобуча по направлению «Здоровый образ жизни формируется в семье» - Организация деятельности родительского комитета. - Групповые и индивидуальные беседы и консультации. |
Направления реализации Программы
БЛОКИ - НАПРАВЛЕНИЯ | Программное содержание |
1. Создание здоровье- сберегающей инфраструктуры | В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное и внеурочное время. - Общее количество посадочных мест-36. - Количество обучающихся, получающих питание - 125. Обучающиеся начальных классов завтракают после второго урока с 10.40 до 10.55. Обедают с 13.40 до 14.00 Охват обучающихся начальных классов горячим питанием 100%. получают бесплатные завтраки _25 детей. В школе имеется: 1) кабинет внеурочной деятельности, оснащенный спортивный зал, тренажёрный зал, имеется спортивная площадка, которые оборудованы необходимым игровым и спортивным инвентарём и оборудованием. 2) медицинский кабинет. Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: зам. директора по НМР, психолог, учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, медицинский работник. |
2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся | Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении. В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств: компьютерный класс; видео и аудио аппаратура в учебных кабинетах, учебно-методическая и дидактическая база; Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. |
Использование возможностей УМК «Школа России» | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Школа России». Система учебников формирует установку школьников на экологически грамотное поведение, безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми экологических проблем, проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом. В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика», «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Человек – часть природы», «Зависимость жизни человека от природы», «Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека», «Экологические проблемы и способы их решения» и др. При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся пишут изложения и сочинения «Мой режим дня», «Цветы на наших окнах», «Экологические проблемы моего села», обсуждают соблюдение правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения. В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации. Программа «Технология», интегрируя значение о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.). Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot). Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? И др.(2 кл.). В курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Отношение к природе», «Буддист в труде», «Отношение буддиста к природе» и др. В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах. Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранного языка. Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса. |
Организация учебного процесса
| Соблюдение норм СанПиНа. смена видов деятельности учет периодов работоспособности детей на уроках (период высокой и низкой работоспособности с признаками утомления); учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях; наличие эмоциональных разрядок на уроках; чередование позы с учетом видов деятельности; использование физкультурных пауз на уроках зарядка перед уроком подвижные игры на переменах строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. включение элементов игры в учебный процесс и прогулки. |
3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
| Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепления здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает: • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования; • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования; • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (неделя здоровья, соревнования, олимпиады, походы и т. п.). Организацию занятий по лечебной физкультуре; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками; -организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; -организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования; -регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (Малые олимпийские игры , Весёлые старты в рамках операции «Радость малышам», Дни здоровья, походы с ориентированием на местности, с изучением азбуки туриста, следопытов и искателей, соревнования и конкурсы различного уровня) |
Работа кружков и секций | -Кружок «Азбука здоровья»; -«Подвижные игры»; - Ритмическая мозаика; оздоровительная гимнастика Цигун, |
Организация праздников и соревнований | Всероссийский кросс наций Лыжня России День здоровья. Праздник, посвященный Дню защитников Отечества. Праздник, посвященный Международному женскому дню. |
Сотрудничество с дополнительными образовательными учреждениями (Совместные мероприятия, формы сотрудничества) | Участие обучающихся в различных соревнованиях, проводимых в ДЮСШ. Беседы с лучшими спортсменами. |
4. Реализация дополнительных образовательных программ | В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование экологического мышления, ценности здоровья и здорового образа жизни. Представленные программы предусматривают различные формы организации занятий, а именно: занятий «Мой безопасный мир» (ОБЖ), экскурсии, проведение конкурсов, соревнований, викторин, организация дней здоровья, игр «Весёлые старты», «Мама, папа, я –спортивная семья», кружок «Азбука здоровья». |
5. Просветительская работа с родителями | Просветительская работа с родителями в МБОУ СОШ с.Эрзин направлена на повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны окружающей среды, охраны и укрепления здоровья детей. В программе представлены виды и формы работы с родителями, обеспечивающие личностные планируемые результаты по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования. При этом программой предусматриваются и результаты работы с родителями обучающихся, как необходимое условие сформированности у обучающихся понимания и принятия ценности здоровья и формирования экологического сознания. Система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает: Просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения (проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.); привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований; Программа «На пороге школьной жизни», направлена на организацию сотрудничества детей, родителей, педагогов для успешности обучения и воспитания детей. |
Планируемые личностные результаты в зависимости от видов и форм внеучебной деятельности
№ | Внеучебная деятельность | Планируемые результаты (личностные) | |
У обучающихся будут сформированы: | Обучающиеся получат возможность для формирования: | ||
1. | Тематические беседы и классные часы, оформление классных уголков по экологии, БДД и ЗОЖ, проверка сохранности кабинетов «Наш маленький дом» | Понятие о правильном режиме дня и отдыха; | Представления об основных компонентах культуры здоровья и экологической культуры. |
2. | Встречи с сотрудниками ГИБДД Эрзинского кожууна, листок здоровья, стенгазеты | Понятие о ценности своего здоровья и здоровья своей семьи | Представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье; |
3. | Походы, весёлые старты, «Путешествие в страну здоровья», учебная эвакуация, беседы с педагогом–психологом. | Понятие о полезности занятий физкультурой и спортом, здоровое соперничество на соревнованиях; | Представления о негативных факторах риска здоровью; |
4. | Школьная спартакиада, экскурсии, поездки. | Понятие о гиподинамии и об её преодолении, о влиянии компьютера на здоровье и зрение; | Анализировать свою занятость во внеурочное время и корректировать нагрузку при помощи взрослых и родителей |
5. | Учебная эвакуация, беседы, оздоровительный лагерь, дежурство по классу; | Навыки действий при пожаре и чрезвычайной ситуации, навыки позитивного коммуникативного обучения |
Планируемые личностные результаты в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности
Физкультурно-оздоровительная деятельность (виды и формы работы) | Планируемые результаты (личностные) | |
У обучающихся будут сформированы: | ||
1. | Урок-беседа, рассказ, групповая работа. Дополнительные образовательные программы | Начальные представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье человека; |
2. | Обучение составлению режима дня, беседы о гигиене, праздники в классе, День Здоровья. | Потребность в выполнении режима дня и правил гигиены; |
3. | Беседы медработников, презентации на уроках, беседы по ПДД, викторина «Светофорик». | Элементарные представления о вредных привычках и факторах, влияющих на здоровье; |
4. | Учебная эвакуация, беседы, работа с родителями, консультации психолога. | Потребность ребёнка безбоязненно обращаться к учителю по вопросам состояния здоровья. |
Планируемые личностные результаты работы с родителями (законными представителями).
№ | Виды и формы работы с родителями | Планируемые результаты (личностные) у обучающихся будут сформированы: | Планируемые результаты работы с родителями |
1. | Консультации по предметам, день открытых дверей для родителей. | Понимание обязательности и полезности учения, положительная мотивация, уважительное отношение к учителям и специалистам школы. | Согласованность педагогических и воспитательных воздействий на ребёнка со стороны семьи и школы. Коррекция проблемного поведения детей. |
2. | Консультации специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума для родителей | Бесконфликтное общение в классе и семье, потребность безбоязненно обращаться за помощью к учителям и специалистам. | |
3. | Родительские собрания: «Основы правильного питания», «Гигиенические основы режима дня школьника», «Физическая культура и здоровье», «Здоровый образ жизни», «Почему ребёнок не любит читать», «Десять заповедей для родителей». | -Навык организации режима дня и отдыха, -Уважительное отношение к родителям и старшим, потребность в выполнении правил поведения в школе и общественных местах, - Серьёзное отношение и потребность в чтении; - Умение общаться в коллективе класса, толерантность, милосердие. | Повышение педагогической компетентности родителей Повышение количества инициативных обращений родителей к специалистам школы Формирование у родителей положительного эмоционального отношения к школе |
4. | Практикум для родителей: «Уметь отказаться», «Я и здоровье», « Что делать, если…» «Профилактика острых и кишечных заболеваний» | - Умение следить за своим здоровьем, -Начальные навыки и умения выхода из трудной жизненной ситуации; - Устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды | Практическое участие родителей в решении вопросов школьной жизни |
5. | Анкетирование: «Здоровье и физическая культура ребёнка»: «Как ребёнок справляется с домашним заданием» | -Потребность в общении со сверстниками, выбор установки на здоровый образ жизни; - Умение попросить совета и помощи у старших, мотивация к учению. | Формирование положительной мотивации родителей к получению педагогических знаний |
6. | Общешкольное тематическое собрание | Принятие установки на здоровый образ жизни, понимание важности здоровья, экологически сообразного поведения. | Формирование «образа школы» как у родителей, так и у сторонних лиц и организаций |
7. | Организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек, организация походов, весёлых стартов | Навык толерантности, коммуникабельности. | Активное участие в делах школы и класса |
Примерная тематика бесед с родителями
1 класс:
Забота государства о здоровье подрастающего поколения.
Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов .
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Особенности физического развития младших школьников.
2 класс:
Гигиена мальчиков и гигиена девочек.
Основные принципы режима для младшего школьника.
Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
Гигиена питания.
3 класс:
Физическое воспитание детей в семье.
Закаливание.
Активный отдых младших школьников.
Режим просмотра телевизора.
4 класс:
Половое воспитание детей младшего школьного возраста.
Профилактика бытового травматизма.
Профилактика пищевых отравлений.
Профилактика уличного травматизма.
Циклограмма работы класса
Ежедневно | Утренняя гимнастика (перед уроками). Контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием. Выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки после уроков. Санитарная уборка классных комнат. |
Еженедельно | Выпуск «Страничек здоровья». Занятия в кружках, спортивных секциях, факультативах, проведение уроков на свежем воздухе. |
Ежемесячно | Консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты. Участие в соревнованиях, физкультурно-спортивных мероприятиях. |
Один раз в четверть | Семейные спортивные праздники, экскурсии, родительские собрания. |
Один раз в полугодие | Дни открытых дверей (для родителей). |
Один раз в год | Оформление уголков безопасности. Беседа о пользе витаминов, способах повышения иммунитета. Социально-психологическая диагностика. Профилактика гриппа и других вирусных инфекций. |
Примерное программное содержание по классам
Класс, год обучения | Содержательные линии |
1 класс | Овладение основными культурно-гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания. Формирование осознанного отношения к самому себе, к своему собственному здоровью. Правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни. |
2 класс | Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. |
3 класс | Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения. Организация учебной деятельности в домашних условиях. |
4 класс | Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета. Организация семейных и самостоятельных занятий физкультурой и спортом. Быть здоровым – это здорово! |
Критерии и показатели эффективности деятельности
МБОУ СОШ с.Эрзин по реализации программы
- Создание банка данных о состоянии здоровья каждого обучающегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико - педагогического сопровождения обучающихся.
- Сформированность у обучающихся устойчивых навыков здорового образа жизни, повышающих успешность обучения и воспитания.
- Стабилизация здоровья детей, снижение количества случаев травматизма в школе и дома.
- Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.
- Повышение уровня знаний обучающихся по вопросам здоровья и его сохранения
Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Для отслеживания достижения планируемых результатов в части экологической грамотности и формирования элементов экосистемной познавательной модели, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся используется методика и инструментарий, предусмотренный программами по отдельным учебным предметам.
Мониторинг будет осуществляться педагогами и классными руководителями в форме педагогического наблюдения, анкетирования, опроса, тестирования.
Работа по формированию здорового образа жизни начинается с анкетирования обучающихся и их родителей, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью.
Основные направления деятельности | Уровень сформированности компетенций | Критерии оценки уровней сформированности компетенций |
Организация внеурочной деятельности: - факультативы, - классные часы, - викторины, конкурсы, - Дни здоровья, - экскурсии, - беседы по ПДД и ППБ, - проектная работа | 1 уровень (выраженный) 2 уровень (слабо выраженный) 3 уровень (невыраженный) | - Активно участвует в акциях по защите природы, в экопроектах, проявляет инициативу в организации походов, викторин и других мероприятий, выполняет правила ППБ и ПДД. - Принимает участие в мероприятиях под влиянием (давлением) одноклассников, недостаточно бережлив, может иногда нарушать правили ППБ и ПДД. - Расточителен, причиняет ущерб природе, равнодушен к делам класса, нарушает правила. |
Организация физкультурно-оздоровительной работы: - соревнования, - «Зарничка», - классные часы, - викторины, конкурсы, - динамические паузы, - весёлые перемены | 1 уровень (выраженный) 2 уровень (слабо выраженный)
3 уровень (невыраженный) | - Понимает необходимость своего физического развития и сохранения здоровья, старательно занимается на уроках физкультуры и посещает спортивную секцию, пропагандирует свой вид спорта среди одноклассников, организован и деятелен. Не до конца осознает необходимость сохранения здоровья, занимается на уроках физкультуры, но секцию посещает не регулярно или под нажимом родителей, может нарушать режим дня и отдыха, в спортивных мероприятиях участвует неохотно. - к сохранению здоровья относится равнодушно, не посещает спортивной секции, пропускает уроки физкультуры или занимается неохотно, в спортивных мероприятиях предпочитает не участвовать, режим дня нарушает постоянно, опаздывает на уроки |
Анкета
(для выявления отношения детей к своему здоровью)
1.Как ты считаешь, такие недомогания, как головокружение, головная боль, боли в спине, висках, ногах, усталость глаз, связаны:
а) с учебой в школе
б) большим количеством уроков и заданий?
в) длинной зимой?
г) началом какой – либо болезни, простуды
2. Посещаешь ли ты школу:
А) при насморке и головной боли
Б) невысокой температуре
В) кашле и плохом самочувствии
3. При плохом самочувствии обращаешься к врачу?
А) да Б) нет
4. Стараешься ли сидеть за партой:
А) всегда правильно Б) иногда В) сидишь как удобно
5. Режим дня ты соблюдаешь:
А) всегда Б) иногда, когда напоминают родители В) встаешь и ложишься, когда захочешь
6. Твой день начинается:
А) с зарядки Б) водных процедур В) просмотра телевизора
7. Как ты считаешь, чаще болеют:
А) полные люди Б) люди, которые едят много овощей и фруктов
В) люди, которые много двигаются и бывают на улице
8. Моешь ли ты руки перед едой?
А) да Б) нет
9. Ты чистишь зубы:
А) утром Б) утром и вечером В) всегда после еды Г) никогда
10. Ты предпочитаешь, есть каждый день:
А) бутерброды с чаем Б) чипсы и колу В) еду из «Макдоналдса»
Г) кашу и суп Д) больше фруктов и овощей
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Эти сведения необходимы для оценки состояния здоровья Вашего ребенка, своевременного совета специалистов (психолога, медицинского работника, педагога), они будут учтены при индивидуальной организации учебной деятельности. Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и дайте ответы на вопросы. Правильность заполнения является основой для повышения заботы о состоянии здоровья школьников.
ФИО ребенка _________________________________________________________
Класс _________ Дата заполнения _____________________________________
1. Состоит ли Ваш ребенок на учете в диспансере?
а) да ____________________ б) нет;
(указать заболевание); в) не знаю.
2. Сколько раз в год Ваш ребенок болеет?
а) 1 раз в год; в) больше 3 раз в год;
б) 2-3 раз в год; г) не знаю.
3. Как Вы оцениваете состояние зубов Вашего ребенка?
а) отличное; в) неудовлетворительное;
б) удовлетворительное; г) не знаю.
4. Как Вы оцениваете состояние зрения Вашего ребенка?
а) отличное; в) неудовлетворительное;
б) удовлетворительное; г) не знаю.
5. Как Вы оцениваете состояние слуха Вашего ребенка?
а) отличное; в) неудовлетворительное;
б) удовлетворительное; г) не знаю.
6. Имеется ли нарушение осанки у Вашего ребенка?
а) да; б) нет; в) не знаю.
7. Имеется ли плоскостопие у Вашего ребенка?
а) да; б) нет; в) не знаю.
8. В случае, если Ваш ребенок заболел, вы обращаетесь (возможны несколько вариантов ответов):
а) в муниципальное учреждение (поликлинику); в) лечите самостоятельно;
б) к домашнему (частному) врачу; г) обращаетесь к народным целителям;
9.Обучаете ли Вы ребенка правилам здорового образа жизни?
а) да; б) нет.
10. Как часто Ваш ребенок жалуется на головные боли?
а) не жалуется; в) жалуется больше 2-х раз в неделю.
б) жалуется 1-2 раза в неделю;
11. Как часто Ваш ребенок, вернувшись со школы, жалуется на усталость?
а) не жалуется; в) жалуется больше 2-х раз в неделю.
б) жалуется 1-2 раза в неделю;
12. Проводите ли Вы какие-либо профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний?
а) витаминотерапию; д) массаж;
б) фитотерапию; е) другие ___________________ (указать).
в) закаливание; ж) не проводим.
г) йога;
13. Сколько раз в неделю Ваш ребенок употребляет в пищу:
- овощи:
а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно;
б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить.
- мясо:
а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно;
б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить.
- фрукты:
а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно;
б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить.
- макароны, мучные изделия:
а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно;
б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить.
14. Ваш ребенок занимается физической культурой:
а) только в школе (3 ч. в неделю); в) ежедневно дома, зарядкой;
б) занимается в секции ____________ г) другое ______________________________
________________________________ ______________________________________
(указать вид и сколько раз в неделю); (указать вид и сколько раз в неделю).
15. Какую помощь Вы хотели бы получить со стороны медика, психолога, педагогического коллектива Вашей школы? _______________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО! ________________________________
Подпись
Анкета
Цель: определение уровня сформированности экологической культуры младших школьников.
1. Что такое природа?
2. Что природа дает человеку?
3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
4. Каким образом человек разрушает природу?
5. Какие насекомые появляются весной первыми?
6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?
7. Назовите охраняемые растения вашей местности.
8. Что такое фотоохота?
9. Что могут сделать дети для охраны природы?
Анкета для учащихся 3-4 классов
«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»
Внимательно прочитай и ответь на вопросы
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом:
Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка шампунь тапочки, полотенце для тела
2. На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание – правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание
Завтрак 8.00
Обед 13.00
Полдник 16.00
Ужин 18.00
Завтрак 9.00
Обед 15.00
Полдник 18.00
Ужин 21.00
3. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:
Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
Вера: зубы чистят утром и вечером.
Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
4. Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:
Перед чтением книги перед едой
Перед посещением туалета, перед тем как идешь гулять
После посещения туалета после игры в баскетбол
После того как заправил постель после того как поиграл с
Кошкой
5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?
Каждый день, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю
6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
Положить палец в рот
Подставить палец под кран с холодной водой
Помазать ранку йодом
Помазать кожу вокруг ранки йодом
7. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них:
Иметь много денег
Иметь интересных друзей
Много знать и уметь
Быть красивым и привлекательным
Быть здоровым
Иметь любимую работу
Быть самостоятельным
Жить в счастливой семье
8. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4
Регулярные занятия спортом
Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать
Хороший отдых
Знания о том, как заботиться о здоровье
Хорошие природные условия
Возможность лечиться у хорошего врача
Выполнение правил ЗОЖ
9. Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда.
Утренняя зарядка, пробежка
Прогулка на свежем воздухе
Завтрак
Сон не менее 8 часов
Обед
Занятия спортом
Ужин
Душ, ванна
10. Какие мероприятия по охране здоровья проводятся в классе? «1»-проводятся интересно; «2»-проводятся неинтересно; «3»- не проводятся:
Уроки, обучающие здоровью
Спортивные соревнования
Классные часы о том, как заботиться о здоровье
Викторины, конкурсы, игры
Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье
Праздники на тему здоровья.
Тест–опросник
«Строение и функции организма человека»
1. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
Физиология
Зоология
анатомия
2. Скелет и мышцы образуют:
а) пищеварительную систему;
б кровеносную систему;
в) опорно-двигательную систему.
3. Мышцы прикрепляются к костям при помощи:
а) сухожилий;
б) суставов;
в) хрящей.
4. Главную опору нашего организма составляет:
а) копчик;
б) позвоночник;
в) скелет ног.
5. Сколь органов чувств ты знаешь?
6. Соедини линиями
Глаза Орган осязания
Уши Орган вкуса
Нос Орган зрения
Кожа Орган обоняния
Язык Орган слуха
7. С помощью какого органа ты узнаешь, что запел соловей, залаяла собака?
Уши
Глаза
Нос
мозг
8. При помощью какого органа ты отличаешь солёную пищу от горькой?
Зубы
Нос
Язык
Глаза
губы
9. Кожа – это …
а) наружный покров человека;
б) внутренний орган;
в) это обёртка человека
10. Какой орган отвечает за дыхание человека?
Сердце
Легкие
Почки
11. Какой орган контролирует работу твоего тела?
Печень
Сердце
Мозг
12. Какой орган отвечает за переваривание пищи?
Сердце
Легкие
Желудок
За каждый правильный ответ дается один балл
12-16 баллов – высокий уровень знаний о строении и функциях организма человека.
8 - 11 баллов - удовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека.
Ниже 8 баллов – неудовлетворительный уровень знаний о строении и функциях организма человека.
Анкета для учащихся
«Умеете ли Вы учиться?»
Инструкция и содержание анкеты
Ребята! Вам предлагается самостоятельно оценить, насколько хорошо за время обучения в школе вы овладели различными учебными умениями. Для этого постарайтесь определить степень овладения каждым из перечисленных ниже умений (полностью, частично владею, не владею совсем). В последней графе укажите предметы, на которых вы приобрели заявленные умения.
Умения | Уровни овладения | |||
полностью | частично | не владею | ||
1 | Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель | |||
2 | Прогнозировать результаты работы | |||
3 | Готовить рабочее место в соответствии с заданием | |||
4 | Планировать порядок выполнения задания | |||
5 | Выбирать рациональный путь выполнения задания | |||
6 | Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы | |||
7 | Руководить работой группы или коллектива | |||
8 | Умение высказываться устно в виде: а) пересказа; б) рассказа; в) характеристики; г) сообщения или доклада; д) рецензии или аннотации к тексту; е) оценки ответа товарища | |||
9 | Умение участвовать в учебном диалоге | |||
10 | Умение включаться в коллективное обсуждение проблемы | |||
11 | Работать с учебником: а) понимать и пересказывать содержание статьи учебника (после объяснения учителя); б) находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу); в) самостоятельно проработать пункт или параграф учебника; г) выделять главное в тексте; д) умение пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника; е) составить план пункта или параграфа учебника; ж) представить основное содержание текста в виде тезисов; з) конспектировать текст; и) составлять вопросы по тексту |
| ||
12 | Работать со справочной и дополнительной литературой | |||
13 | Усваивать информацию со слов учителя | |||
14 | Усваивать информацию с помощью технических средств: а) кинофильма; б) аудиозаписи; д) видеофильма; в) компьютерных программ; г) других средств (укажите каких) |
Методика обработки анкеты
1. Уровни владения различными видами общеучебных умений оцениваются в баллах:
полностью — 2 балла;
частично — 1 балл;
не владею — 0 баллов.
2. Число баллов для ученика подсчитывается в соответствии с группами общеучебных умений:
учебно-организационные умения — ответы на вопросы 1–7;
учебно-коммуникативные умения — ответы на вопросы 8–10;
учебно-информационные умения — ответы на вопросы 11–14.
3. Результаты анкетирования вносятся в сводную ведомость по форме, представленной в таблице.
№ п/п | Фамилия, имя | Умения | |||
Учебно-организационные (Уо) | Учебно-коммуникативные (Ук) | Учебно-информационные (Уи) | Итого | ||
Аракчаа А. |
4. Для каждого класса вычисляется средний балл (Уср.), который может использоваться для выявления динамики развития обучающихся в течение года или нескольких лет.
С помощью данной анкеты возможно проведение диагностики индивидуальных достижений учащихся.
Анкета
«Оценка своего здоровья учениками 4-х классов»
1. Пропускаешь ли ты занятия по болезни?
- часто
- Нет
- иногда
2. Делаешь ли ты утром зарядку?
- Да
- нет
- иногда
3. Регулярно ли ты посещаешь уроки физкультуры?
- Да
- Нет
- иногда
4. Занимаешься на уроках физкультуры
- С полной отдачей
- Без желания
- Лишь бы не ругали
5. Занимаешься ли ты спортом?
- систематически
- Нет
- Не систематически
6. Проводятся ли на уроках физические паузы?
- Да
- Нет
- Иногда
План работы рабочей группы стажировочной площадки
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | Цель и задачи мероприятия | Время и место проведения | Планируемый состав участников | Ответств. лица | Идеология мероприятия(ключевые сообщения для СМИ, тезисы выступления отв-х лиц) |
1 | Здоровье -бесценное богатство | сентябрь | Формировать у учащихся ценностных установок на здоровый образ жизни. Профилактика вредных привычек. | Классный час | Учащиеся, учитель, Инструктор по физкультуре | Кл. руков. Дамба О.О. | Приведена беседа о личной гигиене человека, о вредных привычках. С учениками проводится беседа о сочетании труда и отдыха. |
2 | Профилактика гриппа и ОРВИ | октябрь | Повысить информационную компетентность в вопросах здоровья. | Классный час | Фельдшер школы Монгуш Т.С.. учащиеся, учитель, ЗДУВР | Монгуш Т.С.. ЗДУВР | Можно заболеть легко и перенести инфекцию бессимптомно, а можно и тяжело. Легче всего болеют люди, которые подошли к началу эпидемии гриппа здоровыми. |
3 | Влияние телевизора и компьютера на детей. | ноябрь | Объяснить положительное и отрицательное влияние телевизора (телевидения) и компьютера. | Родительское собрание. Классный час. | Родители, учитель. учащиеся, | Кл. руков. | Дети, много времени проводящие перед голубым экраном, отстают по физическим и психическим показателям от своих сверстников |
4 | Витамины, необходимые в зимний период. | декабрь | Объяснить причины потребности организма в необходимых витаминах в зимний период. Закрепить знания о необходимости витаминов для организма. | Классный час | Учащиеся, учитель, Фельдшер школы Монгуш Т.С.. | Классные руковод. Монгуш Т.С.. | Наши зимы отличаются резкой сменой температур, что болезненно сказывается на организме, особенно ослабленным авитаминозом. |
5 | «Вредная» пища. | январь | Продолжать формировать бережное отношение к своему здоровью, умение правильно выбирать продукты, знать их составляющие. | Классный час | Учащиеся, учитель, Зав. школьной стодовой, ЗДУВР | ЗДУВР Монгуш Р.Б.; классные руковод. | …в чьем рационе было много овощей, фруктов, цельного зерна, нежирных продуктов, рыбы и птицы, обладали более высокой продолжительностью жизни, и прожили дольше тех, в чьем рационе оказалось много лишних жиров и сахара. |
6 | Семья без табака! | февраль | На доступных примерах рассказать о вреде курения и влиянии табачного дыма на пассивного курильщика. | Родительское собрание. Классный час. | Родители, учитель. учащиеся, Старший вожатый | Суктермаа С.О.; кл. руков. | Утверждение здорового образа жизни, выработка теоретических знаний о здоровом образе жизни. |
7 | «Путешествие в город чистоты и порядка» | март | В игровой форме доказать младшим школьникам необходимость соблюдения элементарных норм и правил гигиены, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. | Классный час | Учащиеся, учитель, ЗДУВР; соц. педагог | Кл. руков., ЗДУВР; Намчаа Ч.В. | Люди с древних времен говорят: «Чистота-залог здоровья». Каждый человек хочет, чтобы его ребенок был здоровым. |
8 | Полноценное питание – залог здоровья. | апрель | учить устанавливать взаимосвязь между ценностью продукта и физическим развитием; Воспитывать навыки культуры и гигиены правильного питания. | Классный час | Учащиеся, учитель, социальные педагоги | Кл. руков., Дупчур И.А. | Правильное питание может стать профилактикой хронических заболеваний, таких как сердечно-сосудистые болезни или рак. |
9 | Клещи – опасность энцефалита. | май | Объяснить необходимость мер предосторожности, препятствующих присасыванию клеща. Познакомить со способом профилактики. | Классный час | Фельдшер школы, учащиеся, учитель, ЗДВР | Монгуш Т.С., кл. руков., ЗДВР | Сам по себе укус клеща не смертелен. Смертельную опасность представляет зараженный инфекцией клещ. |
Планируемые мероприятия | Дата |
СЕНТЯБРЬ | |
| 1-я неделя 2-я неделя 2-3-я недели в течение месяца |
ОКТЯБРЬ | |
| с 1 по 3-ю недели 3-я неделя 2-я неделя 2,4-ые недели 3-я неделя |
НОЯБРЬ | |
| 1-я неделя каждую субботу 4-я неделя |
ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ | |
«Трудности обучения в 5-ом классе»
| 1-я неделя декабря 2-я неделя декабря 3-я неделя января 4-я неделя января по субботам |
ФЕВРАЛЬ | |
| 1-я неделя в течение месяца в течение месяца в течение месяца по субботам |
МАРТ | |
| 1-2 ые недели 2-я неделя в течение месяца в течение месяца 3-я неделя по субботам |
АПРЕЛЬ – МАЙ | |
| 1-3-ю недели апреля 4-я неделя апреля в течение мая в течение мая |
Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса.
№п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
1. | Контроль соблюдения режима дня обучающихся. | В течение года | Классные руководители, соц. педагог |
2. | Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся (лекции, беседы, вечера). | В течение года | Классные руководители, зам. директора по УВР |
3. | Организация работы лагерей с дневным пребыванием | Каникулы | Зам. директора по УВР, классные руководители |
4. | Уход за цветами в учебных кабинетах и рекреациях школы. | В течение года | Зам. директора по АХЧ учителя, кл. руков. |
5. | Проведение дней здоровья. | 2 раза в год | Зам. директора по ВР, инструктор по физ-ре; кл.рук., учителя |
7. | Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики у обучающихся близорукости и сколиоза, режима проветривания классных комнат на перемене. | В течение года | Зам. директора по УВР, кл. руков., учителя. |
8. | Проведение медицинского осмотра педагогов школы | ежегодно | Руководство школы |
9. | Проведение подвижных школьных перемен. | В течение года | Классные руководители |
11. | Организация отдыха обучающихся школы в летний период. | Июнь-август | Начальники лагерей, учителя |
12. | Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных средств. | В течение года | Классные руководители |
13. | Организация и проведения походов выходного дня, экскурсии. | В течение года | Классные руководители |
Рекомендуемая литература
- Захлебный А.Н. и др. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Примерная программа. - М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
- Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах: Книга для школьного администратора, учителя, психолога. -М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
- Дзятковская Е.Н.. Захлебный А.Н. Интеграция общего и дополнительного образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни: Методика реализации программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». - М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).
4.Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с
хрестоматией для самообразования педагогов. - М: Образование и экология. 2010. - 140 с.
5.Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие
- М.: Образование и экология. 2012, - 72 с.
6.Дзятковская Е.Н. Ребенок с неврологическим диагнозом: секреты успешной учебы :
Книга для родителей, школьных психологов и медицинских работников. - М.:
Образование и экология. 2009. - 56 с.
7.Дзятковская Е.Н. Невнимательный и утомляемый ребенок: секреты успешной учебы :
Книга для педагогов и родителей. Изд-ние - М.: Образование и экология. 20II, — 32 с.
8.Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома : Книга для педагогов и родителей. Изд-ние второе, перераб. - М.
Образование и экология, 2012. - 40 с.
9.Теория и практика современного экологического образования в школе У Сост. А.Н. Захлебный: Хрестоматия, часть 1. - М.:
Образование и экология, 2012. - 160 с.
10. Дзятковская Е.Н. УМК «Экологическая культура: здоровье и безопасность жизни» (Рабочие тетради для уч-ся 1, 2. 3. 4 класса,
методические рекомендации). - М. : Образование и экология. 2012.
11.Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы[1] : Комплект научно-методического журнала 2000 - 2012 годы. - М.:
Образование и экология.
[1] Журналы в комплект библиотечки не входят. Содержание номеров журнала дано в CD хрестоматии, входящей в комплект библиотечки. О реализации про!раммы формирования экологической культуры, здорового и CerjonacFioro образазкшнм - 03
Предварительный просмотр:
Материалы методической недели «Дорогой здоровья – в здоровое будущее».
Современные методы преподавания, активные формы обучения, разнообразная внеклассная работа, обстановка доброжелательности и взаимного внимания, безопасность пребывания ребёнка в школе – все это компоненты здоровьесберегающей среды, позволяющей сделать образовательный процесс в школе интересным и эффективным, а самое главное – дающим возможность сохранить и укрепить здоровье ее воспитанников.
«Как создать такую среду?» - ответ на этот вопрос дает методическая неделя, проведенная в 2015-16 учебном году с 10-14 марта 2015 года.
Здоровье детей – самая высокая социальная ценность. Те, кто сидит сегодня за школьной партой, в ближайшие десятилетия будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический потенциал, обеспечивать безопасность государства. Поэтому так актуальна работа по сохранению здоровья детей и подростков в школе.
Современный образовательный процесс должен быть здоровьесберающим. Главная фигура в этом процессе – педагог, владеющий новыми здоровьесберегающими технологиями. Поэтому сегодня многим педагогам необходима методическая помощь в освоении этих технологий. В практику работы нашей школы широко вошли творческие отчеты учителей, мастер-классы, деловые игры, семинары-практикумы, научно-практические конференции, организация методических выставок, а также используется такая форма, как методическая неделя. Проводится она со всеми педагогами по единой методической теме. Эта форма работы позволяет погрузиться в проблему на 5-6 дней. Главная ценность данной формы методической работы заключается в следующем: используемые формы, методы представляют разнообразные возможности для самосовершенствования профессиональных умений педагога, создается ситуация успеха, педагог рефлексирует собственную деятельность. Все представленные формы, методы затем могут успешно использоваться в работе с обучающимися.
ПЛАН
проведения методической недели для педагогов
«Дорогой здоровья – в здоровое будущее»
Цель, задачи, ожидаемые результаты и участники методической недели
Цель: содействие росту профессионального мастерства педагогов в области реализации здоровьесберегающего подхода к образовательному процессу.
Задачи:
- Повысить уровень компетентности педагогов в сфере создания здоровьесберегающей среды в школе.
- Организовать профессиональное общение педагогов и обмен творческими находками через использование активных форм работы.
- Развивать рефлексную культуру педагога путем использования различных методик.
- Продолжить работу по развитию педагогического мастерства как способности к творчеству по нестандартному решению профессиональных задач.
Ожидаемые результаты:
- Внедрение в практическую деятельность педагогов здоровьесберегающих технологий.
- Овладение навыками самоанализа урока с позиций здоровьесбережения, активными методами и формами организации образовательного процесса, разными методами проведения рефлексии.
- Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта с целью создания адресного банка данных по заявленной проблеме.
- Создание условий для творческой самореализации учителя.
СТРУКТУРА методической недели
День первый 10 марта 2015г.
- Цель, задачи и план проведения методической недели.
- Освоение педагогами метода игрового проектирования путем изучения теоретического материала и практического занятия. Практическое занятие: игровое проектирование «Здоровьесберегающий урок глазами участников образовательного процесса»(педагоги, родители, учащиеся, медработники, эксперты).
- Рефлексия (метод цветописи «Цветик-семицветик»).
День второй 11 марта 2015г.
- Работа педагогов в творческих группах.
- Рефлексия («Синквейн») учителя начальных классов Г.О.Ондар, С.Д.Чажытмаа.
День третий 12 марта 2015г.
- Стажировка педагогов и воспитателей школ республики по плану ТГИПиП ПК на базе МБОУ СОШ с.Эрзин «Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы» руководитель Р.М.Нурзат.
- Аукцион педагогических идей по номинациям:
- «Молодость и мастерство»;
- «Аплодисменты»;
- «Созвездие талантов». (отв. С.Н.Хайдып).
- Рефлексия (методика «Лицо дня»).
День четвертый 13 марта 2015г.
- Анализ, посещенных уроков и внеклассных мероприятий на стажировке по схеме анализа, полученной перед уроком с позиции здоровьесбережения.
- Круглый стол «Педагогическая изюминка в работе по созданию здоровьесберегающей среды в школе» модератор И.А.Дупчур.
День пятый 14 марта 2015г.
Подведение итогов проведения методической недели в школе с 10-14 марта 2015 г.
Ход методической недели
День первый
Направление: «Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя».
- Организационный момент. Организатор методической недели знакомит педагогов с планом проведения недели.
- Игровое проектирование. Всем педагогам предлагается заняться игровым проектированием по теме «Здоровьесберегающий урок глазами участников образовательного процесса».
Теоретический материал.
Метод игрового проектирования относится к методам активного обучения, основными признаками которых являются: диалогичность общения, повышенная эмоциональность, наличие обратной связи и рефлексия.
Основные признаки метода игрового проектирования |
Наличие сложной проблемы, задачи |
Распределение ролей |
Разработка группами вариантов решений |
Имитация заседания совета с публичной защитой вариантов решений |
Практическое занятие
Все педагоги делятся на пять групп:
- «Педагоги »;
- «Родители»;
- «Обучающиеся»;
- «Медработники»;
- «Эксперты».
Задание для всех групп (кроме группы «Эксперты»): представить и защитить модель здоровьесберегающего урока глазами тех или иных участников школы (15-20 минут – работа в группах, 3-5 минут – публичная защита). Задание группе «Эксперты»: проанализировать представленные модели, указать на позитивные и негативные моменты, определить основные аспекты деятельности педагога при проведении здоровьесберегающего урока.
- Рефлексия (метод «Цветик-семицветик»). Задача рефлексии: определить
психологическое состояние педагогов в конце первого дня методической недели. Инструкция для педагогов: выберите один из семи предложенных цветов цветика-семицветика:
- Красный – радостное настроение, выражает активность;
- Желтый – веселое настроение, выражает желание действовать;
- Зеленый – спокойное настроение, выражает спокойствие, уравновешенность;
- Синий – спокойное настроение, выражает сентиментальность;
- Фиолетовый – тревожное настроение, привлекает и отталкивает одновременно;
- Черный – печальное настроение;
- Белый – утомление, ощущение усталости.
Примечание: педагогам предлагается выбрать один лепесток цветика-семицветика до начала работы, второй – по окончании первого дня методической недели.
День второй. Направление «Педагогическое мастерство начинается с освоения анализа собственного труда».
- Работа в творческих группах. Предлагается распределиться на четыре творческие группы. Общая задача: составить проект анализа урока с позиций здоровьесбережения.
- Задание для первой группы: разработать критерии, которые бы определяли гигиенические условия проведения урока.
- Задание для второй группы: разработать критерии, которые бы определяли основные требования к ходу урока.
- Задание для третей группы: разработать критерии, которые бы анализировали психологический климат на уроке.
- Задание для четвертой группы: внимательно изучить предложенные идеи профилактики и психологии здоровья (см.приложение 1). На основе этих советов сформулировать основные установки для достижения хорошего здоровья. Представить в виде презентации правила здорового учителя. Регламент: время работы в группах – 20-25 минут; представление материала – до 3 минут.
2. Рефлексия второго дня работы («Синквейн»). Педагогам предлагается охарактеризовать здоровьесберегающий урок пятистрочием:
- Ключевое существительное;
- Два прилагательных;
- Три глагола;
- Предложение;
- Заключительное слово.
Примечание: пример характеристики такого урока приведен в приложении 2.
День третий. Направление «Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы».
1. Стажировка педагогов и воспитателей школ республики по плану ТГИПиП ПК на базе МБОУ СОШ с.Эрзин. Работать участникам стажировки предложена по четырем секциям, где раскрываются содержательный аспект урока, возможные формы работы с детьми, активные методы обучения и воспитания, диагностика результатов в форме докладов, мастер- классов, открытых уроков и стендовых докладов:
«Позитивное педагогическое влияние на школьников в режиме современного урока» И.А.Дупчур, учитель химии высшей категории; «Внеурочная деятельность в формировании культуры ЗОЖ по курсу «Мой безопасный мир» в начальной школе» Д.Ч.Нурзат, педагог дополнительного образования, первая категория; «Гиперактивность младших школьников…и что делать?» Ч.Б.Оюн, учитель начальных классов, первая категория; «Развитие адекватной самооценки как модель сохранения психологического здоровья учащихся» А.А.Хумбун, психолог ; «Азбука здоровья» нетрадиционный массаж для детей. Т.С.Монгуш, фельдшер школы и другие.
Аукцион педагогических идей по номинациям:
- «Молодость и мастерство» (уроки дают молодые специалисты);
- «Аплодисменты» (уроки дают ведущие педагоги школы);
- «Созвездие талантов» (педагоги дополнительного образования, классные руководители представляют внеклассные мероприятия)
2.Рефлексия (методика «Лицо дня»). Для определения эмоционального состояния педагогов в процессе работы в третий методический день каждому учителю предлагается выбрать один из предложенных рисунков-смайликов, выражающих: интерес, безразличие, чувство удовлетворенности, непонимание. Далее производится подсчет и вычисляется процент выбора каждого рисунка. Наибольший процент выбора и будет свидетельствовать об общем эмоциональном состоянии педагогов в процессе работы.
- День четвертый. Направление «Учиться, учиться и научиться».
1.Проанализировать посещенные уроки и внеклассные мероприятия на стажировке по схеме анализа, полученной перед уроком с позиции здоровьесбережения (приложение 3).
2. Круглый стол «Педагогическая изюминка в работе по созданию здоровьесберегающей среды в школе» модератор И.А.Дупчур.
День пятый. Рефлексия по завершении методической недели. Проведена анкетирование участников методической недели (вариант 1)
Уважаемый участник методической недели! Просим Вас оценить проведение методической недели по пятибалльной шкале (поставить галочку в нужной графе).
Критерии | Оценка | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Практичность | |||||
Доступность | |||||
Научность | |||||
Актуальность | |||||
Насыщенность и глубина содержания | |||||
Активизация внимания | |||||
Отметка организаторам методической недели |
Благодарим за участие!
Анкета (вариант 2) для коллективной формы рефлексии. Метод «Незаконченное предложение»
- Методическая неделя состояла из …
- Методическая неделя направлена на …
- Методическая неделя направлена может внести вклад в развитие …
- Методическая неделя учит …
- В ходе методической недели использовались способы деятельности, такие как …
- Мне особенно понравилось то, что …
- В результате работы я узнал:
- О себе то, что …
- О своих коллегах то, что ..
- Мои пожелания в том, чтобы …