ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Кантилена»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБОУ ДО ДДТ
от "__"____________20__г. ___________О.В.Боталова
Протокол № ______ м.п. «____»_________20__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Кантилена»
Уровень программы: ознакомительная
Срок реализации программы: 1 год (72часа)
Возрастная категория: от 5 до 17 лет
Вид программы: модифицированная
Автор: Мельникова Наталья Ивановна
педагог дополнительного образования
ст.Кавказская, 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкие голоса» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кантилена» - художественная. Дополнительная общеобразовательная программа направлена на владение своими голосовыми способностями и на развитие музыкальных и слуховых способностей детей.
Актуальность. В век технологического прогресса и нанотехнологий формируется дефицит духовного развития ребёнка. Система образования России предусматривает духовно-нравственное становление детей, молодёжи, подготовки к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества, государства. Общение с музыкой обеспечивает связь нравственного с прекрасным. Поэтому данная программа актуальна, так как она востребована социумом и направлена на обогащение внутреннего мира учащегося. Педагогу-музыканту нельзя забывать об ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности, поэтому важно воспитывать глубокое уважение к русской и кубанской музыкальным культурам.
Новизна программы «Кантилена» заключается в обновлении методики музыкального образования. Образовательные программы, изданные десятки лет назад, требуют обновления. Программа «Настроение» содержит ценный материал дифференцированного подхода в выборе форм, методов обучения, репертуарных дополнений, более детальной разработки требований к исполнению песни и новых подходов к образовательному процессу с позиций современных условий работы учреждений дополнительного образования.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кантилена» заключается в развитии интереса детей к песне, раскрытии индивидуальных способностей не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки, что достигается различными формами (индивидуальная) и методами работы (наглядно-слуховой, беседа, упражнения и др.). В результате обучения владения своим голосом происходит развитие способностей ребёнка в различных областях, порой не связанных с музыкой:
1. Развитие слуховой и зрительной памяти, т.к. процесс обучения связан с запоминанием песенного текста, слухового анализа мелодии, музыкальных терминов, исполнения песен на память.
2. Развитие эмоционального восприятия подкрепляется способностью мыслить вперед, переживая тот или иной музыкальный образ.
3. Психологическая устойчивость, связанная с публичными выступлениями. Умение владеть своими эмоциями в стрессовой ситуации.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей младшего, среднего школьного возраста, так как учтены их психологические особенности.
Отличительные особенности данной программы в отличие от программ музыкальной и общеобразовательной школ заключается в том, что обучение ведётся по трём направлениям одним педагогом - исполнительство, раскрытие вокальных способностей и музыкальная литература, а также большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребёнка, импровизации.
Адресат программы. В объединении «Кантилена» (вокал) обучаются учащиеся в возрасте от 5 до 17 лет. Набор учащихся осуществляется по критериям: наличие вокальных данных, музыкального и ритмического слуха, текстовой памяти.
На обучение могут быть приняты учащиеся младшего, среднего школьного возраста. Ведущей деятельностью становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Они характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью. Внимание учащихся достаточно устойчиво, не ограничено по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому весь учебный процесс обучения по программе «Кантилена» подчинен воспитанию культуры внимания. Мышление у детей младшего, среднего школьного возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Если в первой половине года обучения по программе «Кантилена» дети много работают с наглядными образцами исполнителей песен, то далее объем такого рода занятий сокращается и переходит к абстрактно-логическому. В процессе обучения у учащихся развиваются специальные (вокальные) способности. Они не только учатся правильно петь , но и сами могут являться авторами сочинения собственных импровизаций.
Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Поэтому учащиеся объединения «Кантилена» заучивают материал целенаправленно. Воображение в этом возрасте опирается на конкретный предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
Средний школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности (личностных компетенций). Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, которым пользуется педагог при освоении программы "Кантилена". Если учащийся поступает в объединение в 5-ти летнем возрасте, очень важно сформировать основу его личностного развития. Этот возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности (личностных компетенций). Роль данной программы в процессе становления личности, его нравственного поведения очень значима. Именно данная программа имеет огромное воспитательное значение, потому что музыка формирует нравственные качества. Песня обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. В ней воплощается этико-эстетический идеал — в этом особенность ее содержания. Вокальное искусство развивает и интеллектуальную сферу ребёнка. Б.В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». Когда ребёнок воспринимает и анализирует песню, у него развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.
В процессе рассказа о песне и ее анализа у школьников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.
Таким образом, песня, исполняемая голосом - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, а значит, она способствует развитию гармоничной личности ребёнка.
Именно развитие полноценной и гармоничной личности ребёнка считается главной целью в современной системе дополнительного образования.
В целом учащиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей - памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, музыкальных способностей. Это обусловило необходимость использования в работе с ними индивидуальную форму обучения и разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Цель, задачи, уровень программы, объём и сроки
Цель программы | Формирование познавательного интереса учащегося к миру вокального искусства, обеспечение овладения им элементарной музыкальной грамотностью. Уровень программы "Кантилена" - ознакомительный, ребёнок начинает совершенствовать начальные знания вокала, музыкальной грамоты и изучать основы исполнительского мастерства стартового уровня. |
Задачи:
| Задачи обучения: Образовательные(предметные): Развитие познавательного интереса к пению. Овладение знанием ритма, посредством слуховых упражнений. Разучивание различных вокальных пьес, вокализов. Знакомство с творчеством русских, современных композиторов . Личностные: Формирование художественно-эстетической культуры ребёнка. Воспитание положительных качеств в общении (уважения, сочувствия, сопереживания). Метапредметные: Развитие творческих способностей. Развитие умения планировать свою работу, самоконтроля. Развитие таких качеств как: усидчивость, интерес, память. |
Содержание программы | Программа "Кантилена" - ознакомительного уровня в обучении правильного пения, постановки голоса. Обучение ведётся по трём направлениям – раскрытие вокальных способностей, исполнительство и музыкальная грамота. |
Реализация программы | Для реализации программы создана интерактивная развивающая тематическая среда: распевки, упражнения, наглядный материал, средства обучения (нотные сборники, музыкальные кроссворды, карточки с фразами песен, фортепиано, сценарии музыкальных праздников) и др. |
Срок реализации, особенности организации | На основании СанПиНа: объём программы рассчитан на: 1 год, - занятия индивидуальные, 2 раза в неделю . Виды занятий- практические и теоретические. |
Режим занятий | Общее количество часов в год -72 часа. - продолжительность одного занятия – 30 минут. - по 1-ому занятию 2 раза в неделю. |
Набор | Принимаются все желающие, имеющие вокальные данные и музыкальный слух от 5 до 17 лет. |
Форма проведения занятий | Форма проведения занятия очная, индивидуальная, возможно проведение ансамблевых занятий. В течение года могут проводиться массовые мероприятия: конкурсы, праздники, концерты. |
Образова- тельные технологии | В данной программе используются: технология личностно-ориентированного обучения, педагогика сотрудничества, информационная технология, что даёт возможность оптимизировать эффективность процесса обучения. |
Кадровые условия реализации программы | Реализовать программу "Настроение" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне- специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации музыкального обучения. |
Результат реализации программы | Образовательные (предметные) результаты: -у детей развит познавательный интерес к пению, развиты вокальные способности, -владеют знанием ритма, посредством слуховых упражнений, - умеют исполнять 4-6 вокальных произведений (в зависимости от сложности произведения, -знакомы с творчеством русских, современных композиторов . Личностные результаты: -развиты усидчивость, интерес, память, - сформированы эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями и вокальным искусством, -воспитаны и развиты у учащихся качества, позволяющие уважать и принимать духовные и культурные ценности (уважения, сочувствия, сопереживания). Метапредметные результаты: -развиты творческие способности, развиты умения планировать свою работу, осуществлять самоконтроль. |
Результат обучения в количественном выражении | Переход для дальнейшего обучения на базовый уровень 25% учащихся.
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Наблюдение |
2 | Музыкальная грамота | 14 | 14 | - | Опрос |
3 | Сольфеджио | 13 | 4 | 9 | Тестирование |
4 | Развитие речевого аппарата | 4 | - | 4 | Контрольные упражнения |
5 | Сценическое исполнение | 37 | 5 | 32 | Контрольные задания и упражнения |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Концерт |
ИТОГО: | 72 | 22 | 50 |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Вводное занятие.
Теория: Вводное занятие: Цели и задачи объединения. Понятие «сольное пение». Правила пения. Техника безопасности. Подбор репертуара.
2. Музыкальная грамота.
Теория: Музыкальная грамота. Музыкальные термины. Длительность нот. Нюансы: крещендо, пиано, форте. Тембровая окраска. Понятие выразительности, яркости. Лад. Тональность. Пауза. Затакт.
3. Сольфеджио.
Теория: Пение мелодии и песни по нотам. Затакт. Дирижирование песни. Подголосок, дыхание. Дыхательная гимнастика. Ритмический рисунок голосом. Выделение ритма.
Практика: Пение мелодии и песни по нотам. Исполнение триолей. Интонация. Дыхательная гимнастика. Работа над дыханием. Ритмический рисунок голосом. Вибрация голоса. Акцент на сильную долю голосом. Импровизация мелодии.
4. Развитие речевого аппарата.
Практика: Артикуляция твердых шипящих. Звукосочетание. Речевая интонация. Скороговорки. Распевки на тексты различных народных песен. Речитатив.
5. Сценическое исполнение песни.
Теория: Ознакомление с песней.
Практика: Разучивание песни. Работа с микрофоном, на сцене. Исполнительское мастерство: пение, танец, игра, слово. Артистизм. Движение, мимика, жест. Сценическое мастерство. Импровизация.
6. Итоговое занятие.
Практика: Подведение итогов работы. Концерт.
Примерный репертуарный план
Песни: "Мир Детям"- микс, "Хоть глазочком"- из репертуара "Непоседы",
"Песенка мамонтёнка"- из мультфильма,
"Родная песенка", "Три кита", "Чудо патефон", "Оранжевая песня", Белые панамки - Вадим Егоров, "От героев былых времён"- Владимир Златоустовский,
"Быть мужчиной", "Я живу в России", "Кубань-Кубань"сл.Софронова, муз. Пономаренко; "Помолимся за родителей" из репертуара С.Павлиашвили
Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода |
9 сентября 2017г. |
до 31 мая 2018г. | ||
Количество учебных недель | 36 | |||
Продолжительность каникул | Каникулы с 01.06. по 31.08.
| |||
Место проведения занятия | МБОУ ДО ДДТ Ст. Казанская Кабинет № | |||
Время проведения занятия Перемены - 10 минут | 1. |
|
| |
2. |
|
| ||
3. |
|
| ||
4. |
|
| ||
5. |
|
| ||
Форма занятий | Индивидуальная | |||
Сроки контрольных процедур | Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (январь-февраль), итоговая диагностика (май) | |||
Сроки выездов, экскурсий, походов | Выезд на концерт- ноябрь Экскурсия в музей-февраль | |||
Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках) | Праздник, посвящённый Дню Матери - ноябрь Новогодний утренник – декабрь Праздник, посвящённый 23 февраля – февраль Праздник к дню 8 Марта-март Проведение: Отчетный концерт для родителей – май 2. Работа с одарёнными детьми Участие в конкурсе "Звонкие голоса" – март; Индивидуальные консультации. | |||
На каждого учащегося разрабатывается индивидуальный календарный график с указанием разучиваемого репертуара.
№ занятия | Дата | Название темы | Прак тика | Теория | Всего | Примечание |
1. |
| Вводное занятие | - | 1 | 1 |
|
2. |
| Подбор репертуара | - | 1 | 1 |
|
3. |
| Разучивание песни | - | 1 | 1 |
|
4. |
| Пение по нотам | 1- | - | 1 |
|
5. |
| Музыкальные термины | - | 1 | 1 |
|
6. |
| Интонация | 1 | - | 1 |
|
7. |
| Яркость | 1 | - | 1 |
|
8. |
| Игровые моменты в песни | 1 | - | 1 |
|
9. |
| Артистизм | 1 | - | 1 |
|
10. |
| Артикуляция , интонация | 1 | - | 1 |
|
11. |
| Исполнительское мастерство | 1 | - | 1 |
|
12. |
| Работа на сцене | 1 | - | 1 |
|
13. |
| Импровизация | 1 | - | 1 |
|
14. |
| Движение в песни | 1 | - | 1 |
|
15. |
| Работа с микрофоном | 1 | - | 1 |
|
16. |
| Разучивание песни | - | 1 | 1 |
|
17. |
| Скороговорки | 1 | - | 1 |
|
18. |
| Нюансы | - | 1 | 1 |
|
19. |
| Ритмический рисунок | 1 | - | 1 |
|
20. |
| Движение в песни | 1 | - | 1 |
|
21. |
| Сценическое мастерство | 1 | - | 1 |
|
22. |
| Исполнительское мастерство | 1 | - | 1 |
|
23. |
| Акцент сильной доли | 1 | - | 1 |
|
24. |
| Длительность нот | - | 1 | 1 |
|
25. |
| Движение в песни | 1 | - | 1 |
|
26. |
| Артистизм | 1 | - | 1 |
|
27. |
| Сценическое мастерство | 1 | - | 1 |
|
28. |
| Выразительность, Яркость | 1 | - | 1 |
|
29. |
| Разучивание песни | - | 1 | 1 |
|
30. |
| Ритмический рисунок | - | 1 | 1 |
|
31. |
| Скороговорки | 1 | - | 1 |
|
32. |
| Работа с микрофоном | 1 | - | 1 |
|
33. |
| Пение с движением | 1 | - | 1 |
|
34. |
| Нюансы | - | 1 | 1 |
|
35. |
| Пение по нотам | 1 | - | 1 |
|
36. |
| Выразительность | - | 1 | 1 |
|
37. |
| Сценическое мастерство | 1 | - | 1 |
|
38. |
| Исполнительское мастерство | 1 | - | 1 |
|
39. |
| Импровизация | 1 | - | 1 |
|
40. |
| Артистизм | 1 | - | 1 |
|
41. |
| Лад | - | 1 | 1 |
|
42. |
| Ритмический рисунок | - | 1 | 1 |
|
43. |
| Звукосочетание | 1 | - | 1 |
|
44. |
| Музыкальные термины | - | 1 | 1 |
|
45. |
| Игровые моменты песни | 1 | - | 1 |
|
46. |
| Разучивание песни | - | 1 | 1 |
|
47. |
| Акцент сильной доли | - | 1 | 1 |
|
48. |
| Работа с микрофоном | 1 | - | 1 |
|
49. |
| Понятие выразительности |
| 1 | 1 |
|
50. |
| Песня- танец | 1 | - | 1 |
|
51. |
| Артистизм | 1 | - | 1 |
|
52. |
| Тембровая окраска | - | 1 | 1 |
|
53. |
| Работа с микрофоном | 1 | - | 1 |
|
54. |
| Исполнительское мастерство | 1 | - | 1 |
|
55. |
| Артистизм | 1 | - | 1 |
|
56. |
| Нюансы | - | 1 | 1 |
|
57. |
| Сценическое мастерство | 1 | - | 1 |
|
58. |
| Исполнительское мастерство | 1 | - | 1 |
|
59. |
| Работа на сцене | 1 | - | 1 |
|
60. |
| Разучивание песни | - | 1 | 1 |
|
61. |
| Пение мелодии | 1 | - | 1 |
|
62. |
| Музыкальные термины | - | 1 | 1 |
|
63. |
| Тембровая окраска | 1 | - | 1 |
|
64. |
| Импровизация | 1 | - | 1 |
|
65. |
| Сценическое мастерство | 1 | - | 1 |
|
66. |
| Затакт | - | 1 | 1 |
|
67. |
| Работа с микрофоном | 1 | - | 1 |
|
68. |
| Сочетание: песня, танец, игра | 1 | - | 1 |
|
69. |
| Артистизм | 1 | - | 1 |
|
70. |
| Сценическое мастерство | 1 | - | 1 |
|
71. |
| Исполнение песен | 1 | - | 1 |
|
72. |
| Итоговое занятие. Концерт. | 1 | - | 1 |
|
|
| Итого: | 50 | 22 | 72 |
|
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение – наличие хорошо освещённого и проветренного кабинета, учебный стол, не менее 10 стульев.
В кабинете должны быть: фортепиано, колонки, микрофоны, музыкальный центр, ноутбук, магнитофон для прослушивания музыки.
Перечень оборудования, инструментов и материалов - нотный материал,
иллюстрационный материал(иллюстрации певческих упражнений и др.), детские сборники песен, кроссворды, карточки - тесты по сольфеджио и музыкальной литературе.
№ п/п | Наименование | Количество на 1 учащегося |
1. | Нотные тетради | 1 шт. |
2. | Бумага ксероксная | 1 пачка на группу |
3. | Карандаши цветные | 1 пачка |
4. | Иллюстрации певческих упражнений | 1 таблица |
5. | Сборники песен | 4 шт. |
6. | Нотные сборники | 10 сборников |
7. | Рабочие тетради | 1 шт. |
8. | Оборудование : микрофон | 1 шт. |
9. | Карточки-тесты с музыкальной грамотой | 10 шт. |
10. | Кроссворды | 10 шт. |
11. | Тесты по музыкальной литературе | 5 шт. |
Информационное оборудование
видеоисточники – концерт популярных певцов советской эстрады, певцов русской песни. Презентации на темы: Одаренные дети- конкурс «Синяя птица» .
Цифровые образовательные ресурсы(интернет-источники):
1.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок "http://festival.1september.ru/.
2.Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
3.Сайт сборников нот- tarakanov.net.
Кадровое обеспечение - реализовать программу "Настроение" может педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации музыкального обучения.
Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Настроение» осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение о внутренней итоговой аттестации освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися объединений муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования Дома детского творчества муниципального образования Кавказский район".
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутренней итоговой аттестации, составленный педагогом.
Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик:
- Диагностическая карта освоения образовательного маршрута учащимися по дополнительной общеобразовательной программе «Звонкие голоса».
-Методика выявления музыкальных способностей О.П.Радыновой.
Критерии оценки ЗУН:
Высокий уровень:
- исполнение вокального произведения, наизусть, выразительно;
-отличное знание текста, владение необходимыми вокальными приемами, нюансами;
- хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения;
-использование художественно оправданных звуковых приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу,
-отличное владение голосом,
-умеет организовать самостоятельную работу, внимательно слушает и слышит педагога, хорошо общается в коллективе.
Средний уровень:
- грамотное исполнение вокальных произведений с наличием мелких недочетов, небольшое несоответствие темпа,
-недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения,
- нуждается в помощи педагога, чтобы организовать самостоятельную работу,
- не совсем внимательно слушает и слышит педагога, достаточно хорошо общается в коллективе.
Низкий уровень:
- при исполнении вокальных пьес обнаружено плохое знание мелодии, технические ошибки, характер произведения не выявлен,
-недостаточное знание нотной грамоты,
-допускает ошибки в музыкальных терминах.
-нуждается в помощи педагога, чтобы организовать самостоятельную работу,
- невнимательно слушает педагога, пассивный в общении с коллективом.
Методические материалы.
На основе принципов построения программы определяются приемы и методы обучения и воспитания.
Методы обучения:
Наглядный (работа с различными иллюстрациями ,музыкально-дидактическими пособиями),наглядно-слуховой(прослушивание музыки), словесный (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог),наблюдение ,метод исследования (поиск информации через интернет-ресурсы и книги),практические методы(упражнения).
Содержание программы определяет оптимальную и рациональную систему подачи и усвоения знаний, соблюден принцип «от простого к сложному».
Образовательные технологии : технологии игровые – музыкально-дидактические игры и упражнения, развивающие различные музыкальные способности.
технологии личностно-ориентированного обучения - ставят в центр всей системы образования личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов ребёнка.
педагогика сотрудничества, заложенная в программу «Настроение», это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес детей к вокальному обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу совместного творчества.
Программа построена на основе следующих принципов:
Принцип научности ориентирует на использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.
Принцип доступности т.е. отражение принципов последовательности и постепенности обучения.
Дифференцированного подхода. Учитывается индивидуальность каждого ребенка,с учётом его возможностей и способностей.
Учета возрастных особенностей. Подбираются формы, методы, приемы, соответствующие возрасту детей.
Наглядности .На занятиях используется яркий демонстрационный материал.
Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении.
Формы организации учебных занятий - беседа, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческое занятие, музыкально-дидактические игры, праздники ,концерт.
Тематика и формы методических материалов по программе:
Каждое занятие имеет свое название, каждое занятие - это разнообразие форм, методов и приемов учения и общения.
№ | Тема | |
I. | Вводное занятие. Знакомство с понятием «сольное пение». | |
II. | Обучение музыкальной грамоте: учащиеся знакомятся с музыкальными терминами : затакт, нюансы ,тембровая окраска, понятие выразительности, лад . | |
III. | Сольфеджио: учащиеся объединения учат упражнения для дыхания, учатся акцентировать сильную долю, имея вокальные данные могут правильно интонировать мелодию. |
|
| Развитие речевого аппарата: Для правильного исполнения песни учащиеся объединения работают над артикуляцией и мимикой, применяя при этом скороговорки, упражнения для голоса - распевки. |
|
| Сценическое исполнение: учащиеся объединения ведут ознакомление с песней, разучивая ее; учатся правильно работать с микрофоном, правильно держаться на сцене- исполнительское мастерство. |
|
IV | Итоговое занятие: подведение итогов года. Концерт. |
|
Дидактические материалы – раздаточные материалы (карточки-ребусы со строчками слов из песен, карточки-кроссворды, презентации-тесты по конкурсам и фестивалям).
Алгоритм учебного занятия .
Организационный момент (формулирование темы занятия) – 1 минута,
Вводная часть (упражнения, распевки) – 5 минут,
Основная часть (работа над запланированным материалом) – 16 минут,
Основная часть (проверка прочности усвоенных знаний, закрепление материала)– 6 минут,
Физминутка – 1 минута,
Заключительная часть(подведение итогов) – 1 минута.
Список литературы
Литература для педагога
1. Васильева Н.Н. Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов.–Ярославль:
Академия развлечений, 2001.
2. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для классных руководителей УДОД, методистов, педагогов-организаторов, учителей.–Ростов н/Д.: «Учитель», 2007.
3. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь.–Ленинград, 2000.
4. Леонидова Б.Л. С любовью к детям. Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей».–М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002.
5. Львов М.Л. Русские певцы.–М, 2002.
6. Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Равнение на победу: педагогические рекомендации. Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей».–М: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
7. Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Патриотическое воспитание детей. (Игры и программы),–М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
8. Менабени А.Г. Гигиена и режим голоса.–М.: «Просвещение», 2004.
9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.–Ярославль: Гринго, 2000.
10.Уроки мужества (методические рекомендации),–М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.
11.Чишко О. Певческий голос и его свойства.–М, 2002
Литература для детей и родителей
1.Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь.–Ленинград, 2003.
2. Бараш А.Б. Поэма о человеческом голосе. М., 2005.
3. Прокопьев В.Н. Как стать певцом и сделать карьеру. СПб., 2001.
4. Риггс Сет. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. М.,2004.
5. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. СПб., 2005.
6. Ховард Э., Остин Х. Вокал для всех. М., 2007.
7. Плужников К. И. Вокальные воззрения семьи Гарсия. СПб., 2006.
8. Варламов А.Е. Полная школа пения. М., 1953, СПб., 2008