Организация игры « Мозговой штурм : "Что такое экологическое воспитание в ДОУ ?»"
Деловая игра для воспитателей " Что такое экологическое воспитание в ДОУ ?"
Воспитатели разбиваются на две команды.
Ведущий игры заранее оговаривает правила:
- Задания в игре даются не все сразу, а по мере выполнения
- На выполнение каждого задания дается определенное, строго ограниченное время
- По истечении времени, отведенного на выполнение задания, участники каждой команды дают устные ответы на поставленные вопросы
- Ответы выносятся на суд всех участников игры
- Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
деловая игра для воспитателя | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для воспитателей
Организация игры « Мозговой штурм :
Что такое экологическое воспитание в ДОУ ?»
Воспитатели разбиваются на две команды.
Ведущий игры заранее оговаривает правила:
Задания в игре даются не все сразу, а по мере выполнения
На выполнение каждого задания дается определенное, строго ограниченное время
По истечении времени, отведенного на выполнение задания, участники каждой команды дают устные ответы на поставленные вопросы
Ответы выносятся на суд всех участников игры
Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри
(старший воспитатель, заведующая)
Вопросы к деловой игре
1. Что вы понимаете под термином «экология»?
Какого значение этого слова?
Само слово «экология» образовано от греческих «экос» - «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».
2. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром
Целью. Э воспитания дошкольников является «формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни»
Цель. Э воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром
Цель. Э воспитания дошкольника – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним
3.Закончите предложение: «Для того чтобы Э. воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей,…»
Достаточно занятий по экологии
Э воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса и т.д.
4. На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в Э. воспитании детей?
5.Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения детьми экологических знаний?
6.Попробуйте смоделировать, как элементы Э. воспитания можно ввести в занятия по физкультуре, музыке, в занятия познавательного цикла.
7. Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости, приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на 1 место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд, положение).
Наличие как можно большего числа видов растений и животных
Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины)
Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода.
Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых).
Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.
Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы.
Обеспечение для детей экспериментировать с объектами неживой природы.
8. Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующие вопросы:
Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на участке.
Назови и покажи части деревьев.
Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.
Как и откуда дерево получает питательные вещества?
Зачем дереву ствол, ветки, листья?
Чем дерево отличается от кустарника?
Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?
Как человек помогает деревьям и кустарникам?
Для каких обитателей живого мира дерево является их домом?
Как Вы считаете, достаточно ли полным является этот перечень вопросов? Что бы Вы в него добавили, или наоборот, исключили?
Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам «Овощи, фрукты и ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года».
9. Попробуйте сформулировать для детей:
Правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями;
Правила безопасного труда в природе;
Правила безопасности при проведении опытов с природными объектами;
Правила безопасной игры в природе.
Выступление Натальи Юрьевны Юрьевой
«Игры по ознакомлению детей с комнатными растениями»
Комнатные растения меньше знакомы детям 3-4 лет, чем овощи и фрукты. Они чаще пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения. Ребенок 3-4 лет должен усвоить:
Названия комнатных растений
Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами растительного мира: «как дерево», «как травка».
Знать части растений: выделять стебли, взрослый вводит слово стебель в активный словарь ребенка постепенно, заменяя его вначале словом ветка.
Уметь описать листья: круглые, длинные – овальной формы. Окраску, величину, поверхность листа: гладкий, не гладкий. Уметь рассказывать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество на цветоножке: много, один.
Прежде всего, ребенку нужно показать, что комнатные растения отличаются друг от друга.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Дидактическая задача: найти предметы по сходству
Игровое действие: поиск похожего предмета
Правило: показывать узнанное растение можно только по сигналу взрослого, выслушав его описание.
Оборудование: одинаковые растения по 3-4 расставлены на двух столах.
Ход игры: взрослый показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает найти ребенку такое же на другом столе. Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.
Дидактическая игра «Найди такой же»
Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Игровое действие: ребенок находит изменения в расположении предметов.
Правило: смотреть на то, как взрослый меняет растения местами, нельзя.
Оборудование: на двух столах ставят три-четыре одинаковых растения в определенной последовательности, например, фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.
Ход игры: взрослый просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время, он меняет растения на одном столе. А затем, просит ребенка переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе. После некоторого повторения, можно провести игру с одним набором растений.
Дидактическая игра «Угадай растение по описанию»
Дидактическая задача: найди предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие: поиск предмета по загадке описанию.
Правило: Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование: для первых игр отбирают 2-3 растения с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы ребенку хорошо было видно каждое растение.
Ход игры: взрослый начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже: на дерево, на травку. Затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Взрослый обращает внимание на форму листьев, круглые, овальные формы – как огурчик, узкие, длинные. Окраску цветов – основные цвета, их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогла увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит взрослый. Закончив описание, взрослый спрашивает: « О каком растении я рассказал?». Ребенок показывает растение, и если может, называет его.
Дидактическая игра «Где спряталась матрешка?»
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие: поиск, спрятанной игрушки.
Правило: Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Оборудование: на столе расставляют 4-5 растений
Ход игры: ребенку показывают маленькую матрешку, которая захотела поиграть с ним в прятки. Взрослый просит ребенка закрыть глаза, и в это время прячет игрушку заодно из растений. Затем ребенок открывает глаза. «Как же найти матрешку?»,- спрашивает взрослый. «Сейчас я расскажу, куда она спряталась». И, взрослый говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрешка: на дерево, травку. Описывает его стебель, листья, цветы, их количество, окраску. Ребенок слушает, а затем указывает растение и называет его.
Дидактическая игра «Найди растение по названию»
Дидактическая задача: найти растение по названию.
Игровые действия: поиск названного растения
Правило: смотреть, куда прячут растение, нельзя.
Ход игры: Взрослый называет комнатное растение, а ребенок должен найти его. Если ребенку трудно найти растение во всей площади комнаты, то можно упростить задачу, поставив растения на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Дидактическая задача: назвать растение по памяти.
Игровое действие: Отгадать, какого растения не стало.
Правило: смотреть, какое растение убирают, нельзя.
Оборудование: на стол ставят 2-3 хорошо знакомых по прошлым играм растения.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время взрослый одно растение убирает. Когда ребенок откроет глаза, взрослый спрашивает: « Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.
Дидактическая игра «Опиши, я отгадаю»
Дидактическая задача: найти растение по описанию взрослого.
Игровое действие: угадывание растений по описанию.
Правило: сначала надо найти растение, а потом назвать его.
Ход игры: взрослый описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Ребенок должен найти его по описанию, а если оно ему знакомо, то назвать. Те растения, названия которых ребенок еще не знает, взрослый называет сам. При описании следует использовать общепринятые термины: форма листа, окраска цветов и т.п. Это поможет ребенку выделить отличительные и общие признаки растения.
Выступление воспитателя старшей группы Бабиной Л.Б. на тему: «Развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии».
Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребёнок как губка впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому, как стихийное, так и специально организованное обучение, и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребёнка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности. Экологическое воспитание дошкольников – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Экология может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
- научить их правильному отношению к объектам живой и неживой природы;
- с помощью игр, экологических задач, постановки опытов, проведения экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.
Экологическая культура – важный компонент в развитии и воспитании ребёнка, когда закладываются основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Я разработала и апробировала исследовательско - творческий проект “Неизведанное рядом”, с помощью которого пытается заложить основы экологического образа мышления у дошкольника, осознание им того, каков “Я” в мире экологических ценностей и как себя вести в нём. Апробация проекта “Неизведанное рядом” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экологического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Наблюдения в процессе игровой и трудовой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и исследовательская деятельность положительно воздействуют на формирование основ экологической культуры дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к экологическим объектам, они стали бережнее относится к предметам окружения, творчески подходить к решению исследовательских задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Формирование навыков исследовательской деятельности, умение работать в коллективе развивают познавательную активность дошкольника, что способствует успешному обучению в школе. Актуальность данной проблемы в том, что социальная деятельность требует нового уровня экологических знаний. Чем больше дошкольники соприкасаются с окружающим миром природы, тем больше возникает у них вопросов.
Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экологическому воспитанию. И вот тут-то воспитатель должен стать для ребёнка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые факты, понятия, явления.
Становится очевидной необходимость системной, целенаправленной работы с детьми, у которых в старшем возрасте происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни: миром человеческих отношений и предметным отношением. Один мир опосредуется другим. Дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную (исследовательскую) деятельность, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности.
Раннее приобщение детей к познанию окружающего мира, воспитание экологической культуры я рассматриваю как дополнение к содержанию программ, как особую технологию. Восточная мудрость гласит: “Сколь бы не был длинен путь, всегда начинается он с первого шага”, а первые шаги в мир исследований ребёнок делает в семье. Поэтому, совместная работа педагогов и родителей необходима для успешного творческого процесса познания. Именно в семье дошкольник приобретает первые знания и первый опыт поисковой деятельности. Нравственный пример родителей, старших членов семьи, братьев, сестёр играет свою воспитательную функцию. Важна при этом правильная установка на материальные и духовные ценности самых близких ребёнку людей, их отношение к окружающему миру природы.
В условиях детского сада знакомство с экологией происходит в играх, исследованиях (опытах, экспериментах), в условных ситуациях, порой непохожих на то, что происходит в реальной жизни. Поэтому важно подчеркнуть необходимость тесной связи семейного и общественного воспитания в экологической подготовке дошкольников. Эта актуальная социальная проблема может быть решена только совместными усилиями семьи и педагогами дошкольных учреждений. Осуществляя экологическое воспитание в дошкольном возрасте, педагог решает задачи всестороннего развития личности – раскрывает ребёнку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, и в процессе познания учит соответствующим формам поведения. Процесс экологического воспитания у меня реализуется через различные формы его организации, использование которых даёт ей возможность проявить творчество, индивидуальность и, в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным. Она говорит ребёнку о сложном мире взаимосвязи человека с окружающим на языке ему понятном, поэтому приоритет закрепился у меня за такими формами, которые эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его “Я”: игры, комплексные тематические занятия, семейные посиделки, кружковая работа, исследовательская деятельность, интерактивные занятия на базе объектов социума.
Выступление заведующей Курдиковой А.И. по теме: «Что такое экологическое воспитание в ДОУ ?»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для решения задач экологического воспитания опираемся на следующие программы: "Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Открой себя" Е. В. Рылеевой, "Наш дом – природа"
Н. А. Рыжовой, "Мы" Н. Н. Кондратьевой.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
В методическом кабинете имеется:
природоведческая литература;
пособия;
схемы, таблицы;
дидактические пособия;
игры экологического содержания.
I БЛОК. РАБОТА С ДЕТЬМИ
В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление " солдатиков". Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой берёзе – гнездо.
Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полили, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, мы наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.
На тропе мы проводили: наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдали, рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражали на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С нашими детьми мы старались
организовывать интересные экскурсии: "Прогулка по весеннему лесу", "Золотой луг", " Зимняя сказка ". Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических чувств.
Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.
Часто на занятиях использовали художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. (Нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада). Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.
Во время тематических занятий по рисованию "Солнышко", "Светлячок", аппликации "Яблонька", "Божья коровка", лепке "Вишенки", "Гусеница" и других использовали магнитофонную запись "Звуки природы". Дети с умилением слушали "звуки природы" и работы получались намного лучше. В детском саду ежемесячно проводились конкурсы детских рисунков" Как я провёл лето", " Времена года", "Мир глазами детей", "Листопад", "Зимушка-зима", "Тает снежок, ожил лужок". Участвовали в различных конкурсах "Лучшая поделка из природного материала", макет "Природа Башкортостана" (г. Шихан, пещера Шульганташ). Дети старались дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Осенью проводили конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети принесли самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Проводили ярмарки ко "Дню урожай". За совместную работу, дети и родители получили благодарность и сюрпризы.
С детьми старших и подготовительных групп проводятся викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "День птиц", "Подводное царство". Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу
личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом – Земля", "Зелёная планета". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
По экологическому воспитанию разработан проект "Природный мир".
Занятие по уходу за комнатными растениями на тему "Поможем Незнайке".
II БЛОК. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания". Мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. (Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие, цель – заинтересовать). Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовывать отдельную беседу.
Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Показывали родителям сценку, например, "Лесные уроки вежливости", в которой сказочные персонажи рассказывали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседовали с родителями, давали каждому конкретные советы, порекомендовали детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края через СМИ и т. д. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.