Солянка.
Дидактический материал. Тексты выступлений. Материал для публикаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Всероссийская олимпиада школьников по химии. 2017-2018 учебный год. Задания школьного этапа. | 140.46 КБ |
Правила работы с текстом. Виды работ с текстом | 89 КБ |
Для правильного ответа на вопрос ... | 14.25 КБ |
kak_sostavit_sinkveyn.docx | 14.11 КБ |
из выступления на ГМО | 755.99 КБ |
zhiry_ovseenko.pptx | 1.44 МБ |
istoriya_stekla_v_istorii_chelovechestva.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по химии. 2017-2018 учебный год
Школьный этап. 8 класс
Задание 1. Напишите слова, зашифрованные в ребусах
а) б)
в) г)
(8 баллов)
Задание 2. (https://infourok.ru/)
Юный химик составил список химических явлений, которые он наблюдал на кухне:
а) гашение соды уксусом при приготовлении теста;
б) растворение сахара в воде;
в) прокисание молока;
г) брожение сока;
д) плавление сливочного масла на горячей сковородке;
е) заваривание чая;
ж) образование плесени на хлебе;
з) образование накипи в чайнике;
и) жарение картошки;
к) засахаривание варенья.
Однако он включил в список и физические явления. Укажите их и обоснуйте свой ответ.
(8 баллов)
Задание 3.(https://nsportal.ru/)
Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий.
Какой элемент впервые открыт на солнце?
Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах.
(12 баллов)
Задание 4.(oksana71.ucoz.ru)
В результате небрежности юного химика кристаллы поваренной соли оказались смешанными с медными опилками. Предложите способ разделения этой смеси.
(12 баллов)
Задание 5.(http://vos.olimpiada.ru/)
Многие вещества состоят из молекул.
Приведите по одному примеру веществ, молекулы которых состоят из:
а) 2 атомов,
б) 3 атомов,
в) 4 атомов,
г) 5 атомов,
д) больше 5 атомов.
Напишите формулы веществ.
(20 баллов)
Задание 6.(https://docviewer.yandex.ru)
Определите молекулярную формулу соединения, содержащего 33, 3% натрия, 20,29 % азота, 46,38 % кислорода. Известно, что относительная молекулярная масса этого соединения в 3 раза больше относительной атомной массы натрия.
(20 баллов)
Задание 7.(oksana71.ucoz.ru)
Приведите примеры двух металлов, которые встречаются в природе в самородном состоянии (то есть в виде простого вещества). Объясните, по какой причине эти металлы способны находиться в окружающей среде в виде простого вещества.
(20 баллов)
Всероссийская олимпиада школьников по химии. 2017-2018 учебный год
Школьный этап. 9 класс
Задание 1.
Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция. (9б)
(http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-khimii-9-klass-zadaniya-s-ot/)
Задание 2.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Na2O → NaOH → Al(OH)3 → Al2O3 → Al → AlCl3
Для четвертого уравнения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.В седьмом уравнении расставьте коэффициенты методом электронного баланса. (21б).
(http://gigabaza.ru/doc/111027-p2.html)
Задание 3.
Из перечисленного списка веществ: хлорид натрия, хлорид меди, хлороводород, оксид серы(IV), оксид натрия, оксид меди(II):
а) Выберите и укажите вещества, с которыми известковая вода не реагирует;
б) Выберите и укажите вещества, с которыми известковая вода реагирует, и напишите
уравнения реакций. (18б)
(http://gigabaza.ru/doc/111027-p2.html)
Задание 4.
Выведите формулу оксида ванадия, если известно, что 2.27г оксида содержат 1.53 г металла.(12б)
(Сборник олимпиадных задач по химии. Школьный и муниципальный уровень. 9-11кл. Изд. «Легион» Ростов –на- Дону 2012г)
Задание 5.
На мрамор подействовали 25г 10%-ного раствора азотной кислоты. Вычислите объем (при н.у.) выделившегося газа.(15б)
(Сборник олимпиадных задач по химии. Школьный и муниципальный уровень. 9-11кл. Изд. «Легион» Ростов –на- Дону 2012г)
Задание 6.
В четырех пробирках без этикеток находятся растворы сульфида калия, карбоната калия, нитрата серебра и соляная кислота. Не используя других реактивов, определите, в какой пробирке находится каждое из веществ. Опишите наблюдения при смешивании растворов в форме таблицы. Приведите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде.(25б)
(Сборник олимпиадных задач по химии. Школьный и муниципальный уровень. 9-11кл. Изд. «Легион» Ростов –на- Дону 2012г)
Всероссийская олимпиада школьников по химии. 2017-2018 учебный год
Школьный этап. 10 класс
Задание №1 (14 баллов)
Газообразный предельный нециклический углеводород объемом 448 мл (н. у.) сожгли, и продукты реакции пропустили через избыток известковой воды, при этом образовалось 8 г осадка. Какой углеводород был взят?
(Химия, часть С. Задача С5. Определение формул органических веществ...ege-study.ru/.../ximiya-chast-s-zadacha-s5-opredelenie-formul-organicheskix-veshhes)
Задание №2.(16 баллов)
На смесь железа, алюминия и меди подействовали избытком холодной концентрированной серной кислоты. При этом часть смеси растворилась, и выделилось 5,6 л газа (н.у.). Оставшуюся смесь обработали избытком раствора едкого натра. Выделилось 3,36 л газа и осталось 3 г не растворившегося остатка. Определить массу и состав исходной смеси металлов.
(Задачи на смеси и сплавы металлов - EGE-Study.ru
ege-study.ru/materialy-ege/zadachi-na-smesi-i-splavy-metallov-2)
Задание №3 (12 баллов)
При взаимодействии 0,74 г предельного одноатомного спирта с металлическим натрием выделился водород в количестве, достаточном для гидрирования 112 мл пропена (н. у.). Что это за спирт?
(https://otvet.mail.ru Образование « Домашние задания»)
Задание№4 (23 балла)
При изготовлении “серебряной” краски используют порошкообразные металлы или их сплавы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно установить, что является основным компонентом “серебряной” краски: серебро, алюминий или “новое серебро” (нейзильбер — сплав, который содержит медь, 5-35% никеля и 13-45% цинка); В ответе укажите на характерные признаки протекающих реакций, наблюдая которые вы будете устанавливать состав порошков: появление осадка и его цвет, изменение окраски раствора, выделение газа и другие.
(Задачник 10 класс, tasks.ceemat.desc.ru/dir/206/591/)
Задание №5 (15 баллов)
Сульфат аммония применяется в качестве удобрения, при производстве вискозы, в пищевой промышленности, при очистке белков в биохимии, в качестве добавки при хлорировании водопроводной воды. Напишите уравнения реакции получения сульфата аммония из продукта, указанного в цепочке превращений, предложите химические реакции, позволяющие осуществить следующие превращения. Каждая стрелка может соответствовать как одной стадии, так и нескольким стадиям. Подпишите вещества вцепочке превращений.
NH3→(NH4)2SO4→ NH4Cl → NH3→ NO → HNO3
(LXI МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2004 ...
mos.olimpiada.ru/upload/files/Archive_tasks...5/tasks-chem-10-final-2004-5.pdf)
Задание №6. (20 баллов)
В пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: нитрата цинка, нитрата бария, соляной кислоты, серной кислоты и карбоната натрия. Не используя других реагентов, предложите способ идентификации указанных веществ. Решение представьте в виде таблицы. В таблице отметьте признаки, по которым Вы провели идентификацию. Напишите уравнения реакций, представленных в вашей таблице.
(НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТим.Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО «Задачи школьных олимпиад по химии iro86.ru/zhurnaly/sborniki/sborniki-olimpiadnykh-zadanij/42-olimpialy-po.../file)
Предварительный просмотр:
Памятка для учащихся
по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.
- Прочитай текст.
- Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – организм (организмы), или процесс (процессы).
- Если «героем» текста является живой организм, тогда в названиях вертикальных столбцов – граф – могут быть:
- название организма
- состав организма
- структура организма
- особенности жизнедеятельности
- роль организма в природе
- значение для человека
Название | Состав | Структура (рисунок) | Особенности жизни | Роль в природе | Значение для человека |
4. Если в тексте идет речь о процессе (дыхание, питание, размножение и т.д.), то
столбцы могут содержать информацию о:
- механизмах процесса
- условиях процесса
- результатах процесса
Название процесса | Условия процесса | Механизмы процесса | Результаты процесса | Значение процесса в природе (или для человека) |
- Если в тексте сравниваются два или несколько объектов или процессов, то достаточно трех столбцов:
- Название объекта (процесса)
- Сходство
- Различие
Название | Сходство | Различие |
Объект 1 | ||
Объект 2 |
Можно также сделать таблицу со столбцами, в «шапке» которых перечислены все характеристики, по которым идет сравнение. Тогда останется только ставить «+» или «-« в соответствующей ячейке.
Название | Свойство 1 | Свойство 2 | Свойство 3 | Свойство 4 | Свойство 5 |
Объект 1 | + | - | + | + | + |
Объект 2 | - | + | - | + | - |
Памятка для учащихся по выполнению и оформлению практических или лабораторных работ с использованием микроскопа.
- Приготовьте рабочее место: микроскоп, белый лист бумаги с препаратами и оборудованием, тетрадь, карандаши, ручку, информационную карту.
- Изучите информационную карту, цели и результаты работы, проанализируй порядок действий.
- Запишите необходимую информацию из информационной карты в тетрадь.
- Подготовьте микроскоп к работе:
- Установите свет
- На малом увеличении найдите объект
- Установите необходимое увеличение
- Зарисуйте объект, запишите название
- Обозначьте на рисунке те части клетки, которые вы смогли определить
- Укажите увеличение, которое вы использовали для работы.
- Если необходимо, сделайте вывод (письменно) о наличии структур, об особенностях клеток.
Памятка для учащихся
по составлению и оформлению план –конспекта
(текстовый конспект, без рисунков и символов)
- Прочитайте текст один раз, стараясь не останавливаться на подробностях, а отмечать главное ( можно – карандашом, без нажима).
- Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
- Запишите план – конспект в тетрадь в виде последовательных заглавий к смысловым частям текста (пишите пункты плана в левой части страницы). Оставьте место для того, чтобы можно было вписать подпункты плана – конспекта, цитаты или краткие формулировки содержания.
- Еще раз читайте текст, но теперь по выделенным разделам: разбейте каждый из пунктов на подпункты, если это необходимо, озаглавьте их. Названия подпунктов пишите справа от названия пункта.
- В оставленное пространство впишите краткие обобщения, цитаты, определения – все, что может помочь вам восстановить содержание текста.
Вид план -конспекта:
- ШШШШШ
А)шшшшш
____________________
___________________
Б)нннннннн
____________________
___________________
В)ииииииии
____________________
___________________
- ZZZZZZZZZ
А)yyyyyyyy
____________________
___________________
Б)wwwwww
____________________
___________________
Памятка для ученика по формам работы с текстом учебника.
- Работа с учебником: найди место в учебнике, где описывается объект, представленный картинкой…
- Найди текст в учебнике, по которому мы будем изучать…
- Спланируй, когда примерно мы будем изучать ….
- Читаем сложное предложение текста и переводим «с русского на русский».
- Уточни предложение, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся. Упражнение «Редактор».
- Поставь вопросы к выделенному абзацу (такому, в котором много недоговоренностей)
- Составь суждения по тексту параграфа. (составь цифровой диктант)
- Выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе ( можно в «угадайку» - угадай, какие слова выделил учитель). Расскажи по этим опорным словам - разверни информацию.
- Конкурс на шпаргалку для устного ответа (можно ограничить количество единиц информации (слов, символов, цифр и т.д.)
- Заполнение «слепого» текста с терминами из изучаемой темы.( с поддержкой)
- Заполните таблицу, используя информацию учебника
- Создай таблицу (сверни информацию)
- Составить план изучения темы ( алгоритмизируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, объект или свойство объектов).
- Составить систему понятий темы на карточках
- Составить интеллект-карту темы на РК , научи другого отвечать по этой карте
- Дополнить предложения с заданием на причинно-следственные связи ( Кровь содержит гемоглобин, следовательно _____________.. Кровь _______________, поэтому она красная..
- Составьте предложения по теме используя слова «так как», «потому что», «следовательно», «если…, то….»
- Найти подсказки в тексте учебника, статей, в Интернете и сформулировать ответы на проблемные вопросы: почему? зачем? Как можно объяснить?..
- Зашифровать понятие в символы, систему или последовательность символов.
- Составить разные предложения с одним и тем же понятием.
- Приведите конкретные примеры, раскрывающие смысл понятия.
- Вопросы для поиска вне учебника: являются ли два понятия однокоренными ( вакуум и вакуоль), кто такой Гольджи и т.д.…
Виды домашней работы
- Перевод «с русского на русский». Читаем сложные предложения текста и пересказываем другими словами.
- Упражнение «Редактор». Уточни предложение, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся.
- Поставь вопросы к выделенному абзацу (такому, в котором много недоговоренностей)
- Составь суждения по тексту параграфа (составь цифровой диктант)
- Выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе. Перескажи по этим опорным словам содержание - разверни информацию.
- Конкурс на шпаргалку для устного ответа (в шпаргалке может быть 10 слов и 10 символов на каждые 3 тысячи знаков учебного текста).
- Создать таблицу, используя информацию учебника
- Составить план изучения темы
- Составить систему понятий темы в тетради.
- Составить систему понятий темы на карточках с определениями на обратной стороне.
- Составить интеллект-карту темы.
- Составьте предложения по теме используя предложенный набор понятий и терминов по теме «так как», «потому что», «следовательно», «если…, то….»
- Составить разные предложения с одним и тем же понятием.
- Придумать и оформить на отдельных карточках кроссворд, развивающий канон, набор ребусов, смысловые пропорции с использованием списка терминов.
- Составить синквейн, оформить на отдельной карточке
- Написать сочинение «от имени… (органоида клетки, животного, растения, бактерии, экосистемы и др.)», можно в форме репортажа, интервью. Можно разыграть написанное в виде сценки, монолога.
- Найти примеры из реальной жизни, иллюстрирующие законы, правила, изучаемые на уроке, оформить в виде аналитической таблицы и представить (устно) на уроке.
- Составить меню на один день из продуктов, полученных на основе растений одного центра происхождения, оформить на странице формата А4.
- Придумать и нарисовать или создать на компьютере рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города, для посетителей лесопарка, о здоровом образе жизни, против курения и т.д.
- Составить числовой или буквенный диктант по изучаемой теме, оформить его на отдельном листе (желательно набрать на компьютере) и предложить одноклассникам.
- Найти информацию по проблемному вопросу, оформить в виде карточки или списка с аннотированными ссылками, при поиске использовать ПК (Интернет), ресурсы школьной и районной библиотек, фильмотек, видеотек и медиатек.
- Собрать, оформить и описать коллекцию.
- Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту.
- Создать презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем или по собственному плану..
- Самостоятельно успешно изучить тему вне урока без специальных дидактических материалов по собственной разработанной информационной карте с заданиями.
- Провести исследование на базе медиа-лаборатории (виртуальный опыт) и провести защиту результатов.
- Написать и оформить отчет об экскурсии с фотографиями, с использованием ПК.
- Составить задание для викторины, интеллектуальной игры интегрированное с содержанием других школьных предметов.
- Составить и провести зоологическую или ботаническую экскурсию по карте, с использованием ПК.
- Составить и оформить краткий путеводитель- справочник по природным ресурсам местности с рисунками и/или фотографиями.
- Собрать и оформить тематический сборник пословиц и поговорок, стихов, песен о представителях какого-либо класса животных или семейства растений.
- Принять участие в уроке-ролевой игре (подготовить материалы для дискуссии, вопросы к другим участникам игры).
- Подготовить и провести урок биологии по определенной теме.
Предварительный просмотр:
Объяснения терминов
Очень часто в вопросах, заданных ученику в школе или абитуриентам на экзамене, звучат слова: сравнить, сопоставить, дать определение, сформулировать, проследить и т.д. Прежде чем вы приступите к выполнению предложенного задания, вы должны быть уверены, что правильно поняли вопрос. Мы предлагаем вам объяснения терминов, используемых на экзаменах и при опросах в школе.
Сравнить — выделить критерий для сравнения, затем найти по этому критерию сходства и отличия.
Сопоставить по предложенному критерию — в этом задании следует дать исчерпывающее описание как различий, так и сходств.
Дать определение — раскрыть суть понятия или явления. Определение не должно быть слишком подробным. Помните, что более сложное мы определяем через более простое, а не наоборот.
Описать — в описательном ответе вы должны подробно перечислить свойства и характеристики предмета или явления. От вас требуется подробный ответ в повествовательной форме, без описания проблем.
Обсудить — рассмотреть разные точки зрения на проблему или явление, привести аргументы за и против высказанных положений. Этот тип вопроса требует полного, исчерпывающего ответа.
Перечислить — ответ должен строиться в форме списка, причем предполагается, что список должен быть полным.
Дать оценку — проанализировать явление, указать его положительные и отрицательные стороны. Оценка не должна быть слишком субъективной.
Объяснить — необходимо охарактеризовать явление таким образом, чтобы стала понятна его суть. Из ответа должно быть ясно, на чем основано ваше представление о данном явлении.
Иллюстрировать — если в задании вас просят проиллюстрировать что бы то ни было, ваш ответ должен включать рисунки, схемы, диаграммы либо конкретные примеры.
Подкрепить доказательствами — то же, что доказать. Вы должны привести какие-то факты или рассуждения в пользу какого бы то ни было утверждения, даже если оно вам кажется очевидным.
Обрисовать — описать явление в общих чертах.
Установить связь — указать, в каких отношениях друг к другу находятся данные явления: относятся ли они друг к другу как причина и следствие, исключают друг друга и т.д.
Обзор — это не подробное, но достаточно полное описание определенного круга явлений, по возможности с их критической оценкой.
Сформулировать — изложить определенную точку зрения на вопрос или явление в лаконичной и понятной форме.
Выводы — кратко сформулировать наиболее важное из сказанного вами выше.
Проследить — дать описание хода событий, их последовательности, по возможности указывая их взаимосвязь.
Предварительный просмотр:
Как составить синквейн
Строгие правила синквейна заставляют анализировать и четко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное. По сути синквейн - это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. К тому же, упражнение интересное и увлекательное. "Сinq" по- французски значит пять. Классический синквейн - это пятистрочная строфа, составленная по таким правилам:
Пример: Дарвин Кропотливый Классифицировал Придумал антропогенез Спорно!.. | Однако, чаще всего в отечественной методической литературе описываются менее строгие правила составления дидактических синквейнов : 1. Первая строка содержит одно слово из любого количества слогов - термин, фамилия, понятие. 2. Вторая строка содержит два слова – определения предмета, темы стихотворения 3. Третья строка содержит три глагола, определяющего деятельность, функции «героя» синквейна. 4. Четвертая строфа содержит предложение из 4-х слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна 5. Последняя строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна. Пример: Дарвин Трудолюбивый, обстоятельный Путешествовал, анализировал, наблюдал Определил главные механизмы эволюции Гений! |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО учителей биологии 2016.
Из опыта работы. Работа с текстом вызывает затруднения даже у учащихся 7-8 классов. Умение работать с текстом оптимизирует работу во время урока, сокращают затраты времени на выполнение домашнего задания.
Ученики в целом умеют читать и понимать тексты, давать краткие ответы на вопросы к тексту. Развернутый ответ в виде текста вызывает затруднения у 20-30% учащихся.
При выполнении заданий затрудняются, если нужно дать качественный, а не точный (выраженный числом) ответ.
Если дать задания по текстам разных типов (бытовому, научно – популярному, публицистическому) учащиеся теряются.
Примеры заданий к тексту:
- Найдите в тексте ключевые слова: «Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля, имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут. Обязательной принадлежностью побега являются почки – зачатки новых побегов.
- Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.
«Скелет позвоночных животных образован костями, сухожилиями и связками. Кости обладают большой прочностью. Так, большая берцовая кость человека может выдержать груз в 1250 кг. Кости состоят из органических и неорганических веществ, такое сочетание делает кость крепкой и достаточно упругой. Кости соединяются в скелете неподвижно, с помощью швов (например, в черепе), и подвижно – суставами. Связки – это особые образования, состоящие из соединительной ткани, которые связывают кости между собой в сочленениях – суставах. Сухожилия также образованы соединительной тканью; они прикрепляют мышцы к костям».
- Составьте схему по тексту: «Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. При перекрестном опылении пыльца с тычинок цветка переносится на рыльце пестика цветка другого растения. Различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения. Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или мелкие цветки, собранные в соцветия. Обычно они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом. У ветроопыляемых растений мелкие, невзрачные цветки, собранные в соцветия. Пыльца у них сухая, мелкая, легкая». (Для слабых учащихся подсказка)
Опыление
- Используя текст §12на стр. 78 ответьте на вопросы
№ п\п | Вопросы | Ответы |
1 | К какой группе относится элодея? | |
2 | Каким образом в листе элодеи можно заметить перемещение хлоропластов? | |
3 | Чем объяснить, что у многоклеточных организмов вода с растворёнными в ней веществами может свободно проникать из одной клетки в другую (соседнюю)? | |
4 | Каким образом вода и растворённые в ней вещества попадают из корней в листья? |
Используя текст §12на стр. 78 (4 абзац) выполните иллюстрацию к тексту
- Используя текст §12на стр. 78 ответьте на вопросы
№ п\п | Вопросы | Ответы |
1 | В каких водоёмах обитает элодея? | |
2 | Каким образом в клетке происходит перемещение питательных веществ и газов? | |
3 | Как доказать, что цитоплазмы растительных клеток сообщаются между собой? | |
4 | Каким образом органические вещества попадают из листьев в корни? |
Используя текст §12на стр. 78 (последний абзац) заполните таблицу
Сосуды | Ситовидные трубки | |
Вид ткани | ||
Тип перемещаемых веществ | ||
Направление перемещения веществ |
- Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.
Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При фотосинтезе растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности. Задайте вопросы по данному тексту.
- Найдите ошибку в определении:
- Питание – это процесс переваривания пищи.
- Пищеварение – это процесс механической переработки пищи.
- Ферменты – это особые белки, способствующие выделению.
- Производители – организмы, потребляющие произведенное.
Как выделять главное в тексте учебника:
1. Внимательно прочитайте параграф или часть его.
2. Выделите главное в прочитанном тексте.
3. Найдите в тексте примеры или факты подтверждающие главное в содержании материала.
4. Придумайте свои примеры, взятые из жизненных наблюдений, конкретизирующие главное в содержании изучаемого материала.
5. Запишите главные мысли в прочитанном тексте в тетрадь своими словами. Найдите в тексте вывод по изученному материалу.
Как составить план прочитанного текста:
1. Прочитайте внимательно текст параграфа или часть его.
2. Перескажите мысленно этот текст. Отражает ли заголовок основное содержание текста?
3. Разделите этот материал на смысловые части, т.е. сгруппируйте текст, относящийся к каждой отдельной мысли.
4. Придумайте заголовок к каждой части по ведущей мысли.
5. Выберите вид плана (сложный, простой) и грамматическую форму плана (только из названных предложений; только из вопросительных предложений; смешанных предложений).
6. Запишите план в тетрадь. Проверьте его.
Как пересказать прочитанный текст учебника:
1. Внимательно прочитайте предложенный текст параграфа.
2. Найдите в тексте ответы на вопросы поставленные учителем (или стоящие после текста параграфа) и ответьте на них словами учебника.
3. Составьте ответы на вопросы своими словами.
4. Перескажите содержание параграфа своими словами (кратко, подробно, близко к тексту).
5. Подготовьте рассказ по тексту параграфа, используя учебник и соответствующие иллюстрации в данном параграфе.
Методы смысловой работы с текстом (структурно-диалектический, метод тезаурусного моделирования и т.д.)
Данный метод дает возможность и педагогу и студенту эффективно оперировать тезаурусами, что может привести к частичному снятию перегрузки, к экономии учебного времени. Определим понятие тезауруса. Слово «тезаурус» (в пер. с греч. яз. – положение, запас, клад, богатство, сокровище, словарный запас): все, что положено в основу, то огромное множество понятий и отношений между ними, иными словами, тезаурус, и составляет главное сокровище человека – его знания. Таким образом, тезаурус – это знание, представленное в виде понятий и отношений между ними, т.е. определенным образом структурированное и организованное знание, т.е. максимально полный объем лексики, организованной по тематическому принципу с отражением определенного набора базовых семантических отношений.
Таким образом, тезаурус – «(1) словарь, в котором максимально полно представлены все слова языка с исчерпывающим перечнем примеров их употребления в текстах; в полном объеме осуществим лишь для мертвых языков; (2) идеографический словарь, в котором показаны семантические отношения (синонимические, родовидовые и др.) между лексическими единицами; (3) в информатике – полный систематизированный набор данных о какой-либо области знаний, позволяющий человеку или вычислительной машине в ней ориентироваться» (1, с. 771).
Таким образом, тезаурус является универсальной моделью терминосистемы любой области знаний, а тезаурус учебного предмета – универсальной моделью терминосистемы предметной области, иначе говоря, тезаурус описывает предметное поле конкретной предметной области как совокупность терминов и понятий.
В более узком смысле «тезаурусом называется множество смысловыражающих элементов (слов, словосочетаний и т.п.) некоторого языка с заданными смысловыми отношениями» (4, с. 148).
Любой тезаурус, в свою очередь, отражает логикосемантическую структуру терминологии. Следовательно, тезаурусный подход предполагает уделение особого внимания словарю научной дисциплины.
Кстати, идеи о семьях слов, об исследовании родственных связей слов как одном из способов анализа языка (впервые проблема языка в философии была четко сформулирована Л. Витгенштейном) вызывают непосредственные ассоциации с тезаурусами, как их понимаем мы. Представители самых разных научных направлений убеждены в том, что именно в языке следует искать ответы на многие вопросы, касающиеся когнитивной деятельности человека.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1811 г. Мишель Эжен Шеврель получил при гидролизе жиров глицерин и карбоновые кислоты: стеариновую, капроновую, масляную и другие. 1779 г. шведский химик Карл Шееле нагрел оливковое масло с кислотой и получил вязкую желтоватую жидкость, сладкого вкуса («жировой сахар»). История жиров
1839 г. Жан Батист Дюма и Пьер Жозеф Пельтье сделали вывод о том, что: Жиры − это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. − − O CH 2 CH 2 CH − − O − − O C || O C || O C || O − − − R 1 R 2 R 3 | | 1 8 54 г. Пьер Эжен Марселен Бертло синтезировал жир.
Состав: предельные кислоты миристиновая кислота пальмитиновая кислота стеариновая кислота непредельные кислоты олеиновая кислота линолевая кислота линоленовая кислота C 13 H 27 − COOH C 1 5 H 31 − COOH C 1 7 H 35 − COOH C 17 H 3 3 − COOH C 1 7 H 3 1 − COOH C 17 H 2 9 − COOH Твердые жиры Жидкие жиры
Классификация Жиры растительные жидкие (масла) исключение: твердое пальмовое масло животные твердые исключение: рыбий жир
Жиры растительного происхождения
Жиры животного происхождения
1. Потребление жиров не обязательно ведет к их отложению в организме Многие думают, что потребление жиров обязательно скажется на фигуре в виде отложений на талии, бедрах и животе. Если вы едите больше, чем требует ваш организм, то да, такая проблема может возникнуть. К примеру, если употреблять крахмалистые углеводы в неограниченном количестве, то можно ожидать повышения уровня инсулина, а там уж и жир отложится. Но если питаться, равномерно потребляя жиры и белки, то такой проблемы можно избежать. Во всем нужно знать меру .
2. Не нужно избегать потребления орехов Орехи содержат полезные формы жиров - мононенасыщенные жиры, которые помогают быстрее насытиться, но также и повышают полезный холестерин. Орехи никак не влияют на набор веса, потому что их много не съешь из-за их сытности, к тому же они плохо перевариваются организмом. Следовательно, стенки клеток орехов при пережевывании не так просто разрушаются. Это значит, что они проходят через организм транзитом и не выделяют весь свой жир.
3 . Жиры имеют много функций в организме. Без жиров наше тело и наш организм не смогут жить. Вот несколько тому причин : - мозг нуждается в жирах. Около 60 % сухого веса человеческого мозга - это жир. Здоровые нервные клетки содержат жиры ; - жирные кислоты необходимы для здоровья кожи и волос ; - жиры участвуют в обмене веществ, функциях иммунной системы, помогают стабилизировать сахар в крови.
Химические свойства жиров Горение жиров
Химические свойства Гидролиз жиров
Физические свойства жиров Не растворяются в воде Растворяются в органических растворителях Плотность их меньше 1г/см 3 Если при комнатной температуре они имеют твердое агрегатное состояние, то их называют жирами, а если жидкое, то – маслами
Применение жиров Пищевые продукты Сырье в производстве маргарина В медицине В производстве мыла В косметике В технике В лаках и красках
Функции жиров Строительная Энергетическая Защитная Запасающая
1 . Строительная. Жиры являются структурными элементами мемб - ран клеток и клеточных органелл.
2 .Энергетическая . В ходе расщепления 1г жиров до СО 2 и Н 2 О осво - бождается большое количество энергии- 38,9 кДж. Жиры- основное резервное топливо, его называют «энергетическим депо» живых организмов. Выделяющаяся энергия необходима для жизне - деятельности организма.
3 . Защитная. В связи с хорошо выраженными термоизоля - ционными свойствами жиры сохраняют тепло в организме, особенно у морских и полярных животных. В виде жировой прокладки предохра - няют тело и органы животных от механического повреждения, служат жировой смазкой для кожи.
4. Запасная. Жиры- запасные вещества, в форме которых депонируется метаболическое топливо. Известно, что верблюд в состоянии прожить без питья до полутора месяцев. Воду в это время он «добывает» за счет постепенного окисления содержащихся в горбах запасов жира, которые могут достигать до 120 кг.
Вывод : 1.Без жиров прожить нельзя ,потому что эта важная составляющая человека 2.Жиры выполняют множество функций для организма
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стекло - твёрдый аморфный, прозрачный в определенной области оптического диапазона (исходя из химического состава) материал, получаемый при остывании горячего материала, содержащего стеклообразующие компоненты (оксиды Si , В, Al , Р и т. д.) и оксиды металлов ( Li , K, Mg , Pb и т. д.). В современном мире наибольшую распространённость получило силикатное стекло. Каждый день мы так или иначе соприкасаемся с эти волшебным материалом, и наша жизнь без него немыслима. Как же оно появилось на свет и кто его изобрел?
Стекло известно людям уже около 55 веков. Самые древние образцы обнаружены в Египте. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000 году до нашей эры. Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад.
Интересный факт, следует знать, что не человечество изобрело стекло . Стекло родила сама природа. Первые комки стекла появились из раскаленной лавы, пролившейся на поверхность сотни миллионов лет назад. Известно, что было оно не прозрачным, а обычным матовым - почти черным. Определение стекольных масс - вулканическое стекло теперь называют обсидианом .
Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавки меди. А древнеримский историк Плиний-старший (79 - 23 гг. до н.э.) писал, что стеклом мы обязаны финикийским морским купцам, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы. Действительно, исходным сырьем для изготовления стекла служили кварцевый песок , известь и щелочь - органическая (зола растений) либо неорганическая (сода). В качестве красителей использовались металлургические шлаки: соединения меди, кобальта и марганца. кварцевый песок сода известь зола растений Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу.
И зготовление стекла было известно издревле в Египте. Стеклянные бусы и амулеты находили в гробницах, которые относятся к 7000 году до н. э. Около 1500 года до н. э. египтяне уже делали собственное стекло. Для этого они использовали смесь измельчённой кварцевой гальки и песка. Они также обнаружили, что если прибавить к этой смеси кобальт, медь или марганец, то можно получить стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета. После 1200 года до н. э. египтяне научились отливать стекло в стеклянных формах. Но трубка для выдувания стекла была неизвестна вплоть до начала христианской эры, когда её изобрели финикийцы. В некоторых странах мира такими трубками пользуются в стеклодувных мастерских и сейчас .
Большими умельцами по части изготовления стекла были римляне, которые первыми начали делать тонкие оконные стекла.
Художественными изделиями из стекла прославилась Венеция . Венецианское стекло обладает необычайной твёрдостью, поражает своей легкостью, изяществом и красотой.
В 13 веке многочисленные заводы по изготовлению изделий из стекла переместились из Венеции на соседний остров Мурано , из-за частых пожаров, вызываемых круглосуточной работой стекловаренных печей. Итальянский Мурано до настоящего времени - центр изготовления штучных изделий из стекла вручную.
В XVI-ом веке стекло уже производили по всей Европе. В настоящее время широко известно своей красотой богемское стекло, выпускаемое в Чехии.
Б лагодаря изобретению англичанином Джорджем Равенскрофтом в 1674 г. нового способа производства хрусталя, был получен более качественный состав стекломассы, чем у итальянских мастеров. Равенскрофт заменил поташ оксидом свинца высокой концентрации и получил стекло с высокими светоотражающими свойствами, которое очень хорошо поддавалось глубокой резке и гравировке. Основными странами производства высококачественной хрустальной столовой посуды из стекла с высоким содержанием свинца стали Швеция, Англия и Ирландия.
Первое упоминание о русском стекольном заводе - он был построен под Москвой возле деревни Духанино - относится к 1635 году . Позднее , в 1669 г., на средства казны в селе Измайлове был выстроен другой завод. Особенно-большое развитие производство стекла получило в эпоху Петра I (начало XVIII в.), создавшего на Воробьевых горах в Москве образцовый завод-школу. Большей художественный интерес представляют стекла в витринах русских церквей XVI и XVII вв., расписанные огнеупорными, несмывающимися прозрачными красками. И только в конце XIX века стеклоделие из ремесленного стало перерастать в массовое промышленное производство и стало предметом повседневного быта .
Спасибо за внимание!!!