3.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого урока от МО муниципального уровня
Урок 3. Технологическая карта урока по русскому языку по теме Склонение имен существительных. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._sklonenie_imyon_sushchestvitelnyh_nv_4.docx | 799.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку.
Учебный предмет | Русский язык | ||||
Класс | 4 | ||||
Дата проведения | 15.03. 2016г. | ||||
Тип урока | Урок закрепления знаний. | ||||
Тема и цели урока | Склонение имён существительных. Образовательные: обобщить полученные ранее знания по теме «Склонение имён существительных»; формировать умения и навыки склонения имён существительных; умения находить имена существительные в тексте. Развивающие: развивать речь, орфографическую зоркость, память; учебно-организационные навыки ( ставить перед собой цели, разбивать их на задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность; мыслительные операции (анализ, группировка по признакам). Воспитывающие: поддерживать интерес к русскому языку; воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь; умение работать в коллективе (в группах), согласуя свои действия и мнения. Задачи: создать условия для закрепления учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений; формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме; формировать универсальные учебные действия. | ||||
Технологии, методы, приёмы | Поисковые методы обучения, игровые, методы и технологии, направленные на принятие учеником учебно- познавательной задачи, объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа, приём кластера. | ||||
Основные понятия, термины | Орфограмма, орфографические ошибки, существительные, склонение имён существительных, глагольные вопросы. | ||||
Оборудование | таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, компьютер, учебник, тетрадь. | ||||
Источники информации | программа дисциплины, конспект урока, литература для учителя, учебники, интернет-сайты | ||||
Планируемый результат | |||||
Предметный Правописные умения: -каллиграфически правильно писать слова; -правильно списывать слова и предложения; -выделять орфограммы в области гласных на письме; -правильно изменять имена существительные по падежам; Учебно-языковые: -раскрывать сущность понятия «существительные как часть речи», падежные вопросы, склонения имён существительных. -Речевые умения; -прогнозировать содержание текста по заглавию; -определять значение слова с помощью контекста. | Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: общеучебные – воспроизводство по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление пространственных отношений между объектами; классификация предметов по заданному признаку; сравнение первых звуков в словах правого и левого столбца; осуществление анализа, синтеза; построение простых рассуждений. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке | ||||
Форма работы | Ресурсы | ||||
Фронтальная Индивидуальная Групповая | Г. М. Селиверстова, Ф. Т. Манзанова . Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с родным (тувинским языком обучения). Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для общеобразовательных учреждений с родным (тувинским языком обучения). | ||||
Организационная структура урока | |||||
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) Виды работы, формы, методы, приемы | Используемый ТСО, вид ИКТ (презентация к уроку) | |
1.Организационный момент. 2м | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения | Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка. – Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте учебники, письменные принадлежности. – Почему это важно? Выскажите свои мысли. (Создание эмоционального настроя). Д: Друг на друга посмотрели, Повернулись, подтянулись И друг другу улыбнулись. -Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка. - Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные, Мы -внимательные, мы- старательные! | Ученики проверяют готовность к уроку. Высказывают предположения | ||
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний 6 м. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Как думаете, знаем ли мы о склонении имён существительных? Наша задача: повторить и обобщить знания об имени существительном. У: Что такое имя существительное? Д: Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто или что? У. Назовите постоянные признаки имени существительного. Д. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, Д. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода… | Слушают информацию учителя. Высказывают предположения.
Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и отвечают на вопросы. | ||
3.Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) 8м | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. | а) Как определить род имени существительного?
м.р. ж.р. ср.р. Яша игра окно лес парта озеро стол белка яблоко компьютер помощь метро метро Какое слово «лишнее» в каждом столбике? Почему? (Яша – 1 скл., помощь – 3 скл., метро – нескл. сущ..) У. Сколько типа склонения имён существительных? Д. В русском языке есть 3 типа имён существительных… б) Назови окончания имён существительных и определи их род. Ветер, холод, облако, морковь, Москва, Сирень, тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня, дядя,дедушка. У. Сделайте вывод. Что такое склонение имён существительных? в) Работа над страничкой Всезная. Стр 90 | Задания на предметном материале; задание, приводящее к проблемной ситуации Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали
| ||
4. Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные) 9м | Осуществляют логические действия удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают весомость приводимых рассуждений; познавательные – выполняют краткий пересказ (выразительное чтение) прочитанного произведения, осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения. | а) Как определить склонение имени существительного? б) Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению? в) Прочитайте. В чём сходство и различие слов в каждой паре? Оля-Оленька, море-моряк, дед-дедушка, лиса-лисёнок, дождь-дождинка, поле-полюшко, метель- метелица. г) Прочитай отрывок из книги Леонида Борандаевича Чадамба «Путешествие». Поствь каждое из выделенных имён существительных в форму именительного падежа, назови окончание и определи род и склонениею | Выбирают и выполняют задание на вновь изученное по тренажёру Устное выполнение заданий, самоконтроль, самооценка Письменное выполнение заданий, самоконтроль, самооценка Читают про себя, объясняют и выполняют с проговариванием. Индивидуальная работа. Каждый даёт ответ, затем выполняет самопроверку по слайдам , учебнику |
| |
5.Физминутка 2м | Выполняют физкультминутку согласно инструкции. | В «Светофор» мы поиграем. 1, 2,3,4,5,Ох, устали мы писать (потягивания) В «Светофор» мы поиграем, (ходьба на месте) Руки ноги разминаем (встряхивание руками и ногами) Красный свет нам «Стой!» кричит, Ждать зелёного велит. Чтобы ждать было не скучно, Наклоняемся мы дружно И назад, и вперёд. (наклоны) | Дети коллективно выполняют физминутку | ||
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 8 м | Осуществляют логические действия удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают весомость приводимых рассуждений; осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения, строят рассуждения. | У. Вспомните имена существительные единственного числа в форме Р. п с предлогами. 1.Составьте словосочетания с именами существительными в форме Р. п. с предлогами. Стоит ( у чего?) у дома, у школы,… Растёт ( около чего?) около дома, около школы,… Лежит (возле чего?) возле дома, возле школы,... Бегает (вокруг чего?) вокруг дерева, вокруг школы,… Пришёл (из чего?) из дома , из школы,… Приехал (с чего?) с почты , со стадиона,… Отошёл (от чего?) от дома , от почты,… Получил (от кого?) от отца, от учителя,… Пришёл (без чего?) без пенала, без ручки,… Сделал (до чего?) до обеда, до уроков,… (после чего?) после обеда, после работы,… (для кого?) для брата, для сестры,… 2. Прочитайте предложение. Найдите имена существительные и запишите склонение. И днем (____), и ночью (____) кот (____) ученый все ходит по цепи (____) кругом. На сосне (_____) веселый дятел (_____) белке (_____) домик (_____) конопатил. 3.Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ. Земля, лень,овца, дуб, дедушка, мышь, солнце 3.Давайте, отвлечёмся, отдохнём. Игра «Найди слова» Столб, полк, удочка, дорога, коса, зубр, мель, олень. У птицы это крыло, у человека - У собаки морда, у человека - У льва пасть, у человека - У подводной лодки перископ, у человека- У машины мотор, у человека - 4. Склонение имён существительных по падежам. И. п. кто? Что? стол, озеро, мама , книга, мышь. Р. п. кого? Чего? Стола, озера, мамы, книги, мыши. Д. п. кому? Чему? Столу, озеру, маме, книге, мыши. 5.Распределить существительные в соответствии с их значением: Краснота бегство ливень нежность Прыжок смелость туман мороз обход белизна весна отдых Явления действительности: …, … Признак как предмет: …, … Действие как предмет: …, … 6.Итог работы. Составление кластера Изменение имён существительных
| Дети самостоятельно придумывают словосочетания. Групповая работа Распределяют роли в группе. Планируют работу группы. Работают в группах над поставленными вопросами. письменное выполнение заданий, самоконтроль, самооценка Ученики активно включаются на работу. С удовольствием думают, находят подходящие слова. Ученики распределяют существительные в соответствии с их значением. Ученики составляют кластер | ||
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению 2м | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее достижения | Упражнение 145,146. Запишите имена в таком порядке: сначала имена существительные женского рода, затем мужского рода. Задумайтесь: слова кровать и постель обозначают одно и то же или имеют разные значения? | |||
8. Рефлексия. Подведение итогов урока 3м. | Принимают | Задаёт вопросы: Назовите тему сегодняшнего урока? Были ли достигнуты цели урока? Справились ли мы с поставленными задачами? Какая была проблема (вопрос, тема)? План? – Выполнили ли план? | Учащиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. |
Использованная литература:
1.«Контроль в начальной школе 2-4 классы. Традиционные и тестовые задания» (компакт – диск) Приложение к журналу «Начальная школа»
2.«Развитие творческих способностей учащихся». Урок в Современной Школе. Издательство «Учитель», Волгоград:2012 год.
3. Подстановочные таблицы как один из приёмов работы над развитием связной устной и письменной речи учащихся. Пособие для учителей русского языка начальной тувинской школы. Авт. Е.Е. Манзанова, Кызыл: 2004 год.
4. Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. В., Чеботкова Л. В. Комплект цифровых образовательных ресурсов (1 и 2 четверти) к учебнику «Русский язык. 4 класс» (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007.
5.Желтовская, Л. Я. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой : программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – Москва : АСТ : Астрель, 2013.