1.3. Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием

Хомушку Аяна Михайловна

1.3.Коррекционно-развивающая работа в соответствии с перспективным планированием

            Наш «Центр содействия семейному воспитанию и устройству детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей» (ЦССВ) поступают дети, попавшие в трудные жизненные ситуации по различным причинам, семейным обстоятельствам, некоторые с серьезными психоневрологическими нарушениями в развитии, многие – с выраженными нарушениями поведения. Без комплексного подхода всех специалистов учреждения, без создания у таких детей чувства безопасности, позитивной самооценки и уверенности в своих силах  реабилитационный процесс невозможен.

              Целью нашего центра  является определение, разработка и реализация эффективных мер психолого - медико-педагогического воздействия  в процессе социально –  педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков, воспитывающихся в ЦССВ «Мой дом»

           Задачи центра конкретизируются в следующих положениях:

- выявление особенностей развития детей и их способностей к обучению в различных условиях образовательной среды;

- психокоррекционная работа, направленная на:

1. повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических функций 

2.коррекцию эмоционально – личностного поведения;

3.психокоррекционная работа с трудновоспитуемыми детьми  старшего возраста, а также подростками и  детьми «группы риска»

В моей группе из 8 воспитанников разного возраста, трое воспитанников обучаются по программе специальной коррекционной школы VII вида (СКУ VII вида) с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость. В  процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. Также поступают подростки, которые имеют много пробелов в познавательной сфере, с девиантным поведением.  С ними провожу коррекционную работу, совместно со специалистами медиками, логопедом, психологом по программам «Несущая свет»: «Профилактика пивного алкоголизма»(авт.Полякова В.В.), «Коррекция агрессивного поведения подростков» (подпрограммы), программа Хухлаевой для начальных классов «Тропинка к своему Я» программ Фиклистовой Л.Г. «Жизнь без насилия», «Подросток», «Единство», «Повышение жизнестойкости»(Ташкина О.А.), «Половое воспитание и профилактика ранней беременности» (Сартыыл С.С.) направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития детей, их социальную адаптацию. Изучаю личность ребенка, его интересы  и использую полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.

Изучение личности и коррекция в воспитании осуществляется путем индивидуального подхода. На каждого воспитанника ведется дневник наблюдения. Получаем рекомендации работы от психолога на трудных воспитанников. Проводится диагностика по личным качествам, которые должны развить в себе воспитанники по методике Н. Капустиной (напр.)

 

Для воспитанниц средних и старших классов

 

 

 

Для младших воспитанниц по методике Капустиной уровень воспитанности составило 4.2б, По результатам видно, нужно обратить внимание на чтение учащихся, развивать любознательность, познавательную сферу.

    В соответствии с рекомендациями и по результатам наблюдения изучения личности воспитанники вовлекаются  в разные секции, кружки (охват воспитанников в кружках и секциях -100%), вовлекаются в различные мероприятия, проводятся беседы, занятия.

 Также прививаю обучающих любовь к труду, моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены. Содействую выполнению режима дня воспитанниками, своевременное выполнение домашнего задания, оказываю помощь в учении и в разумной организации досуга. Осуществляю совместно врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому  развитию  воспитанников. И еще поддерживаю тесную связь  с учителями, медицинским персоналом, социальными педагогами, психологом привлекаю детей к самообслуживанию и другим видам общественно-полезного труда с учетом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья. В свое рабочее время несу полную ответственность за жизнь и здоровье детей.

Цель коррекционных занятий:

-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений, навыков;

-коррекция отклонений в развитии познавательной сферы;

-использование заданий максимально побуждающих активность ребёнка;

-создание условий для улучшения возможностей развития ребёнка в целом;

Типичными чертами являются раздражительность, возбудимость.  И для  их снятия детьми делаем разные творческие работы, из цветных  бумаг, соленого теста, пластилина и т.д. Их используем для оформления комнат группы: делаем аппликации из понравившихся коррекционных панно. Они направлены на гармонизацию эмоционального состояния.

      

Создание уюта в жилых комнатах немаловажно для нахождения воспитанников  и их психологической комфортности. И особым подходом относимся к подбору комнатных растений. Фиалки, герани, кислицы  успокаивают чрезмерные эмоции, участие в создании уюта в комнатах помогает раскрыть творческие способности, достигнуть взаимопонимания.      

На занятиях мы используем игры, презентации, просмотр фильмов, беседы-диалоги, ролевые игры, тестирования, тренинги т.д.

      

 

                                          Т.к. большинство поступающих детей с нарушениями поведения, в связи со средой, в которой они жили, коррекционно – развивающая проводится по «Комплексной программе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

   И в ходе коррекционных  работ  у детей  развивается позитивная «Я - концепция», уменьшается  тревожность,  улучшается   эмоциональное состояние.

В результате реализации комплексных мероприятий совместно со специалистами наблюдается положительная динамика.

                  Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что коррекционная работа проводится  на достаточно организованном  уровне.