ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Гармония» В студии раннего развития "Всезнайка”
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества “Кавказский район”
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Гармония»
В студии раннего развития "Всезнайка”
Раздел программы: «Вокальная работа»
По теме: «Артикуляция и вокальное слово»
Группа № 1,2,3. 1 года обучения
Составитель: Мельникова Н.И
Ст. Кавказская
Цель занятия: активизация артикуляционного аппарата ребенка по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Обучающие:
обучать правильному певческому дыханию;
обучать передавать мелодию, чисто интонировать;
Развивающие:
развивать дикционные и артикуляционные способности и навыки;
развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности
Воспитательные:
способствовать формированию культуры пения у воспитанников;
способствовать формированию интереса к индивидуальным вокальным формам, сольному пению, концертным выступлениям, творческому самовыражению;
способствовать возникновению интереса к выполняемым ребенком упражнениям.
Вид занятия: комбинированное занятие: демонстрация дыхательных, дикционных и вокальных упражнений, отработка ранее изученного произведения.
Оборудование:
синтезатор
музыкальный центр
зеркало
компьютер
Возраст учащихся: 4-6 лет
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: групповое
Используемые педагогические технологии: здоровье-сберегающие, игровые, технологии развивающего обучения.
№ Этапы занятия Время Задачи Содержание деятельности Ход занятия
1
Подготовительный этап
15мин.
Создать благоприятную, творческую атмосферу.
Познакомить с темой занятия.
3. Настроить на восприятие материала.
4.Подготовить голосовой аппарат к пению.
5.Развивать дикцию и артикуляцию.
1. Приветствие.
2.Упражнения на дыхание:
- «Шарик»
-«Змея»
3.Упражнения на развитие дикции и артикуляции:
-«Рыбка»
-«Лошадка»
-«Жираф»
-«Бегемот
4. Скороговорки
-«Ехал Грека»
-«Кукушка кукушонку»
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни.
Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово». Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.
Но прежде чем, мы приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.
Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.
Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом кдруг другу, а теперь представим, что наша правая рука - это змея. Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи, и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок. Теперь сыграем в эту игру еще раз. Умнички!
Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Ребята, становимся все к зеркалу и мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.
Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях, первая «Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.
(Дети рассказывают скороговорку)
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак
Сунул руку Грека в реку
Рак за руку Грека цап.
И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую «Кукушка кукушонку»
«Кукушка кукушонку
Купила капюшон,
Как в капюшоне
Он смешон»
(Берем маленький теннисный мячик) А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята!