Использование проектной методики в патриотическом воспитании дошкольников

Романова Татьяна Алексеевна

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры.  Исследования О.П. Радыновой, Е.П. Горловой, Н.Е. Щурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребёнка являются компоненты культуры или базовой личности ребёнка – дошкольника. Структура базовой культуры личности дошкольника – это системное социально – психологическое образование в структуре личности ребёнка, состоящее из коммуникативного, познавательного, исторического, нравственного, ценностного и других компонентов,  позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни.  Основываясь на данном утверждении, можно сделать вывод, что  существуют психологические предпосылки для формирования у детей представлений об истории и культуре, воспитания нравственно – патриотических чувств.

Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы - проектная деятельность как  часть комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса. Информационно-практико - ориентированный проект « С чего начинается Родина» позволит систематизировать знания детей по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию психологической готовности  ребенка к школе  и соответствует принципам примерной  основной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011).

Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма, по моему мнению, наиболее эффективно при активном сотрудничестве педагогов, родителей и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА…»

 КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Вид проекта: информационно - практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.

Охватываемые образовательные области (ОО): «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», « Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье».

Актуальность темы: программные требования к организации социально-личностного развития дошкольников подчинены решению следующих задач: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширить представления детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжить расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине; формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно - исследовательской деятельности, а также чтению.

Задачи проекта:

  • формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу (ОО «Социализация»);
  • за счет формирования целостной картины мира расширить кругозор детей; познакомить с детьми-героями Великой Отечественной войны и героями 1812 года; дать представление об оружии и воинской форме разных времен от богатырей до наших дней ( ОО «Познание»);
  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах  и видах детской деятельности ( ОО «Коммуникация»);
  • приобщать к словестному искусству, развивать художественное восприятие  и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Чтение художественной литературы»;
  • развивать продуктивную деятельность детей и детской творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта (ОО «Художественное творчество»);
  • формировать начальное представление о здоровом образе жизни (ОО «Здоровье»);
  • формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО «Физическая культура»).

Содержание проекта:

  1. Цикл мероприятий по теме: «Оружие и воинская форма разных времен от богатырей до наших дней»
  2. Цикл мероприятий по теме: «Город - герой Москва».
  3. Цикл мероприятий: «Война 1812 года»

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети становятся более любознательными, проявляют интерес к истории Отечества, задают вопросы о прошлом своей Родины.

Продукт проектной деятельности:

«Отступление французов»- коллективная художественная лепка.

«Битва на Бородинском поле»- рисование углем.

«Герои - гусары» - рисование пастелью и цветными карандашами.

 

Выставка работ сделанных детьми и родителями на тему: «Помним их поименно».

Детско-родительский творческий проект  на тему: «Москва победоносная. Триумфальные ворота»

Детско-родительский творческий проект  на тему: «Мост Победы».

 

Мультимедийные презентации :

  • «Война. Победа. Память»;
  • «Наша армия»;
  • «Русские былинные богатыри»;
  • «Прогулки по Москве»;
  • «Дети – герои Великой Отечественной войны»;
  • «Герои войны 1812года»;
  • «История русского оружия и обмундирования».

Досуг с родителями на тему: « История России - история семьи».

Выставка в мини- музеи «Техника нашей армии».

Игра «Зарница» для старших дошкольников.

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников/Н.В.Алешина.-Изд.4-е, доп.-М.:УЦ «Перспектива», 2008.
  3. Жукова ,Л.М. История о великом полководце. Суворов/ Л.М.Жукова.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
  4.  Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2007.
  5.  С чего начинается Родина?( Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.- М., 2005.
  6. Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.
  7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комароваой, М.А.Васильевой.- М.:Мозаика –Синтез,2008.
  8. Проект «Герои дней воинской славы». Старший дошкольный возраст/ авт.- сост. А.И.Колобанова.- Волгоград: Учитель,2013.