Проектная и исследовательская деятельность учащихся

Цыренова Саяна Баторовна

Проектная и исследовательская деятельность учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_bezopasnaya_kukla.docx255.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение  «Закаменское РУО»

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Холтосонская СОШ»

I районная научно-практическая конференция школьников

«Знание. Поиск. Творчество. Труд»

Секция «Технология»

ТЕМА РАБОТЫ

Безопасная и лучшая кукла – какая она?

/исследовательская работа/

Выполнила: Цыренова Галина,  ученица 7 класса

Руководитель: Цыренова Саяна Баторовна,

учитель технологии, 1 категория

 МАОУ «Цаган-Моринская СОШ ».

         2017г

Оглавление.

  Введение

2

  1. Основная часть

2

  1. Что такое кукла?

2

  1. История куклы

3

  1. Разновидности кукол

4

  1. Значение кукол

5

  1. Почему девочки играют в куклы?

5

  1. Какие бывают игры в кукол?

5

  1. Вред современных кукол

6

  1. Экспериментальная часть

6

  1. Практическая часть

7

  1. Подготовительный этап

7

  1. Технологический этап

8

  1. Преимущества и недостатки самодельных и современных кукол

8

Заключение

8

Выводы

9

Рекомендации

9

Использованная литература

10

Приложение 1


Введение

       Моя младшая сестра очень любит играть с куклами.  Она так привязана к ним что берет их с собой на прогулку, сажает рядом во время еды, укладывают к себе в постель, еще она любит попробовать игрушку на вкус т.е контакт практически круглосуточный. Все ее куклы куплены на рынке, в бутиках, и в нашем сельском магазине. И мне стало интересно, насколько безвредны эти  куклы и попробовать самой  сделать куклу для младшей сестры из экологически чистых материалов. Так началась моя исследовательская работа.

Актуальность: В настоящее время примерно 80-85% игрушек на российском рынке – импортные. И большинство из них завозится из Китая. Исследования показали, что более 10% образцов не соответствуют ни санитарным, ни химическим, ни токсикологическим требованиям безопасности. За год в больницы нашей страны попадает 190000 детей младше 14 лет, травмированных или получивших отравление некачественными игрушками.

Объект исследования: куклы.

Предмет исследования: Безопасность современных игрушек и значение для ребёнка куклы, изготовленной своими руками.

Цель: исследовать куклу из пластмасса на предмет безопасности и выяснить какое значение для детей имеют самодельные куклы.

задачи:

1 .Познакомиться с литературой и Интернет- ресурсами о куклах и их значении.

2.Познакомиться с историей возникновения кукол и их разнообразием.

3.Сравнить самодельную куклу с современной.

4.Научиться делать своими руками куклы и поделиться своим опытом.

Гипотеза: изготовленная кукла своими руками лучше купленной в магазине, поднимает настроение, прививает трудолюбие, не вредит здоровью и становится самой любимой игрушкой.

Методы исследования:  опрос, изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет, эксперимент, анализ, сравнение, изготовление самодельной куклы.

I. Основная часть

1.Что такое кукла.

Кукла— предмет в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов. Слово «кукла» греческого происхождения. В толковом словаре С. Ожегова говорится о том, что, оно произошло от слова «киклос», что означает «круг», нечто свернутое, например, в деревушку или в пучок соломы, которые

девочки издавна пеленали. Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений: первое - это детская игрушка в виде фигурки; второе - в театральном представлении - это фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

1.2.История куклы.

История куклы началась несколько тысячелетий назад. Самой древней находкой считается кукла из кости мамонта, найденная в Чехии. Её возраст примерно 30-35 тысяч лет, её руки и ноги присоединены к туловищу так, что могут двигаться. В Древнем Египте были куклы, которыми играли богатые дети. Они были сделанные лучшими придворными мастерами. Девочки же бедных родителей заворачивали и качали на руках маленькие деревянные чурбанчики, со слегка обозначенными лицами. В Древней Греции кукол делали на заказ для состоятельных вельмож. Для кукол шили роскошные, богато украшенные платья, делали домики, кухонную утварь. Эти куклы были очень хрупкими и служили скорее для украшения помещения, чем для игры.

В Англии кукол вырезали из дерева, наряжали в роскошные платья из парчи, бархата, шёлка, украшали золотом и дорогими кружевами, но детям не давали по причине их хрупкости. В Германии кукол лепили из воска, материала, позволяющего достигнуть высочайшей точности во всех деталях, но совершенно не предназначенного для рук маленьких девочек. Франция прославилась своими механическими куклами-автоматами, впервые появившимися в конце семнадцатого века. Первая революция в истории кукол произошла в XVII веке, когда французы начали делать кукол из фарфора. В те времена Франция была законодательницей мод и хотела оставаться таковой ещё долго. Например, в России матери выписывали из Парижа таких кукол для своих дочерей и для себя. Для себя, чтобы одеться в соответствии с французской модой, для дочерей - чтобы привить им чувство прекрасного, воспитать вкус. Вторая революция в истории кукол - в XIX веке их начали выпускать фабричным способом. В XX веке куклы окончательно перешли в распоряжение детей. Виниловые пупсы, фарфоровые красавицы в бальных платьях, пластиковые Барби, покорившие весь мир. Самое последнее изобретение - американская кукла-робот «Му Real ВаЬу» в виде младенца (рост 45 см, вес 1,5 кг), который плачет, смеётся (личико может передавать 15 эмоций) и даже учится говорить.[ 2]

А история народной куклы такова. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

История  кукол  наглядно  свидетельствует:  девочки  играли  простенькими соломенными, деревянными или тряпичными куклами, а взрослые изобретали для себя кукол всё более изощрённых, сложных и дорогих.

    А были ли в старину у бурятских детей куклы, чем они играли? Я расспросила пожилых бабушек и дедушек. Оказывается,  они играли куклами самодельными, история связана опять таки с костями. Когда родители делали вкусный «холодец» из ног крупного рогатого скота, оставались кости. Эти кости похожи на фигуру человека имели головку и туловище

( тагалсагай уе) - «бабка». Дети куклу называли «Бэрбэгы».

В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Куклы-обереги готовились из рогов крупного рогатого скота. Сегодня из рогов животных делают, в основном, сувенирных кукол  и они получаются неповторимыми, оригинальными, очень красивыми и отличаются от других кукол своей простотой и применением природного материала. 

1.3.Разновидности кукол

Сколько в игрушечных магазинах кукол! Просто глаза разбегаются. Какие же бывают куклы, эти главные игрушки для девочки?

Народные куклы делятся на 3 группы: куклы-обереги, игровые куклы и обрядовые куклы. Обереговые куклы. Оберег - это предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь. На Руси куклы-обереги делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы. Каждая куколка делалась с определенной целью, и имела своё назначение.

Например,        кукла        «Куватка»,        которая        висела        над        кроваткой        ребёнка,

отгоняла злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Кукла «Лихоманка» привлекала к себе духов болезни. Духи вселялись в куклы, а не в человека.

Целительная кукла «На здоровье» делается только из льняных ниток. Она забирает болезнь на себя, помогает человеку поправиться.

Игровые куклы. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Их называли куклы-закрутки, и делались они без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Наиболее простой свёрнутой куклой считалась кукла «Барыня», а так же кукла «Столбушка» и «Малышок-голышок».

Обрядовые куклы. Обрядовые куклы выполнялись из старой поношенной одежды и природных материалов, которые приносили из леса: ветка дерева, трава, цветы, солома.

Кукла «Масленица» известна нам и сейчас. Каждый год, на празднике «Проводы зимы»  сжигают эту куклу и вместе с ней все старое и плохое, что было в прошедшем году.

Кукла «Купавка» - эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

Безликая кукла считалась предметом неодушевленным, а значит, в неё не могли вселиться злые духи, поэтому она была безвредным для ребенка. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

         2. Значение кукол.

2.1.Почему девочки играют в кукол.

Почему девочки играют в куклы? Психологи говорят, что игры в кукол несут в себе пользу. В игре девочки подражают взрослым, проявляют заботу.

Не зря на прилавках магазина можно встретить пупсов, которые умеют плакать, звать маму, просить кушать. Подобные куклы учат девочек заботиться о тех, кто меньше и слабее. Благодаря кукле девочки примеряют на себе различные ситуации и учатся находить правильные решения. Кроме того, кукла - это материал для экспериментов. С ней можно делать то, что не разрешают делать родители с собой: стричь и красить волосы, изрезать одежду в лоскутки, наконец, разобрать на части. К тому же, кукла - это и первая «энциклопедия анатомии». Разнообразие кукол поражает всякое воображение, и для каждой отдельно ребенок способен придумать свою историю.[ 5]

2.2.Какие бывают игры в кукол.

Игры можно разделить на 2 категории: режиссерские и ролевые. В

режиссерской игре ребенок становится автором и с радостью выстраивает игру, с множеством персонажей: куклы, зверюшки, машинки. Сам малыш не принимает чью-то сторону, оставаясь невидимым творцом в своей Вселенной.

Когда ребенок за режиссера: он «разговаривает» устами игрушки, выполняя не сложные действия ее ручками или ножками. В ролевой игре ребенок принимает непосредственное участие, а его партнерами становятся любимые игрушки. С ними он общается, обсуждает игру и играет одновременно. Когда ребенок сам в роли героя - он бурно жестикулирует, рассказывает, совершает действия, использую мимику жесты, тем самым неутомимо развиваясь.

2.3.Вред современных кукол.

Современных детей окружает огромное количество игрушек, которые могут незаметно навредить им своим страшным видом, качеством, недопустимым уровнем звука, издаваемого игрушками, запахом. Оказывается, многие современные игрушки содержат ядовитые вещества. Современные врачи считают, что игрушки могут причинить вред не только из-за содержания в них вредных веществ, но и своим внешним видом. Куклы-хулиганы с серыми лицами и монстры влияют на внешний вид и душевное здоровье ребенка.

II. Экспериментальная часть.

        Для анализа был взят фрагмент сломанной куклы, изготовленной из пластмассы.        

У куклы отсутствовала упаковка из-за давности срока покупки, поэтому мною был проведен их анализ по методу: проба на сгорание и изучение свойств продуктов разложения,  определение свойств пластмасс: термопластичных и термореактивных.

Схема эксперимента.

  1. Исследованы свойства пластмасс по следующей методике: пробы на плавление – нагреваем исследуемый образец на металлической подставке. Если пластмасса плавиться – относим ее к термопластичным, если разлагается  - к термореактивным. Температуру размягчения определяем, нагревая тигель с песком, в который помещена пластмасса. Когда пластмасса согнется, фиксируем показания термометром (который также вставлен в песок). Аналогично определяем температуру текучести. Результат представлен в таблице № 1. Свойства пластмасс.

        Фрагмент игрушки

Проба плавления

t размягчения

t текучести

Виды пластмасс

Кукольная головка (кукла Барби – Китай)

+

75⁰С

140⁰С-160⁰С

Термопластичная

2. Определяем пластмасс по пробе на сгорание и исследованию продуктов разложения. Берем тигельными щипцами образец пластмасс и помещаем в пламя горелки. Вынем пластмассу из пламени и определим, будет ли она гореть дальше, обращаем внимание на цвет пламени, запах, потрескивает ли пламя. Исследуем продукты разложения: в маленькой пробирке нагреем измельченные пробы пластмасс и обратим внимание на запах, цвет и реакцию на лакмусовую бумагу. Результат исследования приведен в таблице

№2.Проба на сгорание и свойства продуктов разложения.

Фрагмент игрушки

Проба на сгорание

Свойства продуктов разложения

Поведение  в пламени

Определение пламени

примечание

цвет

реакция

запах

Вид пластмасс

щелоч

кисл

Кукольная головка (кукла Барби – Китай)

Горит с трудом

зеленоватое

Горит и после удаления из пламени, с разбрасыванием

Белые пары

Лакмус красный (кислая)

Хлоро- водорода

Поли- винил- хлорид

(мягкий)

Результаты эксперимента позволили определить, что кукла «Барби» (Китай) была произведена из поливинилхлорида. Это самая вредная для здоровья пластмасса, после 10 лет применения эта пластмасса самопроизвольно разрушается и выделяет в окружающую среду вредные вещества. Оказывают негативное влияние на нервную систему ребёнка, дыхательные пути (могут вызывать астму, хронический тонзиллит), провоцируют серьёзные нарушения почек и печени, иммунитета и т.д. 

И поэтому, по возможности следует отказаться от многих красочных пластиковых игрушек, а приобретать в маленьком количестве, но более качественные игрушки из натуральных материалов или проверенных пластиков.

Данный эксперимент подтолкнул меня к идее изготовить собственную безопасную куклу в домашних условиях.

  1. Практическая часть

1.Подготовительный этап

1.Вначале я изучала технику изготовления игрушек из шерсти, рассматривала картинки и фотографии. И решила сделать свою куклу в технике сухого валяния.

2.Затем    подумала над назначением изделия,  подобрала материал и оборудование. Сделала эскиз куклы.

3.Определив последовательность изготовления изделия, заполнила технологическую карту.

4. Приготовила материал и оборудование:  

 -Шерсти разных цветов: белая, зеленая, красная, черная, оранжевая

- иголки для валяния,

- губка, толщиной 5-6 см.

  5.  Вспомнила  правила безопасной работы:

  1. Технологический этап

Приступила к практической деятельности, последовательно выполняя каждый шаг работы. Приложение 1

Я сделала куколку, она получилась  очень красивая, поэтому она  самая хорошая, родная, теплая и самая любимая.  Ведь если вложить в них труд, усердие, терпение и тепло, куклы получаются "живыми" и они прослужат долгое время.

  1. Преимущества и недостатки самодельных и современных кукол.

Преимущества самодельной куклы в том, что: она "безликая", что позволяло детям мечтать и фантазировать, быстро изготовляется. Мы можем выдумывать настроение куклы и её характер, она индивидуальна в своём роде и больше не повторяется. Такая добротно и ладно сделанная считается хорошим подарком и рассматривается как эталон рукоделия.

Недостатки самодельной куклы то, что её нельзя помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимается. Многие тряпичные и свалянные шерстью куклы являются однодневками.

Преимущества современной куклы в том, что её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется "Барби - повар". У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а являются массовыми, они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию. Они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.

Заключение.

Всем известен народный обычай - дарить девочкам куклы. В давние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относиться к своим игрушкам - быть беде. У нас дома много купленных кукол, все они красивые, интересные. Моя сестра  очень любит с ними играть, а я помогаю ей  шить им платья, вязать кофточки и мне это нравится. После того как я  сделала куклу своими руками, она стала нашей с сестрой любимой куклой. Выбранная тема мне показалась интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Я задумалась, какой же должна быть современная безопасная игрушка и пришла к выводам.

Выводы: куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Кукла, сделанная своими руками, изготовленная из экологически чистых материалов, не пугает, учит любить природу, Родину, воспитывает почитание семьи, знакомить с культурой русского и бурятского народа и точно не навредит здоровью.

Моя гипотеза доказана: изготовленная кукла своими руками лучше купленной в магазине, поднимает настроение, прививает трудолюбие, не вредит здоровью и становится самой любимой игрушкой.

Рекомендации:

Отдавать предпочтение стоит качественным игрушкам добросовестных производителей, несмотря на соблазн приобрести игрушку подешевле. На игрушке обязательно должна быть маркировка, подтверждающая ее безопасность, данные о стране производителе и материале, из которого она изготовлена. Игрушка не должна быть покрыта токсичной краской. Проверьте, прочно ли пришиты к игрушке глазки, мелкие детали, можно ли её вымыть, постирать, нет ли в её наполнителе инородных тел, прочны ли швы, не вылезает ли из неё ворс, вата? У игрушки не должно быть неприятного запаха, цвет её не должен быть очень ярким, режущим глаза, избегать игрушек, издающих резкие, пронзительные звуки. «Страшные» игрушки чудовища, вампиры могут серьёзно повлиять на психику ребенка. Самыми безвредными по-прежнему считаются игрушки сделанные из дерева, шерсти, хлопчатобумажной ткани.

Использованная литература.

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  2. http://agallery.ru/istorija_kukly.html
  3. www.treeland.ru/...dleworMctoria_narodnoi_kukly.htm
  1. www.glazkisadll25.ru/art/30
  1. rnamochki-detishki.ru>devochki-igrayut-v-kukly/
  2. www.plam.ru/healt/veshi_kotorye_nas_ubivayut/p2.php
  3. teacher08.webnode.ru>news/referat.. .kukloterapiya/
  4. Журнал. Сделай сам.-1998г.-№1.

Приложение 1

 Технологическая карта изготовления куклы в технике сухого валяния шерсти

Материалы и инструменты: шерсть белая натуральная, цветная шерсть зеленого, красного, оранжевого, черного  цветов,  иглы для фелтинга № 36, 38, губка.

№ п/п

Последовательность изготовления

   Рисунок

1.

Оторвать необходимое количество шерсти белого цвета для головы

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102103.jpg

2.

Кусочек белой шерсти скрутить в тугой шарик и с помощью одной иглы закрепить  и прокручивая между пальцами,  тщательно  уплотнить и повалять всю поверхность. При необходимости добавлять объем.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102134.jpg

3.

Оторвать необходимое количество белой или другой шерсти для туловища куклы

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102134.jpg

4.

Скрутить в тугой валик и с помощью игл закрепить и прокручивая между пальцами, тщательно уплотнить и повалять всю поверхность. Верхнюю часть, где тело будет соединяться с головой оставить не свалянной.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102134.jpg

5.

Соединить голову с туловищем

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_105304.jpg

6.

Берем шерсть зеленого и красного цветов

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170317_092555.jpg

7.

Берем шерсть зеленого цвета и приваляем к туловищу.

8.

Берем шерсть красного цвета и приваляем к туловищу.

9.

Оформляем наряд куклы

10.

Из шерсти зеленого цвета валяем платьице.

C:\Users\231m\Desktop\КУКЛА\IMG_20171030_200323.jpg

11.

Наметить глазные впадины, и немного их углубить. Из шерсти черного цвета привалять глазки.

12.

Руки. Скрутить в тугой валик и тщательно  уплотнить и повалять всю поверхность. При необходимости добавлять объем.

13.

Для волос оторвать немного черной шерсти и провалять в виде кос. Волосы привалять к голове.

C:\Users\231m\Desktop\КУКЛА\20171030_191501.jpg

14.

Привалять руки к туловищу.

16.

 Готовое изделиеC:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170315_195922.jpg