Мои экспериментальные площадки

Захаренкова Елена Эдуардовна

1. Член школьной проблемной группы "Математическая грамотность младших школьников"

2. Член городской творческой группы "Формироввввание метапредметных умений у младших школьников" на базе МБОУ СШ №33

3. Член городской творческой группы "Проектирование образовательной среды в современной школе" на базе МБОУ СШ №33

4. Сертификат учителю-инноватору

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» Использование PISA-подобных заданий на уроках математики для формирования функциональной грамотности у младших школьников Захаренкова Е.Э., учитель начальных классов

Слайд 2

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности … Ребенок должен обладать … возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…» [Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф , 2018. 288 с. , с. 16–17] «Математическая грамотность … включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления» [ OECD (2013), PISA 2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy, OECD Publishing. p. 25]

Слайд 3

ЗАДАНИЕ 1 В королевском рецепте молочной каши на 6 порций нужно взять: 300 г крупы, 600 мл молока и по 18 г масла и сахара. Сколько продуктов каждого вида необходимо взять Белоснежке, чтобы накормить завтраком Семь гномов? Запиши решение и заполни таблицу: порций крупа молоко масло сахар 6 …г …мл …г …г … …г …мл …г …г 7 …г …мл …г …г

Слайд 4

ЗАДАНИЕ 2 У Ивана есть флешка (карта памяти), которая хранит музыку и фотографии. Карта памяти имеет емкость 1 ГБ (1000 МБ). На диаграмме 1 показано текущее состояние диска его карты памяти. Иван хочет перенести на флешку фотоальбом объемом 350 МБ, но свободного места не хватает. Он не хочет удалять существующие фотографии. На флешке Ивана хранятся музыкальные альбомы следующего размера (смотри таблицу 1 ). Сможет ли Иван, удалив не более двух музыкальных альбомов, иметь достаточно места на своей карте памяти, чтобы добавить фотоальбом? Обведите кружком “Да” или “Нет” и покажи расчеты, подтверждающие твой ответ. Диаграмма 1 Альбом Размер Альбом 1 120 МБ Альбом 2 75 МБ Альбом 3 80 МБ Альбом 4 55 МБ Таблица 1

Слайд 5

ЗАДАНИЕ 3. Мама посадила Мишу на школьный автобус и отправила с группой ребят в детский лагерь. Автобус, перевозящий детские группы может двигаться со скоростью 60км/ч. Через два часа мама обнаружила, что Миша забыл дома телефон, и отправилась вдогонку на такси со скоростью 90 км/ч. Через какое время мама догонит автобус, чтобы отдать сыну телефон? Запиши решение и ответ. Материал подготовлен учителями начальных классов Бронниковой М.Г., Захаренковой Е.Э, Пряхиной Н.В.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа составлена на основе авторского курса «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Нормативную правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» составляют следующие документы:

  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)
  3. Рабочая программа  воспитания МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» г. Смоленск.

Актуальность курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» состоит в том, что человеку для успешного существования в обществе уже на начальной ступени обучения необходимо уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, видеть одни и те же явления с разных сторон, осмысливать получаемую информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо уметь правильно  планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в незнакомой, изменяющейся ситуации.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности обучающихся 1-4 классов, как способности добывать новые знания, применять полученные знания на практике, осуществлять рефлексию, стремиться к саморазвитию.

Программа включает четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмысленному чтению и анализу художественных и научно-познавательных текстов, использованию их содержания для решения учебных задач, использованию полученного опыта в жизни. «Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей»[1].

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является осознание и понимание обучающимися роли математики в мире, в котором они живут, а также в собственной жизни; формирование умения строить обоснованные математические суждения и использовать полученные умения для удовлетворения своих настоящих и будущих потребностей, как мыслящего гражданина и члена общества.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие у младшего школьника экономического образа мышления; воспитание ответственного нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать полученные в ходе урочной и внеурочной деятельности естественно-научные знания для выявления реальных проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов; для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира, изменений, связанных с деятельностью человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» построена с учетом  возрастных, общеучебных и психологических особенностей младших школьников.

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю.

Срок реализации программы 4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа;

2 класс – 34 часа;

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа.

В 1 классе по авторской программе предполагается изучение представленных видов функциональной грамотности блоками в следующем порядке: читательская, математическая, финансовая, естественно-научная. Во 2 классе чередование занятий по формированию того или иного вида функциональной грамотности построено циклами. Каждый цикл включает 4 занятия (за исключением последнего) в следующем порядке: на естественно-научную грамотность, читательскую грамотность, математическую грамотность, финансовую грамотность, и базируется на текстах, связанных общей тематикой.  В 3 и 4 классах программа построена таким образом, что в первом полугодии учебного года проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во 2 полугодии - по формированию финансовой и математической грамотности.  Однако, авторский курс «Функциональная грамотность», положенный в основу данной Рабочей программы, предоставляет педагогу возможность замены последовательности занятий по своему усмотрению.

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности, применение элементов технологии критического мышления.

С целью реализации программы по формированию у обучающихся функциональной грамотности рекомендуется использовать следующие формы внеурочной деятельности: библиотечные уроки, деловые беседы, участие в научно-исследовательских дискуссиях, практические упражнения.

Новизна представленной Рабочей программы и ее отличие от авторской заключается в том, что данная Рабочая программа построена с учётом требований обновленного ФГОС НОО к структуре Рабочих программ. Раздел «Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности» в части «Предметные результаты» дополнен с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». В раздел «Тематическое планирование» включен блок, содержащий ссылки на электронные образовательные платформы, которые можно использовать при реализации данной программы. Раздел «Поурочное планирование» дополнен возможными формами проведения занятий.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению).

1 класс (33 ч)

Раздел «Читательская грамотность» (8ч) предполагает:

  • анализ текстов авторских и русских народных сказок;
  • составление характеристики героев прочитанных произведений;
  • деление текстов на части, составление картинного плана;
  • ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Темы занятий отражают названия текстов, на основании которых строится работа: В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата.         

Раздел «Математическая  грамотность» (8ч)  включает:

  • счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы;
  • задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Темы занятий отражают ключевые задания, на основании которых строится работа: Про курочку Рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мёд.

Раздел «Финансовая  грамотность» (8) предполагает работу над следующими понятиями:

  • деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Темы занятий: За покупками. Находчивый Колобок. День рождения Мухи-Цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял.

Раздел «Естественно-научная  грамотность» (9) включает:

  • наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
  • воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Темы занятий: Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. Владимир Сутеев. Яблоко.

2 класс (34 ч)

Раздел «Читательская грамотность» (9ч) включает:

  • формирование понятия «художественный» и «научно-познавательный» текст;
  • поиск жанрового сходства и различия художественных и научно-познавательных текстов;
  • составление характеристики героев прочитанных произведений;
  •  деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Темы занятий: Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные.

Раздел «Математическая  грамотность» (9ч) включает:

  • нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений;
  • работу над составом чисел первого и второго десятка, задания на нахождение суммы;
  • задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
  • чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь;
  • решение логических задач;
  • знакомство с ложными и истинными высказываниями;
  • построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, формирование представления о диаметре окружности, периметре треугольника. 

Темы занятий: Про беличьи запасы. Медвежье потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры - строители. Встреча друзей трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку.

Раздел «Финансовая  грамотность» (8ч) включает:

  • формирование представления, что такое деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта;
  •  знакомство с правилами безопасного использования банковских карт, фальшивыми и повреждёнными деньгами, средствами защиты российских банкнот;
  • формирование представления о валюте.

Темы занятий: Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей.

Раздел «Естественно-научная  грамотность» (8ч) предполагает:

  • наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной;
  • исследование состава почвы, свойств перегноя;
  • знакомство с составом и свойствами древесины;
  • знакомство с названиями овощей, выделение среди овощей корнеплодов;
  • знакомство с названиями частей растений, видами и свойствами корней;
  • формирование представления о позвоночных животных.

Темы занятий: Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень - часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Позвоночные животные.

3 класс (34 ч)

Раздел «Читательская грамотность»(8ч) предполагает:

  • анализ научно-познавательных текстов;
  • выделение основной мысли текста, темы текста, деление текста на части, составление плана текста;
  • ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, определение лексического значения слов;
  • формулирование личностной оценки прочитанного.

Темы занятий: Про дождевого червяка.  Кальций.  Сколько весит облако?  Хлеб, всему голова.  Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит.

Раздел «Естественно-научная  грамотность» (8ч) включает:

  • формирование представления об особенности жизнедеятельности дождевых червей;
  • знакомство с кальцием и его ролью в организме человека;
  • формирование представления о дрожжах;
  • знакомство с видами облаков;
  • изучение свойств мела, мыла, восковых свечей;
  • исследование магнита и его свойств. 

Темы занятий: Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит.

Раздел «Финансовая  грамотность» (8ч) включает:

  • знакомство с понятием бюджет, уровнями государственного бюджета, семейным бюджетом;
  • формирование представления о заработной плате, пенсии, дополнительных доходах (выигрыш, клад, пособия);
  • формирование представления об обязательных, желаемых и непредвиденных расходах;
  • знакомство с ролью налогов;
  • представление об экономии семейного бюджета.

Темы занятий: Что такое «бюджет»?  Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия .Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги?

Раздел «Математическая  грамотность» (8ч)  включает:

  • нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений;
  • решение задач на нахождение суммы, части числа, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
  • решение задач с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
  • чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работу с графиками.

Темы занятий: Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги.

Проверочные работы (2ч)

4 класс (34 ч)

Раздел «Читательская грамотность» (8ч) предполагает:

  • анализ научно-познавательных текстов;
  • выделение основной мысли текста, темы текста;
  • деление текста на части, составление плана текста;
  • ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • определение лексического значения слов;
  • формулирование личностной оценки прочитанного.

Темы занятий: Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.  История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России.

Раздел «Естественно-научная  грамотность» (8ч) предполагает:

  • эксперименты с томатом, болгарским перцем, картофелем, баклажанами, луком, капустой, горохом, грибами;
  • работу с понятиями: многолетнее / однолетнее растение;
  • исследование частей растений, условий и способов их размножения, строения плодов, сроков посадки, возможностей использования человеком.

Темы занятий: Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы.

Раздел «Финансовая  грамотность» (8ч) включает:

  • формирование понятия о потребительской корзине, составе потребительской корзины;
  • знакомство с прожиточный минимумом, минимальным размером оплаты труда;
  • формирование представления о страховании и его видах;
  • представление о распродаже, акциях, скидках, бонусах, кешбэке;
  • представление о страховых рисках, благотворительности, благотворителе, благотворительном фонде.

Темы занятий: Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование.

Раздел «Математическая  грамотность» (8ч) предполагает:

  • нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений;
  • решение задач на нахождение суммы, задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
  • сравнение различных вариантов покупок;
  • нахождение размера скидки на товар, цены товара со скидкой;
  • чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками;
  • формирование умения пользоваться калькулятором.

Темы занятий: В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие.

Творческие работы (2ч)

Темы занятий: творческая работа. Составляем словарик по финансовой грамотности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения курса освоения программы внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» представлены с учётом специфики содержания Рабочей программы  воспитания и таких её направлений, как гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое:

- осознавать и поддерживать ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты;

- воспитывать ценность научного познания, формировать культуру здорового образа жизни, эмоционального благополучия;

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:

Русский язык: осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.

Литературное чтение: владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста; определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы.

Математика и информатика: решать все виды математических задач (на нахождение суммы, сравнение чисел, увеличение, уменьшение и др.) и практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на понятия «цена, количество, стоимость», на вычисление скидки и др.); находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки; выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения; классифицировать объекты по заданным или самостоятельно установленным признакам; извлекать и использовать для выполнения заданий информацию, представленную в простейших столбчатых и круговых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, график), в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист); заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму; использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях; выбирать рациональное решение; составлять модель, числовое выражение; конструировать ход решения задачи; находить все верные решения задачи из предложенных.

Окружающий мир: описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки; проводить по предложенному или самостоятельно составленному плану, выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы; группировать изученные объекты живой и неживой природы; проводить простейшие классификации; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и  достоверной информации в Интернете.

Блок «Финансовая грамотность»: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе;  уметь характеризовать виды и функции денег; иметь представление об источниках доходов и направлениях расходов семьи; уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; определять наличие элементарных проблем в области семейных финансов и пути их решения; проводить элементарные финансовые расчёты.

Виды деятельности учащихся, направленные на достижения планируемых результатов освоения курса: выборочное чтение и анализ текстов; решение практических и логических задач; эксперимент; просмотр и обсуждение образовательных видеоматериалов; работа с цифровыми онлайн ресурсами.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в 1-2 классах предполагает коллективные проекты, в 3-4 класса больше групповые и индивидуальные проекты.

Оценка достижения планируемых результатов.

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения запланированных проверочных и творческих работ;

- результаты соответствующих предметных олимпиад и интеллектуальных конкурсов, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения заданий повышенного уровня сложности;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.

В качестве обратной связи  в 3 и 4 классах предлагается проведение двух рефлексивных занятий, в середине и конце годовой программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон функциональной грамотности, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих занятиях или в следующем классе. Также,  для получения обратной связи на разных этапах реализации программы, учитель может использовать методики «Сытый или голодный?»[2], «Лестница самооценки» и другие.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 1 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

ЦОР

1

Читательская грамотность

8

Игровая, познавательная, научно-познавательная, коммуникативная

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Яндекс.Учебник (https://education.yandex.ru/lab/classes/484608/library/functional-literacy/ )

2

Математическая грамотность

8

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

3

Финансовая грамотность

8

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная

Яндекс.Учебник (https://education.yandex.ru/lab/classes/484608/library/functional-literacy/ )

4

Естественно-научная грамотность

9

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Итого:

33

2 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

ЦОР

1

Читательская грамотность

9

Игровая, познавательная, научно-познавательная, коммуникативная

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Яндекс.Учебник (https://education.yandex.ru/lab/classes/484608/library/functional-literacy/ )

2

Математическая грамотность

9

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная,

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

3

Финансовая грамотность

8

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная

Яндекс.Учебник (https://education.yandex.ru/lab/classes/484608/library/functional-literacy/ )

4

Естественно-научная грамотность

8

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Итого:

34

3 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

ЦОР

1

Читательская грамотность

8

Игровая, познавательная, научно-познавательная, коммуникативная

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Яндекс.Учебник (https://education.yandex.ru/lab/classes/484608/library/functional-literacy/ )

2

Естественно-научная грамотность

8

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

3

Математическая грамотность

8

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная

Яндекс.Учебник (https://education.yandex.ru/lab/classes/484608/library/functional-literacy/ )

4

Финансовая грамотность

8

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

5

Промежуточный контроль

2

Проверочная работа

Итого:

34

4 класс

Наименование раздела

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

ЦОР

1

Читательская грамотность

8

Игровая, познавательная, научно-познавательная, коммуникативная

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Яндекс.Учебник (https://education.yandex.ru/lab/classes/484608/library/functional-literacy/ )

2

Естественно-научная грамотность Математическая грамотность

8

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

3

Промежуточный контроль

1

Творческая работа

4

Финансовая грамотность

8

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная

Яндекс.Учебник (https://education.yandex.ru/lab/classes/484608/library/functional-literacy/ )

5

8

Игровая, познавательная, научно- познавательная, коммуникативная

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

6

Итоговый контроль

1

Творческая работа

Итого:

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Формы проведения занятий

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

Игра

1

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

Беседа

1

В. Сутеев. Живые грибы.

Викторина

1

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

Игра

1

М. Пляцковский. Урок дружбы.

Библиотечный урок

1

Грузинская сказка. Лев и заяц.

Лото пословиц и поговорок

1

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

Капустник

1

Е. Пермяк. Четыре брата.

Вернисаж

1

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

Практикум

1

Про козу, козлят и капусту.

Практикум

1

Про петушка и жерновцы.

Игра

1

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

Интеллект-бой

1

Про наливные яблочки.

Конкурс

1

Про Машу и трех медведей.

Игра

1

Про старика, старуху, волка и лисичку.

Ярмарка

1

Про медведя, лису и мишкин мед.

Игра

1

За покупками.

Практикум

1

Находчивый колобок.

Игра

1

День рождения мухи-цокотухи.

Конкурс

1

Буратино и карманные деньги.

Практикум

1

Кот Василий продает молоко.

Беседа с обсуждением

1

Лесной банк.

Практикум

1

Как мужик и медведь прибыль делили.

Беседа с обсуждением

1

Как мужик золото менял.

Работа в парах

1

Как Иванушка хотел попить водицы.

Беседа с обсуждением

1

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

Беседа

1

Про репку и другие корнеплоды.

Игра

1

Плывет, плывет кораблик.

Игра

1

Про Снегурочку и превращения воды.

Практикум

1

Как делили апельсин.

Игра

1

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

Беседа с обсуждением

1

Иванова соль.

Беседа

1

В. Сутеев. Яблоко.

Беседа с обсуждением

33

2 класс

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Формы проведения занятий

1

Михаил Пришвин. Беличья память.

Буктреллер

1

Про беличьи запасы.

Беседа

1

Беличьи деньги.

Викторина

1

Про белочку и погоду.

Игра

1

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

Библиотечный урок

1

Медвежье потомство.

Лото пословиц и поговорок

1

Поврежденные и фальшивые деньги.

Капустник

1

Лесные сладкоежки.

Вернисаж

1

Лев Толстой. Зайцы.

Практикум

1

Про зайчат и зайчиху.

Практикум

1

Банковская карта.

Игра

1

Про зайчишку и овощи.

Интеллект-бой

1

Николай Сладков. Веселая игра.

Конкурс

1

Лисьи забавы.

Игра

1

Безопасность денег на банковской карте.

Ярмарка

1

Лисьи норы.

Игра

1

Обыкновенные кроты.

Практикум

1

Про крота.

Игра

1

Про кредиты.

Конкурс

1

Корень часть растения.

Практикум

1

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

Беседа с обсуждением

1

Про ежа.

Практикум

1

Про вклады.

Беседа с обсуждением

1

Занимательные особенности яблока.

Работа в парах

1

Полевой хомяк.

Беседа с обсуждением

1

Про полевого хомяка.

Беседа

1

Ловушки для денег.

Игра

1

Про хомяка и его запасы.

Игра

1

Про бобров.

Практикум

1

Бобры строители.

Игра

1

Такие разные деньги.

Беседа с обсуждением

1

Материал для плотин.

Беседа

1

Позвоночные животные.

Беседа с обсуждением

1

Встреча друзей.

Игра

34

        

3 класс

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Формы проведения занятий

1

Про дождевого червяка.

Буктрейлер

1

Кальций.

Беседа

1

Сколько весит облако?

Викторина

1

Хлеб, всему голова.

Игра

1

Про мел.

Библиотечный урок

1

Про мыло.

Конкурс

1

История свечи.

Беседа

1

Магнит.

Вернисаж

1

Дождевые черви.

Практикум

1

Полезный кальций.

Практикум

1

Про облака.

Игра

1

Про хлеб и дрожжи.

Беседа

1

Интересное вещество мел.

Интеллект-бой

1

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

Игра

1

Про свечи.

Беседа с обсуждением

1

Волшебный Магнит.

Игра

1

Проверь себя.

Практикум

1

Что такое «бюджет»?

Игра

1

Семейный бюджет.

Конкурс

1

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Практикум

1

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

Беседа с обсуждением

1

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

Практикум

1

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

Беседа с обсуждением

1

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

Работа в парах

1

Как сэкономить семейные деньги?

Беседа с обсуждением

1

Расходы и доходы бюджета.

Беседа

1

Планируем семейный бюджет.

Игра

1

Подсчитываем семейный доход.

Игра

1

Пенсии и пособия.

Беседа

1

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

Игра

1

Подсчитываем расходы.

Беседа с обсуждением

1

Расходы на обязательные платежи.

Беседа

1

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Беседа с обсуждением

1

Проверь себя.

Конкурс

34

4 класс

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Формы проведения занятий

1

Старинная женская одежда.

Беседа

1

Старинные женские головные уборы.

Практикум

1

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Викторина

1

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Практикум

2

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.  

Библиотечный урок

1

История посуды на Руси.

Беседа с обсуждением

1

Какие деньги были раньше в России

Игра

1

Томат.

Практикум

1

Болгарский перец.

Практикум

1

Картофель.

Практикум

1

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Практикум

1

Лук.

Практикум

1

Капуста.

Практикум

1

Горох.

Практикум

1

Грибы.

Игра

1

Творческая работа.

Практикум

2

Потребительская корзина.

Беседа с обсуждением

1

Прожиточный минимум.

Игра

1

Инфляция.

Беседа

2

Распродажи, скидки, бонусы.

Практикум

1

Благотворительность.

Беседа с обсуждением

1

Страхование.

Работа в парах

1

В бассейне.

Беседа с обсуждением

2

Делаем ремонт.

Работа в парах

1

Праздничный торт.

Практикум

1

Обустраиваем участок.

Игра

2

Поход в кино.

Игра

1

Отправляемся в путешествие.

Игра

1

Творческая работа. Составляем словарик по финансовой грамотности.

Практикум

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений  / Л.  С.  Кожуховская [и др.]; под общ. ред. Л.  С.  Кожуховской.  – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – 233 с. untitled (youthworker.by)
  2. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
  3. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
  4. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
  5. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
  6. Авторское пособие Буряк М.В.по формированию ФГ.docx - Яндекс.Документы (yandex.ru)
  7. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное общее образование) (edsoo.ru)
  8. Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Математика» (edsoo.ru)
  9.  Примерная рабочая программа окружающий мир 1-4 класс ФГОС НОО (co8a.ru)
  10.  Примерная рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс ФГОС начальная школа (co8a.ru)
  11.  Примерная рабочая программа русский язык 1-4 класс ФГОС 2021-2022 (co8a.ru)
  12.  📚Тренажер для школьников: функциональная грамотность.. | Методичка для учителя v.2.0 | ВКонтакте (vk.com)
  13.  Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ 
  14.  Яндекс.Учебник  https://education.yandex.ru/lab/classes/484608/library/functional-literacy/ 
  15.  https://learningapps.org


[1] Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

[2] Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений  / Л.  С.  Кожуховская [и др.]; под общ. ред. Л.  С.  Кожуховской.  – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – 233 с. https://www.youthworker. by/images/_library/Kopilka_metodov_i_uprazhnenij.pdf