1.1. Сформированность навыков социализации
Продуктивность воспитательной деятельности педагога
1.1.Сформированность навыков социализации
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 сентября 2016 г. проживание детей организовано по принципам семейного воспитания в воспитательных группах. Основной особенностью социализации воспитанников Центра содействия семейному воспитанию является замещение одного из основных институтов социализации семьи – учреждением. ЦССВ является особой формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей, близкой по своему содержанию к приемной семье.
В воспитательных группах ( в группах-семьях) проживают родные братья и сестры (полнородные и не полнородные братья и сестры) члены одной семьи, а также дети, находящиеся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье.
В нашей семейной группе № 4 Центра содействия семейному воспитанию и устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ЦССВ) живут разновозрастные дети с 7 – 17 лет.
В этом возрасте дети наиболее чувствительные для успешной положительной социализации личности. Ребята сознательно, произвольно усваивают ценности, социальные роли. Содержание и обучение воспитанников в Учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Созданы все необходимые условия для комфортного проживания и развития детей, оставшихся без попечения родителей.
Организация деятельности по социализации воспитанников в условиях интерната семейного типа ( Центр содействия семейному воспитанию) ведется по следующим направлениям:
Создание атмосферы доверия, уважения;
Формирование знания и навыков социального взаимодействия
Формирование навыков самоорганизации;
Развитие социально приемлемых увлечений (развитие познавательных, эстетических, творческих);
Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче в замещающую семью;(жизнеустройство)
Первое направление. Создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны воспитателей. Наши воспитанники должны чувствовать себя любимыми и защищенными. Недопустимы негативные отношения к воспитанникам, вызывающие тревожность, озлобленность, недоверие, враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям.
Для постоянного круглосуточного пребывания детей созданы благоприятные условия. В каждой группе-семье имеются: оборудованные зал, прихожая, спальни, туалетная комната. Столовая находится на первом этаже. Мебель и предметы интерьера имеются в достаточном количестве.
В комнате для каждого воспитанника предусмотрено: индивидуальное место для хранения вещей в плательном шкафу, односпальная кровать, прикроватная тумбочка, письменный стол, полка для учебных принадлежностей. Дети обеспечены постельным бельем и предметами личной гигиены в соответствии с требованиями СанПин и нормами выдачи. Приобретение личных вещей для воспитанников осуществляется, по возможности, с участием детей.
Семейная группа обеспечена необходимым оборудованием и мебелью в соответствии с санитарно-гигиеническим нормам.
В режиме дня предусмотрено пятиразовое питание с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Рацион детского питания учитывает физиологические потребности детей и включает разнообразный ассортимент продуктов, с учетом общего количества белков, жиров, углеводов, что полностью обеспечивает растущий организм энергией и основными пищевыми веществами. Прием пищи организован в столовой.
Вновь прибывшие дети должны почувствовать, что их любят и ждут в Центре содействия семейному воспитанию для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С этой целью планируются традиционные мероприятия: беседа «Давайте познакомимся», «Семейные посиделки», «Именины» «Осенний балл», игровые программы «Игротека», день игры «Ты да, я, да мы с тобой», «Зеркало».
Старшие воспитанники разучивают с малышами подвижные игры, организовывают громкое чтение сказок. По возможности на мероприятия и праздники приглашаются родители, а также родственники.
У воспитателей интерната практикуются взаимодоверительные беседы с родителями, родственниками в день сбора, индивидуальные и групповые беседы с детьми и их старшими братьями и сестрами с целью изучения индивидуальных особенностей детей.
Направление деятельности по усвоению воспитанниками своих прав и обязанностей формирует знания и навыки социального взаимодействия и общежития через беседы, часа общения: «Я – ученик», «Права обязанности школьников», «Как вести себя в школе-интернате», диспут «Мои права и обязанности».
В нашем интернате особое внимание уделяется развитию организаторских способностей, воспитанию самостоятельности через самоуправление в интернате. В начале учебного года проводится деловая игра «Выборы», где каждая семья выдвигает кандидатов в Главы актива Совета интерната, проводит предвыборную агитацию. Актив совета интерната контролирует и оказывает помощь в организации дежурства, досуга воспитанников проводит Дни самоуправления, организует шефство над младшими воспитанниками, помогают поддержанию чистоты и уюта. Так же является инициатором различных мероприятий: акций «Уют», «Помощь ветерану», рейдов «Чистота залог здоровья», «Покажи дневник», «Живи книга».
В следующем направлении ведется работа по формированию навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей: в учебе, в других видах деятельности. Это организация и проведение разного вида реабилитационной и развивающей работы с детьми. Благодаря слаженной, совместной работе с медицинским персоналом школы, с психологами, с педагогами дополнительного образования, отмечается положительный рост физического развития детей. Воспитатели совместно с психологом, социальным педагогом проводят индивидуальные и групповые формы работы с детьми в течение всего времени пребывания в школе-интернате. В данном направлении акцент делается на собственные интересы ребенка, поддержки его в социально приемлемых увлечениях. Формируется мотивация достижения и успеха. Развиваются познавательные, эстетические, творческие потребности, через реализацию программ дополнительного образования и другие формы свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни общества. Особой популярностью у воспитанников пользуются кружки «Художественная мастерская», «Домашний очаг», «Зеленая планета», «Фотостудия «Взгляд»», ВИА «Центр Азии», «Футбол», «Волейбол», «Баскетбол», «Ушу -саньда», «Бокс», «Рукопашный бой», «Кадетский бал», «Юный парикмахер».
Становление самосознания воспитанников. Особенностью этого направления является формирование нравственного сознания у воспитанников в единстве с нравственным поведением человека как части природы. Познавательная ценность работы в данном направлении в том, что расширяется круг познания детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что способствует накоплению экологических знаний, уважительному отношению к взрослым, формированию чувства гордости за свой род, уважения к предкам, желанию быть достойными их. Традиционными стали мероприятия «Шагаа», «День города», «По следам снежного барса», «По заветам предков», соревнования по национальным видам спорта, экскурсии, прогулки на природу. Так мы приобщаем детей к природе, развиваем, укрепляем физические способности, воспитываем любовь к родному краю, бережное отношение к окружающему миру, способствуем развитию здоровому образу жизни.
Следующее направление предполагает ознакомление детей с социумом города. В этом направлении с воспитанниками ведется следующая работа:
1.Организовываются тематические экскурсии с целью ознакомления с городом, с учреждениями и организациями: на почту, аптеку, больницу, культурно - досуговые центры и т.д. Затем им объясняют в доступной форме предназначения этих учреждений
2. Проводятся выставки рисунков «Мой город – Кызыл»
3. На мероприятия, проводимые в ЦССВ, приглашаются сотрудники полиции, больницы, пожарной части, ветеранов боевых действий.
Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в интернате организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности. Воспитание трудолюбия в ЦССВ проходит через систематическое вовлечение детей в хозяйственные повседневные занятия, где усваиваются необходимые знания, умения и навыки самообслуживания. Формируются умения подготовки к будущей семейной взрослой жизни; умение обслуживать себя и младших сестер и братьев. В праздничные и выходные дни девочки под руководством воспитателей практикуются в кулинарном мастерстве.
По формированию самостоятельности и сплоченности коллектива, необходимостью исследовательской деятельности по изучению уровня воспитанности личности, детского коллектива, проводится диагностика уровня воспитанности учащихся по методике Н.А. Капустина.
Для достижения положительной динамики показателей уровня воспитанности учащихся на протяжении всех лет воспитания были использованы следующие педагогические средства:
- диагностические
– наблюдения за поведением, беседы, анкетирование, тестирование;- организационные
– регулирование ответственности каждого ребенка в классном коллективе, работа самоуправления в классе;
- мобилизационно
- побудительные
– актуализация, личная значимость, убеждение;
- коммуникативные
– взаимопонимание, доверие, согласие;
- формирующие
– проектирование различных проблемных ситуаций и нахождение разнообразных путей решения;
- координирующие и коррекционные
– выработка и выполнение единых требований, корректировка действий.
Исследование уровня воспитанности воспитанников проводится два раза в год, в начале и конце учебного года.
При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить коррекцию в воспитательный процесс.
Вывод: анализ полученных диагностических данных, результатов анкетирования показывает, что независимо от возрастных различий приоритетными ценностями для воспитанников остаются: любознательность, прилежание, отношение к природе, я и школа, прекрасное в моей жизни. Большинство детей моей группы находятся на средних, хороших уровнях самостоятельности, имеют средний уровень сформированности коммуникативных навыков, динамика развития самостоятельности с возрастом детей увеличивается, также наблюдается зависимость от пола.
Жизнеустройство
А также для благополучного вхождения в социум с 2017-2018 учебного года по сегодняшний день некоторые воспитанники начали обучаться и закончили школу в других школах города: МБОУ Лицей №16 (Тары-Сурун А., Оюн М., Холдугбей С), школа №8 г.Кызыла – Чооду А; в школе №3 обучается Монгуш А.
В результате совместной работы с Агентством по делам семьи и детей РТ установлены опека и попечительство над воспитанницами Чоргаадай Р. в Тоджинский кожуун, Кужугет С. в Монгун-Тайгинский кожуун.
Трудоустройство воспитанников
№
| Ф.И. воспитанника (цы) | Подготовительная работа с воспитанниками |
1
| Оюн М. | КГБПОУ «Красноярский техникум социальных технологий», оператор связи |
2
| Оюн М. | КГБПОУ «Гидроэнергетический техникум, им.А.Е.Бочкина» г.Дивногорск, наладчик станков и оборудования в механообработке |
3
| Сат Ш. | Поступила в ГБПОУ РТ «Тувинский технологичный техникум» г.Чадан (технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции) |
4
| Тары-Сурун А. | Московская академия следственного комитета РФ, правовое обеспечение национальной безопасности |
5
| Чоргаадай Р. | Оформлено попечительство тетей |
6 | Донгак А. | Поступила в ГБПОУ РТ «Тувинский строительный техникум» г. Шагонар (мастер отделочных, строительных и декоративных работ) |
7 | Серен-оол К. | Красноярский аграрный техникум филиал Сухобузимский, машинист-тракторист СХП, 3 курс |
8
| Кужугет С. | Оформлено опекунство тетей |
9 | Оюн В. Б. | ГБПОУ РТ «Тувинский политехнический техникум», сетевое и системное администрирование |
10 | Чооду А. | Создала свою семью
|
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что навыки социализация детей за 3 года сформированы более чем на 78%.