Учитель года-2018

Агбаан Айслана Дулушевна

 «Интернет-ресурс», «Методический семинар», эссе «Я – учитель»,«Методический семинар», «Урок», «Мастер-класс,«Педагогический совет»,«Образовательный проект».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность младших школьников во внеклассной работе по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

Актуальность

Окружающий мир для ребенка является широким полем для исследовательской деятельности, открывая его новые возможности и таланты. И тут актуально внедрение в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности, так как она в полной мере раскрывает каждого учащегося и делая его настоящим исследователем. Ребенок сам по природе любознателен, и ему это очень естественно – получать знания через работу над учебным проектом. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоление трудностей, приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе.

Проблема

При каких условиях проектная деятельность способствует в учебно- воспитательном  процессе младших школьников.

Цель

Разработать и апробировать систему формирования основ проектной деятельности младших школьников.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • Раскрыть сущность проектной деятельности во внеклассной работе в младшем школьном возрасте.
  • Разработать учебные проекты   в начальной школе.
  • Изучить влияние проектной деятельности в формировании основ экологической культуры младших школьников

Новизна

В настоящее время процесс обучения связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проекты в младших классах формируют у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах.

Объект: проектная деятельность.

Предмет - возможности проектной деятельности во внеурочной работе младших школьников.

Гипотеза: проектная деятельность эффективно влияет на учебно-воспитательный процесс, если:

-она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;

-направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельности.

Методы работы: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение.

Понятия и характеристика проектной деятельности. Метод проектов в начальной школе.

Современный этап развития мировой цивилизации обуславливает необходимость осуществления экологического образования подрастающего поколения, которое строится на базе экологического сознания. Формирование же бережного, ответственного и осознанного отношения к природной среде происходит на уроках окружающего мира.

Основная цель экологического образования – овладение знаниями формирующие экологическое сознание и мышление на основе активной жизненной позиции, которую необходимо развивать и закреплять. И поэтому я вижу необходимость внедрения современных технологий в учебно-воспитательный процесс.

И одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.  

В целом, как подчеркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчество и конкретного участия».

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Е.С. Палат дает следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

  • Коммуникативный (умение спрашивать, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
  • Интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
  • Оценочно-самооценочный (умение оценивать результаты, воспринимать критику и уважительно относиться к точке зрения другого человека)

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников или участник проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы или учащегося, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных. Изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.

4 этап. Обработка и формирование результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Участники обсуждают и анализируют полученную информацию. Делятся мнениями. Задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Особое внимание в начальной школе требует этап проектной деятельности – презентация проекта. Необходимо помочь ученикам произвести самооценку проекта.

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.

Разработка и апробация проектов во внеклассной работе

В начальной школе проблему, на основе которой создается проект, подбирает и отрабатывает учитель. Мною метод проектов был введен в учебно-воспитательный процесс год назад как одна из форм проведения внеклассной работы.

Во внеклассной работе по предмету «Окружающий мир» учениками разработаны следующие проектные работы -  «Жизнь медведей на территории России», «Свиноводство – как одна из отраслей животноводства», «Где зимуют птицы».  Для усвоения наиболее трудных тем организовывали проектные работы на темы «Грибы - особое царство природы», «Полезные ископаемые» и т.д. Также для оптимального усвоения материала несущая много информации была проведена проектная работа «Республика Тыва», в которой раскрыты все особенности развития Республики и её краткая история.

Обучающая цель этих проектов: сформировать знания о значении животных и растений в жизни человека, дать представления учащихся о родном крае, совершенствовать умения использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Развивающая цель: развитие познавательной сферы личности школьника, а именно, развитие наблюдательности, памяти и внимания в процессе естественнонаучного наблюдения за животными, развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать полученные знания, развитие творчества и интеллекта.

Воспитательная цель: воспитание бережного отношения к животным, воспитание у учащихся личностных качеств необходимых для достижения поставленной цели и коллективной работы, а именно самостоятельности, воли, умению слушать других, принимать коллективные решения.

Выполнение данных исследовательских работ актуализировало у детей стремление к расширению своих знаний, высокую самооценку и опосредованно сообщило о безусловной оценке со стороны учителя положительных качества своих учеников. Дети с удовольствием отозвались участвовать в выполнении проектных работ, так как первоначальные знания были получены на уроках окружающего мира.

 Чтобы увидеть эффективность проектной деятельности разберем работу над одним из проектов.

Для создания мотивации проектной деятельности дети прочитали в классе объявление: «Умникам и умницам, любознательным, ответственным, умеющим доводить дело до конца. Тем, кто любит искать, творить, «докопаться» до истины, предлагается работа исследовательского характера. Для этого надо участвовать в работе над проектом «Где зимуют птицы».

Цель данного проекта: сформировать знания о перелетных птицах.

Совместно с учениками был оформлен паспорт проекта, представленный в таблице 1.

Таблица 1.

Паспорт проекта «Где зимуют птицы»

Руководитель и консультант проекта

учитель

Участники проекта

Учащиеся 3 «б» класс

Тип проекта

творческий

Форма работы

групповая

Срок реализации проекта

неделя

Продукт проекта

Презентация «Где зимуют птицы»

В процессе работы над паспортом проекта, я разделила класс на группы, были распределены роли участников проекта, дети настроились на творческую деятельность. Учащиеся каждой группы получили задание. Содержание заданий было следующее:

  • Изучить историю о птичьих перелетах.
  • Представить разнообразие перелетных птиц, их виды.
  • Узнать в какие страны улетают некоторые перелетные птицы.
  • Найти загадки о перелетных и зимующих птицах.
  • Помочь зимующим птицам.
  • Оформить фотоматериалы о перелетных птицах.

При работе над проектом предпочтение было отдано групповой работе потому, что творческое взаимодействие детей друг с другом оказывает стимулирующее влияние на продуктивность творческого процесса и на развитие творческих качеств личности.

В групповом проекте дети работали над выполнением общего задания, но функции и обязанности каждого учащегося были четко обозначены. В этом проекте каждый ребенок внес частичку своего труда в создание общего «продукта». Так как дети в классе обладают разными способностями и возможностями, то и распределение заданий носило дифференцированный подход. Учащиеся при работе над заданием использовали справочную литературу: энциклопедии, справочники, пользовались интернетом. Дети приносили подобранный материал, обсуждали вместе с учителем, отбирали наиболее удачный. Когда был собран весь материал, дети совместно с учителем, приготовили презентацию по собранным материалам. Во время демонстрации слайдов представители творческих групп защищали свою работу.

После защиты проекта была организована рефлексия проектной деятельности.

Таким образом, каждая внеклассная работа, проведенная с использованием проектной деятельности  является фундаментом прочного и качественного усвоения знаний и умений по окружающему миру. У детей повышается интерес к урокам окружающего мира и отношения к природе.

Мы проверили у младших школьников качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха (по методике Н.П Капустиной).

Диагностика оценивается по 5-балльной системе и имеет следующие критерии: любознательность; я и школа; отношение к природе; прекрасное в моей жизни; прилежание.

Критерии тестирования:

5-это есть всегда

4-часто

3-редко

2-никогда

1-у меня другая позиция

В результате оценивания каждый ученик имеет  среднеарифметические оценки по 5 критериям методики. Как выявилось, что по сравнению с другими критериями показатели отношения к природе значительно повысились. Если 2008-2009 учебном году критерий «отношение к природе» составлял 4,4%, то в  2009-2010 учебном году уже  4,9%, повысился на 5 %.

 Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

Таким образом, организация проектной деятельности становится одним из определяющих факторов развития склонностей детей, способностей и интересов, вносит вклад в обеспечение вариативности начальной школы, делает современное обучение в школе личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности детей.

В настоящее время, мы всем классом собираем материалы для составления нового проекта под названием «Девять драгоценностей Улуг-Хемского кожууна», планируем посетить совместно с родителями исторические, памятные места, где нам нужно собрать фото-, видеоматериалы.

 Заключение

Выполнение младшими школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни. При разработке проекта реализуются возможности, проявляют полученные знания, способности и творчество.

Метод проекта помогает педагогу объединить и успешно решить различные учебные задачи: воспитательные, развивающие, образовательные, а затем – оценить приобретенные знания, умения, навыки.

Результаты эффективности применения проектной деятельности младших школьников во внеклассной работе можно увидеть в диаграмме уровни воспитанности. Из которого видно, что после включения в учебную деятельность метода проектов, уровень знаний к окружающей среде учащихся значительно повысился.

Таким образом, проектная деятельность эффективно влияет на учебно-воспитательный процесс.

Мои достижения

Подтверждением результативности и эффективности проектной деятельности является участие и награждение грамотами детей занявших 2 и 3 места. Награждены такие ученики - Кудер Чайыр, занявший 3 место в конкурсе рисунков «Зеленая планета глазами детей»; Оюн Виктор, занявший 3 место по естествознанию в индивидуальном туре и 2 место по естествознанию в парном туре; Хорбаа Александра, занявшая 2 место в кожуунном смотре знаний отличников и ударников и 3 место в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь» в 3 республиканской олимпиады развивающего обучении среди учащихся начальных классов. За хорошую подготовку победителей и призеров 2 кожуунной олимпиады развивающего обучения среди учащихся 3-4 классов наградили и учителя МОУ СОШ №1 г. Шагонара  Агбаан Айслану Дулушевну.

Литература

Раздаточный материал «Проектная деятельность младших школьников» - Кызыл: ТГИП и ПКК МОН и МП Республики Тыва.

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы, №6, 1995.

Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: из опыта работы. Пособие для учителя. // составитель Мельчаков Л.Ф. – М.: просвещение, 2003.

Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания: уч. Пос. для студ. Педвузов. – М.: изд. Центр «Академия», 2004.

Мазитова Л.А. Формирование у младших школьников экологического отношения к природе. // Начальная школа. – 2007, №6, с. 3-6.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

Крылов А.С. что такое творческий проект и как над ним работать // учитель года. – Екатеринбург, 2002. – с.182.

Кленова И.В. Организация проектной деятельности учащихся младших классов с использованием инструментов ОТСМ-ТРИЗ (курс «Окружающий мир», 2 класс). http//jlproj.org

Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. Под ред. Е.С. Полат. – М.,: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.



Предварительный просмотр:

Мое педагогическое кредо «Я -учитель»C:\Users\Айслана\Desktop\проект\20170308_122916-1.jpg

Я – учитель. Откуда я пришел? Почему? К чему я стремлюсь? Вот о чем я думаю, когда каждый раз захожу в шумную от ребячьих голосов и криков, полную движения, большую, светлую нашу школу. Ученики начинают со мной здороваться, каких только нет детей! Все они такие разные! Их объединяет школа, учителя!

Я когда –то была одной из них. Сидела часами за партой, ходила в этой толпе, тогда я никак не могла понять, откуда у учителей столько ума и терпения. Со звонком начинают урок и до звонка успевают объяснить тему, проверить знания и иногда даже поиграть. В детстве я восхищалась их добротой и вниманием. Могущественней профессии просто не было, все профессии начинались с учителя. Со временем мое мнение не изменилось.

Подобно матери родившей дочь, которая в впоследствии тоже станет матерью, я стала учительницей, которую вырастила учительница. Так я отвечаю каждый раз на свои вопросы. Я вернулась в школу. Пришла, чтобы вернуть то тепло и радость, знание и ум теперь уже  моим ученикам; хочу, чтобы они тоже почувствовали ту мою «сказку», и «летели» вперед такими же «крыльями», какие мне подарили мои учителя.

Моя цель- это воспитать и вырастить  таких детей, чтобы они пошли и сделали больше, чем я, и чтобы они вырастили детей лучше, чем они. Вот тогда моя цель будет достигнута. Что с любовью сделано, то всегда по душе. Каждый ценит  то, что выбрал, кто машину, кто невесту, кто-то ценит красоту, я – профессию свою.

Один мудрец сказал: Помни: ребенок это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь. Поэтому мое педагогическое кредо ориентировано на ребенка. Я принимаю его, и принимаю таким, какой он есть, слышу его, терпелива к нему, стараюсь вовремя его поддержать. Так я проработала в школе 18 лет. За это время старалась не только сама учить детей, но и к ним обращалась за помощью и советом, в результате чего между нами возникало доверие и сотрудничество.

Наше время – время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях,  творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. В своей работе я уделяю огромное внимание использованию различных методов и приемов, которые могли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.  Хочу сказать, что я благодарна судьбе, что попала в школу и стала учителем. Для меня школа – это самая удивительная страна, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, здесь некогда  скучать, тратить время на пустое, каждый ученик – мечтатель, исследователь, творец, строитель… Поэтому здесь уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. Это мы с вами, учителя!

Мы учимся всю жизнь. Как говорил   К. Ушинский, «Учитель до тех пор учитель, пока он учится». Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать свое образование незаконченным. Я нахожусь в постоянном поиске и не позволяю себе остановиться на достигнутом. Поэтому мы постоянно повышаем свою квалификацию, идем в ногу со временем. Сегодня мы работаем по новым стандартам. В основе нашей работы лежит системно-деятельностный подход. То есть мы, учителя, идем не впереди учеников, а рядом с ними. Дети сами открывают новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Таким образом, мы растем и развиваемся вместе с нашими учениками, они являются нашим продолжением.  

Писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им творениях. А мой труд будет жить в мыслях и поступках людей.  

 


Предварительный просмотр: