1.3. Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием
1.3.Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием
Наш «Центр содействия семейному воспитанию и устройству детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» (ЦССВ) поступают дети, попавшие в трудные жизненные ситуации по различным причинам, семейным обстоятельствам, некоторые с серьезными психоневрологическими нарушениями в развитии, многие – с выраженными нарушениями поведения. Без комплексного подхода всех специалистов учреждения, без создания у таких детей чувства безопасности, позитивной самооценки и уверенности в своих силах реабилитационный процесс невозможен.
Целью нашего центра является определение, разработка и реализация эффективных мер психолого - медико-педагогического воздействия в процессе социально – педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков, воспитывающихся в ЦССВ «Мой дом»
Задачи центра конкретизируются в следующих положениях:
- выявление особенностей развития детей и их способностей к обучению в различных условиях образовательной среды;
- психокоррекционная работа, направленная на:
1. повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических функций
2.коррекцию эмоционально – личностного поведения;
3.психокоррекционная работа с трудновоспитуемыми детьми старшего возраста, а также подростками и детьми «группы риска»
В моей группе из 8 воспитанников разного возраста, трое воспитанников обучаются по программе специальной коррекционной школы VII вида (СКУ VII вида) с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость. В процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. Также поступают подростки, которые имеют много пробелов в познавательной сфере, с девиантным поведением. С ними провожу коррекционную работу, совместно со специалистами медиками, логопедом, психологом по программам «Несущая свет»: «Профилактика пивного алкоголизма»(авт.Полякова В.В.), «Коррекция агрессивного поведения подростков» (подпрограммы), программа Хухлаевой для начальных классов «Тропинка к своему Я» программ Фиклистовой Л.Г. «Жизнь без насилия», «Подросток», «Единство», «Повышение жизнестойкости»(Ташкина О.А.), «Половое воспитание и профилактика ранней беременности» (Сартыыл С.С.) направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития детей, их социальную адаптацию. Изучаю личность ребенка, его интересы и использую полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
Изучение личности и коррекция в воспитании осуществляется путем индивидуального подхода. На каждого воспитанника ведется дневник наблюдения. Получаем рекомендации работы от психолога на трудных воспитанников. Проводится диагностика по личным качествам, которые должны развить в себе воспитанники по методике Н. Капустиной (напр.)
Для воспитанниц средних и старших классов
Для младших воспитанниц по методике Капустиной уровень воспитанности составило 4.2б, По результатам видно, нужно обратить внимание на чтение учащихся, развивать любознательность, познавательную сферу.
В соответствии с рекомендациями и по результатам наблюдения изучения личности воспитанники вовлекаются в разные секции, кружки (охват воспитанников в кружках и секциях -100%), вовлекаются в различные мероприятия, проводятся беседы, занятия.
Также прививаю обучающих любовь к труду, моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены. Содействую выполнению режима дня воспитанниками, своевременное выполнение домашнего задания, оказываю помощь в учении и в разумной организации досуга. Осуществляю совместно врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников. И еще поддерживаю тесную связь с учителями, медицинским персоналом, социальными педагогами, психологом привлекаю детей к самообслуживанию и другим видам общественно-полезного труда с учетом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья. В свое рабочее время несу полную ответственность за жизнь и здоровье детей.
Цель коррекционных занятий:
-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений, навыков;
-коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;
-использование заданий максимально побуждающих активность ребёнка;
-создание условий для улучшения возможностей развития ребёнка в целом;
Типичными чертами являются раздражительность, возбудимость. И для их снятия детьми делаем разные творческие работы, из цветных бумаг, соленого теста, пластилина и т.д. Их используем для оформления комнат группы: делаем аппликации из понравившихся коррекционных панно. Они направлены на гармонизацию эмоционального состояния.
Создание уюта в жилых комнатах немаловажно для нахождения воспитанников и их психологической комфортности. И особым подходом относимся к подбору комнатных растений. Фиалки, герани, кислицы успокаивают чрезмерные эмоции, участие в создании уюта в комнатах помогает раскрыть творческие способности, достигнуть взаимопонимания.
На занятиях мы используем игры, презентации, просмотр фильмов, беседы-диалоги, ролевые игры, тестирования, тренинги т.д.
Т.к. большинство поступающих детей с нарушениями поведения, в связи со средой, в которой они жили, коррекционно – развивающая проводится по «Комплексной программе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
И в ходе коррекционных работ у детей развивается позитивная «Я - концепция», уменьшается тревожность, улучшается эмоциональное состояние.
В результате реализации комплексных мероприятий совместно со специалистами наблюдается положительная динамика.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что коррекционная работа проводится на достаточно организованном уровне.