Открытое занятие Тема: «Работа над артистичностью солиста»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Муниципального образования Кавказский район
Открытое занятие
Тема: «Работа над артистичностью солиста»
Форма проведения: индивидуально
Тип занятия: закрепление полученных ранее знаний
Объединение сольного пения: «Кантилена»
Составитель: педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ МО Кавказский район
Мельникова Наталья Ивановна
19 декабря 2017г
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА:
«Работа над артистичностью солиста»
Педагог дополнительного образования: Мельникова Н.И.
Место проведения: кабинет №4
Объединение сольного пения: «Кантилена»
Дата проведения: 25.11.17
Форма проведения: индивидуальная
Тип занятия: закрепление полученных ранее знаний
Цель занятия: развитие артистичности у вокалиста
Задачи:
Образовательные:
обучение передаче характера произведения через сценические движения;
закрепление навыков артистичности;
закрепление основных приёмов вокальной техники.
Развивающие:
формирование образности мышления, фантазии;
развитие эмоционального отклика на предлагаемые ситуации.
развитие пластики лица;
развитие движений под музыку.
Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста;
воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;
воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
В работе используются следующие методы и приемы:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
игровой;
объяснительно – иллюстративный.
Методические приёмы:
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, индивидуальный опрос;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе работы;
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на занятии:
психологически-комфортная атмосфера;
эмоциональное удовлетворение;
личностно-ориентированное общение;
учёт индивидуальных особенностей;
дифференцированный подход
Оборудование:
фортепиано
ноутбук
стулья
репродукции смайликов разного настроения
ноты произведений для преподавателя
фонограммы песен
зеркало
Структура занятия
Организационный момент
Педагог: Здравствуй, Екатерина! Я рада видеть тебя на занятии.
( краткая беседа об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации).
1.Вводная часть. Введение в тему. 5 мин
Педагог: Здравствуйте уважаемые коллеги, здравствуй Катя!
В любой деятельности чтобы добиться поставленной цели необходимо четко знать путь её достижения, осознавать трудности, с которыми мы сталкиваемся.
Сегодня у нас открытое занятие, на котором мы продемонстрируем свои вокальные, творческие и исполнительские таланты и покажем наши навыки!
Педагог: Екатерина, на каждом занятии мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, певческим дыханием, дикцией, артикуляцией.
А что ещё, по-твоему, необходимо и важно исполнителю уметь делать, чтобы выступление не осталось незамеченным?
Обучающийся: (возможные ответы и предположения).
Педагог: правильно, нужно уметь донести смысл произведения, которое ты исполняешь, выглядеть привлекательно на сцене, и верить в то, о чём поёшь, и чтобы поверили зрители.
2.Основной этап. 30 мин.
2.1.Подача материала. 4 мин.
Навыки сценического мастерства - это совокупность таких способностей как:
· Постановка сценической речи, ораторское мастерство - этот навык способствует формированию уверенности, что поможет вашей работе на сцене.
· Умение перевополощаться, менять образы, импровизировать - это одна из самых важных и самых сложных задач в сценическом мастерстве.
· Основы сценического движения - включает телесное и психологическое раскрепощение, улучшение пластики, ритмики. Помогает лучше двигаться на сцене, способствует снятию телесных зажимов.
· Умение преподносить себя и завладевать вниманием, что абсолютно необходимо для успеха выступления.
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Работа над артистичностью солиста».
Что мы делаем вначале каждого урока?
Обучающийся: дыхательную гимнастику.
2.2. Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (элемент здоровье-сбережения). 6 мин.
Педагог: А теперь приступим к теме нашего занятия.
Артистичность – это умение перевоплощаться.
Педагог: А от чего она зависит?
Обучающийся: (предполагаемый ответ вокалиста)
Педагог: Зависит она от природных задатков, но её можно развивать.
Педагог: итак, начнём.
2.3. Мышечная гимнастика. Применяются упражнения на раскрепощение и развитие мышц лица, и мышц участвующих в звукообразовании. Настраивание вокалиста на позитивную работу
Упражнение «Смайлики»: Повторяем выражения лиц как на картинке.
Прочитать любое предложение с различными оттенками:
-----очень громко, торжественно;
-----очень тихо, шёпотом, таинственно;
-----удивлённо;
-----восхищённо;
-----мечтательно;
-----грустно;
-----с хитрецой;
-----задумчиво;
-----задушевно;
-----тревожно.
Педагог: Указания такие: глядя на себя в зеркало, объективно оцени, насколько правдоподобно ты выполнила задание.
2.4. Вокальные упражнения: 8 мин
Педагог: Екатерина, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?
Обучающийся: Нельзя… необходимо разогреть голосовые связки…
Педагог: Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.
Педагог: Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
- Пение закрытым ртом: звук «М» (мычание) - губы мягко сомкнуты, подбородок максимально низко. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания», тренирует высокую позицию мягкого нёба (в пределах терции).
- «Трель языком» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением.
- Поем слоги МИ-И-И-И. Меняем гласную и согласную. Важно, чтобы звук был прикрытым, объёмным, но чтобы не заваливался.
- В пределах терции – «бда-бдэ-бди-бдо-бду», «мна, мнэ, мни, мно, мну». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.
- По звукам трезвучия – «до, ми, соль, ми, до». Чередовать легато, стаккато. Следить и контролировать кантиленное звучание на легато, и лёгкое стаккато, без утяжеления.
Педагог: хорошо, Катя! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней
2.5.Работа над сценическим движением в вокальном произведении 12 мин
Педагог: Катя, на прошлых занятиях мы работали над песней «Купите мне тигрёнка», домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.
Рекомендации: песня подвижная. Исходим из этого, исполнитель не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.
Работа над песней:
- Исполнение произведения. 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. (Ведётся работа в форме диалога, метода проб и ошибок по поводу передачи смысла и содержания текста песни зрителю). Вместе обдумываем, какое сценическое движение можно применить к той или иной мелодической фразе.
- Далее ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).
3.Заключительный этап 4 мин
Подведение итогов
Педагог: подведём итоги нашего занятия. Катя, как ты думаешь, удалось ли нам справиться с поставленной целью на сегодняшнем уроке?
Обучающийся: (Предполагаемый ответ обучающегося).
Педагог: Сегодня мы работали над развитием артистичности, развивали сценическое движение в песне, и, конечно, это процесс длительный, над этим нужно долго и кропотливо работать. Так что же такое АРТИСТИЧНОСТЬ?
Екатерина: - ёмкое понятие, включающее в себя и умение перевоплощаться и двигаться на сцене и подать себя, чтобы завладеть вниманием зрителя, заинтересовать, заставить зрителя поверить в то, о чём поёшь.
Педагог: Правильно, Катя! А для достижения цели, необходимо и дома тренироваться перед зеркалом, умеренно жестикулировать, активно декламировать, учиться двигаться под музыку.
Домашнее задание
Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией, менять интонацию, следить за выражением лица, пританцовывать в ритме музыки. (Убеди родителей купить тебе тигрёнка!)
До встречи!